по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 05, 2021
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 03-12-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2021
Знак, слово, речь, язык
Котляр Е.Р. - Иудейская ветвь культурного текста этнического орнамента Крыма c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.33470

Аннотация: Предметом исследования является континуум этнических символов орнамента иудеев Крыма. Объектом исследования является традиционное декоративно-прикладное искусство народов Крыма, исповедующих иудаизм: евреев-ашкеназов Крыма, караимов и крымчаков; символика этнического искусства рассматривается на основе анализа традиционного декора. В исследовании применены методы компаративистского анализа, метод анализа предшествующих исследований, метод синтеза в выводах, касающихся коннотаций символики. Автор рассматривает такие аспекты темы как: морфология и семантика изобразительной символики в декоративно-прикладном искусстве обозначенных народов; коннотации символов. Особое внимание уделяется аспектам, характеризующим полиэтнический культурный ландшафт Крыма в контексте филогенеза. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Крым является полиэтническим регионом, на территории которого происходили различные культурные процессы, от рецепции до инкультурации и интеграции этносов, в результате чего сформировался крымский культурный ландшафт. Его особенности репрезентует этнический орнамент, примерами которого являются декорированные предметы быта и обрядовая атрибутика. 2. Символика элементов традиционного искусства евреев-ашкеназов Крыма, караимов и крымчаков имеет общие коннотации благодаря Торе, лежащей в основе вероисповедания всех трех этносов, и сходную морфологию. Искусство караимов и крымчаков более близко друг к другу, нежели к еврейскому. Особым вкладом автора в исследование темы является систематизация морфологии изобразительных символов в искусстве трех указанных этносов. Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые проведен сравнительный анализ искусства трех этносов Крыма, выявлены основы генезиса и континуума его элементов, их сходство и различия.
Культура и культуры
Хабарова Ю.П. - Театр А.П. Чехова в восприятии эмиграции в "Русском Харбине" c. 13-21

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.36494

Аннотация: В статье рассматривается критика и публицистика о А. П. Чехове русских эмигрантов, проживающих в Харбине в начале XX века. Но только в аспекте их размышлений о драматургии и театре писателя. Русские эмигранты того времени, не порывали связи с русской культурой, видели в ней источник духовного возрождения, связывали с ней надежды на скорейшее возвращение в Россию. Чехов был неотъемлемой частью их интеллектуальной и культурной жизни. Идейные и эстетические воззрения русских харбинцев созвучно перекликались с взглядами западных эмигрантов. Но были и отличия. В публикациях восточных эмигрантов вряд ли можно встретить скептические рассуждения о месте Чехова в иерархии классиков; для русских харбинцев Чехов является гордостью всей русской словесности. Анализируются наиболее характерные статьи с учетом того, что они печатались на страницах газет и писались «по случаю». Делается вывод о том, что тема: «Восточная эмиграция и Чехов» мало изучена, поэтому она имеет научные перспективы, способствует более широкому охвату литературного наследия русского зарубежья, обогащает наше знание о личности писателя, о его прозе, и в целом о Художественном театре.
Культурное наследие - памятники истории и культуры
Теребилов М.Г. - Роль негосударственных учреждений в организации охраны памятников средневековой фортификации Германии c. 22-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.34089

