ГЛАВНАЯ
> Журнал "NB: Административное право и практика администрирования"
> Содержание № 02, 2023
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи
уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера
указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Куракин Алексей Валентинович, доктор юридических наук, kurakinaleksey@gmail.com
Содержание № 02, 2023
Государственная, муниципальная служба и гражданин |
Боброва А.В. - Принцип "зеркального отражения" в правах и обязанностях участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов |
|
c. 1-13
|
DOI: 10.7256/2306-9945.2023.2.39725
EDN: IEOEAL
Аннотация: Предметом исследования является взаимосвязь прав и обязанностей участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов, а именно реализация принципа «зеркального отражения» при комплексном формировании прав и обязанностей. Целью исследования выступает поиск пробелов таможенного законодательства, не позволяющих напрямую увязать права и обязанности субъектов таможенного дела, а также разработка рекомендаций по его изменению. Методологической основой исследования послужил сравнительный анализ прав и обязанностей таможенных органов и их должностных лиц с правами и обязанностями участников внешнеэкономической деятельности, в частности, декларантов, лиц, подлежащих таможенной проверке, и других участников. Новизна исследования заключается в формировании и обосновании принципа «зеркального отражения» при введении прав и обязанностей основных контрагентов в таможенном деле. Исследование выявило несоответствие прав и обязанностей сторон, причем, как в контексте отношений «таможенные органы – участники внешнеэкономической деятельности», так и при сравнении прав и обязанностей каждой из сторон. Было также показано, что они не представлены системно и в полном объеме в нормативно правовых актах, а их реализация сдерживается отсутствием действенного механизма. Результаты исследования могут быть использованы законодательной властью страны для внесения поправок в таможенное законодательство и таможенными органами для регулирования отношений с участниками внешнеэкономической деятельности. В статье разработаны рекомендации по совершенствованию правовой основы отношений для субъектов таможенного дела, в частности предложено привести права и обязанности сторон в полное соответствие, а также обосновать в рамках каждого права и обязанности механизм их действия.
Административный процесс и процедуры |
Субанова Н.В. - Особенности разрешительной деятельности в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. |
|
c. 14-28
|
DOI: 10.7256/2306-9945.2023.2.38183
EDN: CNCYGI
Аннотация: Объектом исследования выступает совокупность правоотношений, складывающихся в процессе осуществления разрешительной деятельности в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, продолжающей оставаться одной из наиболее криминализированных областей экономики России, высокий удельный вес разрешительного регулирования которой обусловлен стабильной доходностью и оборотоспособностью товаров, наличием устойчивого спроса, а также рисками, связанными с причинением ущерба жизни или здоровью граждан, влиянием алкоголизации населения на демографическую ситуацию в стране, ее тесной взаимосвязью с преступностью. Автор подробно рассматривает особенности разрешительного воздействия на регулируемую отрасль, уделяя внимание ее правовой основе и содержанию, основным проблемам и направлениям совершенствования, что охватывается предметом настоящей работы. Новизной отличается авторская позиция, объясняющая специфику административно-правового режима оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в контексте сочетания воздействующих на хозяйствующих субъектов различных форм разрешительной деятельности – прежде всего речь идет о лицензировании. Поступательное усложнение публично-правовых элементов регулирования алкогольного рынка, нацеленное на защиту общих (общественных) интересов, не исключающих и фискальной заинтересованности, осуществляется в направлении детализации порядка оборота такой продукции и условий деятельности лицензиатов. Автор отмечает безусловно положительное влияние на состояние законности при осуществлении разрешительной деятельности в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции тенденции совершенствования ее правовой основы, унификации и централизации правового регулирования. Вместе с тем, выявлены и некоторые его недостатки, отражающие особенности лицензирования видов деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основе норм специального закона.
