по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Фаритов Анатолий Тависович
Педагогика и просвещение, 2020-1
Фаритов А.Т. - Компонентный состав системы формирования инженерной компетенции учащихся общеобразовательной организации c. 56-62

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.1.31059

Аннотация: В рамках данной работы проведено исследование, позволяющее раскрыть внутреннюю структуру инженерной компетенции учащихся общеобразовательной организации как основы проектно-исследовательской деятельности, реализуемой в рамках школьной учебной программы. Выявлены и очерчены границы между понятиями «компетенция» и «компетентность». Приведено подробное определение инженерной компетенции. Изучен компонентный состав системы формирования инженерной компетенции учащихся общеобразовательной организации. В качестве объекта исследования выступает инженерная компетенция, в качестве предмета была определена совокупность образующих ее компонентов. Представленные в работе результаты были получены посредствам контент-анализа содержания уже имеющихся научных работ, соответствующих теме исследования, сопоставления и систематизации обнаруженных данных. Установлено, что инженерная компетенция учащегося имеет многокомпонентный состав, который представлен совокупностью мотивационной, деятельностной, личностной, интеллектуальной, когнитивной и рефлексивной составляющих. Научная новизна полученных результатов заключается в том, что описанные компоненты могут быть использованы для критериальной оценки инженерной компетенции учащихся общеобразовательной организации. Все описанные в данной работе компоненты могут быть использованы в качестве основы для критериальной оценки уровня сформированности инженерной компетенции учащегося.
Современное образование, 2019-4
Фаритов А.Т. - Формирование инженерной компетенции учащихся общеобразовательных учреждений как педагогическая проблема c. 64-77

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.30889

Аннотация: Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что на современном этапе человеческая цивилизация находится на качественно новой стадии своего развития. Влияние технологий неуклонно повышается. Соответственно, в связи с подобным положением дел актуализируется задача развития инженерного мышления как основополагающей характеристики современного человека. В деле преобразования окружающего мира именно инженерное мышление выступает как ведущий и наиболее значимый тип мыслительной деятельности человека. Данная разновидность мыслительных операций, свойственная человеку, воплощает в себе инновационную идею и новейшую технологию. Специалисты, обладающие инженерным мышлением, являются крайне востребованными в современном обществе. Они задействованы в конструкторских бюро, на наиболее современных производствах, в эффективно развивающихся организациях и т.д. Исследование проводилось с использованием комплекса методов: теоретических (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ существующих точек зрения, теоретическое обобщение), эмпирических (наблюдение, педагогический эксперимент, анализ продуктов инженерной деятельности учащихся, обобщение опыта). Переход к инновационной экономике актуализирует задачу всемерного развития и поддержки будущих инженерных кадров. В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. содержится указание на значимость «всемерного стимулирования инновационной активности молодежи». Развитие у учащихся научно-технического творчества, изобретательства, навыков конструирования и т.п. является одним из фундаментальных компонентов образовательной системы в условиях перехода отечественной экономики к инновационному типу.
Современное образование, 2019-4
Фаритов А.Т. - Методология изучения процесса формирования инженерной компетенции учащихся общеобразовательных учреждений c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.31213

