по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 01, 2023
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 05-03-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2023
Архитектура и дизайн
Лебедева Н.И., Жук А.Е. - Аэровокзал Пулково в Ленинграде – шедевр отечественного модернизма c. 1-23

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.39540

EDN: LPVGLV

Аннотация: Статья посвящена комплексу Пулковского аэровокзала в Ленинграде – Санкт-Петербурге. В статье предлагается комплексное исследование архитектурного проекта (руководитель А.В. Жук) и его реализации как архитектурного феномена в социокультурном измерении, прослеживающегося от зарождения проекта с новейшими технологическими решениями до его реализации. Методология исследования базируется на историко-хронологическом, структурно-функциональном и семиотическом подходах. На основе историко-культурного анализа динамики создания архитектуры здания в статье выделяются несколько инновационных приемов и функций, выполняемых аэровокзалом, кроме основной технологической, таких как: репрезентативная; мемориальная, фиксирующая выдающиеся результаты деятельности творческого коллектива и строителей; художественная в рамках ансамблевого восприятия объекта. Показано совершенствование проекта в процессе работы над ним. В статье проиллюстрированы проектные решения, воплощенные в постройке в полном объеме, отражены масштабы строительства и совершенствование профессиональных методов и приемов. Проанализированы тексты и документы современные архитектурному замыслу и его реализации.   На основе проведенного исследования делается вывод о том, что проект и здание Пулковского аэровокзала представляет собой совершенный по функции и художественному образу объект, отражающий синтез новаторских приемов, учитывающий видовые особенности ландшафта и транслирующий авторский культурный опыт. Актуальность сохранения аэровокзала связана с его характеристиками уникальными для мировой архитектуры и пространства Санкт-Петербурга. Научная новизна исследования заключается в утверждении положения, что здание аэропорта Пулково является идеальным воплощений идей рационализма в сочетании с созданием яркого художественного образа. А также утверждается тезис, согласно которому творческому коллективу удалось гармонично соединить смелые технологические новации с гуманистической направленностью функционального объекта.
Музыка и музыкальная культура
Шкиртиль Л.В. - Приметы новой эпохи: «женский» вокальный цикл в период обновления отечественной музыки 1960–1970-х годов c. 24-32

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.39581

EDN: BJSWKH

Аннотация: Предметом исследования является «женский» камерно-вокальный цикл в отечественной музыке 1960–1970-х годов, который, по мысли автора, стал особой приметой времени перемен и обновления, пришедшими в музыкальную культуру Советского Союза вместе с хрущевской «оттепелью». Статья посвящена типологии «женского» вокального цикла, появлению большого числа произведений на стихотворения А. Ахматовой и М. Цветаевой, музыки для детей и юношества, многочисленных вокальных сочинений в духе «новой фольклорной волны», работ-посвящений выдающимся интерпретаторам вокальной музыки современных советских композиторов – З. Долухановой, Л. Давыдовой, Г. Вишневской, Е. Образцовой, Е. Гороховской, Н. Юреневой и другим. Основным выводом проведенного исследования становится мысль о том, что существует несколько устойчивых типов «женских» камерно-вокальных циклов, связанных, прежде всего, с современной поэтической традицией, с народным музыкальным творчеством, со сложившейся в стране концертной исполнительской практикой, с различными голосовыми возможностями певцов, шириной их вокального диапазона, гибкостью, тембровыми характеристиками и т.д. Отечественная камерно-вокальная музыка впервые изучается в подобном ракурсе и это направление необходимо признать плодотворным. Совершенно очевидно, что именно «женский» вокальный цикл стал важнейшей приметой времени коренного обновления отечественного музыкального искусства в 1960–1970-е годы.
Культура и культуры
Котляр Е.Р., Хлевной В.А. - Репрезентация стиля барокко в декоре крымской архитектуры периода модерна c. 33-45

