по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 04, 2022
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 03-09-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2022
Культура и культуры
Кошкарева Н.В. - Хоровая полифония в операх М. Мусоргского c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.38588

EDN: QSMZYH

Аннотация: Целью настоящей статьи является изучение полифонических приемов в оперных хорах М. Мусоргского. Поставлен вопрос о самобытности полифонического мышления М. Мусоргского с точки зрения свободного преломления в нем форм и техник письма западноевропейской полифонии. Предметом исследования выступают хоры из опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Посредством синтеза методов исследования, включающего музыковедение и хороведение, выявлены специфические черты полифонии М. Мусоргского. Обращено внимание на то, что полифония в операх М. Мусоргского – чрезвычайно широкое понятие, заключающееся в авторской специфике проявления контрапункта как общего полифонического состояния всех элементов образной и музыкальной драматургии. Акцентируется внимание на возникновении органичного триединства подголосочной, имитационной и контрастной полифонии. На основе анализа хоровых сцен сделан вывод о том, что полифоническое мышление М. Мусоргского, сложившись вне русла полифонической классики и классического голосоведения, в значительной мере повлияло на формирование индивидуального композиторского стиля отечественных композиторов последующих веков. Новизна исследования заключается в том, что впервые хоровой полифонии М. Мусоргского посвящено отдельное исследование, представленное с позиций музыковедения и хороведения. Особым вкладом автора в раскрытие темы является изучение хоровой полифонии как основного творческого метода М. Мусоргского, выступающего объектом специального исследования и заключающимся в свободном преломлении форм и техник письма западноевропейской полифонии в русской музыке второй половины XIX века.
Янь Ж. - Исследование феномена распространения современной китайской живописи посредством электронных средств массовой информации c. 12-20

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.38521

EDN: RHFRJM

Аннотация: Развитие науки и техники способствует прогрессу общества и изменению образа жизни людей во всех аспектах, включая необходимые компоненты современной человеческой деятельности, такие, как обучение, общение и производство. Глядя на траекторию исторического развития культуры, мы можем увидеть, что наряду с научно - техническим прогрессом меняется не только социальная культура, но и способы нашего общения. Культура, находясь под влиянием совершенствования технологий, эффективно использует научно - технические средства для собственного развития, и развитие современной китайской живописи естественным образом интегрировано в нее. Эволюция науки и техники расширила способы коммуникации и распространения китайской живописи, а также формы представления художественных произведений. Поэтому многогранное влияние средств массовой информации и технологий на социальную культуру является предметом, требующим серьезного изучения.иМы должны эффективно использовать научно-технические средства для собственных целей, но не заменять ими живое общение. В настоящее время общество сталкивается с растущей тенденцией к использованию средств массовой информации в качестве средства коммуникации, что является неизбежной реальностью. Считается, что в будущем прогрессивные технологии могут помочь нам преодолеть ограничения большего количества коммуникаций и распространения информации и приблизить «медийное квази-взаимодействие» ближе к «реальному взаимодействию».
Шигурова Т.А. - Чересплечные украшения в локальном варианте мокшанского женского костюма. c. 21-35

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.38641

EDN: TQCFKB

Аннотация: Статья восполняет недостающие в науке знания о чересплечном элементе кавлалкс (подмышки) традиционного женского костюма середины ХIХ века сел Левжа, Перхляй, Сузгарье Инсарского уезда Пензенской губернии, представляет полное описание его конструктивной и декоративной специфики и названий деталей украшения в сравнении с подобными элементами в мордовском костюме и в сопоставлении с соответствиями в костюмах народов Среднего Поволжья. В качестве основных источников исследуются материалы архива Русского географического общества (далее – ВОО «РГО»). Были использованы наряду с общенаучными методами также системный, сравнительно-исторический и искусствоведческий подходы. Новизна работы обусловлена изучением ранее не упоминаемого исследователями оригинального украшения локального варианта мокшанской одежды. Установлено, что бытование чересплечного украшения до середины ХIХ века отражает сложные этногенетические процессы в Окско-Сурском междуречье ХVI – XVIII вв. Технико-технологические и художественно-стилистические особенности элемента мокшанского женского костюма обнаруживают близость с украшением ожа-нучка, сохранившимся до ХХ века в эрзянском женском костюме Темниковского уезда Тамбовской губернии. Научный вклад определяется обогащением классификации украшений мордовского костюма уникальным вариантом декора лямочного типа, известного только мордовскому народу.
Культурное наследие, традиции и инновации
Лавров Д.Е. - Выставочная деятельность промысла палехской лаковой миниатюры (1923-1939 гг.) c. 36-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36873