Аннотация: Данная работа содержит результаты проведенного исследования, цель которого - изучение подходов к формированию инженерной компетенции учащихся общеобразовательных учреждений. В ходе исследования было сформировано исчерпывающее определение понятия «инженерная компетенция», изучены особенности подходов к ее формированию и выявлены принципы каждого описанного подхода, соответствующие особенностям формирования инженерной компетенции. Работа базируется на широкой базе уже имеющихся научных трудов, соответствующих теме исследования. В качестве объекта исследования выступает инженерная компетенция, в качестве предмета была определена совокупность научных подходов и соответствующих им принципов, наиболее эффективно способствующих ее формированию у учащихся общеобразовательного учреждения (7 – 9 классы). Представленные результаты получены посредством первичного содержательного контент-анализа тематической научной литературы, обобщения и структурирования собранной информации и последующего сравнительного анализа и индуктивного сведения особенностей изученных подходов в единую систему. Основные методы исследования представлены совокупностью общенаучных (описание, сравнение, обобщение, гипотетико-индуктивный метод, системный анализ) и частно-научных (описательный контент-анализ) методов. Научная новизна полученных результатов заключается в систематизации и оформлении понятия «инженерная компетенция учащихся», раскрытии содержания наиболее оптимальных подходов обучения с позиции формирования инженерной компетенции, а также выявлении соответствующих развитию проектно-исследовательской деятельности принципов обучения. В соответствии с результатами проведенного исследования, в работе обоснована целесообразность комплексного применения подходов (личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного и системного) к формированию инженерной компетенции учащихся среднеобразовательного учреждения.
Современное образование, 2019-4
Фаритов А.Т. - К вопросу применения 3D-прототипирования во внеурочной деятельности учащихся c. 55-63

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.31593

Аннотация: Современные мировые стандарты требуют от государственной образовательной системы разработки принципов освоения основ проектно-исследовательской деятельности, в частности, обретения навыков 3D-прототипирования. На данный момент существует взаимосвязь между осознанием важности внедрения современных технологий в образовательный процесс и недостаточностью проведенных научных исследований по этой теме. Таким образом, предметом исследования данной статьи определены организационные условия, при которых внедрение технологии быстрого прототипирования в условиях внеурочной деятельности в рамках школы будет целесообразным и эффективным. Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений был использован комплекс методов: теоретических (изучение и анализ литературы, системный анализ, классификация, аналогии, интегрирование, моделирование); эмпирических (изучение и обобщение педагогического опыта, анализ продуктов деятельности педагогов и учащихся, наблюдение, в том числе включенное, интервьюирование, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа), качественную и количественную обработку результатов исследования. По итогам проведенного исследования определено содержание педагогического обеспечения процесса применения технологии 3D-прототипирования в общеобразовательный процесс во внеурочной деятельности. Обоснованы и экспериментально проверены внешние обстоятельства, влияющие на эффективность интегрирования 3D-технологий в образовательную среду школы.В результате проведенного исследования нами изучены особенности технологии быстрого прототипирования, а также возможности их использования в образовательном процессе.
Педагогика и просвещение, 2019-4
Фаритов А.Т. - 3D-моделирование и прототипирование во внеурочной деятельности учащихся в школе c. 155-167

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31700

Аннотация: В статье автором рассмотрен вопрос применения 3D-прототипирования в образовательном процессе. Сегодня технология 3D-печати стала доступной для большинства образовательных учреждений. Использование во внеурочной деятельности способствует переориентации учащихся с виртуальной среды на исследование реального мира, разработки собственных материальных предметов, формированию инженерной компетенции, развитию творческих способностей, математического мышления, ранней профориентации. Новые стандарты требуют от государственной образовательной системы разработки принципов освоения основ проектной деятельности, в частности, обретения инженерных навыков. 3D-прототипирование позволяет по-новому применить технологию проектного обучения во внеурочной деятельности. Разработка и внедрение программ внеурочной деятельности в форме проекта ориентируют учащихся на развитие коммуникативных навыков, креативного мышления, интереса к обучению, приобретение навыков пространственного мышления и понимания конверсии 2D в 3D, проявлению самостоятельности в выполнении заданий и самоорганизации. В качестве объекта исследования выступает 3D-моделирование и прототипирование. Представленные результаты получены посредством первичного содержательного контент-анализа тематической научной литературы, обобщения и структурирования собранной информации в единую систему. Основные методы исследования представлены совокупностью общенаучных (описание, сравнение, обобщение) и частно-научных (описательный контент-анализ) методов. Научная новизна заключается в описании этапов введения технологии 3D-печати в образовательный процесс. Автором рассмотрена возможность применения технологий объёмной печати во внеурочной деятельности учащихся основного общего образования. По итогам проведенного исследования определено содержание педагогического обеспечения процесса применения технологии 3D-прототипирования в общеобразовательный процесс во внеурочной деятельности.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.