Электронный журнал Философская мысль - №2 за 2016 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 02, 2016
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 11-02-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2016
Онтология: бытие и небытие
Спектор Д.М. - Бытие и субъективность c. 1-46

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.2.17678

Аннотация: Предметом исследования выступает субъективность; эта достаточно неопределенная по предмету и объему понятия коннотация раскрыта в отношении ее онтологического статуса; в таких целях субъективность редуцируется к истоками, к которым отнесены (реконструируемые) условия инициации, одержимость, оргиастические празднества м пр. В логическом поле субъективность соотносится со «стремлением», включая модификации желания (в том числе психоаналитические) и «осуществления» (феноменология). Учитываются также современные разработки проблематики «тела» в его связи с пространством и временем. Метод исследования связан с анализом и исторической реконструкцией понятий «тела», времени и Другого; «субъект» рассматривается в его внутренней обусловленности, обретающей в истории адаптационный статус — но из него не исходящей. Научная новизна исследования заключается в доказательстве того, что генезис субъективности обусловлен изначальной трансформацией влечения в мотив (вовлечения). Мотив (интенция) направляется не предметом (стимулом), но его бытием (реально-существующим). Бытие раскрывается как игра перехода воплощения-в-предмет и развоплощения (в мотивации).
Философия истории
Дёмин И.В. - Осмысление истории как целостности в горизонте классической и неклассической философии c. 47-90

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.2.17865

Аннотация: Рассматривается проблема осмысления истории как целостности в горизонте метафизической и постметафизической историософской рефлексии. Выявляются основные подходы к проблеме единства истории, анализируются трактовки и решения этой проблемы, представленные в историософских концепциях Гегеля, Б. Кроче, Л. Карсавина, О. Шпанна и П. Вена. Особое внимание уделяется анализу и сопоставлению различных способов осмысления единства исторического процесса в контексте классической философии истории. Проводится разграничение между понятиями «целостность истории» и «завершённость истории», показывается, что осмысление истории как целостности возможно и без допущения идеи «конца истории». В процессе исследования применялся сравнительный (компаративный) метод исследования, использовался проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. В контексте классической (метафизической) философии истории единство исторического процесса обеспечивается благодаря различению двух уровней исторической событийности: сущностной истории, которая отождествляется с логикой истории, и истории эмпирической. В постметафизической философии отрицается возможность концептуального осмысления всемирной истории как целостности, а признается лишь множественность несводимых друг к другу событийных рядов. Промежуточное положение между классической философией истории и антисубстанциалистски ориентированной эпистемологией истории занимают концепции Б. Кроче и Л. П. Карсавина. В них отрицается идея конца истории, но сохраняется возможность осмысления всемирной истории как «незавершённой целостности».
Философия свободы
Кожуховский П.С. - Концепция трех измерений Акселя Хоннета. c. 91-104

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.2.17717

Аннотация: Предметом исследования является теория "борьбы за признания" Акселя Хоннета, крупнейшего представителя современной либеральной мысли. В данной работе рассматривается основная идея теории Акселя Хоннета, в которой он упоминает о существовании в феномене признания трех сфер его существования. Существование в качестве эмоционального признания, в качестве нормативного (идейно-рационального) и в качестве социального. Стоит заметить, что предмет исследования в современной философии носит актуальный характер и рассматривается многими учеными как России так и зарубежья. В исследовании используется герменевтическая методология, проблемно-тематический способ анализа и изложения материала. При написании работы применялись структурный, структурно - функциональный, исторический и сравнительно - исторический методы. Основным выводом проведенного исследования следует считать актуализацию проблематики поставленной Акселям Хоннетом. К большому сожалению, в современной русской философской мысли проблеме поставленной Акселям Хоннетом не уделяется должного внимания, хотя на Западе проблема признания пользуется огромной популярностью и является одной из самых дискутируемых на данным момент.
Философия религии
Фаритов В.Т. - Бог и христианство в философии Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше: опыт сравнительного исследования c. 105-134

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.2.17854

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является философия религии Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше в аспекте сравнительного анализа. В качестве основного материала исследования выступают "Лекции по философии религии" Г.В.Ф. Гегеля и "Антихрист" Ф. Ницше. Автор рассматривает проблему Бога, христианства и атеизма в философских учениях двух немецких мыслителей. В статье выявляются как общие, так и различающие моменты в позициях философов по вопросам религиозного мировоззрения. В статье используются методы философской компаративистики, гермневтики и деконструкции, методы онтологического и историко-философского исследования. Основным выводом проведенного исследования является тезис о наличии общих тенденций в подходе Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше к основным проблемам философии религии. Новизна проведенного исследования заключается в экспликации онтологических аспектов философского осмысления религии в учениях философов. Новым является положение о трансгрессии как о доминирующей онтологической перспективе онтологических учений Гегеля и Ницше.
Философская антропология
Чугунова И.О. - Концепт рессентимента как инструмент философско-антропологического познания c. 135-170

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.2.17914

Аннотация: В статье рассматривается концепт рессентимента, введенный в обиход человекознания Фридрихом Ницше и получивший затем дальнейшую разработку в гуманитарной мысли. Идея рессентимента охватывает сложный комплекс антропологических и социокультурных явлений, касающихся «тёмных» сторон человеческой природы, табуируемых общественной моралью, но исподволь широко разрастающихся в обществе в форме зависти, ненависти, враждебности, мстительности, соперничества и других негативных чувств, установок восприятия и поведения. Для постижения рессентимента автор рассматривает различные грани философского учения Ницше, что позволяет шире взглянуть на данный феномен, увидеть его подлинный масштаб. В статье раскрывается эвристическая ценность понятия «рессентимент», состоящая в его способности гештальтно описывать реальность человека, с позиции его онтологических и экзистенциальных характеристик, в отличие от узко-описательных категорий, занимающих прочное место в гуманитарных науках. Рессентимент предстаёт не просто совокупностью феноменов, а целостным модусом бытия человека и человечества. В статье показано, что постижение негативных, порочных человеческих проявлений через идею рессентимента становится более глубоким и содержательным: открываются их сущностные истоки и скрытые стороны, просматривается их глубинная взаимосвязь, состоящая в причастности к единому ядру культурно-исторического становления человека.
В потоке книг
Варава В.В. - Страшный суд философии c. 171-187

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.2.17875

Аннотация: Размышления о состоянии современной русской философии, основанные на анализе третьего тома антологии «Кто сегодня делает философию в России», составленного А.С. Нилоговым. Делается критический обзор современной русской философии, представленной как ее корифеями, так и малоизвестными именами. Отмечается полифоничность современной русской мысли, работающей в смежных с философией сферах: лингвистика, литературоведение, логика, математика, музыка, политология, психология, публицистика, семиотика, социология, футурология и т.д. Выявляются перспективы органичной русской мысли в контексте современной культуры. Методология исследования основана на анализе воззрений отдельных мыслителей, представленных в сборнике, а также на выявлении общего концептуального пространства современной русской мысли. Основными выводами проведенного исследования являются следующие: 1. Современная русская мысль не представляет собой единого концептуального пространства. 2. Обнаруживается слабая связь с классической русской философией. 3. Большинство авторов озабочены проблемами языка как центральными проблемами философии. 4. Заслуга автора сборника в том, что он смог собрать воедино различные концептуальные линии современного интеллектуального пространства России
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.