по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Тулитбаева Галина Фанилевна
Педагогика и просвещение, 2024-1
Тулитбаева Г.Ф., Сафина Л.Ф., Гиниятова З.М., Сафронова Е.В. - Особенности корреляционной структуры идентичности у подростков с суицидальными попытками c. 135-146

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.39973

Аннотация: С самого начала пандемийного периода по заболеваемости Covid-2019, многочисленные источники фиксируют увеличение количества самоубийств среди подростков, это число не падает и по сей день. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на исследование корреляционной структуры социальной и личностной идентичности у подростков с суицидальными попытками в анамнезе и подростков без суицидальных попыток. Все подростки, совершившие попытку суицида, на момент исследования проходили курс лечения в ГБУЗ Республиканском клиническом психотерапевтическом центре и ГБУЗ РБ Республиканской клинической психиатрической больнице (42 человек). Группу подростков без суицидальных намерений составили 84 учащихся МАОУ «Физико-математический лицей № 93» ГО г. Уфа РБ.    В исследовании описаны различия в корреляционных структурах социальной и личностной идентичности в двух выделенных группах подростков. По результатам корреляционного анализа как в группе подростков без суицидальных намерений, так и в группе подростков с суицидальным поведением обнаружены взаимосвязи между показателями социальной идентичности: «времяпрепровождение», «коллективная самооценка», «сплоченность», «межгрупповая конкуренция» и «нисходящее сравнение». В группе подростков с суицидом в анамнезе не обнаружено связей каких-либо показателей социальной идентичности с личностной идентичностью, в то время как во второй группе имеется связь между показателями социальной и личностной идентичности.
Психолог, 2023-6
Тулитбаева Г.Ф., Хайдаршина Р.Н. - Исследование взаимосвязи одиночества и суицидальных рисков у подростков и пожилых людей c. 66-79

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.6.39455

Аннотация: В статье представлены результаты исследования, посвященного выявлению взаимосвязи одиночества и степени суицидального риска у подростков и лиц пожилого возраста. Предметом исследования явилась взаимосвязь одиночества и суицидального риска у лиц подросткового и пожилого возраста. В качестве методов использовались «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев), методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон), методика «Карта риска суицида» (модификация Л. Б. Шнейдер), «Шкала оценки риска суицида» (Patterson), «Шкала безнадёжности» (А. Бек), математико-статистический анализ. Новизна исследования состоит в том, что впервые выявлена система взаимосвязей одиночества и суицидальных тенденций в подростковом и пожилом возрастах. В ходе исследования в обеих исследуемых группах была установлена взаимосвязь переживания одиночества и уровня суицидального риска. При этом субъективная оценка уровня своего актуального одиночества как высокого, негативное отношение к своему одиночеству и зависимость от общения связаны с высоким уровнем суицидального риска, а позитивное отношение к одиночеству и низкая степень переживания актуального одиночества связаны с низким уровнем риска суицида. Полученные результаты свидетельствуют о том, что существует путь преодоления негативных аспектов одиночества и снижения числа суицидов, который связан с изменением отношения к одиночеству, способностью к саморегуляции, умением находить и пользоваться внутренними и внешними ресурсами личности. Полученные выводы будут полезны как психологам, так и специалистам, работающим с подростками и пожилыми людьми.
Психолог, 2023-3
Тулитбаева Г.Ф., Политика О.И., Сафина Л.Ф. - Особенности идентичности у подростков с суицидальными попытками во время пандемии COVID-19 c. 38-45

DOI:
10.25136/2409-8701.2023.3.38250

Аннотация: С самого начала пандемийного периода по заболеваемости Covid-2019, многочисленные источники фиксируют увеличение количества самоубийств среди подростков. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение социальной и личностной идентичности у подростков с суицидальными попытками в анамнезе и подростков без суицидальных попыток. Все подростки, совершившие попытку суицида, на момент исследования проходили курс лечения в ГБУЗ Республиканском клиническом психотерапевтическом центре и ГБУЗ РБ Республиканской клинической психиатрической больнице (42 человека). Группу подростков без суицидальных намерений составили 84 учащихся МАОУ «Физико-математический лицей № 93» ГО г. Уфа РБ. В исследовании описаны различия в социальной и личностной идентичности в двух выделенных группах подростков. Обнаружены статистически достоверные различия между подростками, совершившими попытку самоубийства, и подростками, не имеющими попыток в анамнезе, по следующим показателям: социально-психологическая адаптация, личностная идентичность, нисходящее сравнение. У подростков без суицидальных намерений уровень выраженности социально-психологической адаптации выше, они более позитивно относятся к себе как к личности, у них стабильная система ценностных ориентаций и высокий уровень рефлексивности, в отличие от подростков с суицидальными попытками в анамнезе. Подростки с суицидальными попытками в меньшей степени ощущают и осознают уникальность своей личности, неповторимость своих личностных качеств, для них характерно непринятие норм и правил общества, стремление к отстраненности, безразличие к собственному Я, потеря интереса к своему внутреннему миру, заниженная самооценка. Выборки схожи по показателям времяпрепровождение, сплоченность, межгрупповая конкуренция и сравнение, коллективная самооценка.
Психолог, 2016-6
Тулитбаева Г.Ф. - Социально-личностный интерес в структуре личности будущих психологов c. 46-53

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.21484

Аннотация: Работа посвящена исследованию личностной структуры психологов. Статья содержит определение социально-личностного интереса психолога, который предполагает не просто проявления интереса к переживаниям клиентов, их желаниям и потребностям, а оказание им активной действенной помощи как субъектам социально и личностно значимых видов деятельности. Социально-личностный интерес психолога определяется как интегральное качество личности психолога, выражающееся в познавательной направленности на личность других людей и активно-деятельностном отношении к ним, заключающемся в создании психологических условий для их развития и самореализации в осуществляемой ими деятельности. В качестве методологического основания выступил субъектно-деятельностный подход в психологии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Проведенный корреляционный и факторный анализ позволил выявить четыре компонента социально-личностного интереса у студентов-психологов: эмоционально-регулятивный, когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативно-поведенческий, послуживших основой для целенаправленного формирования социально-личностного интереса у студентов психологов на этапе обучения в вузе и диагностики их динамики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.