по
Теоретическая и прикладная экономика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Теоретическая и прикладная экономика" > Содержание № 01, 2023
Выходные данные сетевого издания "Теоретическая и прикладная экономика"
Номер подписан в печать: 04-05-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Дегтярев Александр Николаевич, доктор экономических наук, кандидат технических наук, Aleks-degt@yandex.ru
ISSN: 2409-8647
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2023
Экономическая теория и история экономической мысли
Пугачев А.А. - Проявления и восприятие экономического неравенства граждан в России и влияние на него налоговых вычетов по НДФЛ: анализ результатов социологического опроса c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8647.2023.1.39890

EDN: EVBPJX

Аннотация: Предмет исследования – проявления и восприятие экономического неравенства граждан в России. Экономическое неравенство – одна из глобальных проблем современности. В России на протяжении 30 лет оно находится на стабильно высоком уровне. Задача по сглаживанию неравенства граждан в России поставлена на самом высоком государственном уровне. Исследовательский интерес в связи с этим представляют проявления и субъективная оценка или восприятие гражданами степени неравенства вне зависимости от его расчетных статистических показателей, а также возможности государства по сглаживанию неравенства и преодолению бедности. Цель исследования – идентификация и оценка проявлений экономического неравенства граждан в России, а также его восприятия на основе результатов социологического опроса для определения перспектив сглаживания неравенства. Научная новизна состоит в идентификации проявлений и оценке восприятия экономического неравенства гражданами России на основе интерпретации результатов социологического опроса, а также в обосновании усугубляющего воздействия на неравенство налоговых вычетов по НДФЛ. При остром восприятии неравенства и несправедливости в распределении доходов в России не происходит активизации протестных настроений и не реализуются риски угрозы социально-экономической стабильности. Проявлениями неравенства граждан являются необходимость экономии на продуктах питания и потребительские предпочтения, туристическая активность, наличие кредитных обязательств, пользование медицинскими и образовательными услугами, востребованность налоговых вычетов по НДФЛ. Сложившийся перекос в пользу инвестиционных и имущественных вычетов по НДФЛ в ущерб социальным и стандартным вычетам не позволяет реализовать потенциал их сглаживающего воздействия на неравенство граждан. Имущественные и инвестиционную вычеты, используемые более обеспеченными гражданами, понижают среднюю эффективную ставку НДФЛ для них на уровне ниже, чем у бедных граждан, что приводит к регрессивности подоходного налогообложения.
Инновационная экономика
Артюхов А.В., Трофимов И.С. - Современные тренды в управлении сервисными организациями в условиях цифровой трансформации c. 18-26

DOI:
10.25136/2409-8647.2023.1.38101

EDN: TQCWMV

Аннотация: Предметом исследования является процесс цифровой трансформации в сервисных компаниях. В статье последовательно рассматриваются современные тренды в управлении процессами цифровой трансформации для сервисных компаний, в том числе в сфере экономики совместного потребления. Акцентируется внимание на важности учета контекста каждого конкретного бизнеса и объясняется суть данного подхода. Рассматриваются вопросы адаптации сервисных организаций в современной цифровой экономике и те возможности и проблемы, которые этому сопутствуют. Подробно исследуются проблемы изменения в целях и приоритетах менеджмента сервисных компаний и выбора направлений для успешной цифровой трансформации.   Основными выводами исследования являются следующие положения: Цифровая экономика требует от менеджмента сервисных компаний умения реализовывать проекты цифровой трансформации; для успешного управления цифровой трансформацией необходим учет полного контекста и стратегических целей компании; основные проблемы сервисных и шеринговых компании на пути повышения эффективности бизнес-процессов – это необходимость изменения подходов к менеджменту и дефицит кадров со знаниями и компетенциями, необходимыми для осуществления цифровой трансформации. Также показано, что цифровизация и автоматизация может проводится различными способами и затрагивать различные аспекты бизнес-модели компании. Сервисным компаниям следует стремиться к тому, чтобы быть в авангарде цифровизации.
Менеджмент и корпоративное управление
Швалёв Н.С. - Трансформация бизнес-модели: возможные стратегии c. 27-35

DOI:
10.25136/2409-8647.2023.1.35833

EDN: TQFDZM

Аннотация: Аналитическая конструкция «бизнес-модель» широко используется в стратегическом менеджменте, поскольку позволяет комплексно оценить деятельность компании. Распространение информационно-коммуникационных технологий и цифровизация обуславливают необходимость переформатирования дизайна существующих бизнес-моделей. Статья посвящена систематизации стратегий трансформации бизнес-модели. Методологическая база исследования представлена совокупностью теорий стратегического менеджмента, основными из которых является теория бизнес-моделей, концептуальные принципы платформенной экономики и теории экосистем. Для достижения цели исследования использовался комплекс методов, взаимно дополняющих друг друга. Решение теоретических задач осуществлялось с применением общенаучных методов исследования, в том числе системного анализа и синтеза, моделирования, типологизации, контент-анализа.   На основе терминологического анализа понятия «бизнес-модель» установлено, что теоретический каркас данного понятия не до конца сформирован. Дизайн исследования основан на последовательном анализе компонентов бизнес-модели: предложение ценности, организация бизнеса, способ монетизации, взаимодействие с потребителями, ключевые ресурсы и взаимодействие с рынком. Конфигурация этих компонентов дает основания для формирования одной из четырех типов бизнес-моделей: ориентированной на продукт, платформу, проект или решение. Выявлено, что стратегия трансформации бизнес-модели может опираться на каждый из представленных структурных элементов. Представлены возможные типы трансформации бизнес-модели.
Управление и экономика сферы услуг
Байгулова А.А., Довлетов А.Б. - Эффективность частных медицинских организаций в системе здравоохранения России c. 36-45

