Litera - рубрика Вечные образы
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Вечные образы"
Вечные образы
Ильченко Н.М., Чернышева Е.Г. - «Видимое есть символ»: Природа как одухотворенное начало в изображении русских и немецких романтиков c. 15-27

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.12.69146

EDN: XNQPXQ

Аннотация: Актуальность исследования связана с проблемой национальной идентичности, национального кода, воплощенного среди прочих сфер духовной жизни и в литературе. Картина мира романтиков складывалась на фольклорно-мифологической основе и литературной традиции. Система символических мотивов – «младенчества» и «доземной жизни», сродства душ, соединения в смерти и др. – стали важными составляющими в произведениях эпохи романтизма. Объектом исследования является корпус произведений, связанных натурфилософскими идеями о Природе как живой сущности. Предметом изучения выступает национальная самобытность романтизма, проявившаяся в особенностях восприятия Природы. Представляя натурфилософскую систему осмысления жизни, писатели опирались на философию Ф. Шеллинга о тесной взаимосвязи духа, человеческой свободы и Природы. Немецкие и русские романтики рассматривали Природу как символ, связывали с ней художественные образы и создавали свою картину мира. В процессе анализа использовался комплексный литературоведческий подход, сочетающий историко-литературный, историко-генетический, сравнительно-типологический методы, что позволило установить специфику воплощения представлений о Природе писателями России и Германии эпохи романтизма. Показано, что происхождение идеальных женских образов русские романтики связывают с Небом (чаще всего – в его сакральном понимании: женщина-ангел), а немецкие – с Землей (в ее натурфилософском прочтении: женщина-цветок). Женщина-ангел и женщина-цветок помогают героям в понимании сущности бытия, смысла жизни. Используемые природные символы (небо, земля, звезды, вода, цветок и др.) и иные символические образы (мелодия, звук, песня, поцелуй, картина, икона и др.) передают особенности мистического мироощущения авторов. Новизна исследования видится в анализе доминантных образов, позволяющих определить «самостоятельность лица» романтиков России и Германии, опирающихся на представления о зависимости человека от Природы в рамках сложившейся национальной традиции. Романтики стали создателями своей собственной «поэтический» натурфилософии. Такой подход позволил бы уточнить понимание специфики архетипических женских образов, присутствующих в этнокультурном пространстве. Восприятие мироздания как одухотворенного бытия наследуется современными писателями
Водясова Л.П. - Метафорическое моделирование концептуальной диады ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ в эрзянском языке c. 26-35

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.20265

Аннотация: Предметом анализа в статье являются концепты ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ, репрезентирующие проблему самосознания личности и ее места в обществе. Они составляют концептуальную диаду, т.к. в языковом сознании постоянно соотносятся, сравниваются, оцениваются. Это наиболее древние, базисные единицы языковой картины мира. Цель работы – описание их метафорического моделирования на материале одного из финно-угорских языков – эрзянского. Задачи исследования нами были определены следующим образом: 1) выявить ключевые слова-репрезентанты концептов ЖИЗНЬ и СМЕРТЬ; 2) среди выделенных лексем определить те, которые обладают метафорическими значениями; 3) установить контексты, раскрывающие метафоричность концептов. Теоретической и методологической основой исследования послужили работы по когнитивной лингвистике А. Вежбицкой, С.Г. Воркачева, Е.А. Цыпанова и др. В качестве основного метода был определен описательный. Он применяется для исследования содержательной стороны лексем-репрезентаторов и их функционировании в определенных контекстах. Материалом для анализа послужили прецедентные и художественные тексты. На основе проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что рассматриваемая концептуальная диада имеет универсальные и специфические признаки, которые обусловлены языковой и культурной традициями мордовского народа, спецификой его мышления, принципами кодирования информации. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в создании предпосылок для дальнейшего изучения проблемы взаимоотношения языка, мышления и культуры финно-угорских народов, развитие когнитивного направления в финно-угорском языкознании, т.к. предлагаемая методика исследования концептов может быть использована для выявления средств вербализации концептов и в других близко- и дальнеродственных финно-угорских языках.
Кротовская Н.Г. - П. Акройд. Венеция (перевод) c. 28-109