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является деятельность негосударственных некоммерческих организаций в сфере сохранения и продвижения памятников средневековой фортификации как неотъемлемой части культурного наследия той страны, в которой они находятся. Автор поставил перед собой цель составить классификацию негосударственных некоммерческих организаций Германии, занимающихся сохранением памятников фортификационного зодчества Средних веков. Методологическую основу статьи составляют типологический и системный анализ, при помощи которых осуществляется отбор организаций для включения в круг основных объектов исследования, а также разбор основных направлений их деятельности. Автор рассматривает наиболее значимые проекты отобранных организаций, их вклад в сохранение памятников фортификации на государственном и международном уровне. Особое внимание уделяется анализу официальных Интернет-ресурсов организаций на немецком и английском языках, а также работе с электронными базами данных исследуемых объектов, представленными в открытом доступе.   Новизна исследования заключается в формировании классификации негосударственных сообществ, занимающихся сохранением памятников средневековой фортификации в Германии, что позволяет систематизировать их с целью учёта опыта зарубежных коллег в рамках подхода к организации общественных проектов по сохранению объектов историко-культурного наследия. В процессе разработки поставленной проблемы автор выделил несколько приоритетных направлений, по которым исследуемые организации оказывают поддержку фортификационным объектам: информационное, научное, финансовое и туристическое. Выводы, к которым пришёл автор, позволили составить таблицу классификации рассмотренных организаций, показать взаимозависимость общественных инициатив, связанных с сохранением памятников культурного наследия, с происходящими в обществе глобализационными процессами, а также обратить внимание на дифференцированный подход к организации вопроса о сохранении культурного наследия на национальном и международном уровне.
Культура и культуры
Френк Г.Ю. - Инициативы по сохранению языка инуктитут в Нунавуте c. 32-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.36893

Аннотация: Предметом исследования являются основные инициативы, предпринимаемые в Нунавуте, направленные на сохранение и развитие инуктитута – языка инуитов, одного из трех коренных народов Канады. По оценкам ЮНЕСКО, в настоящее время инуктитут, как и большинство других языков коренного населения Канады, имеет статус уязвимого языка, сохранение которого требует новых решений со стороны государства. Языки коренных народов являются не только средством общения, но и представляют собой комплексную систему многовековых знаний, они играют значимую роль в самобытности коренных народов, в сохранении их культуры, мировозрения, в стремлении к самоопределению. Проблема сохранения языка как важнейшего элемента этнокультурного наследия народа приобретает особую значимость в современную эпоху глобализации, охватившей все страны и континенты. В статье используются общенаучные методы анализа и синтеза исследовательской литературы, статистических данных, сравнительный подход. Новизна исследования заключается в анализе и оценке опыта канадской территории Нунавут по внедрению программ билингвального обучения в учебных заведениях региона, а также по использованию информационных технологий с целью популяризации языка инуктитут. Исследование показало, что хотя в целом языковая ситуация в Нунавуте остается сложной, благодаря языковому погружению на уровне дошкольного и школьного образования, развитию СМИ, теле- и радиовещания в последние два десятилетия наметились положительные тенденции восстановления количества владеющих языком инуитов. Опыт Нунавута имеет практическую значимость для разработки и реализации федеральных и региональных программ поддержки языков и культуры коренных малочисленных народов России.
Электронная культура и интернет
Надежкина Е.С. - Имидж России в китайских «новых медиа»: репрезентация России на платформе Baidu.com c. 40-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.36932

Аннотация: В статье рассматриваются понятия "образ" и "имидж", различие указанных понятий в российском научном дискурсе, а также анализируется имидж России в китайском сегменте сети Интернет на основе анализа поисковой выдачи портала Baidu.com по ключевому слову «Россия» в период с октября 2018 г. по октябрь 2021 г. Помимо обзора литературы по указанной проблематике, в рамках исследования проводится количественный анализ по нескольким статистическим параметрам, а также содержание новостных и информационных статей в периоды пиковой частоты запросов с целью исследования интереса пользователей новых медиа КНР к имиджу России. По мнению многих пользователей китайского сегмента сети Интернет, политические отношения России и Китая в настоящий момент находятся на своем историческом пике, однако репрезентация России все еще опирается в основном только на политическую компоненту, а знаковыми фигурами, транслирующими имидж России, являются лидеры страны и политики. В современном китайском обществе и информационном пространстве играют важную роль новые медиа, появившиеся в эпоху развития интернет-технологий и глобальных сетей, поэтому изучение общественного мнения пользователей новых медиа в Китае представляет большой интерес для анализа имиджа России.
Актуальный вопрос
Михельсон С.В. - Влияние китайской культуры на деловую межкультурную коммуникацию и финансы c. 51-65

