по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кыргыс Зоя Кыргысовна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2023-1
Кыргыс З.К., Ондар Б.В. - По следам русских ученых Тувинской народной музыки c. 35-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.1.43883

Аннотация: Статья призвана осветить значение записей песенного фольклора на примере документального научного наследия первых ученых-исследователей тувинского музыкального фольклора А. Н. Аксенова, Е. В. Гиппиуса за период с 1927 по 1965 годы. Методологическую основу составляют принципы исторической преемственности, объективности, целостного подхода к анализу истории развития традиционной тувинской вокальной музыки и перспектив ее развития. Изучение народной музыки неразрывно связано с развитием профессионального искусства. В настоящее время произведения приезжих советских композиторов, мелодически связанные с тувинским фольклором, в репертуаре концертных программ творческих коллективов города Кызыла практически не исполняются. Одним из главных препятствий к их дальнейшему применению является отсутствие этих произведений в учебных программах в музыкальных учебных заведениях. Анализируются вопросы перспективы использования сохранившихся источников в цифровом архиве Академии «Хөөмей». Поставлен вопрос о необходимости создания единого институционального репозитория сочинений и материалов по творчеству русских специалистов, музыковедов, ученых, которые исследовали музыкальную культуру тувинцев в советский период. Современная тувинская музыкальная фольклористика во многом базировалась на результатах исследования А. Н. Аксенова, деятельность которого послужила основным ориентиром для изучения тувинской народной музыки и способствовала расцвету тувинского музыкального искусства в Туве.
Культура и искусство, 2022-3
Кыргыс З.К., Ондар Б.В. - Колыбельная песня «өпей хөөмей» как историко-культурная память тувинского народа c. 30-40

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.3.37288

Аннотация: В настоящей статье в научный оборот вводится понятие ʻөпей хөөмейʼ – мужская колыбельная песня, исполняемая субстилем хөөмей, исходя из базового вида тувинского горлового пения. Вид народного музицирования, бытующий в традиционной культуре, рассматривается авторами в историко-музыковедческом, психологическом и этнопедагогических аспектах. Цель статьи – определить сущностные смыслы колыбельного хөөмея, отражающего мировоззрение, тип хозяйствования, религию; поэтическое мышление, передающее отношение к ребенку как высшей ценности семьи. В статье показаны исполнительские традиции колыбельного хөөмея (напевы и распевы, вербальные тексты, специфические тембровые признаки и др.). Авторы обращают внимание на наличие единой связующей в системе исполнительской традиции тувинцев (горловое пение, шаманские камлания, приучение маток домашних животных), в основе которых лежит вера в магическую силу слов (заговоров, обращений, благопожеланий). При изучении данного феномена использован комплекс методов: системного, историко-типологического, культурно-исторического, этнокультурологического. В системе горлового пения тувинцев, отличающегося многообразием видов и их разновидностей, колыбельный хөөмей полностью сохранил свое первоначальное значение и функцию, как форма звукотворчества с оригинальным способом звукоизвлечения. Углубленный анализ этого явления в тувинской культуре показал, что его структурными компонентами являются собственные исполнительские традиции (напевы и распевы, вербальные тексты, тембровые окраски и др.); смыслы, характеризующие традиционное мировоззрение, тип хозяйствования, этно- и культурогенез, духовный элемент сознания, религию, этикет и др. Исследование и популяризация колыбельного хөөмея востребованы в современном обществе в решении проблем воспитания в раннем возрасте, когда значимость приобретает учёт закономерностей рефлексии сознания, связанного с ареалом развития и ландшафтом, мировоззрением и ценностными ориентациями семьи, рода и народа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.