Электронный журнал Человек и культура - №6 за 2015 г - Содержание, список статей. ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 06, 2015
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 28-12-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2015
Культура и культ
Скоробогачева Е.А. - Проблема соотношения векторности и архетипичности в культуре Выговской пустыни c. 1-27

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16862

Аннотация: Предметом исследования является изобразительное искусство Выговской пустыни. Объект исследования - феномен старообрядчества в культуре Русского Севера. В ходе работы особое внимание уделено выявлению понятия устойчивости и модернизации старообрядческих традиций в искусстве окраинных земель. Доказано, что при всей противоречивости, влияние старообрядческой среды в культуре Северной Руси позитивно, в частности, способствует расширению диапазона художественных традиций региона. Изучены факторы, способствующие распространению Северного искусства за пределы региона: на Урале, в Сибири, Поволжье, Центральной России. В данной статье необходимо использование комплексного междисциплинарного подхода. В качестве специальной методологии исследования избран целостный подход, который базируется на идеях системного анализа. При работе над конкретными исследовательскими задачами автор опирался на следующие методы исследования: 1. искусствоведческий анализ произведений, что важно в обозначении образных, идейных решений произведений, выявлении их художественного языка; 2. в вопросах атрибуции важен сравнительный метод технической и технологической специфики, позволяющий выявить типологию и самобытность конкретного памятника. 3. историко-этнографический метод способствует изучению старообрядческих художественных образцов и их символических смыслов. Основные выводы исследования: 1. подтверждение значимости Выговской пустыни как художественного центра Русского Севера; 2. определение уникальности феномена старообрядчества в историко-культурной и религиозно-философской среде, как на Севере, так и далеко за его пределами; 3. выявление важной роли старообрядцев в распространении северных традиций в большинстве регионов России.
Этнология и культурная антропология
Лебедев С.В., Максимович В.Ф. - Русский Север: исторические и этнокультурные особенности формирования российского региона c. 28-63

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.15788

Аннотация: Предметом исследования является изучение историко-культурного феномена Русского Севера. Русский Север является уникальным историко-культурным регионом России. Его особые черты придала ему история, особые социальные условия, оторванность от центральной России, которая способствовала консервации художественных ремесел. Вместе с тем северные условия способствовали инициативности, упорству, широкому распространению грамотности, что привело к тому, что Север не стал живым этнографическим музеем, а остается современным, высоко урбанизированным российским регионом, в котором не только сохраняются, но и развиваются многие виды народного искусства. В работе применяются следующие методологические подходы: культурно-антропологический, историко-культурологический. Основными методами исследования являются конкретно исторический, диалектический, сравнительный анализ. Основными выводами проведенного исследования являются: объяснение феномена Русского Севера наличием географической отдаленности региона от центральной России; отсутствием крепостного права в истории Севера; преобладанием в прошлом среди населения старообрядцев; поздняя индустриализация и урбанизация Русского Севера. Все перечисленные факторы способствовали созданию на Русском Севере уникального культурного пространства, в котором получили развитие различные русские северные народные художественные ремесла (холмогорское косторезное, северодвинская роспись по дереву, вологодское кружевоплетение, великоустюжское чернение по серебру и другое). Большинство видов народного искусства на Севере продолжают развиваться в XXI веке. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по отечественной истории. истории искусства, этнологии в учебных заведениях профессионального образования.
Знак, слово, речь, язык
Грибер Ю.А., Милонас Д. - Картография цвета: эмпирический анализ цветонаименований русского языка c. 64-94

