ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Волков Илья Евгеньевич
Философская мысль, 2021-6
|
Волкова В.О., Малахова Н.В., Волков И.Е. - Имагинация как феномен познания |
|
c. 54-66
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.6.35761
Аннотация: В статье рассматривается проблема имагинации как целостного феномена познания. В основу рассмотрения имагинации положена концепция телесного воплощения разума. Имагинация становится инструментом энактивного взаимодействия субъекта и объекта. Они взаимно дополняют и обновляют друг друга в деятельности познания и самопознания. Имагинация является порождающей моделью циклического взаимодействия субъекта и объекта в сопряжении образа и действия. Имагинация является моментом визуальной культуры, средством оформления мыслей и чувств в оптической согласованности мыслительных действий при воспроизводстве рисунка, сценических проявлений материала психической жизни человека, интерпретации образно-символического языка и действия. Имагинация создает пространство игры чувств, разума и тела во включенности человека в познание. Наиболее яркое проявление имагинация как феномен познания получает в практике психоанализа. Научная новизна заключается в следующем: Психоаналитическое описание показывает имагинацию в воплощении образа через тело и ум. В статье используются метод энактивного конструирования знания, метод визуализации и метод психоаналитического описания, демонстрирующий имагинацию как интегративное измерение человека, оптически согласующего тело, мысль и внешнюю среду человека. Подчеркивается роль метафор, превращенности и парадоксальности, показывающих степень свободного воплощения образа через интеграцию в нем телесного, социального и мыслимого в круговой, циклической зависимости. Имагинация создает синтезы этих измерений в «парадоксальной системе», переводе и превращении вымысла в символический язык и символические обоснования живого опыта познающего существа. Имагинация – это органическое образование человеческой натуры. Собеседник оказывается внешней средой и частью организации человека, которая создает его самого при помощи живого опыта познания и самопознания.
|