Litera - рубрика Вымысел
по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Litera" > Рубрика "Вымысел"
Вымысел
Игнатова И.В. - Государство как сфера репрезентации концепта «Власть» в молодежных романах-антиутопиях начала XXI века (на материале трилогии С. Коллинз “The Hunger Games”) c. 9-17

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.1.18457

Аннотация: Предметом анализа статьи является языковая репрезентация концепта «власть» при описании государственного устройства общества в художественном произведении-антиутопии начала XXI века. Политический концепт «власть», вербализующийся во всех языках, носители которых живут в управляемом на основе властных отношений социуме, является одним из самых сложных в силу своей неоднозначности и ценностной ориентированности. Предположив, что сфера государства является чрезвычайно значимой для построения картины вымышленного мира в антиутопических романах, автор описывает способы вербализации изучаемого концепта на материале популярной молодежной трилогии-антиутопии С. Коллинз «Голодные Игры». Интерпретационный анализ выявленных средств вербализации концепта «власть», включающих как ключевые слова-репрезентанты, так их широкое и узкое контекстуальное окружение, доказывает многомерность, комплексность и ценностную ориентированность изучаемой ментальной сущности, а также подтверждают тезис о двойственной сущности власти: «идеальное» государство, как правило, демократия, использует «власть для» народа, достижения социальной справедливости в обществе, свобод, счастья, благосостояния; его противоположность (тоталитарное государство с правителем-деспотом) реализует установку «власть ради власти» через «власть над» индивидом и обществом посредством тирании, системы наказаний, лишения или крайнего ограничения жизненных ресурсов, слежки, норм поведения и межличностных отношений. Новизна работы состоит в выборе в качестве материала исследования концепта «власть», типично актуализируемого в политическом дискурсе, текста молодежного художественного произведения-антиутопии начала XXI века, определении ведущих властных установок для сферы государства, актуализирующихся как «власть над» народными массами с целью обеспечения «власти для» тирана.
Бондаренко Ю.Б. - Квазиавтобиографичность PR-биографии c. 49-62

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.1.25301

Аннотация: PR-биография представляет собой новый речевой жанр, который возник в результате адаптации традиционной биографической модели повествования к контексту и целям PR-дискурса. Предметом исследования являются основные грамматические, лексико-семантические и текстовые языковые средства, косвенно отражающие коммуникативную ситуацию и дискурсивный контекст, в которой создаются и функционируют тексты жанра PR-биографии. Эти средства также являются показателями трансформаций, которые происходят с биографической жанровой моделью в результате ее включения в контекст PR-дискурса. Наряду с наблюдением, индукцией и дедукцией, в процессе исследования был использован метод объяснительного описания, базирующийся на установлении связей между языковыми фактами и внеязыковым (коммуникативным) контекстом, в котором создается и функционирует текст. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней обосновывается такое свойство PR-биографии, как квазиавтобиографичность, представляющее собой совмещение в одном тексте коммуникативных признаков биографии и автобиографии, и описывается языковое воплощение этого свойства в переосмыслении форм изложения от 1-го и 3-го лица, которые становятся стилистическим средством моделирования дистанции между героем и аудиторией, в особенностях реализации текстовой категории авторства и в системе средств выражения положительной оценки, которая вырабатывается PR-биографией. Результаты, полученные в процессе исследования, могут быть применены при уточнении классификаций PR-биографий, а также при выработке рекомендаций по созданию текстов данного типа.
Языкова Ю. - Лексико-стилистические особенности выражения возмущения в литературном произведении и его экранизации: сопоставительный анализ c. 250-257

DOI:
10.25136/2409-8698.2023.11.68867

EDN: ZTZPOF

Аннотация: Предметом исследования являются лексические средства выражения возмущения. Объектом исследования являются высказывания с интенцией возмущения. Теоретической базой исследования является представление о возмущении как о составной части конфликтного общения. В исследовании выявляются наиболее общие закономерности изменения высказываний с интенцией возмущения при экранизации художественной литературы. Анализ проводится в сопоставительном аспекте высказываний персонажей литературного произведения с высказываниями персонажей экранизации литературного произведения. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как лексические изменения текста произведения художественной литературы при его экранизации. Особое внимание уделяется причинам изменения текста произведения художественной литературы при его экранизации. Новизна исследования заключается в том, что впервые проводится сопоставительный анализ высказываний с интенции возмущения, анализ проводится в сопоставлении текста художественной литературы с его экранизацией. Были выявлены следующие трансформации: дословное сохранение лексического состава, опущение лексических единиц, добавление лексических единиц и замена лексических единиц. Основными выводами проведенного исследования являются причины выявленных трансформаций, которые обусловлены: во-первых, желанием создателей экранизации оказать большее эмоциональное воздействие на зрителей – по этой причине персонажи экранизации более эмоциональны в выражении своих чувств и переживаний, их высказывания более категоричные, а также в экранизации больше речевой агрессии. Во-вторых, трансформации происходят ввиду изменения деталей содержания ситуаций. Наконец, экранизация имеет больше черт, свойственных устной разговорной речи: в экранизации больше разговорной лексики, а также персонажи говорят более кратко, поскольку это обусловлено общей тенденций устной разговорной речи к экономии речевых средств.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.