по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 03, 2023
Выходные данные сетевого издания "Человек и культура"
Номер подписан в печать: 05-07-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
ISSN: 2409-8744
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2023
Культура и культ
Голубев В.А. - Калужская иконопись: к вопросу о целостности и границах художественного явления c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40617

EDN: SEHZFB

Аннотация: В статье дается общая характеристика калужской иконописи как особой региональной иконописной традиции, формирующийся во 2 половине XVIII века. Выделяются основные параметры данного феномена: технологические, иконографические, стилистические. На примере архивных данных и исторических свидетельств калужские иконы определяются как памятники темперной живописи, исполненные в специфической манере письма, в основной своей массе наследующие иконописи живоподобного направления. Выявляются основные иконографические особенности продукции калужских иконописцев, в частности, распространённые в Калуге иконографические изводы Христа Вседержителя и Богоматери «Живоносный источник». Также приводится классификация основных стилистических линий в калужской иконописи, оформившихся в конце XVIII века. Рассматривается вопрос о хронологических границах явления. На основе произведённого анализа калужская иконопись определяется как полноценный центр регионального иконописания, который вписывается в ряд уже известных центров поздней иконописи. С одной стороны, в Калуге проявляются общие тенденции (наблюдаемые и в других центрах эпохи Нового времени): собственная манера оформляется в последней четверти XVIII века; явно заметна рецепция больших европейских стилей; во второй половине XIX века наблюдается спад художественного феномена. С другой стороны, иконопись Калуги отличается и стилистическим, и иконографическим своеобразием, достаточным для того, чтобы определять данное явление как отдельный художественный центр.
Электронная культура и интернет
Пушкарева Т.В., Шемякина Е.М., Ющенко Н.С., Державина О.А. - Опыт иконологической интерпретации интернет-мемов (на материале «карантинок» из коллекции социальной карикатуры ЦСПИ ГПИБ) c. 21-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40674

EDN: TVCAMS

Аннотация: Объектом исследования, результаты которого представлены в статье, стали интернет-мемы как продукт современной массовой культуры и искусства. Предмет исследования - иконологическая интерпретация интернет-мема как арт-объекта. Для интерпретации выбраны интернет-мемы, посвященные локдауну и пандемии COVID-19 - «карантинки» из коллекции социальной карикатуры Центра социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки, которая была собрана в период локдауна 2020 года, и также актуальные материалы интернета. Цель статьи – провести иконологическую интерпретацию выбранных интернет-мемов из коллекции социальной карикатуры Центра социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки. Новизна исследования состоит в том, что впервые интернет-мем был рассмотрен как арт-объект, и на примере нескольких «карантинок» исследованы возможности иконологической интерпретации этого феномена современной культуры и искусства. В статье показано, что конструирование «карантинок» шло как по пути создания новых мемов, так и путем трансформации старых мемов на основе реконтекстуализации – использовании хорошо известных сюжетов, образов, героев для обсуждения новых реалий. Иконологическая интерпретация «карантинок» позволила выявить особенности отражения пандемии в общественном сознании (ощущение «перевернутости» мира, катастрофического характера перемен, новых условий безопасности) и углубить знания о характере художественной самопомощи общества в условиях социального экстремума (использование целительных эффектов трагикомического).
Культура и культуры
Алексеев А.Н., Сулейманов А.А. - Использование криогенных ресурсов в традиционной хозяйственной деятельности якутов c. 40-49

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40757

EDN: SFEMRM

Аннотация: Целью статьи является историко-антропологическая реконструкция традиционных хозяйственных практик якутов, в которых важнейшее место занимала эксплуатация криогенных ресурсов (холод, снег, лед, "вечная мерзлота"). Работа основана, главным образом, на анализе наблюдений исследователей второй половины XIX – первой половины ХХ вв., зафиксировавших в ходе своих экспедиционных изысканий целый ряд сюжетов, касающихся практик использования якутами в хозяйственной деятельности криогенных ресурсов. Методологически статья базируется на принципах криософии, предполагающих изучение холодных материй Земли через призму их роли в качестве активного элемента мироздания, источника благ и возможностей для человечества, а также историко-антропологическом подходе.   В статье впервые в рамках работ подобного плана показан ряд примеров успешной и активной эксплуатации холода, снега, льда и «вечной мерзлоты» в традиционной хозяйственной деятельности якутов: скотоводстве и коневодстве, рыболовном и охотничьем промыслах, а также в организации соледобычи. На основе аккумулированных материалов, включая документы из фондов Архива Российской академии наук и его Санкт-Петербургского филиала, Государственного архива Иркутской области, Научного архива Сибирского отделения РАН, Научного архива Русского географического общества и Рукописного фонда Архива Якутского научного центра СО РАН, авторы приходят к выводу, что криогенные ресурсы выступали одним из важных адаптационных механизмов якутов к природно-географическим реалиям Якутии.
Историческая культурология и история культуры
Романова Е.Н., Покатилова Н.В. - Понятие «культуры» в научной биографике репрессированного ученого Г. В. Ксенофонтова в период советского нациестроительства c. 50-59

