Электронный журнал Философская мысль - №2 за 2015 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 02, 2015
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 12-03-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2015
Проблема целостного мира
Горлинский В.В. - Экзистенциальная безопасность как парадигма сохранения человеческого существования c. 1-24

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.2.14351

Аннотация: Предметом исследования является концепт экзистенциальной безопасности как основа формирования новой парадигмы мышления. Объектом исследования являются особенности и принципы разработки когнитивной парадигмы экзистенциальной безопасности. Особое внимание в работе уделяется анализу предметной и субъектной сторон экзистенциальной безопасности, как объективному явлению и как феномену коллективного сознания. Анализ культурологических и социально-философских работ показывает, что антропогенным источником экзистенциальных угроз является человеческое мышление, лишенное духовно-моральных и гуманистических ценностей как жизненных приоритетов. Показано, что переформатирование парадигмы человеческого мышления обусловливает необходимость разработки когнитивной парадигмы, интегрирующей смысловые структуры безопасности и конституирующей социальные практики предупреждения угроз человеческому существованию на основе жизненных ценностей. В работе используются культурологический и аксиологический подходы, контентанализ массива работ философии постмодерна, репрезентирующих проблему выживания человечества в условиях глобализации угроз. Новизна исследования заключается в принципиальных особенностях новой познавательной парадигмы. Это обращение к онтологическим основам безопасности – существованию человечества как предельной ценности бытия; направленность в будущее; комплексный, междисциплинарный охват проблемы безопасности с выходом на ценностные основы как ключевые регулятивы человеческого мышления, поведения и деятельности. Сделан вывод, что когнитивная парадигма экзистенциальной безопасности представляет собой совокупность идей, фундаментальных знаний, ценностных установок, методологических подходов, образцов разрешения познавательных задач, в соответствии с которыми, выстраивается интегральное знание об угрозах человеческому существованию и путях их преодоления.
Социальная философия
Гусев Д.А. - Либерализм, православие и национальная идея в условиях переходного периода и кризиса современного российского общества c. 25-62

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.2.14413

Аннотация: Поиск новой национальной идеи в эпоху переходного периода и кризиса современного российского общества является острой и актуальной проблемой. Национальная идея – это «вавилонская башня», в коллективном строительстве которой реализуется некая общая социальная сверхзадача или сверхцель, и именно поэтому она может стать цементирующей основой социума. Ввиду нарастания клерикализации современного российского общества, усиления роли Церкви в политической и культурной жизни страны, можно было бы предположить, что православие могло бы стать основой для новой национальной идеи. Автор статьи обосновывает положение о том, что православное христианство, скорее всего, не сможет стать новой национальной идеей не столько по причине многонационального характера российского государства, сколько по причине того, что одной из основ религиозного мировоззрения является идея личного спасения, которая является по своей сути антиколлективистской, или индивидуалистической. Однако рыночные и либеральные ценности так же, как и ценности религиозного характера, базируются все на той же идее «личного спасения», понимаемого только не в мистически-сверъестественном измерении, а в сугубо светских ментальных координатах: личная карьера, личное обогащение, личный успех; в силу чего поиск адекватной и действенной системы ценностей, которые могли бы сформировать новую национальную идею, до сих пор остается делом будущего.
Философия истории
Беляев В.А. - «Исторический антропоцентризм» М.К.Петрова и проектно-антропологическая логика европейской истории c. 63-186

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.2.14639

Аннотация: Данная работа представляет собой аналитический комментарий к книге М.К.Петрова «Язык. Знак. Культура». Петров принадлежит к поколению советских философов второй половины ХХ века. Центральная идея его философии – «онаучнивание» общества, постановка по-новоевропейски понимаемой науки в качестве универсальной объединяюще-освобождающей инстанции для всего человечества. Реализуя эту программу, Петров, с одной стороны, вводит представление о структурном подлежащем разных культурных миров – социокоде. На основе этого понятия он отделяет европейскую культуру от неевропейских. С другой стороны, он вводит представление о «дисциплинарной структуре» науки, которая выражает в сжатом виде то структурно-антропологическое подлежащее европейского мира, которое и выражено в понятии «социокод». Европейский социокод устанавливает индивидуального человека как существо инновационно-всеобщее, то есть как имеющее право на инновацию и участие в конструировании мира в целом. Соединяя генезис европейского мира с дисциплинарной структурой современной науки, Петров реализует две задачи. Первая – построить генезис европейской культуры как переход от «традиционного» социокода к европейскому. Вторая – построить переход от «дисциплинарной структуры» философии через теологию к науке. Реализация второй задачи Петрова и является главным объектом критики в данной работе. Автор акцентирует, что тот способ, каким Петров идет к дисциплинарной структуре науки и само понимание этой структуры депроблематизирует проектно-антропологическую логику европейской истории. Вместо того, чтобы говорить о европейской истории как об истории постановки и критики проектов мира (и, прежде всего, проектов человека), Петров исследует логику «дисциплинарной преемственности» философии, теологии и науки. В результате, в частности, логика разлома европейской истории между средневековьем и новым временем, оказывается отодвинутой в сторону. Хотя именно она, по мнению автора, должна быть поставлена в центр внимания при определении сути фундаментальных структур новоевропейского мира вообще и науки в частности. Исследуя логику этого разлома, можно будет и значительно осложнить понятие науки, поставить его в связь с новоевропейским антропологическим проектированием, и выйти к пониманию позиции самого Петрова как еще одной актуализации этого проекта в контексте борьбы с «закрытостью» тоталитарно-авторитарной системы.
Философская антропология
Шажинбатын А. - Этнос: философско-антропологический дискурс c. 187-207