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.34552

Аннотация: Особое внимание уделяется китайской деловой культуре и ее влиянию на финансовую сферу. Несколько десятилетий назад Китай стал очень привлекательным рынком для иностранных инвесторов. Однако инвесторы сталкиваются с различными проблемами при сотрудничестве с китайскими партнерами. Это исследование фокусируется на изучении развивающегося влияния китайской культуры на финансы и деловую межкультурную коммуникацию. Обзор литературы направлен на изучение существующих теорий и применение их к результатам исследований с целью получения ответов на поставленные исследовательские вопросы. Было проведено тематическое исследование в форме интервью с русскими предпринимателями, изучавшими свое деловое сотрудничество с китайскими партнерами. Основными выводами данного исследования являются: китайская деловая практика имеет специфически е характеристики и нормы, заложенные в китайском обществе и культуре. Основные ценности китайской культуры формируют поведение людей, их образ мышления, и это влияет на международные партнерские отношения. Чтобы сделать очень успешные межкультурные инвестиции, необходимо узнать и понять партнеров из Китая. Актуальность данного исследования в том, что лишь недавно финансовые экономисты начали систематически включать культурные аспекты в свою исследовательскую работу. Поэтому нам так необходимо расширять и углублять наше понимание, анализируя культурные аспекты и реализуя тематическое исследование.
Художественная культура и творчество
Рашитов Д.Д. - Монеты как украшение и элемент традиционного костюма татар в XIX-XX вв. c. 66-88

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.33350

Аннотация: В статье рассматривается историко - культурологическая составляющая монет в ювелирных украшениях и женском костюме татарского народа Поволжья в XIX-XX вв. Предметами рассмотрения являются монеты царского, советского и современного российского периода, так или иначе использовавшиеся в качестве декоративного элемента в комплексе татарского костюма и в ювелирных изделиях. Методология исследования включает общенаучные и частнонаучные методы, среди которых стоит выделить культурологический анализ, эмпирический опыт автора в реставрации украшений, а также метод интервьюирования. Источниками исследования послужили иконографические материалы, украшения, а также сочинения и свидетельства очевидцев.   Научной новизной в рамках заданной темы является тематический подбор источников и информации, анализ и сопоставление фактов. Также, затрагиваются ранее не изучавшиеся технико-технологические аспекты в подготовке и обработке монет к использованию их в качестве украшения на подлинных образцах. В статье раскрыта основная специфика использования монет в декоративных целях, приведены сведения и гипотезы на основе источников, которые описывали использование монет в целях украшения костюма. Впервые дана классификация монет в зависимости от способа крепления, отверстий и элементов костюма. Показан способ исторической датировки в зависимости от технических и технологических способов обработки монет для использования в украшениях.
Искусство и искусствознание
Вань Ц. - Влияние буддизма на традиционный китайский орнамент лотоса c. 89-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.36541

Аннотация: орнамент лотоса является одним из традиционных китайских орнаментов, история применения которого уходит глубокую древность. В эпоху правления династий Вэй, Цзинь, а также в период Северных и Южных династий (222-589 гг. н.э.) буддизм начал широко распространяться на территории Великой Китайской равнины. Под влиянием буддизма изменились формы, методы выражения и значения традиционных китайских орнаментов, которые были представлены в виде лотоса.В данной статье приводится анализ особенностей объединения буддийского орнамента лотоса с традиционной китайской культурой, а также степени влияния буддизма на форму, средства выражения и символическое значение орнаментов лотоса в китайском обществе. Особенности развития орнамента лотоса в Китае после распространения буддизма анализируются при помощи изучения научной литературы, а также исследований по данному направлению. В данной статье изучаются основные этапы развития орнамента лотоса в буддийском украшении, на основе которых формируется вывод о том, что буддизм сыграл важнейшую роль в процессе видоизменения характеристик, средств выражения орнамента лотоса, а также в значительной степени дополнил и преобразовал символическое значение лотоса в китайской культуре и общественном восприятии. Буддизм не только обогатил внешний вид и форму китайского орнамента, но и внес важнейший вклад в его внутреннее содержание.
Цинянь Ч. - Художественные особенности расписной керамики Маджиаяо c. 106-118