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40699

EDN: SFJCOF

Аннотация: В изучении персональной истории репрессированной интеллигенции Якутии имя выдающегося ученого и общественно-политического деятеля Гавриила Васильевича Ксенофонтова (1888–1938) занимает особое место не только в силу трагичности его личной судьбы, но и актуализации и значимости на современном этапе его наиболее концептуальных идей, обладающих, как и их автор, собственной научной судьбой. Впервые исследования подобного типа стали возможными, благодаря, с одной стороны, бесценному пласту архивных источников, выявленных в рукописном наследии Г. В. Ксенофонтова, с другой – методологии комплексного изучения биографического нарратива в интеллектуальной традиции первых якутских ученых-гуманитариев в рамках современных подходов интеллектуальной истории. Впервые в неопубликованном рукописном наследии Г. В. Ксенофонтова выделяется особенный круг представлений, наиболее показательных в аспекте формирования его целостной интеллектуальной программы. В своих научных записях 1934–1937 гг. Г. В. Ксенофонтов все чаще обращается к многоаспектному понятию «культуры», воспринимаемой в целом в качестве сложного механизма комплексного продуцирующего начала, связанного с этнической идентичностью и национальным самосознанием. В этой связи в высказываниях и исследованиях ученого последних лет наблюдается устойчивый интерес к методологическим исканиям и концептуальной основе смежных гуманитарных дисциплин. На их обзоре и обоснованию в широком контексте представлений Г. В. Ксенофонтова о «культуре», причин их появления в его научном инструментарии остановимся в настоящей работе, что определило предмет и цель исследования.
Искусство и искусствознание
Лун С. - Общие черты концепции живописи Анри Матисса и древнекитайской живописной мысли c. 60-68

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40837

EDN: SGXDGO

Аннотация: Матисс, знаковый художник школы Зверева, был новаторским европейским художником-модернистом. Он проявлял большой интерес к восточной живописи и черпал в ней вдохновение, внедряя в свои картины плоскостность, орнаментальность и яркие формы цвета, которые ценились в восточной живописи. Его уникальный подход к пространству в композиции похож на метод «белого пространства» в китайской живописи, который отменяет традиционные европейские правила перспективы, а его минималистский подход к живописи и изображениям привел к формированию ярко выраженного восточного стиля живописи. Его «точность не есть реальность» схожа с китайской концепцией «подобия и неподобия», а его понимание отношений между внешним миром и собой схоже с китайской концепцией. В то же время концепция субъективного выражения Матисса, которая сосредоточена на выражении субъективных чувств, а не на воспроизведении объективной природы, также очень похожа на стремление к выражению субъективных идей, заложенное в традиционной китайской живописи тушью. Подход Матисса к восточному искусству не был копией или простым дополнением к его собственной живописи. Он впитывал восточное искусство творчески, извлекал элементы, которые были близки его сердцу, интериоризировал их и делал свои работы похожими по внутренней структуре или общим взглядам с восточной живописью с точки зрения духа, концепции и формы искусства.
Культура и культуры
Шигурова Т.А. - Накосник пулокерь как компонент мокшанского национального костюма: к проблеме генезиса и этнокультурных смыслов c. 69-88