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.2.14658

Аннотация: Предметом исследования выступает этнос в философско-антропологическом ракурсе. Социальное и культурное поведение этносов и наций рассматривается обычно в культурологии. Накоплен огромный эмпирический материал, который характеризует особенности разных культур, уникальность их традиций и обычаев, несхожесть ментальных и эмоциональных навыков и обнаружений. Между тем существует историко-философская традиция, которая позволяет постигать феноменологию этноса через философское осмысление человека. В Новое время многие философы и социологи связывали специфику этноса с человеческой природой, с попытками уяснения этого нового аспекта проблемы. В статье использован историко-философский подход, который позволяет проследить данную тенденцию – осмысление сущности этноса через философско-антропологическое знание. Применена также методика герменевтического анализа философского текста. Новизна статьи заключается в том, что прослеживается различие в подходе к феномену этноса в исследовательской традиции примордиализма и в различных конструктивистских направлениях. Автор впервые в отечественной философии показывает, что конструктивизм возник в результате совмещения культурфилософских воззрений с методами философской антропологии. Лишь при такой направленности исследований возникло убеждение, что этнос и нация во многом являются продуктами активности воображения, коллективного фантазирования, нежели результатом конкретной исторической практики и закрепления социально-исторических достижений.
Философия и искусство
Синеокий О.В. - Венгерская рок-музыка в глобальном пространстве звукозаписи XX столетия (философско-культурологическая рефлексия) c. 208-249

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.2.14670

Аннотация: Фонографическое наследие рассматривается в качестве системы коммуникаций Восточной Европы и в виде подсистемы аудиовизуальной культуры, что представляет объект исследования. Предметом публикации является история национального рока как социодинамического фактора развития коммуникаций в сфере музыкальной звукозаписи в Венгерской Народной Республике. В статье определено место и описана роль венгерской рок-музыки в пространстве звукозаписи. Автором подробно охарактеризована система звукозаписывающих коммуникаций в социалистический период развития Венгрии. Особое внимание уделяется анализу артефактов грамзаписи, которыми выступают пластинки с рок-музыкой. Методологическим основанием статьи является системный метод, поскольку исследование строится на синтезе различных взглядов в социально-гуманитарной науке на феномен музыкальной звукозаписи. Приоритетами научного поиска выступают сравнительно-историческая методология и философско-антропологический анализ. Автор пришел к выводу о том, что фактически рок-музыка стала неофициальным центром особой социокоммуникационной системы, в центре которой в Венгрии, как и в других странах «Восточного блока» в условиях социализма, сформировались молодежная музыкальная субкультура. Новизна исследования заключается в установлении основных коммуникационных элементов системы грамзаписи ВНР, сформированных вокруг государственной фирмы «Magyar Hanglemezgyártó Vállalat – Нungaroton» с несколькими торговыми марками «Pepita», «Start», «Bravo», «Favorit», «Krém», «Qualiton», которые в настоящее время приобрели особый культурно-ностальгический статус.
Философия права
Фатьянов И.В. - Сущность и философское значение экспериментального метода применительно к правотворческой деятельности c. 250-264

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.2.14636

Аннотация: Предметом исследования является главная составляющая и философская роль экспериментального метода применительно к правотворческой деятельности. Автор обозначает этимологию слова «эксперимент», варианты его использования. В статье акцентируется внимание на сущности понятия «эксперимент», обозначается его природа, определяются элементы, описывается методика проведения эксперимента в общественных отношениях. Имеет место обозначение генезиса философского понятия «эксперимент», при этом используется обзорное отношение к экспериментальному методу ведущих европейских философов двадцатого века − Томаса Куна, Карла Поппера, Пола Карла Фейерабенда. В качестве вывода дано авторское определение экспериментальному методу применительно к экспериментально-правотворческой деятельности. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при экспериментальной деятельности. Автором использовались общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, при этом автор широко использует диалектический подход к познанию объективной действительности. Для выявления сущности эксперимента применительно к общественным наукам использовались имеющиеся в философии представления о понятии «эксперимент», а также определения юриспруденции, касающиеся процесса правотворческого. Применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, абстрагирование, экстраполяция, системный, герменевтический подходы и другие. Философия права является методологической базой юриспруденции. Знания о методологии юриспруденции являются актуальными на сегодняшний день, так как неразрывно связаны с выяснением характерных черт, особенностей юридических дисциплин, рассмотрение методов государственных наук интересно потому, что данное исследование позволяет определить содержание науки; позволяет сформулировать задачи и направления исследования конкретных методов науки; позволяет концентрировать научные силы на важных областях с целью достижения поставленных задач; позволяет выявить наиболее действенные средства для развития права. В качестве выводов отмечено, что слово «эксперимент» происходит от латинских и далее от праиндоевропейских слов, обозначая пробы, опыты, испытание. С такой позиции рассмотрения эксперимент в правотворчестве может обозначать одновременно некоторое общее знание, полученное в результате непосредственного знакомства с предметом, и конкретную познавательную процедуру. Обобщив знания в области толкования искового понятия, следует вывод, что эксперимент – это род опыта, имеющий целенаправленный исследовательский характер и проводимый в искусственных, воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения. Экспериментальный метод в философии права включает признаки чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, объективного и субъективного. При этом его сущность заключается в осуществлении сложной системы взаимодействий, а именно то, что в нём сочетаются приёмы практического, чувственного и рационального познания. Основными этапами экспериментального метода являются подготовительный этап, этап проведения эксперимента и этап обработки опытных данных. Предложено авторское определение экспериментальному методу применительно к экспериментально-правотворческой деятельности - процедура познания действительности, при помощи которой в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления правовой действительности, связанные с созданием права.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.