DOI:
10.7256/2306-1596.2013.3.6055

Аннотация: Венеция один из самых загадочных городов Италии. Жители этого города не только говорят, но и думают не так, как остальные итальянцы. Возможно, причина этого кроется в невероятно сложной и насыщенной истории их земли. Автор описывает различные аспекты жизни города, которому предрекают гибель два века подряд, не только как неисправимый романтик, но и жаждущий исторической справедливости документалист.
Криницын А.Б., Галышева М.П. - Венецианский текст в русской поэзии ХIХ – ХХ веков. c. 29-48

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.1.25264

Аннотация: Предметом исследования является образ Венеции в поэтических текстах XIX-XX вв. Цель статьи – очертить образ Венеции в поэзии Серебряного века, подробно проанализировав несколько наиболее значимых, с нашей точки зрения, венецианских стихотворений, встраивая их венецианский текст, с одной стороны, в литературную традицию и, таким образом, проследить, как на протяжении XIX-XX вв. менялось восприятие города, а с другой - рассмотреть выбранные тексты в контексте идейно-художественной системы писателей, привлекая для уточнения смыслов другие тексты тех же авторов. Подробно анализируются венецианские тексты А. Блока, Н. Гумилева, С. Городецкого, О. Мандельштама. При выявлении комплекса мотивов "венецианского текста" используется структурно-аналитический метод, дополняемый сравнительно-историческим подходом при рассмотрении трансформации мотивов на диахроническом срезе. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: при всех мировоззренческих и эстетических различиях у поэтов начала XX в. в образе Венеции присутствует ряд устойчивых мотивов – трансцендентность бытия чистой красоты, и одновременно нарастающая тревожность лирического героя, неизбывный трагизм восприятия действительности, предчувствие гибели – как героя, так и Венеции – оксюморонно сочетающиеся вечность и хрупкость города, его «дряхлость». И символизм и акмеизм рисуют город ночью, с превалированием черного цвета. Образ Венеции как сложившееся целое заранее определяет модус каждого нового поэтического текста, который по-своему трактует образ Венеции и тем не менее ориентируется на прецедентные тексты.
Гуревич П.С. - Три взгляда на пушкинскую трагедию c. 31-52

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.1.15775

Аннотация: Статья посвящена трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в трактовках известных русских философов – С. Булгакова, Г. Мейера, И. Ильина. Примечательно, что русские мыслители нередко обращались к искусству. Их философские опыты в области литературы весьма значимы. В данном случае сопоставляются три взгляда на трагедию Пушкина: каждый из философов предлагает свой вариант главного конфликта, который лежит в основе этого сочинения. Так, С. Булгаков считает, что основное содержание трагедии сопряжено с драматургией дружбы. Оценивая это состояние как духовное, связанное с любовью, он считает, что трагический смысл произведения в предательстве дружбы со стороны Сальери. Иное прочтение трагедии предлагает Г. Мейер. Во главу угла он ставит фигуру чёрного человека, который заказал композитору реквием. Здесь, по мнению философа, главный конфликт трагедии. Он заключается в том, что Сальери действует в полном согласии с ангелом смерти. Тема убийства, таким образом, обретает дополнительные коннотации. Наконец, И. Ильин усматривает зерно трагедии в конфликте гениальности и злодейства. Вокруг этой темы и строится его анализа произведения Пушкина. В статье использованы понятия эстетики, которые позволяют рассмотреть особенности трагедии как жанра. Вместе с тем автор использует и компаративистский метод, помогающий выявить общее и отличное в трактовках трагедии русскими философами. В статье впервые сопоставляются три взгляда на трагедию А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Каждый из этих подходов к содержанию сочинения позволяет по-новому осмыслить основной конфликт трагедии. В статье даётся критическая оценка версии, согласно которой суть трагедии в предательстве дружбы. При такой трактовке Пушкину было не обязательно брать сюжет из музыкальной практики. Кроме того, данный взгляд оставляет в стороне другие жизненно важные проблемы, поставленные трагедией – является ли искусство ремеслом, совместимы ли гений и злодейство и т.д. Разумеется, анализируемые статьи не претендовали на целостный и полный анализ трагедии. Однако взятые вместе, они дают развёрнутое представление о трактовке трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» в русской философии.
Перевалов В.П. - «Сердечная приверженность» и «глубоко оскорблённое честолюбие» (к истории отношений между Карамзиным и Пушкиным в 1818-1820 гг.) c. 74-106

