по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 02, 2023
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 04-05-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2023
Культура и культуры
Ян Ц. - Отражение китайских традиционных культурных ценностей в современной одежде c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.39744

EDN: EONNFF

Аннотация: В условиях современных процессов глобальной интеграции и всестороннего укрепления Китая стремление мировой культуры к интеграции также способствует развитию глобальной неоднородности, локализации и подъему национальной культуры. Китайская цивилизация на сегодняшний момент является единственной древней цивилизацией, которая не прерывалась в своем развитии. На протяжении истории длительностью более пяти тысяч лет в ходе своего развития китайская цивилизация смогла сформировать уникальную культурную традицию, ставшую духовным источником для китайского народа. Поскольку культура Китая является важнейшей частью истории мировой цивилизации, его традиционная культура может быть представлена в различных формах посредством различных культурных носителей, таких как современная одежда. В данной статье рассматривается отражение китайской традиционной культуры, проявляющейся в современной одежде как в Китае, так и за рубежом, анализируются, изучаются, сравниваются и обобщаются различия в языке и методах выражения китайской традиционной культуры между Западом и Китаем. Помимо этого, в данной статье обобщается методологическое значение наследия и новаторства в области проявления китайской традиционной культуры в современной одежде, за счет которых современная китайская одежда в международной системе моды постепенно переходит от понятия «чужое» к понятию «уникальное».
Культурное наследие, традиции и инновации
Надехина Ю.П., Крюкова Е.В., Геокчакян А.Г. - "Культура труда" и "культурная революция" в СССР. Деятельность ЦИТа в 1920-е - 1930-е гг. c. 15-22

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40422

EDN: MJZWUI

Аннотация: Сегодня мы наблюдаем переход к новым формациям культуры труда, в условиях перехода от индустриальной экономики к цифровой экономике. Подобные процессы проходили и во времена становления советского государства. Тогда, культура труда проходила свою трансформацию от условий традиционной экономики к условиям индустриального мира. Особую роль в этих процессах сыграли институты труда, созданные в 1920-х гг. Основной целью статьи является анализ процесса формирования новой культуры труда через деятельность цитовцев, проходившего в условиях культурной революции в СССР. Актуальность темы обусловлена историческим аспектом рассмотрения описанной проблемы, а не экономическим. Авторы обращаются к периодической печати обозначенного периода, к архивным документам, а также к современным научным изысканиям. В результате авторы приходят к выводу, что в 1920-е – 30-е годы в СССР процессы формирования культуры труда и культурная революция шли параллельно и активно влияли друг на друга. В нашей стране принципы научной организации труда приобретают характер важного инструмента скорейшего продвижения по пути восстановления народного хозяйства после разрухи Первой мировой и Гражданской войн. Деятельность Центрального института труда заложила основу для творческого подхода к трудовым отношениям, особая роль в этом принадлежала директору ЦИТа – А.К. Гастеву.
Музыка и музыкальная культура
Хазеева И.Н., Швецова О.Ю., Дмитриев В.А., Антипова У.А. - Интерпретация музыкального произведения как значимый компонент профессиональной деятельности концертмейстера c. 23-38

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40442

EDN: OZQNQK

Аннотация: Предметом исследования являются условия развития профессиональных умений и навыков концертмейстера в работе над интерпретацией произведения. В статье рассматривается проблема интерпретации музыкального произведения как базового качества личности музыканта в целом, и в частности, в структуре профессиональной деятельности концертмейстера. Данная статья посвящена описанию процесса работы над музыкальным произведением музыканта вообще, и, в частности, концертмейстера. В работе рассмотрены педагогические условия формирования умений и навыков интерпретации музыкальных произведений, как важного компонента в подготовке музыканта-исполнителя, концертмейстера; определена значимость коммуникативных навыков концертмейстера, как одного из факторов в работе над интерпретацией музыкального произведения.   В данной статье выявлена роль психологических и профессиональных качеств музыканта в художественном воплощении интерпретации, которые зависят от его музыкально-слуховых представлений, интеллекта, темперамента, эмоциональной чуткости, музыкального опыта, исполнительской выдержки, концентрации внимания, способности контролировать свою игру. Новизна данного исследования заключается в выявлении определенного алгоритма работы, направленного на создание интерпретации музыкального произведения в совместном исполнительстве солист – концертмейстер. Основным выводом данной работы является то, что применение художественно-педагогической интерпретации в работе концертмейстера над музыкальным произведением может способствовать развитию профессионально значимых качеств концертмейстера.
Этнология и культурная антропология
Шаронова Е.А., Шаронов А.М. - Исторические сюжеты о народе эрзя в русском фольклоре (на материале «Сказания о Скворце и Дятле» и песни «На горах на Дятловых») c. 39-47

