ГЛАВНАЯ
> Журнал "Litera"
> Рубрика "Модернизм"
Кротовская Н.Г. - Д. Эштон. Пришествие сюрреализма (перевод) |
|
c. 35-44
|
DOI: 10.7256/2409-8698.2016.1.18785
Аннотация: Автор рассматривает историю распространения сюрреалистических взглядов в искусстве, литературе и гуманитарных науках сначала в Европе, а затем в Америке, где имелись свои особые условия, затрудняющие усвоение европейских теорий. Сюрреализм, хотя и был очистительным движением, выступавшим против европейской интеллектуальной традиции, был в действительности от нее неотделим. Разоблачая картезианские клише и замкнутость французской культуры, поэты из окружения Андре Бретона по сути дела возводили пантеон интеллектуалам всех наций. В Америке ситуация была другой. До тридцатых годов там не существовало сплава художественных и социальных теорий. Особые вопросы искусства и политики, к решению которых отважно обратились сюрреалисты, не могли успешно ставиться в Америке до эпохи Великой депрессии. Когда в середине тридцатых годов сюрреалисты столкнулись со стремительным упадком Европы и распространением фашизма, они, горстка эксцентричных индивидов, по-прежнему сражались против общества. Американцы же, напротив, только что ассимилировались с обществом и пытались изменить его изнутри. Главнейшей постоянной темой публикаций того времени был упорный поиск жизнеспособной традиции. Хотя сюрреалисты на словах отвергали прошлое, они неустанно искали в нем зачатки новых идей, основание, необходимое любой теории.
|