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.2.21386

Аннотация: В статье анализируются отношения между Н.М. Карамзиным и А.С. Пушкиным в период общественного обсуждения первых восьми томов «Истории государства Российского» (1818-1820 гг.). «Медленное чтение» пушкинских текстов об Историографе, микроанализ их в текущем историческом контексте, а также вовлечение в проблемное поле исследования новых, хотя и известных вне его, материалов позволяет значительно уточнить время написания Поэтом «одной из лучших эпиграмм» против Карамзина: «В его «Истории» - изящность, простота…» Основой предлагаемой датировки пушкинской эпиграммы выступает положение о том, что одно и то же содержание критических возражений против концепции «спасительности самодержавия» может быть представлено как прозаически, так и стихотворно. Чёткое, последовательное различение между ними необходимо, поскольку их авторство, время возникновения и среда распространения в данном случае значительно не совпадают друг с другом. Повышенное внимание к моменту её создания обусловлено тем, что она представляет собой поворотное, рубежное событие в их взаимоотношениях, а именно – точку разрыва личного общения. В свою очередь, длительность существования эпиграммы и среда её распространения оказываются важнейшими факторами последовавшего затем компромисса сторон, позволяющими конкретнее и глубже понять примирительную роль Карамзина как заступника за Поэта в деле об авторстве противоправительственных, сатирических стихов. Историограф (наряду с другими лицами) просил у Е.И.В. милости за Пушкина при сохранении существенных идейно-политических разногласий с ним в апреле 1820 г. Поколебленная отстранением «сердечная приверженность» Александра Сергеевича к Николаю Михайловичу была восстановлена и сыграла в дальнейшем творческом развитии Поэта выдающуюся роль («подвиг честного человека», посвящение «Бориса Годунова» и т.д.).
Ляшенко Т.М. - Лексика тематической группы «еда, потребление пищи» в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» c. 84-96

DOI:
10.25136/2409-8698.2020.11.34150

Аннотация: В качестве предмета исследования в данной статье выступают лексемы тематической группы "еда, потребление пищи" в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы". Объектом исследования является функциональная нагрузка данных языковых единиц в тексте. Функционирование пищевых образов в литературе представлено автором статьи в виде системы оппозиций «внешнее (бытийное) – внутреннее (психологическое)» и «статическое – динамическое». В результате предлагается выделять четыре функции: внешнюю статическую (пищевой образ как деталь обстановки), внешнюю динамическую (пищевой образ как сюжетообразующий элемент), внутреннюю статическую (пищевой образ как элемент характеристики персонажа), внутреннюю динамическую (пищевой образ, характеризующий динамику отношений между персонажами). Автор отмечает, что высказываемая в некоторых исследованиях мысль о «малофункциональности» гастрономических образов в художественном тексте, по-видимому, может свидетельствовать лишь о недостаточной изученности этого обширного материала. Еда как литературный образ, а равно и мотив потребления пищи, присутствуя в литературном тексте, обязательно несут смысловую нагрузку. В романе «Господа Головлёвы» слова с «пищевой» семантикой служат для формирования как внешней, бытийной стороны повествования, так и внутренних, психологических аспектов. Образы продуктов питания и мотив потребления пищи в меньшей степени являются характерологическими (раскрывающими характер персонажа) и гораздо чаще используются с целью продемонстрировать существующие между героями отношения.
Орешкин А.С. - Кихотизм - трагедия бессмертия c. 128-162
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению движения испанской экзистенциальной мысли конца XIX - начала XX веков, получившего название «кихотизм». Анализируется рассмотрение родоначальником кихотизма, философом Мигелем де Унамуно кризиса испанского самосознания и поиск духовной основы человека, которые были воплощены через обращение к образам героев романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Полтавец М.А. - История создания либретто оперы А.Г. Рубинштейна «Демон» по тексту одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова c. 144-153

