Статья 'Реализация диахронической эмерджментности текстового пространства (на примере креолизованного текста)' - журнал 'Litera' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Litera
Правильная ссылка на статью:

Реализация диахронической эмерджментности текстового пространства (на примере креолизованного текста)

Аргунеев Эдуард Петрович

преподаватель, кафедра романской филологии и методики преподавания французского языка, Оренбургский государственный университет

460018, Россия, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Пр. Победы, 13, каб. 4-103

Arguneev Eduard Petrovich

Lecturer, Department of Romance Philology and Methods of Teaching French, Orenburg State University

460018, Russia, Orenburg region, Orenburg, Pobedy Ave., 13, office 4-103

arguv@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2024.2.39884

EDN:

XTNIJA

Дата направления статьи в редакцию:

03-03-2023


Дата публикации:

06-03-2024


Аннотация: Предметом данного исследования является специфика реализации диахронической эмерджментности текстового пространства на примере гипертекста. С точки зрения психолингвистики и лингвосинергетики научный интерес представляет собой результат осмысления текстового пространства. В этой связи актуальность темы исследования заключается в неоднозначности движения текстового пространства, проявляющегося в приращении смысла в результате побуждения к речевой деятельности индивидуума в целях проекции эмоционально значимой информации. Такой процесс в лингвосинергетической науке принято называть эмерджментностью. Данное явление представляет собой результат восприятия креолизованного текста, а также структурирует фрагменты семантических и ассоциативно-смысловых полей. В статье приводятся результаты направленного психолингвистического эксперимента, который продемонстрировал процесс приращения смысла, образованного в результате восприятия сложного текстового образования. Описана методология организации и проведения экспериментальной работы.   Научная новизна исследования отражается в использовании нового подхода к изучению специфики развития смысла. Направленный психолингвистический эксперимент позволил определить роль эмерджментности в формировании динамики семантического текстового пространства. Наряду с этим, выделены возможности изучаемого явления, которые раскрываются в образовании новых систем, что является демонстрацией движения текстового пространства. В результате выявлены две группы компонентов эмерджментности: первая представлена развивающими основную мысль комментариями, распределяющимися по темам; вторая – контрадикции, представляющие собой логически противоречивые высказывания, не соответствующие теме стимульного материала.В ходе реализации информационного потока текста возникают новые смыслы, тематические разветвления, потенциальная возможность предугадывания которых является значимой для диахронической эмерджентности.


Ключевые слова:

приращение смысла, эмерджментность, лингвосинергетический эксперимент, креолизованный текст, гиепртекст, психолингвистика, восприятие, лингвосинергетический процесс, психолингвистический эксперимент, прикладная лингвистика

Abstract: The subject of this study is the specifics of the implementation of the diachronic emergence of the text space on the example of hypertext. From the point of view of psycholinguistics and linguosynergetics, scientific interest is the result of understanding the text space. In this regard, the relevance of the research topic lies in the ambiguity of the movement of the text space, manifested in the increment of meaning as a result of prompting an individual to speech activity in order to project emotionally significant information. Such a process in linguosynergetic science is commonly called emergence. This phenomenon is the result of the perception of a creolized text, and also structures fragments of semantic and associative semantic fields. The article presents the results of a directed psycholinguistic experiment that demonstrated the process of increment of meaning formed as a result of the perception of a complex text formation. The methodology of the organization and conduct of experimental work is described. The scientific novelty of the research is reflected in the use of a new approach to the study of the specifics of the development of meaning. The directed psycholinguistic experiment made it possible to determine the role of emergence in the formation of the dynamics of semantic text space. Along with this, the possibilities of the phenomenon under study are highlighted, which are revealed in the formation of new systems, which is a demonstration of the movement of the text space. As a result, two groups of emergence components have been identified: the first is represented by comments developing the main idea, distributed by topics; the second is contradictions, which are logically contradictory statements that do not correspond to the topic of the stimulus material. In the course of the implementation of the information flow of the text, new meanings, thematic ramifications arise, the potential possibility of anticipating which is significant for diachronic emergence.