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.39804

EDN: FOYMAG

Аннотация: Предметом исследования является характеристика стиля барокко и интеграция его элементов в декор архитектуры Крыма периода модерна. Объектом исследования является архитектура Крыма и ее декор периода конца XIX – первой трети ХХ в. В исследовании применены методы искусствоведческого анализа визуальных форм барокко и их интеграции в модерне, метод анализа предшествующих исследований, метод синтеза в выводах относительно коннотаций барочной символики. Автор рассматривает такие аспекты темы как: общий обзор происхождения стиля барокко; особенности архитектуры крымского модерна; интеграция барочных элементов в декор модерна Крыма.     Основными выводами исследования являются: 1. Возникновение стиля барокко в архитектуре и декоре историки архитектуры относят к XVII в., однако его истоки следует искать в средневековье, поскольку многие элементы барокко повторяют арабески, привезенные крестоносцами в Европу. Барокко утвердилось в качестве церковного и дворцового стиля. В свою очередь, малоазийское (турецкое) барокко было синтезом традиционных арабских элементов и западноевропейского влияния в XVIII в. 2. Стиль модерн в архитектуре и ее декоре представляет собой синтез различных элементов предшествующих стилей, произвольно использованных архитекторами в соответствии с их личными вкусами, а также с пожеланиями заказчиков. Основой крымского модерна, репрезентованного в загородных виллах, особняках, дворцах, доходных домах, является классицизм, ренессанс и стиль мудехар, с привнесением в них индивидуальных черт с помощью декора. Использование барочных элементов оживляло здания, придавая им нарядность, южный колорит. Особым вкладом автора в исследование темы является уточнение периодизации и происхождения стиля барокко. Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые проведен анализ декора архитектуры Крыма периода модерна, выявлены и проанализированы элементы барокко, их происхождение и роль в стилистике модерна.
Архитектура и дизайн
Барсукова Н.И., Жемчужнова О.А. - Камины в общественных интерьерах: типологические и стилистические особенности c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.38382

EDN: FRJZBP

Аннотация: В статье поднимается проблема необходимости исследования каминов как художественных и прикладных объектов в современных интерьерах с точки зрения дизайн-проектирования. Очерчивается круг вопросов, связанных с дизайн-проектами оригинальных объектов каминов в общественных интерьерах. Предметом исследования является разработка типологического подхода к изучению и классификации данных объектов интерьера. Объектом исследования являются камины в общественных интерьерах. Особое внимание в статье уделяется анализу стилистического единства интерьеров и каминов, в связи с чем показано расположение каминов в интерьерах представительского класса, санаторно-оздоровительных объектов, музейной среде, библиотеках, отелях, в ресторанах и игровых заведениях. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: выявлены доминантные функции каминов в общественных интерьерах. Это прежде всего те, которые служат декорированию интерьера как средство эстетизации и как средство создания торжественности и парадности. Создание каминных залов в современных общественных интерьерах предназначены для приёмов, отдыха или культурного досуга так как создают непринужденную и комфортную зону. К основным стилистическим предпочтениям относятся стили, имеющие признаки парадности, торжественности, такие как барокко, классицизм, петровский стиль. Но в любом случае стилистические характеристики обусловлены особенностями интерьера и взаимосвязаны с ним.
Искусство и искусствознание
Ван Ф. - Этапы и особенности развития китайской монументальной скульптуры c. 59-66

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.39852

EDN: ITELHO

Аннотация: Монументальная и религиозная скульптура была основной формой древнекитайской скульптуры. Существовало крайне мало публичных монументальных скульптур. Данное явление было связано с традиционной китайской культурой и социально-экономической ситуацией. Только после 1949 года в Китае появилось множество монументальных скульптур на тему революции, что имело важную связь с политикой того времени. Эта статья написана в следующих трех частях: обзор развития монументальной скульптуры в древнем Китае; история развития монументальной скульптуры с 1840 г. до 1949 г; обзор развития монументальной скульптуры после основания Китайской Народной Республики. Что касается монументальных скульптур, то с развитием общества, политика в области культуры и искусства поддерживала диверсификацию, художники получили больше свободного творческого пространства. Диапазон творческих тем постепенно расширялся и появилось больше возможностей выбора стиля и языка. Только в 1990-х годах китайская экономика начала трансформироваться в рыночную. Под этим воздействием, монументальная скульптура попала под влияние иностранных культур. Мы считаем, что Китай может полагаться на свою собственную историю, культуру и национальный дух, и объединение исторических ресурсов Китая с зарубежными культурами — это путь к развитию китайской монументальной скульптуры.
Культура и культ
Хингеева Л.М. - Элементы шаманского костюма в контексте культурно-исторической эволюции бурятского и монгольского народов c. 67-81

