Статья 'Исследование активной клиентской базы на примере предприятия пищевой промышленности' - журнал 'Теоретическая и прикладная экономика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Теоретическая и прикладная экономика
Правильная ссылка на статью:

Исследование активной клиентской базы на примере предприятия пищевой промышленности

Баранова Любовь Сергеевна

Руководитель отдела маркетинга, ООО "Мит Стар"

196240, Россия, г.Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, ул. Предпортовая, 6, оф. Р

Baranova Liubov Sergeevna

Head of Marketing Department, “Meat Star” LLC

196240, Russia, g.Sankt-Peterburg, g. Saint Petersburg, ul. Predportovaya, 6, of. R

liubov-baranova29@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-8647.2019.2.26183

Дата направления статьи в редакцию:

03-05-2018


Дата публикации:

18-07-2019


Аннотация: Объектом исследования данной статьи является активная клиентская база предприятия пищевой промышленности. Предметом исследования является неконтролируемая активная клиентская база пищевых предприятий. Цель исследования – разработка методики исследования активной клиентской базы. Автор подробно рассматривает такие инструменты, как систематизация активной клиентской базы, представленность ассортимента в торговых точках, АВС-анализ торговых точек. Особое внимание уделяется инструменту паспортизация торговых точек, которая демонстрирует их потенциал. Важным аспектом является совмещение АВС-анализа и результатов паспортизации и построение матрицы рекомендаций по работе с активной клиентской базой. Методика исследования включает в себя следующие этапы: систематизирование активной клиентской базы, определение представленности продуктов в торговых точках, проведение АВС-анализа торговых точек по тоннажу, проведение паспортизации торговых точек, совмещение АВС-анализа по тоннажу и паспортизации. В результате данного исследования можно оперативно управлять активной клиентской базой и влиять на показатели тоннажа и прибыли предприятия. Применять исследование рекомендовано на предприятиях пищевой промышленности. Научная новизна исследования заключается в систематизации и обобщение методов и методик исследования клиентов предприятий. В качестве примера приведены предприятия пищевой промышленности, которые являются одновременно производственными и торговыми. Особый вклад автора в исследование – это формирование матрицы классификаций торговых точек и матрицы рекомендаций для каждой торговой точки на основе совмещения АВС-анализа и паспортизации торговых точек.


Ключевые слова:

активная клиентская база, торговые точки, каналы реализации, ритейл, оптовый канал сбыта, бюджетный канал сбыта, региональный канал сбыта, фирменная торговля, управление продажами, АВС-анализ

Abstract: The object of this research is the active customer base of a food company. The subject of this research is the unregulated active customer base of food companies. The goal lies in the development of technique for studying the active customer base. The author carefully examines such instruments as systematization of the active customer base, presentation of assortment at the sales outlet, as well as ABC analysis of sales outlets. Special attention is given to the instrument of certification of the points of sale, which reveals their potential. An important aspect is the combination of ABC analysis and certification results with construction of recommendation matrix in coordinating the active customer base. Research methodology includes the following stages: systematization of active customer base; presentation of products at the points of sale; ABC analysis of the sales outlets by tonnage; certification of sales outlets; combination of ABC analysis on tonnage and certification. The results of this work help to efficiently manage the active customer base and influence the tonnage and profit ratio. The author recommend applying this research in food companies. The scientific novelty lies in systematization and synthesis of methods and techniques for studying clients of the companies. Food companies, which are both, production and trade. The author’s special contribution consists in the formation of classification matrix of sales outlets and recommendation matrix for each point of sale via combining the ABC analysis and certification of sales outlets.   


Keywords:

active customer base, outlet, sales channels, retail, wholesale sales channel, budget sales channel, regional sales channel, firm trade, sales management, ABC analysis

Исследование активной клиентской базы на примере предприятия пищевой промышленности.