Keywords:

increment of meaning, emergence, linguosynergetic experiment, creolized text, hypertext, psycholinguistics, perception, linguosynergetic process, psycholinguistic experiment, applied linguistics

Процесс восприятия текста, а точнее информации, является сложным научным вопросом, раскрывающимся в различных научных направлениях: психологическом, лингвистическом, психолингвистическом, физиологическом. Такой психический процесс «реализуется при помощи визуального (иконический и вербальный/словесный компоненты) и кинестетического (внутренние ощущения) каналов. Опорной точкой в чем? служит слово, словосочетание, изображение, графический элемент сложного текстового образования, который на фоне остальных выделяется визуально (цветом, размером)» [2].

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить сематическое поле изучаемой языковой единицы;

- выделить контрадикции текстового пространства как свойства, которые невозможно было предсказать до их актуализации;

- выявить эмерджментное поле креолизованного текста на основе экспериментального исследования.

Для решения исследовательских задач в статье использовались следующие методы: психолингвистический эксперимент, качественный отбор языковых реакций, синергетическое моделирование, лингвистическое описание языковых явлений, сематический анализ, логический переход от частных характеристик к общему свойству сложного текстового образования (индукция), обобщение экспериментальных данных.

Теоретической базой исследования послужили работы Н.Н. Альбекова, в которых рассматривается эмерджментность языковой системы как результат функционирования речевых единиц; П.Н. Барышникова, описавшего теоретико-методологические основания эмерджентизма в современной философии сознания и лингвистике; Г.Г. Москальчук, исследовавшей структуру текста как синергетический процесс; И.Ю. Моисеевой, охарактеризовавшей синергетическую модель текстообразования; Н.Л. Мышкиной, изучившей особенность лингводинамики текста в контрадиктно-синергетическом подходе; Е.Л. Словиковой, обратившейся к исследованию дискурсивного смыслового пространства в гештальт-синергетическом подходе.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения описанного психолингвистического эксперимента в фокус-группах при разработке наружной рекламы, также других поликодовых текстах в различных сферах деятельности; результаты экспериментальных данных могут быть полезны маркетологам и таргетологам, работающим с социальными сетями. Наряду с этим, материалы исследования могут быть использованы в вузах гуманитарного направления при изучении специальных курсов, посвящённых проблеме текста, вопросам прикладной лингвистики. Полученные данные могут найти применение в процессе учебно-методической деятельности при создании учебных пособий по психолингвистике.

Основная часть

К вопросу об эмерджентных свойствах лингвистических единиц обращались Н.Н. Альбеков, П.Н. Барышников, Г.Г. Москальчук, П. Хоппер и другие.

П. Хоппер, который рассматривал данное явление в русле грамматики как «продолжающийся процесс структуризации», «продолжающееся движение в сторону структуры» [10]. В его понимании важным представлялся процесс структуризации. Ментальная или лингвистическая единица уводится от сематического ядра, что порождает новые контексты.

В этом процессе актуальным становится свойство инварианта, который с точки зрения Г.Г. Москальчук понимается как иерархический организованная структура текста. Ученый считает, что инвариант – это диалектическое единство структурной симметрии и асимметрии текста, что на основе инварианта происходит структурное распределение частей текста, образующих его форму и содержание [6].

Во взаимодействии мыслительного процесса человека и свойств языка рассматривает эмерджментность П.Н. Барышников, который считает, что эмерджентность как объединяющее структурно-функциональное свойство языка и сознания, возможно, разрешает как психофизическую проблему, так и проблемы онтологии знака [3].

Н. Н. Альбеков под эмерджентностью понимает «приращение смысла, проявляющееся в эмоционально значимых ситуациях общения, структурирующее фрагменты семантических и ассоциативно-смысловых полей текста, создающее ту или иную модификацию инварианта текста» [1].

Анализ теоретических положений и специфики приращения смысла показывает, что такой лингвосинергетический процесс оказывает влияние на формирование динамики текста, под которым понимается «взаимодействие самодвижений текстового пространства, которое, в свою очередь, интерпретируется как процесс транспонирования и проецирования одних множеств элементов в другие множества элементов системы» [8].

