Электронный журнал Человек и культура - №3 за 2015 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2015
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 24-05-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2015
Естествознание, техника и культура
Потатуров В.А. - Информатизация образования как проблема культуры c. 1-40

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15247

Аннотация: В представленной работе объектом исследования выступает фундаментальное противоречие между культурой и цивилизацией, который стал особенно остро проявляться на этапе трансформации индустриального общества в свою информационную фазу, одним из граней проявления этого противоречия является процесс информатизации общества и в частности, в области высшего образования. Предметом исследования является изучение качества образования, особенно гуманитарного блока, связанного с внедрением в учебный процесс современных информационных, компьютерных технологий. В исследовании особое внимание уделено культурологическому анализу причин и факторов, тех негативных тенденций, которые имеют место в высшей школе в связи с широким использованием информатизации и компьютеризации в учебном процессе. Как показывает практика сами эти результаты во многом противоречивые и даже негативные. В работе автор сосредоточил свое внимание, прежде всего, на анализе объективных причин, которые приводят к таким результатам. Используя, главным образом культурологический подход, автор оценивает результаты работы высшей школы в сфере информатизации сквозь призму критериев культуры. Что, на наш взгляд, позволяет видеть не только сами эти результаты, в том числе и негативные, но понять природу этих причин. В качестве основного метода исследования был использован диалектический метод рассмотрения и анализа противоречий, возникающих в процессе взаимодействия культуры и цивилизации, в том числе и в таком его аспекте, где культура и цивилизация взаимодействуют в особом режиме - в сфере образования, где сегодня широко используются средства информатизации и компьютерные технологии. На основе анализа имеющихся фактов автор приходит к выводу о том, образование эта та область человеческого, культурного пространства, где средства цивилизационного воздействия на человека являются не всегда адекватными его природе, и прежде в сфере познания, знания и формирования мировоззрения и культурной среды. Поэтому абсолютизация средств электронного воздействия и информационного обеспечения в сфере образования не всегда полезны, а в сфере гуманитарной подготовки дают негативные результаты. Забвение традиционных методов работы со студентами, абсолютизация знаниевой парадигмы, в ущерб принципам воспитания, сужает формирование у будущих граждан страны человеческих качеств. Без развития человеческого в человеке - развитие общества невозможно. В конечном счете, не техника и технологии должны управлять миром, а человек. Новизна работы заключается в новом ракурсе рассмотрения проблемы, в тех культурологических подходах и критериях, которые помогут лучше понять острые проблемы, связанные с повышением качества современного образования. Критерии культуры, являющиеся исходными в оценке выпускников вузов, позволяют находить новые методологические и методические инструментарии, способствующие разработке более эффективных технологий в образовательном процессе.
Социология культуры, социокультура
Бакуменко Г.В. - Социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования c. 41-55

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15338

Аннотация: В предлагаемой Вашему вниманию статье социокультурный процесс символизации успеха как предмет исследования определяется в качестве объективного динамического явления в рамках социальной коммуникации, имеющего отражения в исторической событийности и в артефактах культурной деятельности человека. Опираясь на сформированные представления о феномене успеха в культурологических и филологических исследованиях, мы подчеркиваем необходимость изучения процессуальной природы обозначенного предмета. Гипотетически мы полагаем, что динамика процесса символизации успеха отражает закономерности социокультурного развития человечества как глобальной системы ненаследственной информации во взаимодействии составляющих ее элементов. Мы остаемся на позициях общенаучного системного философско-аналитического метода, позволяющего обобщить накопленный теоретический и эмпирический материал современной науки. Хотя приходим к выводу о целесообразности выработки собственного аналитического метода, позволившего бы не только детальнее раскрыть изучаемое социокультурное явление, но и обогатившее бы методологическую базу аналитической культурологии. Мы исходим из того, что когнитивные и перцептивные составляющие восприятия личностью социокультурной среды равно опосредованы культурой и в равной мере участвуют в ее кибернетической модели в форме атомарных смысловых структур
Теория коммуникации и медиалогия
Синеокий О.В. - Ранняя восточно-европейская рок-журналистика как особый информационно-культурный канал (современный взгляд на проблему) c. 56-85