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16636

Аннотация: Предметом исследования является практика использования денотативных образцов в эмпирических исследованиях терминов цвета. Авторы рассматривают историю и возможности эмпирического изучения названий цвета с использованием цветовых таблиц и фиксированных цветовых образцов в русском языке и приводят результаты собственного исследования. Особое внимание уделяется характеристике процедуры анализа. Рассматриваются количество и структура полученных цветообозначений, распределение основных цветонаименований русского языка, структура психологически выделенных цветообозначений, наиболее распространенные модели обозначения оттенков, степень нормативности зафиксированной цветовой лексики. Метод исследования – эксперимент, инструментарий которого позволяет сопоставить цветовые термины русского языка с цветовыми шкалами RGB и Манселла. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что ряд непроизводных неосновных слов русского языка уже достаточно прочно вошли в речевой обиход и имеют широкое употребление, поэтому их нельзя игнорировать при построении разного рода классификаций. Природа экспериментальных образцов и использование особых процедур их компьютерной обработки позволили выделить основные категории цветонаименований русского языка, составить перечни слов для каждой категории и представить «смысл» категорий в виде графического распределения (поля) оттенков. Такой способ представления данных не только является более информативным по сравнению с традиционным, но и открывает более широкие перспективы для их последующего анализа, прежде всего сопоставительного. В долгосрочные задачи исследования входит создание универсальной модели цветообозначений, предназначенной для развития внутри- и кросскультурной цветовой коммуникации.
Культурное наследие, традиции и инновации
Русанов В.В. - Конфессиональный вызов как средство самоидентификации (на примере алтайского народа) c. 95-104

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16888

Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает пути национального самоопределения алтайского народа в рамках движения бурханизма. Под воздействием исторических событий, национальный выбор Горного Алтая двигался от стремления к этническому самоопределению на религиозном фундаменте, к национально-политическому оформлению идеи независимого Горного Алтая. Автор, рассматривает глубинные причины и конфессиональную ситуацию в инородческой среде. Вскрывается специфика общественных отношений населения Горного Алтая в начале XX в. Показана взаимосвязь событий в контексте исторической памяти и национально-культурного менталитета алтайского народа. Исходя из характера современного историко-правового знания, автор стремился к органическому соединению элементов социального анализа, культурного и антропологического подхода. В основу исследования были положены общенаучные принципы историзма и объективности. Научная новизна заключается в том, что в предлагаемом исследовании, религиозный путь самоидентификации на территории Горного Алтая, представлен как единый - непрерывный этнонациональный поиск. Пути национального самоопределения алтайского народа в начале XX в., рассмотрены не только комплексно, что ранее не предпринималось, но главное – с отражением внутренней сущности происходивших событий и явлений.
Музыка и музыкальная культура
Синеокий О.В. - Рок как мультижанровое отражение эпохи высокотехнологической звукозаписи c. 105-161

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16839

Аннотация: В статье охарактеризована социально-коммуникационная сущность рок-музыки. Автор представляет звукозапись рок-музыки как особый социально-коммуникационный конструкт (двуединая институция) в глобальном межкультурном пространстве. Многообразная картина рок-музыки интерпретируется в рамках коммуникационной системы звукозаписи. Выявлены особенности регионально-субжанрового развития рок-музыки в системе социальных коммуникаций. Проанализированы социально-коммуникативные истоки зарождения рок-н-ролла, показано многообразие развития англо-американского рока. Особое внимание уделено изучению самобытности африканской, азиатской и латинской рок-музыки. При анализе происхождения и различных значений понятий «рок-музыка» применен историко-генетический метод. Для выяснения жанровых особенностей рок-музыки и ее составных применялся музыковедческий метод. В изучении отдельных признаков музыкальной индустрии применялся структурный подход, что позволило раскрыть многомерность и разноплановость коммуникативных показателей звукозаписи рок-музыки. К тому же применение сравнительно-исторического метода и феноменологического подхода дало возможность определить основные этапы и охарактеризовать закономерности эволюции звукозаписи рок-музыки как коммуникационной и коммуникативной категорий. Терминологический метод предоставил возможности уточнить понятийный аппарат. Метод Интернет-опроса позволил выявить тенденции в изменении жанровых приоритетов среди постоянных посетителей музыкальных сайтов. Автор пришел к выводу о том, что рок является социально-коммуникационным отражением эпохи высокотехнологической звукозаписи. В результате проведенного исследования предложено понимание звукозаписи рок-музыки как сложного кластера социокультурной сферы, где сформированы устойчивые правила, проявляются определенные исторические закономерности, а также действуют специфические принципы. Новизна исследования заключается в установлении коммуникационных элементов системы рока, поскольку истоки универсальности этого музыкального направления коренятся в музыкальной сфере и в явлениях широкого общественного плана.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.