DOI:
10.25136/2409-8698.2021.1.32097

Аннотация: Предмет исследования данной статьи – история создания либретто оперы «Демон» А.Г. Рубинштейна/П.А. Висковатова по одноимённой поэме М.Ю.Лермонтова. Объектом исследования явился текст либретто, написанный в период с конца 1870 по 1871 года. В статье рассматриваются этапы создания оперы, в которых принимали участие Я.П. Полонский, А.Н. Майков, П.А.Висковатов и А.Г. Рубинштейн. В статье приводятся ранее неизвестные факты работы над текстом и рассматривается вопрос возможной атрибуции текста. В данной статье автор использует историко-литературный и герменевтический методы, которые позволяют системно показать работу авторов над текстом либретто. Автор статьи приходит к выводу, что не только либреттист работал над текстом либретто, но и сам композитор принимал непосредственное участие в его создании, о чём свидетельствуют воспоминания и письма современников, в частности воспоминания П.А. Висковатова. Проблема авторства текста остаётся актуальной на настоящий момент.
Клецкая С.И. - «Лолита» и «Дар» В. В. Набокова: Сюжетно-событийные параллели c. 193-204

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.2.29418

Аннотация: Предметом исследования являются сюжетно-событийные параллели между романами В. В. Набокова «Дар» и «Лолита». Межтекстовые связи «Дара» и «Лолиты» В. В. Набокова не ограничиваются мимолетным появлением упрощенного варианта сюжета «Лолиты» в последнем русскоязычном романе писателя. Сюжетно-событийные параллели между двумя романами также обнаруживаются в деталях и обстоятельствах, которые сопровождают сближение Федора Годунова-Чердынцева с Зиной Мерц в «Даре» (сцена осмотра Федором квартиры, где Зина проживает с матерью и отчимом) и первое столкновение Гумберта Гумберта с Лолитой при осмотре дома Шарлотты Гейз. В процессе исследования был использован компаративный метод в его историко-генетической разновидности, а также элементы формального и структурного методов. В статье с опорой на понимание места сюжета о гибельной любви к нимфетке в художественном универсуме Набокова, сложившееся в науке, предлагается сравнительный анализ этих сюжетно-событийных параллелей, делаются выводы, проливающие свет на длительную историю разработки Набоковым данного сюжета, а также высказывается гипотеза о возможном (само)цитировании Набоковым «Дара» в «Лолите».
Анисимова О.В., Макарова И.С. - Межпланетный перелет, или одиссея будущего (к вопросу об изучении образного поля "корабль" в мировой фантастической литературе). c. 205-215

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.4.30610

Аннотация: Объектом исследования является образное поле "корабль", рассматриваемое в контексте мировой фантастической литературы на материале произведений таких авторов, как Лукиан Самосатский, Джонатан Свифт, Жюль Верн и Артур Кларк. Основное внимание уделяется анализу символического содержания образного поля "корабль" в литературе в целом и в фантастической литературе в частности. В статье предпринимается попытка изучить особенности художественной интерпретации компонентов ядра образного поля "корабль", предложенной различными авторами, с целью сформировать целостное представление об объекте исследования. Методология исследования опирается на комплексный метод изучения рассматриваемого материала, содержание которого составляют такие виды анализа, как культурологический, литературоведческий, интертекстуальный, историко-литературный, а также литературно-биографический. Научная новизна предлагаемого вниманию исследования заключается в изучении символического содержания мифопоэтического образа корабля, рассматриваемого в качестве образного поля, в контексте мировой фантастической литературы. Выводы, к которым авторы пришли в результате проведенного исследования, могут быть сформулированы следующим образом: 1) мифопоэтический образ корабля широко представлен в произведениях научной фантастики и не теряет своей актуальности по сей день; 2) в произведениях писателей-фантастов представлены все три компонента ядра образного поля "корабль".
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.