Для достижения цели исследования проведен психолингвистический эксперимент, направленный на изучение особенностей реализации диахронической эмерджментности креолизованного текста. Креолизованный текст в социальной сети усложняется, дополняется процессом комментирования, которое представляет собой создание речевого (письменного) высказывания, опосредованного темами, затронутыми в стимульном тексте. Тем самым образуется гипертекст, под которым вслед за М.В. Минеевой мы будем понимать политематическое художественное текстовое образование, предназначенное для чтения [5]. Однако уточним такой подход свойством неограниченности, что проявляется в возможности читателя выразить письменно реакцию – комментарий.

По мнению С.К. Гураль, «синергетический анализ языка позволяет получить новое знание о смыслообразовании, об организации коммуникативных процессов, а также о методике обучения языку» [4].

Так, для определения наиболее детальных свойств синергетического процесса созданы искусственные условия, где испытуемым был предложен стимульный материал (Рис. 1) вместе с речевой задачей психолингвистического эксперимента:

Представьте, что вы листаете ленту в социальной сети «ВКонтакте». Вы видите следующий мем. Прокомментируйте его.

Рисунок 1. Стимульный материал

Критериями выбора креолизованного текста для эксперимента послужили следующие факторы:

- отражает социально-эпидемиологическую ситуацию, знакомую реципиентам;

- состоит из вербального (словесного) и иконического компонентов, стимулирующих эмоциональную и логическую структуры психической сферы индивидуума;

- обладает богатым тематическим потенциалом в порождении реакций.

Сбор экспериментальных данных проводился в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный университет». Две экспериментальные группы представлены 33 людьми, среди которых 12 мужчин и 21 женщина. Возрастной диапазон: от 16 до 32 лет. Основные сферы деятельности испытуемых: обучающийся, переводчик, лингвист, культуролог.

К обработке принято 33 реакции, среди которых 12 были изолированы и не подвергались лингвистическому анализу по причине отсутствия языкового и семантического материала для исследования.

Например: «ХД (смайлик)»; «Хахахахаха. Соглашусь»; «Нейтрально»; «Ха-ха-ха))) no comment».

Стимульный материал – креолизованный текст – представляет собой целостный языковой феномен, который характеризуется динамичностью внешней формы, что опосредуется проекциями реципиентов, выраженными в комментариях. Анализ реакций (комментариев) был направлен на изучение специфики саморазвития креолизованного текста, которое проявляется в приращении смыслов.

В ходе анализа реакции распределены две группы: первая представлена комментариями, тематический развивающими мысль, выраженную в креолизованном тексте; вторая – контрадикциями, представляющими собой логический противоречивыми высказываниями, не соответствующими теме стимульного материала. Рассмотрим примеры (орфография и пунктуация сохранены).

Первая группа представлена такими темами.

1. Внедрение QR-кодов:

- отрицательная реакция: «Я конечно понимаю введение обязательной вакцинации, но qr-код – это слишком. Это по сути дискриминация против непривитых людей. И эффекта особого не будет, только «оскорбления» непривитых людей»;

- нейтральная реакция: «Обществе разделилось на две группы: получившие qr-код (даже если не привиты) и без qr-кода. В этих группах люди все равно контактируют друг с другом из-за чего QR-коды бесполезны, а вирусы распространяется. Но все равно пропагандируется необходимость QR-кодов»;

- положительная реакция: «Жить без QR-кода туго».

2. Вакцинация:

- отрицательная реакция: «Я конечно понимаю введение обязательной вакцинации, но qr-код – это слишком. Это по сути дискриминация против непривитых людей. И эффекта особого не будет, только «оскорбления» непривитых людей»;

- нейтральная реакция: «Все равно бесполезно»;

- положительная реакция: «Жизнь вакцинированных людей на сегодняшний день. Вакцинация – единственный способ защитить себя от любой инфекции и знаменитого на сегодня короновируса. Не привитые люди рискуют своим здоровьем, здоровьем родных и близких людей. На каждого человека вирус влияет по разному, и в каких-то ситуациях им возможно смертельный исход. Я считаю, нужно вакцинироваться. Возможно маленькая защита, но она есть!!!».