EDN: XAUILF

Аннотация: Статья посвящена анализу выставочной деятельности мастеров палехской лаковой миниатюры. Автор избрал в качестве хронологического периода первые пятнадцать лет существования данного промысла – от его зарождения в первой половине 1920-х гг. до начала Второй мировой войны. Предметом исследования, таким образом, является анализ выставочных практик палехского художественного промысла довоенного времени (1923-1939 гг.) Статья показывает важность выставочной деятельности палехского лакового промысла на всех этапах этого краткого, но, тем не менее, крайне насыщенного событиями периода. Цель статьи – показать то значение, которое выставочная деятельность имела для успеха и общественного признания Палеха как нового и быстро ставшего самым известным лакового промысла России.     Научная новизна статьи состоит в том, что, используя историко-типологический и структурный методы исследования, а также историко-системный подход, автор анализирует наиболее важные отечественные и зарубежные смотры 1920-х – 1930-х гг., на которых экспонировались изделия палехской лаковой миниатюры. Автор подчёркивает важное обстоятельство: само становление и укрепление промысла палехской лаковой миниатюры в первой половине и середине 1920-х гг. было вызвано именно успехом выставлявшихся опытных образцов на крупнейших выставках того времени, таких как Всероссийская выставка 1923 г. в Москве, а также Международная выставка в Париже 1925 г. При этом показано, что успех на смотрах сопутствовал изделиям Палеха и далее (выставка «10 лет Октября» 1927 г., Советская выставка в Нью-Йорке 1928 г., Международная выставка в Париже 1937 г. и многие другие выставки, анализируемые в статье). Таким образом, именно обоснование успешности выставочной деятельности промысла палехской лаковой миниатюры как важного фактора его общественного признания является основным выводом статьи.
Ван Ш. - Современная китайская живопись на военную тематику: «новый реализм» и верность традициям c. 46-56

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.38497

EDN: VYFDKP

Аннотация: В современном искусстве Китая особая роль принадлежит живописи на военную тему. Ее становление началось в связи с необходимостью вести визуальную летопись революционной борьбы за Новый Китай, утверждения его статуса в глазах народа. Изначально в качестве главного художественного метода был выбран реализм. К рубежу XX и XXI веков в результате воздействия тенденций современного искусства возник «новый реализм». Предметом исследования настоящей статьи является живописное творчество современных китайских художников, посвящающих свои картины военным сюжетам и темам. Особое внимание уделяет искусствоведческому анализу формальной и содержательной стороны живописных произведений конца ХХ – начала XXI вв.   Основным выводом исследования является установление того факта, что под влиянием так называемого «нового реализма» китайская живопись, связанная с образами войны, армии, флота, изменилась в сторону актуальных эпохе образов, а также методов и приемов построения изображений. Однако в то же время нельзя не отметить, что по-прежнему сохраняется связь с традициями, что позволяет охарактеризовать процесс эволюции китайской школы батальной живописи. Новизной статьи является введение в научный оборот российского искусствоведения серии картин китайских мастеров, посвященных военным темам. В целом, батальный жанр в китайской живописи связывается в работе со становлением Китайской Народной Республики и рассматривается в политическом и социокультурном контексте.
Художественная культура и творчество
Лавров Д.Е. - Палехский промысел лаковой миниатюры в 1980-е гг.: накануне катастрофы c. 57-64

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36650

EDN: TNAUNZ

Аннотация: Предметом исследования является анализ путей развития промысла палехской лаковой миниатюры в 1980-е гг. – последнее десятилетие советского периода, ставшее также и последним сравнительно благополучным временем развития самого промысла. Особое внимание в статье уделяется анализу так называемого палехского «раскола» – уничтожению единой организации Палехских художественно-производственных мастерских, последовавшему в 1989 г. и закончившему советский период в истории палехского промысла. Цель статьи – охарактеризовать то состояние, в котором один из самых благополучных советских промыслов народного искусства – знаменитый промысел палехской лаковой миниатюры – вошёл в трагическую эпоху 1990-х гг.   Научная новизна исследования состоит в попытке комплексного исследования позднего этапа истории палехского лакового промысла в 1980-е гг., что также позволяет осознать и проблемы его современного кризисного положения. Используя историко-системный метод, а также метод сравнительного анализа, автор исследования приходит к выводу о том, что 1980-е гг. (до «раскола» 1989 г.) стали, как и предыдущие десятилетия истории промысла палехской лаковой миниатюры (несмотря на некоторые отдельные издержки) временем его поступательного развития, а основной причиной распада единой организации промысла в 1989 г. стали финансовые разногласия его участников.
История искусств
Тесаев З.А. - К историческому контексту в поэме «Алгузиани» (XV век) c. 65-77