Введение

Исследование активной клиентской базы – это важный процесс в деятельности перерабатывающего предприятия. Активная клиентская база является одним из главных инструментов в процессе реализации продукции и генерирования прибыли для компании.

Активная клиентская база – это клиенты, которые регулярно приобретают продукты, производимые предприятием. Ключевым словом является «регулярно», т.е. с определенной периодичностью не реже одного раза в отчетный период. Для предприятия пищевой промышленности таким периодом, как правило, является один месяц.

Автор выделяет значимые термины в исследовании активной клиентской базы – торговые точки и каналы реализации.

Торговые точки – это места, в которых происходит непосредственная коммуникация потребителя с товаром [24]. Всегда количество клиентов будет меньше или равно количеству торговых точек, т.к. у одного юридического лица или индивидуально предпринимателя может быть не одна, а несколько торговых точек.

Каналы реализации – это посредники, которые осуществляют передачу товара от производителя к потребителю. Предприятия пищевой промышленности выделяют основные каналы реализации: сетевой ритейл, традиционная розница, опт, HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe в переводе с английского - "отели, рестораны, кафе"), бюджет, фирменная торговля. На практике могут отсутствовать какие-либо из вышеперечисленных каналов реализации, либо могут быть добавлены дополнительные, например, регионы и универсамы. Это зависит от специфики региона, где находится предприятие и структуры сбыта.

Объектом исследования статьи является активная клиентская база предприятий пищевой промышленности. Предметом статьи является хаотичная и неконтролируемая активная клиентская база пищевых предприятий. Цель исследования – разработка методики исследования активной клиентской базы. В результате исследования активной клиентской базы будет сформирован алгоритм работы с клиентами, направленный на достижение плановых показателей по реализации и прибыли выпускаемой продукции.

Теоретической основой данной работыпослужили работы таких авторов, как Ансофф И, Котлер Ф, Леманн Д.Р., Олейник К. и других.

Научная новизна исследования заключается в систематизации и обобщение методов и методик исследования клиентов предприятий. В качестве примера приведены предприятия пищевой промышленности, которые являются одновременно производственными и торговыми. Особый вклад автора в исследование – это формирование матрицы классификаций торговых точек и матрицы рекомендаций для каждой торговой точки на основе совмещения АВС-анализа и паспортизации торговых точек. Используя матрицу рекомендаций, можно оперативно управлять активной клиентской базой и влиять на показатели тоннажа и прибыли предприятия.

Этапы исследования активной клиентской базы

Важным аспектом в исследовании активной клиентской базы является выявления имеющихся каналов реализации и систематизации всей активной клиентской базы по данным каналам.

1. Систематизация активной клиентской базы по каналам реализации.

Автор приводит определения основных каналов реализации для минимизации ошибки в распределении активной клиентской базы по каналам.

Сетевой ритейл – это канал, который реализует продукцию через федеральные и локальные сети. Федеральные сети отличаются от локальных массовой экспансией на всей территории России, объемом товарооборота, а также спецификой поставщиков [8]. Локальные сети закупают товары высокого спроса преимущественно у местных поставщиков. Сама по себе сеть характеризуется единым фирменным стилем и единой товарной политикой. Стоит уделить особое внимание данному каналу, т.к. РБК приводит такие данные, согласно которым «2017 год стал годом повышения активности сетевой розницы: крупнейшие игроки продолжили наращивать число магазинов и увеличивать операционную эффективность…» [23].

Традиционная розница – это канал, который реализует продукцию через точку продаж (чаще всего одну). Характеризуются небольшим товарооборотом и работой с наличными деньгами. Магазин у дома, ларек, павильон относятся к традиционной рознице.

Опт – это канал, который реализует продукцию через дилеров и дистрибьюторов. Характеризуется высоким объемом товарооборота. Контрагенты канала опт имеют эксклюзивные условия сотрудничества и продвигают продукты либо в родном регионе, либо расширяют представленность производителя в других регионах. К потребителю продукты попадают через дополнительного продавца, который находится между оптовиком и потребителем.