DOI:
10.25136/2409-8647.2023.1.37514

EDN: TQSCDF

Аннотация: Статья посвящена развитию частного сектора медицинских услуг в нашей стране с целью повышения уровня здоровья населения, что является главной задачей здравоохранения в целом. Частные клиники имеют преимущества перед государственными учреждения: отсутствие очередей, вежливость персонала, повышенный комфорт и пр. Несмотря на поступательное развитие частной медицины, существуют определенные проблемы, решение которых невозможно без комплексного подхода к здравоохранению в целом. Объектом исследования выступают коммерческие медицинские организации; предметом исследования является эффективность (доходность) деятельности коммерческих медицинских организаций. Методологической основой настоящего исследования выступают сравнительный анализ, эмпирический и системный подходы. Особое внимание автором уделяется проблемам взаимодействия государственного и частного сегментов в сфере медицинских услуг, предоставляемых населению. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что решению выявленных проблем способствует оптимизация взаимодействия государственного и частного секторов здравоохранения, в том числе оптимизация финансовых потоков фондов обязательного, добровольного медицинских страхований и прямых платежей пациентов. Новизна исследования заключается в определении основного критерия эффективной оптимизации взаимодействия государственного и частного секторов здравоохранения – экономическая доступность платных медицинских услуг населению. Указанные в статье подходы позволят не только увеличить возможности населения в сфере здравоохранения, но и повысить качество медицинских услуг как в частной, так и в государственной сферах.
Экономика производственных отраслей и рынков
Каронский Е.В., Амирханов А.А. - Положительные и отрицательные последствия цифровой трансформации фармацевтической отрасли c. 46-53

DOI:
10.25136/2409-8647.2023.1.39974

EDN: VKDQGI

Аннотация: Статья посвящена выявлению положительных и отрицательных последствий цифровой трансформации фармацевтических компаний в современных экономических условиях. Цель настоящей статьи состоит в выявлении положительных и отрицательных последствий цифровой трансформации фармацевтических компаний для поиска путей преодоления негативных последствий. Авторами был проведен анализ основных важнейших тенденций развития современной фармацевтической отрасли в Российской Федерации, кроме того, были выявлены и в последующем систематизированы положительные и отрицательные последствия влияния на нее происходящих в современном мире процессов цифровизации. К методам исследования относятся контент-анализ, анализ статистических данных, сравнение, описание, обобщение. По результатам проведенного исследования было выявлено, что одними из наиболее важных положительных последствий цифровой трансформации фармацевтических компаний является повышение производительности труда, ускорение операций по разработке лекарственных препаратов и их продвижению на фармацевтическом рынке, а также оптимизация и сокращение расходов фармацевтических компаний на продвижение лекарственных препаратов в современных условиях. Из негативных последствий цифровой трансформации фармацевтических компаний в современных экономических условиях были выделены киберпреступность и безработица в результате автоматизации бизнес-процессов фармацевтических компаний, а также необходимость переквалификации работников в результате исчезновения некоторых профессий. Для преодоления выявленных негативных последствий цифровой трансформации на фармацевтическую отрасль в России необходимо решение вопросов укрепления кибербезопасности, а также решение вопроса переквалификации работников и перераспределения рынка труда
Экономическая теория и история экономической мысли
Тимофеев М.В. - Влияние фактора предоставления клиентом дополнительной контактной информации на исход сделки в телемаркетинге c. 54-67

DOI:
10.25136/2409-8647.2023.1.40043

EDN: VIQWDS

Аннотация: Предметом исследования является поиск взаимосвязи между предоставлением клиентом дополнительной информации и успешностью завершения сделки. Чем больше информации клиент готов сообщить, тем выше его заинтересованность в приобретении товара или услуги и тем меньше вероятность отказа после предварительной договоренности. Особое внимание уделяется наиболее частым причинам отказов, таким как невозможность дозвониться до клиента, отказ, продиктованный близкими людьми, случаи, когда клиент передумал, без явного указания причины. На основе методов математической статистики получены подтверждения выдвигаемых гипотез об отсутствии значимого влияния факта предоставления дополнительной контактной информации клиентом на исход сделок в общем, но подтверждено его значимое влияние в отдельных классах отказов. Обосновывается важность изучения модели принятия решения о покупке среди близкого окружения клиента. Новизна исследования заключается в подробном разборе частных случаев отказа и математическом обосновании выдвигаемых гипотез. Основной вывод по итогам исследования заключается в том, что дополнительная информация от клиента представляет собой нематериальной залог, подкрепляющий желание приобрести товар или услугу. Дополнительная информация о другом лице свидетельствует об уходе от ответственности или скрытом отказе. Результаты подтверждают, сказанные психологом Борисом Михайловичем Тепловым слова о том, что несмотря на свою индивидуальность, человек находится под влиянием социума и действует в определенных общественных условиях. Анализировать отказ клиента следует без отрыва от моделей взаимодействия его с другими лицами, оказывающими влияние на решение о покупке.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.