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.35521

EDN: TNRMDO

Аннотация: Цель исследования заключается в выявлении в тексте грузиноязычной поэмы «Алгузиани» исторических сведений: проводится идентификация упомянутых в ней личностей, а также определение времени описанных событий. Далее следует анализ текста, который позволяет выявить в нем признаки (термины, личности, события), указывающие на определенную историческую эпоху. Затем производится датировка изложенных в поэме событий посредством сопоставления ее сюжета с реальной исторической картиной определенного в ходе исследования периода. В ходе разностороннего анализа складывается картина, позволяющая, во-первых, отождествить ряд героев поэмы с реальными историческими личностями XIV–XV веков, а во-вторых, указать на конкретные социально-политические процессы, отраженные в тенденциозной подаче и поэтической форме.   Впервые в результате проведенного анализа выдвигается гипотеза, определяющая датировку конкретных происшествий (война с калмыцким ханом; война с чеченским царем и другие сюжеты) и идентифицирующая личности главных героев произведения (Алгуз, Амахуни, Каир-хан, Бибор, Куртагон и другие). Исследование позволяет высказать аргументированное мнение, согласно которому события, изложенные в поэме «Алгузиани», описывают процессы XV века и отражают противоборство Крымского ханства и Большой Орды, а также втянутых в него народов Кавказа. Таким образом, вне зависимости от того, кем был автор поэмы, она вызывает исторический интерес и может служить соответствующим источником для исследователей.
Агратина Е.Е. - К вопросу о взаимоотношениях художника и Королевской академии живописи и скульптуры во Франции XVIII века. Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806). c. 78-93

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36863

EDN: WVKNNX

Аннотация: Предметом исследования является вопрос взаимодействия художника – Ж.-О. Фрагонара – и влиятельного официального учреждения, каким была в XVIII веке Парижская академия живописи и скульптуры. С позиций исторической социологии и психологии автор рассуждает о том, почему достигнув существенных успехов, завоевав Римскую премию и получив звание назначенного, художник предпочел отдалиться от Академии и сознательно отказался от построения академической карьеры. Анализируя причины подобного решения, автор привлекает исторические источники, позволяющие получить данные о частной жизни мастера, его отношениях с учителями, академическим начальством, заказчиками различных категорий. Реконструируя художественную среду Парижа рассматриваемого периода, автор помещает своего героя в широкий культурный контекст, без которого невозможно понять место Фрагонара среди его предшественников и современников. Разумеется, автор постоянно сверяется с научными трудами, где затрагивается интересующая его проблематика.     Автор впервые в отечественной историографии подробно рассматривает основные факты биографии Ж.-О. Фрагонара в контексте его отношений с Королевской академией живописи и скульптуры. Однако принципиальная новизна исследования заключается во внимании к тому, как во французской художественной среде середины XVIII века формируется новый тип личности, несходный с типом, господствующим в конце предшествующего столетия. Художники времен основания Королевской академии стремились в первую очередь отделить себя от ремесленной среды, доказать свою принадлежность творческой элите и свое равноправие с передовыми итальянскими мастерами. Теперь же на первый план выходит отстаивание творческой свободы, в том числе и от Королевской академии, поиск собственного пути, далеко не всегда совместимого с академической карьерой. Как полагает автор, опыт творческой свободы, полученный такими мастерами рококо, как Ж.-О. Фрагонар, оказался особенно важен для дальнейшего развития французского искусства.
Изобразительные искусства
Хуан Ю. - Особенности воплощения образа Хуанхэ в китайской масляной живописи рубежа XX и XXI веков c. 94-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.38499

EDN: WQOMFR

Аннотация: В статье рассматривается исторический процесс развития особенностей воплощения достаточно актуального в современном искусстве Китая мотива реки Хуанхэ, выполненного в технике масляной живописи. К классическому мировому наследию живописи китайские художники обратились лишь в конце ХIХ в. За сравнительно небольшой промежуток времени китайские мастера не только в совершенстве освоили реалистические принципы изображения маслом, но и смогли адаптировать этот вид художественного творчества к своей культуре путём поиска национальной идеи произведения. Настоящая статья посвящена анализу изображения и символическому значению реки Хуанхэ в китайской масляной живописи. В ходе исследования сделан вывод, что характер и мировоззрение китайского народа зародились в долине реки Хуанхэ, поэтому образ этой реки неразрывно связан в сознании каждого гражданина страны с истоками нации. Более того, художественное выражение духовных ценностей китайского народа не мыслится без образа Жёлтой реки. В современную эпоху многие художники, работающие маслом, по-разному выражают образ реки Хуанхэ, передавая живописными средствами свое понимание и восприятие национального духа. В этой связи представляет интерес изучение вариаций образа реки в масляной живописи с точки её символического значения и художественной выразительности. Данное исследование выявляет и рассматривает на примере выдающихся произведений масляной живописи Китая конца XX и начала XXI столетий особенности живописного прочтения образа в сюжетных композициях.
Декоративно-прикладное искусство
Лавров Д.Е. - Выставочная деятельность промысла федоскинской лаковой миниатюры советского времени послевоенного периода (вторая половина 1940-х гг. – начало 1970-х гг.) c. 106-113