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40553

EDN: AMOLWR

Аннотация: Данная статья представляет опыт исследования уникального накосника мокшанских женщин пулокерь, бытовавшего с VIII по XVIII вв. в традиционном женском костюме в качестве этнического символа народа. Рассмотрены важнейшие аспекты характеристики накосника, связанные с определением причины появления этого артефакта, выявлением общего отношения к волосам в традиционной культуре, в частности в героическом эпосе мордовского народа «Масторава», где отражены события средневековой истории этноса; характер эпохи, обусловивший появление в народном костюме новых элементов. В исследовании были использованы как общенаучные методы, так и системный, культурно-антропологический подходы. Выявлена роль кризисного фактора в культуре мордовских племен VIII-IX вв. I тыс. н.э., проявившегося в активизации деятельности человека, направленной на адаптацию в условиях стремительных изменений и межкультурных контактов. Установлено, что следствием творческого труда женщин, вынужденно ограниченного пространством семьи и дома (возможно, в связи с появлением малой семьи), стало развитие социально-экономических и культурных процессов, связанных с обрядовой сферой, что потребовало сегрегации социальной группы замужней женщины и нового элемента головного убора, который подчеркивал статус хозяйки дома. Новизна исследования определяется выводами о ценностях культуры, воплощенных в материализации целей коллективной деятельности в виде искусственно созданной формы украшения, а также в обосновании значительного влияния тюркских народов на развитие культуры в рассматриваемый период времени.
Экранная культура и экранные искусства
Байтурина Д.У. - О первых опытах создания игровых фильмов в Республике Башкортостан в середине 1990-х c. 89-100

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.41020

EDN: EMEZGA

Аннотация: Предметом статьи является кинематографическое произведение, снятое в Башкортостане башкирским режиссером, — игровой фильм «Стеклянный пассажир» Булата Юсупова. Автор осуществляет архетипический, семиотический и герменевтический анализ кинематографического текста. Проведенный анализ вскрывает в медиатексте тенденции создания игрового кино в Башкортостане. Первый представляют исследования мифологических элементов внутри кинопроизведения. Он покажет нам наличие в произведении элементов национального мифа и их связь с литературными архетипами и архетипами Юнга. Второй, семиотический, происходит в условиях вычленения знаков из отношений внутри целой структуры, определяющей кинопроизведение как разновидность художественного «текста». И третий, герменевтический, опирается на традиции толкования кино в интертекстуальном взаимодействии всех художественных текстов. Научная новизна исследования заключается в комплексном и многоаспектном изучении произведения башкирского кинематографа. Автор сравнивает его с образцами мировой художественной культуры, выявляет ключевые особенности фильма. Ранее картина не подвергалась подробному научному изучению, хотя она стала дебютным игровым фильмом, снятым на базе открывшейся в 1990-м году киностудии "Башкортостан". Выявляется пласт культурных ценностей и символов, как общемировых, так и отличных от них. Посредством семиотического анализа вскрывается структура и значение структурных единиц фильма. Выявляются архетипические конструкции внутри медиатекста (например, литературный архетип поэта). Герменевтический анализ показывает социально-политические условия, в которых появилась эта кинокартина, а также особенности толкования медиатекста, его взаимосвязь с другими культурными текстами.
Культура и власть
Афанасьев Н.В., Лукина К.В. - Миф в системе государственной идеологии: общие принципы c. 101-109

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40666

EDN: SGHHRW

Аннотация: В данной статье авторами предприняты попытки анализа взаимозависимости мифа и идеологии в контексте глобализации и появления новых культурных тенденций, формирующих основные идеологические представления народа выступающих средством общественного управления. В ходе работы использовались структурно-семантический и метод сопоставительного анализа теоретических работ зарубежных и отечественных исследователей Э. Кассирера, Р. Барта, М. Сэлинджера, Луи Альтюссера, П.Бурдье, М.В. Щеглик, М.Г. Корн и др. С помощью этих методов были выявлены важность влияния мифов на идеологическую составляющую государства, усиливаемых в эпоху исторических преобразований, революций, пересмотра взглядов, когда на основе ранее существующих воззрений требуется сформировать новые «идеологические взгляды». В ходе своей работы авторы пришли к выводу, что идеология формирует мифологический прототип мироздания, а исторические личности и события наделяются мифологическим смыслом, развивается бесспорность и естественность их восприятия. Следовательно, мифология выступает механизмом идеологии, являющейся инструментом построения культуры и влияния на социум. Поэтому определенная категория людей конструирует идеальное общество для реализации конкретных задач, создаются ориентиры для построения идеальной культуры, воспитания идеальной личности, фантазийным смыслом наполняются реальные исторические события. Таким образом, научная новизна работы основывается на сопряженности мифа с идеологией обусловленной на исследовании данного вопроса в контексте исторических явлений.
Культура и культуры
Кузьмина Ю.А. - Игровые практики С. М. Соловьева как рефлексия младосимволистов над идеями В. С. Соловьева и позитивистским методом c. 110-124