3. Эмоция страха:

«Мем смешной, ситуация страшная»;

«Жестокость, дикость и страх».

4. Разделение общества:

«В период пандемии общество раскололось на 2 группы: сделавшие прививку и получившие QR-код и не сделавшие прививку от коровируса. Следовательно, без QR-кода люди «озверешие», живут в плохих условиях, а с QR-кодом получившие право на хорошие условия жизни».

5. Тяжелая социальная обстановка:

«Люди, которые не сделали прививку от ковида, будут уволены с работы. И жить плохо. Разделение общества».

Вторую группы составили комментарии-контрадикции, также представляющие лингвосинергетический интерес, поскольку отражают специфику движения текста и порождения нового смысла. Рассмотрим примеры (орфография и пунктуация сохранены):

«Админ – человек нетрадиционной сексуальной ориентации, опять запостил мусор»;

«Интересная карикатура. Монолог идущего к реке»;

«Жалко котика».

На основе обобщения экспериментальных данных составлено эмерджментное поле креолизованного текста (Рис. 2).

Рисунок 2. Эмерджментное поле креолизованного текста

Обобщение экспериментальных данных позволяет утверждать, что такие реакции отражают смысловые разрывы в текстовом пространстве, которые выступают опорными точками спонтанного движения текстовой системы. Динамика текстового пространства, выраженная движением смыслообразов, оказывает влияние на формирование информационного поля, динамичность и статичность которого опосредована читательской активностью, а также интеллектуальными и психическими особенностями индивидуума, отражающимися в желании выразить свое мнение, наличии знаний и опыта в области или теме, затронутой в креолизованном тексте, восприятии контекстуального пространства.

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Эмерджментность как результат процесса восприятия креолизованного текста реализуется в структуризации сематического поля и ассоциативно-смыслового поля, включающего контрадикции. В результате эксперимента выделены две группы реакций испытуемых.

Первая представлена комментариями, распределенными на следующие семантические макрополя: внедрение QR-кодов, вакцинация, эмоция страха, разделение общества, тяжелая социальная обстановка. Из них два поля разветвляются на три, отражающих эмоциональную оценку (положительная, отрицательная, нейтральная).

Вторая – контрадикциями, представляющими собой логический противоречивыми высказываниями, не соответствующие теме стимульного материала. Креолизованный текст в силу полисемиотической структуры обладает большим эмерджентистским потенциалом.

Проведенное психолингвистическое экспериментальное исследование продемонстрировало возможности эмерджментное поля как результата восприятия сложного текстового образования. Такие возможности раскрываются в том, что в процессе реализации текста образуются новые системы, которые могут быть предопределены и непредсказуемые, что является демонстрацией движения текстового пространства.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более детальном экспериментальном изучении специфики диахронической эмерджментности текстового пространства на примере гипертекста. Научный интерес также представляют комментарии-ответы, комментарии-диалоги как компоненты приращения смысла.