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36799

EDN: ZNEGDT

Аннотация: Предметом настоящего исследования является анализ выставочных практик федоскинского промысла лаковой миниатюры в послевоенный период (с 1945 г. до начала 1970-х гг.) Цель статьи – не просто рассказать о выставках лаковых изделий Федоскина послевоенного периода, но прежде всего – показать те важные изменения, которые позволяют считать именно послевоенный период важным этапом истории развития промысла и его выставочной деятельности. Кратко рассмотрев библиографию вопроса и дав характеристику выставкам Федоскинской трудовой артели в довоенный период (1920-е – 1930-е гг.), автор подробно анализирует наиболее примечательные послевоенные выставки промысла, находя как общие черты с предыдущим периодом, так и черты различия, на которых автор останавливает своё внимание.   Используя метод сравнительного анализа, а также историко-системный и проблемно-хронологический методы исследования, автор даёт характеристику различным формам выставочной деятельности, применявшихся для экспонирования изделий федоскинского лакового промысла как в послевоенный период, так и в более раннее время. Научная новизна исследования состоит в анализе деятельности музейных работников и художников промысла в деле популяризации и общественного признания изделий федоскинской лаковой миниатюры в послевоенный период. Основным выводом статьи является утверждение важности изучения выставочных практик федоскинского промысла послевоенного периода для наиболее полного изучения его истории и общественного признания.
Лавров Д.Е. - Работы палехских художников-миниатюристов в области оформления фарфоровых изделий (палехский фарфор) c. 114-120

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.37124

EDN: TPUJSZ

Аннотация: Статья посвящена истории производства и росписи художественных фарфоровых изделий в палехском промысле – малоизученной странице в летописи Палеха ХХ в. Предметом исследования является анализ технических и художественных трудностей, стоявших перед палехскими художниками в деле освоения производства и росписи фарфора в 1920-е – 1930-е гг., а также причин того, что оно, в отличие от производства и росписи папье-маше, не смогло быть поставлено на промышленную основу. Цель статьи – на примере альтернативного для Палеха художественного материала расширить наше представление о том богатстве путей развития, которое имел палехский промысел в течение раннего советского периода. Используя метод сравнительного анализа, а также нарративный и структурный методы исследования, автор рассматривает роль А. В. Бакушинского и других представителей советской интеллигенции в деле освоения палехскими художниками росписи по фарфору. Научная новизна исследования состоит в попытке рассмотрения указанной проблемы как комплексного явления: в статье даётся анализ фарфоровых изделий Палеха как довоенного периода, так и 1950-х – 1970-х гг. Основным выводом статьи является утверждение о том, что несмотря на постепенное затухание интереса палехской промысловой организации к данному материалу, многие палехские художники в течение советского времени продолжали создавать талантливые и самобытные изделия из фарфора.
О поэзии и прозе
Никитин Д.С. - Англо-индийское сообщество 1880-х гг. в ранних произведениях Редьярда Киплинга c. 121-127

DOI:
10.25136/2409-8744.2022.4.36815

EDN: YIVZVT

Аннотация: Предметом исследования является англо-индийское сообщество 1880-х гг. и отражение его характерных черт в творчестве Редьярда Киплинга середины 1880-х - начала 1890-х гг. - газетных очерках, стихотворениях, рассказах. Подробно рассмотрены такие особенности англо-индийского сообщества, как замкнутость, его оторванность от коренного населения Индии, неприязненное отношение к путешественникам, которые судят о состоянии страны исходя из кратковременных визитов, не понимая уникальных климатических, политических, социальных условий Индии. Особое внимание уделено отношению англо-индийской общины к формирующемуся национальному движению, требующему расширения прав индийцев в управлении страной.   В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: 1) часто встречающийся в раннем творчестве Р. Киплинга («Пэджет, Ч. П.», «Англо-индийское общество», «Просвещение Пэджетта, члена парламента») образ путешественника, описывающего Индию, но не обладающего знаниями о ней и пониманием ее условий, был характерен для англо-индийской литературы исследуемого периода (в частности, для творчества Дж. Абери-Маккея) и отражал воззрения, широко распространенные в англо-индийской среде ; 2) меняющиеся условия индийской жизни, такие, как возникновение и развитие национального движения, становятся новым сюжетом в англо-индийской литературе и творчестве Киплинга, показывающим отрицательное отношение сообщества к усилению политической активности коренного населения Индии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.