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.37523

EDN: HDNZNN

Аннотация: Вопросы происхождения шаманского костюма постоянно остаются в фокусе внимания исследователей, изучавших явление шаманизма бурят и монголов. Поскольку материальные артефакты являются наиболее стабильным объектом, в знаково-символической форме сохранявшим смысловое содержание. В разное время к этой проблеме обращались М. Н. Хангалов, Ц. Ж. Жамцарано, Б. Э. Петри, С. В. Иванов, Е. Д. Прокофьева, Т. М. Михайлов, Г. Р. Галданова, М. Элиадэ и многие другие. Однако окончательного понимания процесса возникновения, становления и развития костюма бурятского шамана не достигнуто. В настоящий момент есть несколько мнений маститых ученых по этому вопросу, которые не только отличаются, но и часто прямо противоречат друг другу.   Автором предпринята попытка разобраться в данной теме. Изучены работы предшественников, а также рукописи М. Н. Хангалова по шаманизму из Государственного архива Иркутской области. Наряду с религиозными аспектами изучались социально-культурные, экономические условия становления шаманизма бурят, учитывалось взаимовлияние тюрко-монгольских, тибетских архаичных культов. Использованы методы исторического анализа. В процессе работы пришло понимание, что окончательную точку в данном вопросе поставить невозможно из-за очень большого числа наслоений различных культурных, религиозных, обрядовых и бытовых традиций, которые вобрал в себя шаманский культ бурят и его главный атрибут – костюм шамана. Однако автором получены новые результаты в вопросах семантики отдельных атрибутов и шаманского костюма в целом. Приведены две основные гипотезы генезиса костюма шамана: а) трансформация доспехов монгольских воинов, б) эволюция анималистических имитационных облачений. По каждой из этих теорий изложена авторская позиция. Приведен семантический смысл «скелетного стиля» в оформлении шаманского ритуального плаща.
Философия культуры
Розин В.М. - Осмысление и практики будущего в истории и современности c. 82-96

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.39614

EDN: HCIDJW

Аннотация: В статье обсуждаются исторические и современные синонимически понимаемые образы, дискурсы и концепты будущего. Автор вводит понятия актуального и неопределенного будущего, физикалистского и социального будущего. Предлагает реконструкция платоновского различения прошлого, настоящего и будущего в диалоге «Государство», позволяющая автору ввести принципиальную схему будущего. Показано, что дискурс будущего содержит три плана: позицию и концепцию будущего, позволяющие рационально помыслить и будущее и прошлое, и настоящее, отношение субъекта (индивида) к этим модальностям времени, объективную реальность, как правило, включающую в себя время и нетемпоральную (предметную) реальность.   Помимо образа будущего, введенного Платоном, обсуждаются особенности образа и понимания будущего св. Августина, естественнонаучное понимание и образ будущего, понимание будущего, обусловленное построением социальных наук. Автор утверждает, что в настоящее время складывается новый образ будущего, для которого характерны: противопоставленность физикалистскому пониманию будущего, эпистемологическая непрозрачность реальности будущего, естественно-искусственная модальность мышления, новые онтологические основания. Все эти утверждения иллюстрируются на материале нескольких кейсов, в том числе романов А. Богданова, двух современных форсайт-исследований, концепций Платона и Аристотеля, проекта Ф. Бэкона, утверждений В. Зеньковского, книги Ф. Жульена и кейса-проекта «Донор», который подробно анализировал автор.
Сценические искусства
Хохлова Д.Е. - Специфика хореографического воплощения образов главных героев в балете «Зефир и Флора, или Метаморфозы» (2021 г.) в контексте пластических тенденций современности. c. 97-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.1.38325

EDN: HXNUPC

Аннотация: В настоящей статье осуществляется попытка осмысления особенностей хореографического воплощения образов главных героев (Зефира и Флоры) балетмейстером А.С. Беляковым в спектакле «Зефир и Флора, или Метаморфозы» (2021 г.). Этот балет – современное обращение к смыслообразующей для развития балетного искусства теме предромантического балета Ш. Дидло (начало XIX в.). Подобный замысел не может не быть актуальным, как и исследование его творческих результатов, впервые осуществленное в настоящей статье. Основываясь на методах балетоведческого анализа, утвержденных отечественными историками и теоретиками балета (Добровольской, Красовской, Слонимским, Суриц), автор применял сравнительно-исторический, идейно-художественный и аналитический методы, а также метод включенного наблюдения (опираясь на личный опыт работы над партией Флоры). Основными инструментами исследования стали аналитическое описание и семантический анализ вариации Зефира и дуэта Зефира и Флоры. С их помощью удалось сделать следующие выводы. Хореографическая лексика фрагментов отличается органичным сочетанием классических позиций и pas с авторскими движениями (изобразительными, орнаментальными позами; несколько изломанными положениями рук и корпуса; оригинально модифицированными техническими элементами). Драматургия же современного прочтения сюжета предромантического балета развивается балетмейстером пластическими (не пантомимными) средствами в ключевых танцевальных фрагментах. Таким образом, хореографическое воплощение образов Зефира и Флоры демонстрирует органичный синтез идейного замысла и общей эстетики предромантического балета с нестандартностью и инновационностью современного авторского пластического решения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.