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40514

EDN: SEEOJR

Аннотация: Предметом исследования в статье является специфика отражения исторических событий и лиц в устно-поэтических произведениях. Объектом исследования стали сказание "О Скворце и Дятле" и песня "На горах на Дятловых". Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как художественное осмысление процессов развития государственности, трансформации народности и т.д. Особое внимание уделяется рассмотрению контактов народов-соседей, влияющих на формирование исторического контекста, в фольклорных произведениях. Цели и задачи работы обусловили выбор методов исследования: историко-литературного, описательного, генетического, на основе которых осуществляется анализ сказания «О Скворце и Дятле» и песни «На горах на Дятловых».   Научная новизна исследования определяется впервые проведенным анализом «Сказания о Скворце и Дятле» и песни «На горах на Дятловых» в философском и социологическом аспектах во взгляде на объединение русских и эрзян в один народ, представленного в них. Основными выводами стали: песня и сказание объединяют русский и эрзянский миры, формируют для них общий социум, где со-бытие двух народов не имеет антагонизма, направленных друг против друга социальных и нравственных сил. Особым вкладом авторов стало открытие, что песня художественно интерпретирует объединительные процессы, идеализирует их, превращает в поэтический образ, привлекательный и для русских и для эрзян. Объединение нижегородской эрзи с Московским государством явилось обоюдным благом, о чём говорит и русский царь, благодарящий Бога за то, что он вручил ему эрзянскую землю. Эрзянские старейшины тоже случившееся восприняли как должное, тем более что оно произошло во время их моления Верховному богу, который своим непротивлением все одобрил.
Культура и культуры
Лиюй С. - Запретный город в поле зрения - Фотографическая деятельность иностранных фотографов эпохи поздней династии Цин в Китае c. 48-62

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.39977

EDN: SSYRVM

Аннотация: Рассмотрена фотографическая деятельность иностранных фотографов в период поздней династии Цин в Китае, а также проанализирована их работа в контексте исторического материала. Автор рассматривает метафору того, что представляла собой камера, когда фотография проникла в Китай, и как фотографическая деятельность иностранных фотографов представляла колониальное завоевание Запретного города. Начиная с Второй опиумной войны в 1860 году, фотография служила документальным инструментом, следуя за звуками пушек колониальных захватчиков, пытавшихся захватить и контролировать китайскую столицу. Сорок лет спустя, в 1900 году, во время Боксерского восстания, камера иностранного фотографа буквально проникла в Запретный город. Использование фотографии получило здесь двойственный, эстетический и политический характер: документирования вида Запретного города и дискредитации атрибутов имперской власти. Авторы приходят к выводу, что помимо способности документировать чужие пейзажи, фотография часто приобретала политическое значение во время захватнических действий. Таким образом, автор утверждает, что развитие фотографии в Китае в период поздней династии Цин неотделимо от колониальной и захватнической деятельности, и что фотография конструировала отношения власти, одновременно показывая миру загадочный и упадочный Китай. Так же, как фотография Запретного города была полным выражением завоевания центра китайской власти в фотографической деятельности иностранных фотографов, так и фотография Запретного города была полным выражением завоевания центра китайской власти в фотографической деятельности иностранных фотографов.
Естествознание, техника и культура
Филиппова Т.П. - «Идейный человек не от мира сего»: образ академика Е.С. Федорова в воспоминаниях супруги ученого c. 63-74

