ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Крейцберга Карина Андрисовна
Genesis: исторические исследования, 2022-8
|
Крейцберга К.А. - Роль Лиги образования в становлении педологического движения |
|
c. 125-138
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2022.8.38667
Аннотация: Целью данного исследования является реконструкция взаимодействия Лиги образования с педологическим сообществом, что позволит выявить ее роль в формировании педологического опыта, применяемого, впоследствии, в 20-30-е гг. XX в. в СССР. Предметом исследования является сообщество, созданное Лигой образования и реализующее педологические эксперименты в образовательном пространстве начала века. Особое внимание автор уделяет результатам деятельности Лиги образования на примере Петрограда. Выявляется связь научного наследия членов Общества и применения данных материалов в более поздний период существования педологического движения, после 1917 г. В работе анализируются проекты Лиги образования по коренному преобразованию школьного пространства с учетом социального и исторического аспектов. Период существования педологического течения до 1917 года мало изучен в историческом ключе. То же стоит отметить и относительно изучения и анализа деятельности Лиги образования. Данная организация описана в большинстве источников несколькими общими абзацами. Новизна исследования заключается в разработке и анализе архивных материалов, касающихся организации и деятельности Лиги образования (исследование велось на базе документов ЦГА СПБ, ЦГИА СПБ, ЦГАИПД СПБ). Лига образования играла существенную роль не только в рамках аналитического изучения образовательного пространства, накопления педологического опыта, поиска ведущих педагогических разработок, но и в тиражировании данных материалов. Деятельность организации и ее обществ широко освещалась в печатных изданиях. Не смотря на успешную и продуктивную деятельность, от Лиги образования правительство откажется. И связано это, в первую очередь, с политическим контекстом, от которого изначально, согласно Уставу организации, члены общества должны были быть абстрагированы. Специалисты, о которых идет речь в исследовании, продолжили свою работу уже в других учреждениях и создавали фундамент советской педологии.
Genesis: исторические исследования, 2022-6
|
Крейцберга К.А. - Работа первых лабораторий экспериментальной психологии в ключе педагогического сообщества в начале 20 века. |
|
c. 130-142
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2022.6.36136
Аннотация: Предметом исследования является зарождение первых экспериментальных лабораторий и их взаимодействие с педагогическим сообществом. Акцент сделан на предпосылках и спорных моментах данного сотрудничества, которое станет основой для педологических экспериментов в 20-е годы, также учитывается правовое функционирование нового, на тот момент, исследовательского пространства. Объектом исследования является педология как новое научное направление. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как социально-экономические предпосылки, формирование и научный потенциал педологических экспериментов. Особое внимание уделяется конкретным представителям, их профессиональной деятельности, оценке нового направления в дореволюционном пространстве Российской Империи. Основными выводами проведённого исследования являются: выявление "надуманности" нового течения, обобщение полученного опыта, анализ оценки первых успехов деятельности лабораторий, значение работы первой педологической лаборатории А. П. Нечаева в Санкт-Петербурге, сравнение общего хода развития экспериментальной науки педологии с европейскими аналогами. Особым вкладом автора в исследование темы является реконструкция ментального пространства взаимодействия учителей и ведущих специалистов в области педологических экспериментов, в привлечении архивных документов ЦГА СПб относительно истории первой педологической студии в Санкт-Петербурге. В исследовании предпринимается попытка проследить научный путь распространения педагогических идей новой парадигмы. Новизна исследования заключается в выявлении реальных изменений в педагогическом сообществе начала 20 века.
|