ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Октябрьская Ольга Святославовна
Октябрьская О.С. - Проблемы самореализации ребёнка в трилогии Юлии Кузнецовой о "Варе и Оле" |
|
c. 115-123
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.3.70280
Аннотация: В статье исследуются проблемы самореализации ребёнка младшего школьного возраста на примере произведений, написанных в начале 2020-х гг., трилогии Юлии Кузнецовой о "Варе и Оле". Выявляются психологические особенности данной возрастной группы, а также оригинальные черты современных произведений для детей семи-десяти лет. В данной работе актуализированы темы взаимоотношений детей в семье, коллективе класса, зарождающихся дружеских союзах, а также проблемы взросления и социализации. Представлена достаточно оригинальная типология характеров детей, актуальных для современной действительности. Значимость и важность данной статьи обусловлена важностью поставленных проблем, а также современным и практически неизученным материалом исследования, коим являются произведения Ю. Кузнецовой, только входящих в научный оборот. Для осмысления данных аспектов в статье применяются следующие методы исследования: сопоставительный, герменевтический и сравнительно-типологический методы. С помощью системного подхода обеспечивается аналитическое исследование путей коммуникации детей между собой и детей и взрослых – родителей, бабушек и дедушек, соседей, учителей. Основным результатом данной работы стало исследование разных типов характеров детей младшего школьного возраста, путей их взаимодействия и способов самореализации. Актуальным в данной статье становится исследование практически нового и малоизученного художественного материала, вызывающего неподдельный интерес как у ровесника-адресата, так и взрослого читателя. При этом решались следующие задачи: выявление ключевых аспектов взросления и социализации ребёнка; анализ дружеских взаимоотношений, отношений приятельства и вражды-конкуренции в повестях Ю. Кузнецовой о Варе и Оле; выявление особенностей развития основных сюжетных линий и образной системы анализируемых повестей, а также жанрового своеобразия исследуемых произведений. Ключевыми аспектами статьи стали вопросы о типологии характеров детей младшего школьного возраста, нравственных аспектах взросления ребенка.
Октябрьская О.С. - Жанр каникулярной повести в произведениях ХХI века для детей и подростков |
|
c. 84-94
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2024.2.69802
Аннотация: В статье исследуются жанровые особенности каникулярной повести о детском оздоровительном лагере конца XX – начала XXI веков. Выявляются как традиции повести о пионерском лагере ХХ века, так и оригинальные черты современных произведений для детей и подростков. В статье актуализированы темы взаимоотношений подростков и детей в новом для себя коллективе, проблемы взросления и социализации. Представлена достаточно разветвленная типология детско-подростковых характеров, актуальных для современной действительности. Значимость и важность данной статьи обусловлена важностью поставленных проблем, а также современным и практически неизученным материалом исследования, коим являются произведения Вл. Крапивина, Т. Крюковой, М. Пантелеевой, Т. Михеевой и др., только входящих в научный оборот. Для осмысления данных аспектов в статье применяются следующие методы исследования: сопоставительный, герменевтический и сравнительно-типологический методы. С помощью системного подхода обеспечивается аналитическое исследование путей коммуникации детей и подростков, их социализации и самореализации в каникулярной повести. Основным результатом данной работы стало исследование разных типов характеров детей и взрослых, путей их взаимодействия и способов самореализации. Актуальным в данной статье становится исследование практически нового и малоизученного художественного материала, вызывающего неподдельный интерес у самих подростков. При этом решались следующие задачи: выявление ключевых аспектов взросления и социализации ребёнка /подростка; анализ взаимоотношений детей в повестях Вл. Крапивина, Т. Крюковой, М. Пантелеевой, Т. Михеевой и других писателей; определение особенностей развития основных сюжетных линий и образной системы анализируемых повестей, а также жанрового своеобразия исследуемых произведений. Ключевыми аспектами статьи стали вопросы о жанровой природе повестей, типологии детско-подростковых характеров, нравственных аспектах взросления ребенка.
Октябрьская О.С. - Жанр древнерусской летописи и его воплощение в поэме Н.П. Кончаловской «Наша древняя столица» |
|
c. 109-115
|
DOI: 10.25136/2409-8698.2019.6.31625
Аннотация: Предметом исследования является анализ жанровых элементов летописного сказания, реализовавшихся в исторической поэме Н. Кончаловской, преемственности поэмы Кончаловской традициям древнерусского летописи и выявление вневременного характера провозглашаемых поэтом ХХ века нравственных ценностей, выявление в поэме Н. П. Кончаловской характерных для летописи фактографической основы поэмы, хронологического принципа изложения материала с частичной ретардацией, яркой портретной живописи, мозаичного характера стыковки разноплановых эпизодов и одновременно воссоздание единого исторического процесса развития российской государственности, культуры, экономики и т. д. Основными методами исследования являются сравнительно-исторический , структурно-типологический, герменевтический методы, историко-литературный и теоретико-литературоведческий подходы сочетались с системным анализом. Научная новизна данной работы заключается в необходимости обновлённого взгляда на поэму «Наша древняя столица», которая остаётся важной составляющей нравственного воспитания современного ребёнка и подростка и продолжает лучшие традиции русской литературы. В результате исследования автор приходит к выводам о солидной фактографической основе поэмы Кончаловской,её полижанровой структуре, максимально точному и полному воспроизведению исторического колорита каждой конкретной эпохи, сложной портретной и событийной живописи.
|