ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Чертополохов Виктор Александрович
Историческая информатика, 2020-4
|
Мироненко М.С., Чертополохов В.А., Белоусова М.Д. - Технологии виртуальной реальности и решение задачи разработки универсального интерфейса для исторических 3D-реконструкций. |
|
c. 192-205
|
DOI: 10.7256/2585-7797.2020.4.34671
Аннотация: В статье обобщаются результаты двухлетнего исследования вопросов применения технологий виртуальной и дополненной реальности, используемых в проекте виртуальной реконструкции исторического ландшафта Белого города Москвы XVI-XVIII веков. Приводится описание математических методов, программного и аппаратного обеспечения, которое позволяет широкому кругу пользователей получать доступ к исторической реконструкции исторических городских ландшафтов. Важной особенностью реконструкции стало совершенствование работы модуля верификации построенных трехмерных моделей ландшафта, строений и окружающей сцены на основе использованных исторических источников. Приводятся основные принципы, на которых строится модуль верификации и его виртуальный интерфейс. Рассматриваются некоторые оптимальные задачи, решаемые для построения интерфейса. Используется гибридная система отслеживания движений, как комбинация оптических и инерциальных данных. Архивные источники, использованные в процессе реконструкции, представлены в виртуальной среде при помощи трёхмерного графического пользовательского интерфейса для виртуальной реальности. Отображаемая информация генерируется из базы данных исторических источников, включающей в себя информацию о городской застройке, отдельных строениях Белого города, их частях, местоположении, назначении, владельцах и дате строительства. В базе содержатся как текстовые, так и графические исторические источники. Полученные результаты включают также новые алгоритмы и программно-аппаратные комплексы и результаты проведенного эксперимента.
Историческая информатика, 2020-1
|
Лемак С.С., Чертополохов В.А., Кручинина А.П., Белоусова М.Д., Бородкин Л.И., Мироненко М.С. - Задачи оптимизации расположения элементов интерфейса в виртуальной реальности (в контексте создания виртуальной реконструкции исторического рельефа Белого города) |
|
c. 81-93
|
DOI: 10.7256/2585-7797.2020.1.32205
Аннотация: Статья описывает постановку задачи оптимизации расположения элементов трехмерного пользовательского интерфейса для виртуальной реконструкции рельефа исторического центра Москвы XVI-XVIII веков. Для работы с интерфейсом были интегрированы шлем виртуальной реальности, система отслеживания движений человека и окулографический комплекс. Пространственное представление исторической реконструкции сопровождается специализированным интерфейсом, позволяющим получить доступ к базе источников. Представлен критерий, который позволит говорить об оптимальности расположения элементов интерфейса в виртуальном пространстве. Задача рассматривается при наличии неизвестных заранее факторов, таких как размеры рук пользователя, отклонения положения интерактивного объекта, ограничения на размещение элементов интерфейса. В статье приведена постановка общей задачи и решены несколько внутренних задач, связанных с построением множества допустимых положений элементов интерфейса и оценкой движения взора от одного элемента интерфейса к другому. В статье впервые предложен алгоритм численной оптимизации интерфейса в трехмерном виртуальном пространстве, моделирующем рельеф и историческую застройку территории центра Москвы, с обеспечением перемещения пользователя допускающим доступ к историческим источникам, на основе которых проведена виртуальная реконструкция изучаемых объектов историко-культурного наследия.
|