HoReCa – это канал, который реализует продукцию через отели, рестораны и кафе. В данном канале потребитель встречается с продуктом уже в готовом к употреблению виде.

Бюджет – это канал, который реализует продукты через бюджетные организации (школы, детские сады, больницы и т.д.) В данном канале потребитель также встречается с продуктом уже в готовом к употреблению виде. Сотрудничество с данным каналом возможно через механизм государственных закупок.

Фирменная торговля – это канал, который реализует продукцию через точку/точки продаж, принадлежащих непосредственно производителю. По формату фирменная торговля чаще напоминает традиционную розницу. Однако, ассортимент изделий из мяса представлен исключительно продуктами производителя. Фирменный стиль совпадает с фирменным стилем производителя.

Проведя систематизацию активной клиентской базы по каналам реализации, автор предлагает переходить ко второму шагу исследования.

2. Представленность продуктов в торговых точках.

Представленность продуктов в торговых точках демонстрирует насколько наполнены торговые точки ассортиментом. Исходя из данных по представленности, можно судить об эффективной работе с активной клиентской базой. На рисунке 1 изображен график представленности ассортимента в торговых точках.

4

Рис.1. Представленность ассортимента в торговых точках активной клиентской базы (данные мясоперерабатывающего предприятия ООО «Мит Стар», г.Санкт-Петербург)

Из графика представленности продуктов видно, что у производителя слабые лидерские позиции ассортимента по представленности: 6 SKU (Stock Keeping Unit в переводе с английского – "складская учётная единица") представлены 100% активной клиентской базы, 31 SKU (40% всего ассортимента!) представлены менее, чем в 20% торговых точек активной клиентской базы. Необходимо увеличивать представленность продуктов в существующей активной клиентской базе [10].

3. АВС-анализ по тоннажу активной клиентской базы по торговым точкам.

АВС-анализ – это инструмент при помощи которого можно упорядочить активную клиентскую базу. В основе АВС-анализа лежит закон Парето, где 20% активной клиентской базы приносят 80% результата. Результатом могут быть разные показатели. В данном исследовании это показатель тоннажа. В результате АВС-анализа активная клиентская база делится на 3 категории – А, В и С. Торговые точки, относящиеся к группе А приносят 80% тоннажа, к группе В 15% тоннажа и к группе С 5% тоннажа.

Особое внимание автор уделяет тому, что при проведении АВС-анализа по тоннажу важно делать анализ по торговым точкам (не по контрагентам).

В научных исследованиях современных ученых можно часто встретить такую точку зрения, что анализ клиентской базы начинается с целевых клиентов [9]. Более того, исследование активной клиентской чаще всего трактуется, как исследование контрагентов [11]. Однако, автор анализирует, в первую очередь, торговые точки. При исследовании контрагентов есть существенные минусы в том, что искажается реальная картина по продажам. У одного контрагента может быть несколько торговых точек и возникает пробел в понимании какая торговая точка результативна, а какая нет. Точечный анализ позволяет увидеть, как распределяется тоннаж по каждой конкретной торговой точке. А корректная картина распределения тоннажа помогает достигать плановых показателей и управлять продажами.

В таблице 1 представлен фактический АВС-анализ по тоннажу активной клиентской базы в разрезе по торговым точкам.

Табл.1. АВС анализ активной клиентской базы в разрезе по торговым точкам фактический (данные мясоперерабатывающего предприятия ООО «Мит Стар», г.Санкт-Петербург)

Количество торговых точек, шт

Процент реализации в кг

Процент торговых точек в шт

А

176

80%

16%

В

277

15%

25%

С

677

5%

59%

ИТОГО:

1130

100%

100%

Для того, чтобы сделать выводы из сложившейся ситуации по распределению тоннажа необходимо знать какое плановое процентное соотношение торговых точек должно быть при АВС-анализе. Плановый АВС-анализ представлен в таблице 2.