Проблемы административных и муниципальных правоотношений |
Ломов И.С. - Актуальные проблемы нормативного правового регулирования государственной регистрации транспортных средств (самоходных машин) в Российской Федерации |
|
c. 29-38
|
DOI: 10.7256/2306-9945.2023.2.39847
EDN: JNNXVC
Аннотация: 2022 год стал определяющим периодом для коренных изменений законодательства нашей страны. Он стал не только толчком к глобальному реформированию, но и в полной мере определил основные этапы предстоящей работы по перекраиванию нормативной системы страны в целом. Специальная военная операция дала преждевременный толчок к окончательному пониманию наиболее важных и приоритетных сфер жизни нашей страны. Одной из таких сфер, безусловно, является транспортный сектор. От полной прозрачности в данной сфере зависит прежде всего жизнь и здоровье людей, сохранность имущества и безопасность для окружающей среды. Наша статья призвана определить ключевые проблемы нормативного правового регулирования государственной регистрации транспортных средств (самоходных машин) в Российской Федерации и предложить их решение. Актуальность нашей темы связана с усилением контроля со стороны государства за процессами, связанными с использованием гражданами транспортных средств или самоходных машин в личных, производственных, сельскохозяйственных и иных целях. Основной задачей нашей статьи является вынесение предложения о коренном изменении нормативного правового подхода к действиям, связанным с государственной регистрацией уполномоченными органами Российской Федерации транспортных средств и самоходных машин. Уникальность работы и её научная новизна состоит в том, что обозначенные нами проблемы в сфере государственной регистрации транспортных средств и самоходных машин впервые предлагается решить путем внесения изменений в целый комплекс нормативных правовых актов Российской Федерации, а также путем изменения уже устоявшихся процессуальных принципов работы регистрирующих органов.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ |
Атабеков А.Р. - Публично-правовые аспекты технического регулирования искусственного интеллекта в России и мире. |
|
c. 39-47
|
DOI: 10.7256/2306-9945.2023.2.39938
EDN: EFVTPO
Аннотация: Предметом исследования выступают правоотношения публичных органов в области технического регулирования в отношении искусственного интеллекта.Объектом исследования выступают нормативные документы, рекомендации и иные документы, регламентирующие вопросы реализации автономности искусственного интеллекта для целей публичных правоотношений в России и зарубежных странах, а также академические публикации и аналитические отчеты по исследуемой проблематике.Методология исследования интегрирует комплекс современных философских, общенаучных, специально-научных методов познания, включая, диалектический, системный, структурно-функциональный, герменевтический, сравнительно-правовой, формально-юридический (догматический) и др.В рамках настоящего исследования делается особый акцент на осуществлении сравнительного правового исследования проблем обеспечения надлежащего качества технического регулирования искусственного интеллекта через призму действий органов по стандартизации и иных публичных органов власти. В рамках указанной статьи проводится сравнительный анализ действующих подходов по осуществлению технического регулирования искусственного интеллекта в публично-правовом аспекте России и зарубежных стран. В рамках проведенного компаративного анализа выявлены базовые проблемы в области осуществления надлежащего технического и публичного регулирования искусственного интеллекта в мировой практике, рассмотрена отдельно практика технического регулирования в России, а также предложены возможные компенсирующие правовые мероприятия, обеспечивающие прозрачную и надлежащую практику осуществления технического регулирования искусственного интеллекта в сферу государственного управления в России.Рассмотренные типовые ситуации, действующая практика технического регулирования искусственного интеллекта, а также предложенные автором методы могут найти свое отражение в законодательной и правоприменительной практике профильных органов власти, отвечающих как за техническое регулирование, так и за вопросы обеспечения интеграции указанной технологии в сферу публичных правоотношений.
Бегеза В.В. - Организация деятельности органов внутренних дел в условиях появления новых вызовов кибербезопасности России |
|
c. 48-57
|
DOI: 10.7256/2306-9945.2023.2.39962
EDN: ASFTXL
Аннотация: В статье рассматривается проблема организации и эффективности правоохранительныхорганов в обеспечении киберпрбезопасности Российской Федерации.На основании анализа нормативно-правовых актов и результативности деятельности правоохранительных органов.Киберпреступность с каждым годом приобретает все большую популярность и тем самым все большее значение ей придается со стороны правоохранительных органов.Статистика ГИАЦ МВД России о состоянии преступности в РФ за январь - октябрь 2022 года показывает, что количество преступлений, которые совершены с использованием информационных технологий, сократилось на 5,6% . Однако, такая статистика подтверждает лишь то, что правоохранительные органы успешно справляются с выполнением превентивной функции, предупреждая и пресекая преступления в сфере информационных технологий. В то же время статистика не говорит о том, что киберпреступления теряют свою актуальность. Они приобретают новый формат, становясь более изощренными в техническом плане, что, безусловно, требует от правоохранительных органов большей компетенции и профессионализма в этой сфере.В 2022 году в структуре органов внутренних дел действует новое управление – «Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий» как специализированное управление в структуре МВД России. В качестве причин создания Управления законодатель указывает – рост компьютерных атак, дистанционных хищений денежных средств и активное развитие противоправной цифровой индустрии.
|