Электронный журнал Человек и культура - №3 за 2017 год - Содержание, список статей - ISSN: 2409-8744 - Издательство NotaBene
по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2017
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 24-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2017
Музыка и музыкальная культура
Просыпкина В.О. - Поиск национальной самобытности в русской музыкальной городской культуре XIX века c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.23601

Аннотация: В статье последовательно рассматривается процесс поиска отечественными композиторами национальной самобытности в светской музыке XIX века, начиная с периода конца XVIII века, когда композиторами производились первые попытки создания классической музыки, включающей элементы народного песенного творчества, и заканчивая историческими операми второй половины XIX века. Рассматривается деятельность следующих композиторов по созданию национальной русской музыки: А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова, М.И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского–Корсакова и А. П. Бородина, П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна и др. Данный процесс исследуется при помощи метода музыкальной компаративистики, а также анализа наиболее влиятельных эстетических, идеологических процессов, протекающих в русских городах XIX века. Сформулирован вывод о том, что наиболее интенсивно характерные черты русской культуры раскрылись в произведениях оперного жанра в сравнении с прочими светскими музыкальными жанрами, популярными в XIX веке. Определены причины избрания композиторами оперы в качестве наиболее адекватной музыкальной формы выражения особенностей русской культуры.
Культура и наука
Цвык В.А., Саввина О.В. - Этика науки и этика научных публикаций c. 8-22

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.19609

Аннотация: Целью данной статьи является анализ современных проблем этики научных публикаций. В статье рассматриваются основные принципы этики научных публикаций, а также причины возникновения нарушений в данной сфере. Авторы утверждают, что рассмотрение этики научных публикаций должно быть только в контексте этики науки в целом. Анализ этических принципов учёного и организации деятельности учёных в рамках научных институтов показывает, что нарушения принципов этики научных публикаций вытекают из несоответствия высоких моральных принципов и условий, в которых зачастую приходится работать учёным. В статье анализируются основные нарушения этики научных публикаций, такие как: фабрикация данных, плагиат, самоплагиат, ценовая политика журналов и другие. В статье показывается что, несмотря на противоречия между реальностью и идеальными принципами этики учёного, научным сотрудникам необходимо ориентироваться на эти принципы, чтобы добиться успехов в своей деятельности. В заключении делается вывод о том, что современные формы отчётности ученого и организация наукометрики способствуют росту нарушений этики научных публикаций.
Экранная культура и экранные искусства
Монин М.А. - Преемство и полемика смысла («Фанни и Александр» Ингмара Бергмана и «Жертвоприношение» Андрея Тарковского. Опыт сравнения) c. 23-42

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.23048

Аннотация: Тема исследования данной статьи – фильмы режиссеров Андрея Тарковского «Жертвоприношение» и Ингмара Бергмана «Фанни и Александр». Предмет исследования – их смысловое и структурное соотношение. Автор задается вопросом, можно ли рассматривать каждый из этих фильмов в качестве своего рода дополенения по отношению к другому. В статье подробно анализируется темпоральная структура названных фильмов, сходство и различие их внутренних пространств, распределение персонажей и их смысловая нагрузка. Автор сравнивает также обстоятельства создания фильмов. Особое внимание уделяется поднимаемой и в том и другом фильме проблеме игра/истина, а также проблеме отношения отец-сын (и сын-отец). Автор пользуется методом феноменологического анализа (придавая значение тому факту, что фильм дан зрителю в качестве единой временной длительности), а также методом структурного анализа (рассматривая соотношение персонажей как некую знаковую структуру, которая зрителю нечто «говорит»). Автор приходит к выводу, что эти два фильма имеют как очевидные сходства (начиная с обстоятельств их создания), так и очевидные и менее очевидные различия. Во многих отношениях один может быть рассмотрен в качестве антитезы другому. При этом нельзя сказать, что «Жертвоприношение», вышедшее на 4 года позже «Фанни и Александра», является в какой-то степени вторичным или производным по отношению к нему. Скорее здесь можно говорить о двустороннем заочном споре: авторов, их экзистенциальных позиций, а также культурных традиций, в которые они оба (так или иначе) вписаны.
Книжная культура и искусство книги
Косов И.М. - Рецепции античной культуры у Гиральда Камбрийского c. 43-53

