ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Колпаков Максим Юрьевич
Genesis: исторические исследования, 2022-5
|
Колпаков М.Ю., Михеев Д.В. - Дорожная повседневность Псковского пограничья на заре Петровской эпохи |
|
c. 30-42
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2022.5.38145
Аннотация: Предметом исследования является дорожная повседневность Псковского приграничного региона в описании иностранных путешественников, посетивших Русское государство в начале правления Петра Великого. Свидетельства путешественников, дипломатов и военных позволяют проследить первые изменения, связанные с дорожной инфраструктурой, отношением к иностранцам и образом жизни местного населения, наблюдавшиеся в последней четверти XVII века. Впечатление, которое производила на путешественников "псковская дорога", нередко накладывало свой неизгладимый отпечаток на всё восприятие иностранцами Русского государства, а через многочисленные письма, дневники и отчёты, закладывался образ России в Европе накануне масштабных Петровских реформ. Вплоть до начала Великой Северной войны, основания Петербурга и расширения границ Русского государства, дороги Псковского приграничья играли чрезвычайно важную роль в поддержании контактов с Европейскими странами, что обусловило повышенное внимание к ним как со стороны царской администрации, так и иностранных путешественников. Качество дорог и сопутствующая инфраструктура в приграничном регионе на протяжении рассматриваемого периода продолжали совершенствоваться. Сравнивая участки своего маршрута до русского рубежа и после пересечения границы, многие иностранные путешественники отмечали лучшее качество дороги во владениях русского царя в сравнении с польскими и даже шведскими владениями.
Genesis: исторические исследования, 2021-5
|
Колпаков М.Ю., Михеев Д.В. - Холодный путь в Московию: европейские путешественники XV–XVII веков в условиях русской зимы |
|
c. 27-56
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2021.5.35653
Аннотация: В XV–XVII вв. фиксируется интенсификация торговых, политических и культурных контактов между европейскими странами и Русским государством. Большие размеры страны, особенности географической среды, состояние дорожной сети, торговые и политические интересы, потребовали от европейцев длительных зимних путешествий. Итоговый массив данных, содержащий изложение и осмысление личного опыта европейских путешественников, представлен 27 сочинениями и связан с 32 визитами или проживанием на территории Русского государства. Из репрезентативного комплекса источников были выделены характеристики зим, оценки качества зимних дорог, описания используемой одежды и дорожного снаряжения, основных способов передвижения, рассказы об особенностях зимнего ночлега в помещениях и на открытом воздухе, указания на обычные и нетипичные приемы борьбы с холодом, описание способов лечения обморожения. Субъективность либо объективность «зимних» свидетельств иностранцев устанавливалась с помощью климатических характеристик одновременных региональных зимних сезонов в текстах русских летописей. Результаты анализа природно-климатических обстановок в Европе и Русском государстве на фоне изменения гелиофизических параметров позволяют утверждать, что европейские путешественники эпохи т.н. «Малого ледникового периода» приезжали из региона, где холодные зимы носили по времени более масштабный характер. В европейской части Русского государства аномальные морозы наступали несколько позже и не были столь продолжительными. За три столетия зимних путешествий к границам Московии и зимних поездок по владениям русского царя европейцы переняли опыт и технологии местного населения, выработали оригинальные рекомендации для иностранцев, желающих жить и работать в условиях «русской зимы». Новый этап адаптации экономической деятельности и быта людей к воздействию холодного климата станет возможным после появления новых видов транспорта, усовершенствования системы коммуникаций в Новое время.
|