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.37594

EDN: UYMTLM

Аннотация: Предмет исследования – практики функционирования научного сообщества России на рубеже XIX и XX столетий. Объект исследования – личность известного ученого, академика Е.С. Федорова (1853–1919). Главным источником проведенного исследования стали воспоминания «Наши будни, горести и радости», автором которых является супруга ученого Л.В. Федорова. Мемуары были подготовлены к 1927 г. по просьбе учеников и коллег Е.С. Федорова и были посвящены его личности. Воспоминания охватывают период второй половины XIX в. – начала XX в. и освещают жизнь семьи Федоровых. В настоящее время оригинал документа находится на хранении в личном фонде академика в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН. В 1992 г. воспоминания увидели свет в печати. На основе тематико-хронологического метода анализа источника в статье рассмотрен образ Е.С. Федорова как научного деятеля. Основное внимание уделено изучению научной биографии ученого в 1880–1890-е гг. В этот период ученый являлся сотрудником Геологического комитета, провел успешные экспедиционные исследования Северного Урала, опубликовал первые результаты разрабатываемой им теории структуры кристаллов. Идеи и достижения ученого в это время не получили признание среди научного сообщества России и ему приходилось бороться за место в научном мире. На основе воспоминаний впервые проанализированы мотивы научной деятельности Е.С. Федорова, его взаимоотношения с коллегами и наставниками, показан ученый в роли семьянина. Сделан вывод о ценности данного источника, как расширяющего границы изучения биографии ученого и функционирования науки в кон. XIX в. – нач. XX в.
Архитектура и дизайн
Лебедева Н.И., Жук А.Е., Жук Е.А., Воронина Е.В. - История создания резиденции «К-2» в Ленинграде: камерный образец советского модернизма c. 75-90

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40589

EDN: TJMZZM

Аннотация: Статья посвящена правительственной резиденции «К-2» (дача - дом приемов Ленинградского Горисполкома) в Ленинграде – Санкт-Петербурге. В статье предлагается комплексное исследование архитектурного проекта (руководитель А.В. Жук) и его реализации как архитектурного феномена в социокультурном измерении. Методология исследования базируется на историко-хронологическом, структурно-функциональном и семиотическом подходах. На основе историко-культурного анализа динамики создания архитектуры здания в статье выделяются несколько инновационных приемов и функций, выполняемых резиденцией таких как: репрезентативная; мемориальная, фиксирующая выдающиеся результаты деятельности творческого коллектива и строителей; художественная в рамках ансамблевого восприятия объекта. Указаны источники поисков художественного решения проекта в процессе работы над ним. В статье проиллюстрированы решения, воплощенные в постройке, отражены масштабы строительства и совершенствование профессиональных методов и приемов.         Проанализированы документы, современные архитектурному замыслу и его реализации, тексты воспоминаний А.В. Жука и искусствоведов. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что дом приемов представляет собой совершенный по функции и художественному образу объект, отражающий синтез новаторских приемов, учитывающий видовые особенности ландшафта. Актуальность сохранения объекта связана с его характеристиками уникальными для пространства Санкт-Петербурга. Научная новизна заключается в утверждении положения, что здание резиденции является воплощением идей рационализма в сочетании с созданием утонченного художественного образа. А также утверждается тезис, согласно которому творческому коллективу удалось гармонично соединить новации с традиционными решениями в интерьере здания.
Теория коммуникации и медиалогия
Булатов И.А. - Роль «Дня русской культуры» в формировании идентичности русской эмиграции «первой волны» c. 91-101

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.2.40016

EDN: UDQZWZ

Аннотация: Предметом исследования является День русской культуры, праздновавшийся в большинстве стран русской эмиграции в день рождения А.С. Пушкина. В статье это торжество рассматривается не как узко культурное мероприятие, а как национальный праздник, то есть мероприятие чья ценность признаётся всеми членами нации, которые как зрители или участники вовлекаются в торжества. Особое внимание уделяется трём ключевым функциям праздника: объединяющей, защищающей молодежь от денационализации и поддерживающей чувство коллективного достоинства. Рассматриваются и другие функции, самые очевидные из которых развлекательная и просветительская, но именно эти три влияли на формирование особой эмигрантской идентичности. Демонстрируется, что несмотря на сохраняющиеся разногласия, разные политические силы принимали участие в подготовке и проведении праздника. При этом взгляд на историческое значение русской культуры и роль Пушкина мог различаться, но полемика оставалась в рамках праздника, который служил площадкой для коммуникации. Отдельное внимание уделяется прессе и её влиянию на становление и развитие Дня русской культуры. В тексте отмечается, что День русской культуры был феноменом белой эмиграции, выражающим её ценности и чаяния. Данное торжество существовало и закрепляло белоэмигрантскую мифологию, одной из ключевых характеристик, которой была вера в скорое возвращение на Родину, «освобожденную» от коммунистов. Победа во Второй Мировой войне Советского Союза, привела к разочарованию эмигрантов в этой идее. Также в конце 40-г гг. в эмиграцию попала «вторая волна», сильно отличавшаяся по своим ценностям от предшественников. Эти факторы предопределили затухание и исчезновение, такого важного символа белой эмиграции, каким являлся День русской культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.