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.20183

Аннотация: Предметом исследования является рукопись "Топографии Ирландии" и "Завоевания Ирландии". Объектом исследования является массив текста памятников "Topographia Hiberniae", "Expugnatio Hiberniae", "Gemma Ecclesiastica" и "De rebus a se gestis" Гиральда Камбрийского. Автор подробно рассматривает такие аспекты риторики средневекового клирика, как характер и способы цитирования классических авторов. Особое внимание уделяется элементам схоластической письменной наррации. Ставится задача выяснить, как сопрягались между собой её письменная и устная часть у этого валлийского монаха, и как это влияло на взаимоотношение фрагментов свода конца XII в. в кодексе начала XIII в. NLI MS 700 Giraldus. Основной метод исследования - стемматологический. Кроме того, задействована область интертекстуального инструментария в генеалогии античных и позднеантичных текстов. Автор привлекает спектр методик кодикологии и палеографии. Основными выводами проведённого исследования являются два умозаключения: 1) "Топография Ирландии" и "Завоевание Ирландии" - элементы единого корпуса текстов, части рукописного свода конца XII в.; 2) Норманнская администрация на территории Ирландии в последней четверти XII в. привлекала для совместных боевых действий локальные иррегулярные соединения. Особым вкладом автора в исследование темы является сличение материалов норманнских и ирландских хроник. Новизна исследования заключается в комплексном подходе к рукописному и интеллектуальному наследию Гиральда Камбрийского, как к историческому источнику.
Музыка и музыкальная культура
Романов Н.А. - Перекодировка оперной постановки в ситуации современного медиапространства. c. 54-61

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.23512

Аннотация: Современное медиапространство эксплицитно и имплицитно влияет на все сферы культуры технологически развитых регионов мира. Традиционные и классические артефакты культуры не только репрезентируются, но и претерпевают перекодировку в современном медиапространстве. Так предметом исследования являются трансформации оперной постановки в рамках современного медиапространства. Автором рассматриваются основные репрезентационные стратегии актуализации визуальной составляющей современных оперных постановок. Изучается влияние феномена клиповой культуры на традиционный музыкальный артефакт, в частности, классическую оперу. Анализируется перекодировка современных оперных постановок классических композиторов с точки зрения изменения соотношения и роли аудиальной и визуальной культуры. В статье используется структурно-функциональный метод, благодаря которому становится возможным наиболее полно проанализировать основные изменения классической оперной постановки в современном медиапространстве. Основными выводами проведённого исследования являются: 1. Перекодировка оперы происходит в рамках визуализации постановки и способов её последующей репрезентации и транслирования в современную культурную действительность. 2. Первичная роль аудиального субстрата в оперной постановке редуцируется, уступая своё место фрагментированному визуальному образному ряду. 3. Оперная сцена становится монитором, который отражает не события сюжета оперы, а репрезентирует клипы (фрагменты) современной действительности, которые не имеют ничего общего с классическим проектом искусства. 4. Клиповый монтаж и динамичная съёмка оперной постановки способствуют её фрагментированному восприятию субъектом культуры. Новизна исследования заключается в следующем положении: На примере классической академической культуры, в частности оперы, рассмотрены некоторые варианты воздействия клиповой клиповой культуры современного медиапространства на традиционные артефакты.
Музыкальная индустрия
Синеокий О.В. - Фонодокумент и фоноархив: некоторые актуальные вопросы социокоммуникационного свойства c. 62-81

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.3.20161

Аннотация: На основании выявленных и обработанных источников комплексно исследован феномен фонодокументных коммуникаций. Предметом публикации является фонодокумент и фоноархив как элементы системы социальных коммуникаций. Определены сущность, классификация и функции фонодокументов. Музыкальные фонодокументы выделяются как особый кластер в коммуникационном пространстве. Автором проведена классификация фонодокументов, подробно охарактеризована сущность музыкального фонодокумента и определены его функции. Особое внимание уделено анализу организации хранения фонодокументов в архивах различных видов и доступа к ним в современных условиях. Методологической основой исследования является социокоммуникативный подход. Применение системного подхода способствовало целостному рассмотрению фонодокументной коммуникации как системы взаимосвязанных компонентов и подсистем. Системно-функциональный подход позволил определить структурное построение архивных собраний фонодокументов. Также применены методы сравнительного анализа, моделирования и терминологического анализа. Автор пришел к выводу о том, что совокупность фонодокументных ресурсов образует системы музыкальных фонодокументов как формы более высокого уровня, к которым относятся объединенные фоноархивы международных звукозаписывающих компаний (мейджоров). Предложены эффективные пути для совершенствования работы фоноархивов. Новизна исследования заключается в обосновании гипотезы циклического развития системы фонодокументных коммуникаций и определении путей оптимизации организации сохранности фонодокументов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.