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15277

Аннотация: Представлены результаты документального исследования о публикациях о поп- и рок-музыке, выполненных авторами из стран Восточной Европы в период социализма. Освещены малоизученные страницы в истории восточно-европейской музыкальной журналистики в социокультурном контексте возникновения и эволюции рок-культуры. Раскрывается социально-информационная и культурно-коммуникационная роль рок-публикаций зарубежных авторов на русском языке для советских читателей. Проведен сравнительный анализ соотношения публикаций о восточно-европейской поп-музыке в советских журналах за период с 1958 по 1982 гг. Применялся сравнительно-исторический и культурологический методы. В качестве эмпирической базы выступают журналистские тексты из газетной и журнальной советской периодической печати, а также музыкальная информационно-справочная и публицистическая литература стран Восточной Европы. Основным выводам является то, что во времена социализма восточно-европейская рок-журналистика выступала для советских любителей рока особым информационно-культурным каналом. История восточно-европейской рок-музыки и современное состояние музыкальной индустрии в бывших странах «социалистического содружества», во всех современных русскоязычных рок-изданиях освещено в минимальном объеме.
Историческая культурология и история культуры
Кандаурова Т.Н. - Российские предприниматели XIX – начала XX вв.: возможна ли энциклопедия одной фамилии? c. 86-99

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15244

Аннотация: Объектом исследования являются семьи российских предпринимателей (Абрикосовых, Боткиных, Бахрушиных, Третьяковых, Мамонтовых, и др.), которые много сделали не только в области развития отечественного промышленного производства, торговли и банковского дела, но и в сфере развития отечественной культуры, и в социальной сфере пореформенного периода. В статье рассматривается возможность создания энциклопедий одной семьи, внесшей значительный вклад в развитие отечественной культуры. Подобная энциклопедическая практика может представлять интерес как в плане подготовки справочного издания, так и расширения информационного поля историко-культурных исследований. При проведении исследования использовались методы исторической культурологии, привлекался принцип историзма и отдельные элементы метода компаративистики. Вкладом автора в исследование темы выступает произведенный анализ формата энциклопедических изданий, посвященных семьям российских купцов и предпринимателей, включая анализ возможностей представления различных информационных массивов, разделов и блоков, которые позволяют отразить основные этапы жизни и деятельности больших купеческих и предпринимательских семейств и их отдельных представителей. Предлагается теоретико-методологическое обоснование возможности энциклопедического издания, посвященного отдельной предпринимательской фамилии.
Культурное наследие, традиции и инновации
Фаритов В.Т. - Пушкин и Ницше: перспективы сравнительного литературно-философского исследования c. 100-125

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15186

Аннотация: В предлагаемой статье рассматриваются перспективы и направления сравнительного литературно-философского исследования творческого наследия А.С. Пушкина и Ф. Ницше. Параллели в миросозерцании русского поэта и немецкого философа выявляются на основе сопоставления фактов жизни и творчества; отношения к античности, атеизму, язычеству и христианству; взглядов на человека и современную культуру. Целью сравнительного исследования является экспликация философской значимости поэтического мировоззрения Пушкина в контексте идей Ницше как основоположника неклассической парадигмы современной философской мысли. В статье используется методологические принципы и установки таких подходов, как сравнительное литературоведения, деконструктивизм и герменевтика. Результатом исследования является экспликация общих мотивов в мировоззрении Пушкина и Ницше. Философская значимость поэзии Пушкина раскрывается не только на основе отечественной философской мысли (В. Соловьев, В. Розанов, Д. Мережковский и др.), но и в контексте европейской философии. Тем самым раскрываются перспективы для выявления мирового значения творчества Пушкина.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.