|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Философская мысль"
> Содержание № 04, 2012
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 1-9.6-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 04, 2012
Зайцев А.В. - ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА И ДИАЛОГИКА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ |
|
c. 1-53
|
Аннотация: В статье рассказывается античных истоках диалогики гражданского общества, как способа дискурсивного отыскания истины социально активными гражданами древнегреческого полиса. Наряду с традицией сократического диалога, рассматриваются дискурсивные практики софистического и агонального диалога. Рассматривается «диалогический поворот» и отход в философской рефлексии от анализа субъект – объектных отношений к осмыслению субъект – объектного взаимодействию, от монолога к диалогу в виде интерсубъективной коммуникации. Эти философские предпосылки создают теоретико - методологическую основу для переосмысления демократических практик интеракции государства и гражданского общества. Это и создает основу для формирования новой отрасли философско-политического знания, названной автором «диалогика гражданского общества.
Аксиология: ценности и святыни |
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная культура в формах духовной предметности и образах массового искусства 1960–1980-х: ценность труда |
|
c. 54-79
|
Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйственной культуры 1960-1980-х гг. в искусстве данного периода. Хозяйственная куль-тура понимается как способ человеческой деятельности, в совокупности всех форм предметности культуры, направленный на получение материальных благ. Цель исследования – на основе выявленных особенностей, основных тенденций и культурной динамики репрезентации советской хозяйственной культуры в массовом искусстве реконструировать процесс взаимосвязи и взаимовлияния материальной, духовной и художественной подсистем советской культуры в организации социалистического хозяйства. Методология исследования: системный подход, метод исторической типологии, культурно-исторический (диахронический), семиотический, герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: через художественные образы труда в искусстве получила отражение советская хозяйст-венная культура – сложное сочетание доминирующей административно-командной, традиционной и нелегально работающей рыночной экономической систем. Через образы труда отобразилось советское общество, представляющее собой смешанный тип индустриального и доиндустриального, традиционного и инновационного, закрытого и открытого, массового, потребительского. Наконец, отразился субъект культуры – человек всех социально-профессиональных групп и разных аксиологических типов, от «строителя коммунизма» в абсолютном меньшинстве до «обывателя» в подавляющем большинстве. Художественные репрезентации труда в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» показывают рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов о ценности труда и других ценностях, мотивирующих хозяйственную деятельность субъекта культуры. Выводы и материалы исследования могут быть использованы в преподавании культурологии, философии культуры, истории отечественной культуры, экономики и истории искусства. Некоторые аспекты исследования могут стать основой для решения проблем в сфере современной хозяйственной культуры, помочь в формировании ценностных ориентаций молодого поколения в его отношении к труду.
Рациональное и иррациональное |
Шадур И.М. - Об эмпирическом истолковании рационалистичности мышления |
|
c. 80-128
|
Аннотация: Ставится вопрос о том, на каком основании можно судить о фактической близости философского творчества того или иного мыслителя к рационализму. Для ответа на этот вопрос предлагается руководствоваться теми гносеологическими и методологическими ценностями, на которые стремились ориентироваться в своем мышлении классики философского рационализма. При этом автор исходит из той точки зрения, в соответствии с которой предметом мышления служит опыт, понимаемый с необходимой широтой, поэтому именно в эмпирической проекции мышления предпринимается попытка разыскания критерия соответствия мышления этим ценностям. В соответствии с этим формулируется понятие опыта, обосновываются основополагающие ценностные нормы рационализма и исследуются в логическом и содержательно-эмпирическом аспекте возможные способы обращения мышления с опытом. Результатом исследования становятся положения, устанавливающие свойственное рационалистическому мышлению отношение между структурой мысли и структурой опыта. Эти положения и составляют искомый критерий рационалистичности мышления.
Религии и религиозное возрождение |
Афанасенко Я.А. - Вина: между наказанием и прощением |
|
c. 129-178
|
Аннотация: Объект нашего исследования – виновность (личная вина) как феномен культуры, предмет – соотнесенность вины с наказанием и прощением. Цель работы заключается в том, чтобы выяснить, какие противоположные значения охватывает концепт вины, какова обусловленность этих значений культурным контекстом и какова их связь с прощением и наказанием. Теоретические основания этого исследования включают символическую интерпретацию культуры Э.Кассирером, юнгианский и хорнианский психоанализ, историческую синтагму А.Дугина. Т.к. для нас проблема вины – это проблема самопонимания, самотождественности в экзистенциальном смысле, ее решение соотносится или с ответственным принятием вины на себя, или с репрессивным перенесением ее на другого. Мы предлагаем собственное определение вины и амбивалентности, где вина – прежде всего, смысложизненный феномен, экзистенциал, обращенный к подлинному бытию человека, а амбивалентность – категория, фиксирующая сущность бытия человека в культуре, особенно в культуре Модерна. Переживание вины в экзистенциальном смысле означает самообвинение/самоукорение/совестливость. Ядром этого смысла является определение себя в качестве источника зла, которое противостоит самооправданию и может стать условием прощения себя и другого. Т.к. данное значение вины актуализируется только в символическом контексте, можно говорить об особой роли языка религии, философии и психоанализа в современной культуре: именно они позволяют человеку сохранить связь с трансценденцией, смысложизненным вопрошанием, устремленностью к некоему нравственно окрашенному высшему принципу, с одной стороны, и конструктивным переживанием «теневой» стороны собственного естества, с другой. Противоположное экзистенциальному пониманию вины – невротическая вина, или вина как уличающее самообвинение. Главной ее особенностью является проективный и мстительный характер, т.е. вынесенность вовне, что связано с возлаганием ответственности за зло на других, их обвинением и наказанием. Подобное переживание вины характерно для человека, не обремененного опытом символического переживания культуры. Т.к. современная культурная ситуация – это ситуация, которая в большей степени располагает к семиотической интерпретации культуры, ее освоению на уровне знаков, уличающее самообвинение становится доминантным дискурсом. Таков основной вывод.
Пархоменко Р.Н. - Генезис идеи свободы в западноевропейской философии |
|
c. 179-210
|
Аннотация: В статье прослеживается становление и развитие понятия идеи свободы в античной, средневековой и новоевропейской философии – вплоть до философии Р. Декарта. На основе проведенного анализа становится ясно, что современное понимание идеи свободы, равно как и идей права, справедливости и гражданского общества берут свои истоки еще в философии Античности и Средневековья. Последующее движение философской и политологической мысли лишь более детально разрабатывает как теоретические категории, так и «прикладные» аспекты данного понятия на основе которого строятся современные демократические государства.
|
|