Табл.2. АВС анализ активной клиентской базы в разрезе по торговым точкам плановый (данные мясоперерабатывающего предприятия ООО «Мит Стар», г.Санкт-Петербург)

Количество торговых точек, шт

Процент реализации в кг

Процент торговых точек в штуках

А

226

80%

20%

В

339

15%

30%

С

565

5%

50%

ИТОГО:

1130

100%

100%

Итак, в результате проведения АВС-анализа по тоннажу активной клиенткой базы в разрезе по торговым точкам фактические данные разнятся с плановыми. Это показатель того, что активная клиентская база не сбалансирована по торговым точкам. Данные демонстрируют, что торговые точки категории А «не добирают» 4%, торговые точки категории В «не добирают» 5%, а торговые точки категории С имеют отклонение в большую сторону от плана на 9% за счет торговых точек категории А и В.

Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что точки категории А и В необходимо усиливать. С данными точками необходимо плотно работать по представленности ассортимента.

Точек категории С значительно больше, чем необходимо. Нужно пересматривать данные торговые точки, отсеивать не результативные и убыточные из активной клиентской базы. Такие действия необходимы для баланса активной клиентской базы.

4. Паспортизация торговых точек активной клиентской базы.

Важным критерием при исследовании активной клиентской базы является потенциал торговой точки. Может сложиться такая ситуация, что точка имеет большой потенциал для реализации производимой продукции, но предприятие не использует потенциал точки в полном объеме и точка попадает в категорию В или даже С. Для минимизации вышеописанных ситуаций необходимо использовать такой инструмент, как паспортизация.

Паспортизация торговых точек – это комплекс исследований торговых точек по пяти показателям с целью присваивания точке категории (А, В или С) по потенциалу.

Показатели исследования:

- Ассортимент магазина;

- Размер торговой площади, м²;

- Количество касс, шт;

- Проходимость;

- Длина стендов с мясными изделиями, м.

Как правило, данное исследование производится силами компании с помощью торговых представителей и/или менеджеров по продажам. Для сбора данных выдаются анкеты, которые необходимо заполнить участникам исследования. Анкета представлена в таблице 3.

Табл.3. Анкета для исследования потенциала торговой точки (составлено автором)

Характеристика

Шкала оценки

Балл

Мах балл

Ассортимент магазина

Продукты питания и непродовольственные товары - 2, продуты питания - 1.

2

Размер торговой площади (м2)

Более 1000 - 5; от 300 до 1000 - 4; от 150 до 300 - 3; от 50 до 150 - 2; менее 50 -1.

5

Количество касс, шт

Более 20 - 4, от 10 до 19 - 3; от 4 до 10 - 2; менее 4 - 1.

4

Проходимость

мало проходимое - 1; средне проходимое - 2; проходимое - 3

3

Длина стендов с мясными изделиями, м

более 15-4; от 4 до 15 - 3; от 1,5 до 4 - 2; менее 1,5 - 1

4

Далее собранные данные по исследованию торговых точек обрабатываются. Важным фактором при обработке является удельный вес каждого бала и их суммирование для выявления потенциала торговой точки. Удельный вес каждого балла определяется экспертным путем на предприятии. Показатель потенциала является ключевым при распределении точек по категориям. Если потенциал торговой точки больше 2,2, то торговая точка попадает в категорию А, если потенциал торговой точки меньше или равен 2,2, но больше или равен 1,5, то торговая точка попадает в категорию В, если потенциал торговой точки менее 1,5, то торговая точка попадает в категорию С. Фрагмент паспортизации торговых точек представлен в таблице 4.

Табл.4. Фрагмент паспортизации торговых точек (составлено автором)

№ П/П

Канал реализации

Формат

Наименование торговой точки

Регион

Показатели торговой точки

Потенциал точки

1

Розница

Прилавочное место на рынке

ИП Иванов

СПб

1

1

1

2

2

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.