по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мангасарова Людмила Анатольевна
Педагогика и просвещение, 2023-1
Литвин Д.В., Мангасарова Л.А. - Субъект-генерируемые среды как основа формирования личностно-развивающей цифровой образовательной среды c. 41-55

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.36837

Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования личностно-развивающей образовательной среды в условиях глобальной цифровизации. Раскрывается понятие цифровой образовательной среды (далее – ЦОС) в контексте ее личностно-развивающего характера, обосновывается принципиальная схема функционирования субъект-генерируемых сред в цифровой образовательной среде, выделяются факторы, определяющие личностно-развивающий потенциал цифровой образовательной среды, а также особенности деятельности педагога по формированию развивающей среды цифровыми средствами в преломлении традиций и инноваций. Традиционное понимание образовательной среды вследствие цифровизации подвергается значимой трансформации. Исследование показало, что формирование развивающей цифровой образовательной среды должно осуществляться с обязательным акцентом на субъект-генерируемые характеристики среды, разрешая противоречие между множественностью и открытостью потенциально развивающих ресурсов, с одной стороны, и неопределенностью, неочевидностью результатов взаимодействия субъектов, с другой стороны. Для педагога цифровая образовательная среда выступает дискретным образованием, тогда как для обучающегося она является единым структурированным цифровым пространством (единой средой). Деятельность педагога по формированию развивающей среды цифровыми средствами, придание ей развивающих функций связаны с педагогической компетенцией по наполнению среды соответствующим ситуационно-событийным контентом, способствующим генерации сред в образовании самими обучающимися и наполнением их аутентичным смыслом. Указанные компетенции педагога зависят от полноты теоретического осмысления особенностей возникновения субъект-генерируемых сред в цифровой образовательной среде. Научная новизна заключается в том, что впервые личностно-развивающая цифровая образовательная среда рассматривается через понятие субъект-генерируемых сред, выводящее личность обучающегося в центр соответствующих образовательных проектов. Развитие личности обучающегося в ЦОС представляется многофакторным и открытым субъект-зависимым процессом с вариативностью ресурсов для самоизменения, исследовательское отношение к которым соответствует постнеклассическому этапу развития науки.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.