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.36550

Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена стремлением современной науки к поиску редких артефактов и уникальных явлений культуры различных народов. Художественные особенности расписной керамики Маджиаяо – это культурное явление, исследование которого весьма интересно и перспективно. Задачи исследования: – дать общую характеристику периода Маджиаяо; – рассказать об истории возникновения культуры Маджиаяо; – дать характеристику формы керамических изделий культуры Маджиаяо; – описать декоративные особенности расписной керамики Маджиаяо. Цель исследования – рассмотреть и проанализировать художественные особенности расписной керамики в Маджиаяо. В статье говорится о том, что Маджиаяо – это культура, которая называлась «культура Яншао Ганьсу» и развивалась почти параллельно с культурой Яншао. Однако в настоящее время доказано, что период культуры Маджиаяо был немного позже культуры Яншао. В статье раскрываются особенности керамического искусства этого периода: характерные цвета, формы, узоры. Методы исследования: историко-культурный, описательный, аналитический, синтезирующий. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что она знакомит с особенностями культуры Маджиаяо, подробно описывает специфику её керамики и дает почву для дальнейших, более глубоких исследований по данной тематике. Статья вносит практический вклад в курс искусствоведения и послужит полезным материалом при изучении теории и истории искусства, а также в курсе изобразительного искусства Китая. Научная новизна данного исследования  заключается в подробном исследовании особенностей декоративно-прикладного искусства Маджиаяо. В результате выделены и охарактеризованы особенности в исполнении керамических изделий Маджиаяо, их разновидности, эволюция, функциональные особенности, которые, в свою очередь, свидетельствует о бытовых обычаях, и эта связь чрезвычайно интересна, поскольку позволяет ознакомиться с экзотической культурой.
Музыка и музыкальная культура
Трухачева Е.А. - Альбер Коэн и Дов Аттья как феномен французского мюзикла нового века c. 119-134

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.5.36722

Аннотация: Дов Аттья и Альбер Коэн – французские авторы, режиссеры, продюсеры дают импульс развитию жанра в XXI веке. Поэтому предметом анализа в статье определено их творчество, почти не изученное наукой о театре. Цель исследования заключается в необходимости на теоретическом уровне раскрыть роль Дов Аттья и Альбера Коэна в развитии французского мюзикла. Методологию работы составляют подходы: междисциплинарный - привлекает научные теории и концепции из других областей познания; историко-культурологический - помогает выявлять факторы, которые способствуют сближению французской культуры с традициями других культур; системный подход, направленный на рассмотрение профессионального исполнительства во французском мюзикле как результат творчества Дов Аттья и Альбера Коэна.   Научной новизной является введение в научный оборот ранее отсутствующие материалы о творчестве Дов Аттья и Альбера Коэна, их деятельности в контексте развитии жанра французского мюзикла. Теоретическая значимость подтверждается тем, что охарактеризованы понятия «французский мюзикл нового века», «интерпретация классики», «французский шансонный стиль» в контексте искусствоведческого знания, а также - методологии науки. Практическая значимость доказана тем, что результаты позволяют понимать роль становления и распространения французского мюзикла, популяризуют творчество Дов Аттья и Альбера Коэна. Результаты работы констатируют, что Дов Аттья и Альбер Коэн в французском мюзикле укрепляют образ мыслей и эстетические вкусы французов. Для них этот жанр является возможностью остро и красиво высказаться в защиту национальных ценностей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.