Библиография
1. Альбеков Н. Н. Эмерджентность языковой системы как результат функционирования речевых единиц: автореф. дисс. ... д. филол. н. Грозный, 2021. C. 9.
2. Аргунеев Э. П. Специфика восприятия компонентов креолизованного текста // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 434.
3. Барышников П. Н. Эмерджентные свойства языковых процессов сознания // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 2 (34). С. 21-31.
4. Гураль С. К. Обучение иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе: языковой вуз: дисс. ... д. пед. н. Томск, 2009. С. 28.
5. Минеева М. В. Лингвистический гипертекст как способ декодирования информации. Челябинск: Искра-Профи, 2017. 178 с.
6. Москальчук Г. Г. Структура текста как синергетический процесс. М.: Едиториал, 2003. 294 с.
7. Моисеева И. Ю. Синергетическая модель текстообразования: дисс. ... д. филол. н. Оренбург, 2007. 370 с.
8. Мышкина Н. Л. Лингводинамика текста: контрадиктно-синергетический подход: дисс. ... д. филол. н. Пермь, 1999. С. 87.
9. Словикова Е. Л. Гештальт-синергетический подход к исследованию дискурсивного смыслового пространства // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 17. С. 267-272.
10. Hopper P. Emergent Grammar // Annual Meeting of the Berkeley Linguistics Society. 1987. Vol. 13. Р. 140.
References
1. Albekov, N. N. (2021). Emergence of the language system as a result of the functioning of speech units. Grozny.
2. Arguneev, E. P. (2021). Specifics of perception of components of a creolized text. In The world of science, culture, education (pp. 431-434).
3. Baryshnikov, P.N. (2016). Emergent properties of linguistic processes of consciousness. Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science (рр. 21-31).
4. Gural, S.K. (2009). Teaching foreign language discourse as a highly complex self-developing system: language university. Tomsk.
5. Mineeva, M.V. (2017). Linguistic hypertext as a way of decoding information. Chelyabinsk: Iskra-Profi.
6. Moskalchuk, G.G. (2003). The structure of the text as a synergetic process. Moscow: Editorial.
7. Moiseeva, I.Yu. (2007). Synergetic model of text formation. Orenburg.
8. Myshkina, N.L. (1999). Linguodynamics of the text: a counter-radical-synergetic approach. Perm.
9. Slovikova, E.L. (2011). Gestalt-synergetic approach to the study of discursive semantic space. Bulletin of Chelyabinsk State University (pp. 281-285).
10. Hopper, P. (1987). Emergent grammar. In Annual Meeting of the Berkeley Linguistic Society (рр. 139-157).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рассмотрение статья «Реализация диахронической эмерджментности текстового пространства (на примере креолизованного текста)», предлагаемая к публикации в журнале «Litera», несомненно, является актуальной, ввиду возрастающего интереса к исследованию процесса восприятия текста.
Кроме того, проблематика креолизованного текста является предметом изучения многих исследователей.
В статье решаются следующие задачи: изучение сематического поля изучаемой языковой единицы, выделение контрадикции текстового пространства как свойства, которые невозможно было предсказать до их актуализации, выявление эмерджментное поле креолизованного текста на основе экспериментального исследования.
Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Отметим скрупулёзный труд автора по отбору практического материала и его анализу. Сбор экспериментальных данных проводился в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный университет». Однако считаем, что указанный объем выборки маловероятно может считаться репрезентативным ибо он ничтожно мал.
Автор приводит свою собственную классификацию. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы. Для решения исследовательских задач в статье использовались следующие методы: психолингвистический эксперимент, качественный отбор языковых реакций, синергетическое моделирование, лингвистическое описание языковых явлений, сематический анализ, логический переход от частных характеристик к общему свойству сложного текстового образования (индукция), обобщение экспериментальных данных.
Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Библиография статьи насчитывает 10 источников, среди которых представлены труды как на русском, так и на английском языках. Считаем, что бОльшее количество ссылок на авторитетные работы, такие как монографии, докторские и/ или кандидатские диссертации по смежным тематикам, которые могли бы усилить теоретическую составляющую работы в русле отечественной научной школы. Однако, данные замечания не являются существенными и не относятся к научному содержанию рецензируемой работы.
В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком. Опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. Работа является новаторской, представляющей авторское видение решения рассматриваемого вопроса. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения описанного психолингвистического эксперимента в фокус-группах при разработке наружной рекламы, также других поликодовых текстах в различных сферах деятельности; результаты экспериментальных данных могут быть полезны маркетологам и таргетологам, работающим с социальными сетями. Наряду с этим, материалы исследования могут быть использованы в вузах гуманитарного направления при изучении специальных курсов, посвящённых проблеме текста, вопросам прикладной лингвистики. Полученные данные могут найти применение в процессе учебно-методической деятельности при создании учебных пособий по психолингвистике. Статья «Реализация диахронической эмерджментности текстового пространства (на примере креолизованного текста)» может быть рекомендована к публикации в научном журнале.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.