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40867

EDN: RSQWGE

Аннотация: Объектом исследования выступают воспоминания об игровых практиках С.М. Соловьева, запечатленные в мемуарах А. Белого и М. А. Бекетовой. Предметом становятся те ментальные представления младосимволистов о философских идеях В. С. Соловьева и позитивистском методе, которые послужили структурообразующим элементом подобных практик. В статье конструируется общая абстрактная модель буффонад С. Соловьева. Выявляется, что она содержит множество знаков, значаения которых связаны с рефлексией младосимволистов над идеями В. С. Соловьева и позитивизма. При помощи структурно-семиотического метода раскрываются смысловые поля и взаимоотношения данных знаков внутри игровой структуры. Устанавливается, что семантическое содержание таких знаков в буффонадах С. Соловьева раскрывается как два различных типа гносеологии. Делается вывод о том, что в мировоззрении младосимволистов такие типы познания противопоставлены друг другу. Заключается, что их оппозиция является сюжетным стержнем данных игровых практик. Новизна исследования связана с тем, что попытка описания рефлексии младосимволистов над различными типами познания осуществляется не на материале художественных и теоретических текстов С. Соловьева, А. Белого и А. Блока, а на материале их повседневности. Данная позиция позволяет не зацикливаться лишь на тех пластах рефлексии, которые сами поэты осознавали и выражали вербально, но и привнести в исследовательское поле их до конца не вербализованные представления. Результаты данного исследования в дальнейшем можно использовать для более полной реконструкции мировоззренческой парадигмы русского младосимволизма.
Искусство и искусствознание
Агратина Е.Е. - Церковный заказ в карьере парижского живописца XVIII столетия c. 125-136

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40714

EDN: RSWTSC

Аннотация: Темой данного исследования является церковный художественный заказ в Париже XVIII века. Преобладание светского искусства в указанную эпоху не отменяло того, что живописцы продолжали активно взаимодействовать с церковью и выполнять для нее различные виды работ. Желая осветить проблему церковного заказа и его роли в жизни и карьере парижского живописца XVIII века, автор поставил перед собой несколько задач: классифицировать церковные заказы, определить их специфику, установить значение церковного заказа для мастеров, несмотря на постоянный приток дорогостоящих светских работ, найти точки пересечения церковного и светского заказа. Автор выделяет и последовательно рассматривает несколько разновидностей таких заказов: небольшие произведения, создаваемые для скромных приходов, масштабные живописные циклы для соборов столичного значения, работы, выполняемые для монастырей, часто имеющие особую, понятную лишь посвященным программу, а также портреты представителей духовенства. Научная новизна исследования обусловлена тем, что церковный заказ редко становился предметом внимания современных отечественных исследователей, хотя и нашел определенное отражение во франкоязычной искусствоведческой литературе, с которой автор внимательно ознакомился. В качестве примеров автор подобрал некоторое количество типичных для своей разновидности, но любопытных по программе произведений. В результате изучения собранного материала автор делает вывод, что церковный заказ, хотя и не являлся главным двигателем художественного прогресса своей эпохи, был неотъемлемой частью карьеры парижского живописца. На протяжении XVIII столетия церковь оставалась постоянным заказчиком и надежным партнером столичного мастера, требующим разнообразной и качественной художественной продукции.
Архитектура и дизайн
Дадьянова И.Б. - Веб-дизайн в профессиональной деятельности графического дизайнера c. 137-148

DOI:
10.25136/2409-8744.2023.3.40574

EDN: RTMRZO

Аннотация: Предметом исследования является веб-дизайн в профессиональной деятельности графических дизайнеров, комплексный анализ данной отрасли дизайна, ее особенности, проблемы и специфика. Проанализирован процесс проектирования веб-сайта с точки зрения его этапов. Рассмотрен феномен веб-дизайна через призму профессиональной деятельности дизайнера как специалиста по художественному проектированию внешнего вида различных элементов среды. Выявлены особенности преподавания дисциплины “Веб-дизайн” в сфере высшего образования. В ходе исследования были использованы общелогические методы (анализ и синтез, дедукция и индукция). Также были задействованы методы систематизации научных знаний – типология и классификация.     Научная новизна исследования заключается в попытке выработать основные принципы концепции веб-дизайна, которые бы учитывали и творческую, и техническую составляющую обсуждаемой сферы дизайна. В результате исследования были выделены специфические характеристики веб-дизайна, рассмотрен пул художественных навыков и технологий, которыми необходимо овладеть веб-дизайнеру, процесс проектирования веб-сайта. Также был проанализирован образовательный аспект подготовки веб-дизайнеров, раскрывающийся в возможности сочетать культурную, художественную и техническую подготовку в процессе обучения графического дизайнера, позволяющий в дальнейшей профессиональной деятельности ориентироваться в постоянно изменяющихся тенденциях дизайна и быть подкованным в плане современных информационных технологий.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.