Электронный журнал Философская мысль - №5 за 2018 год - Содержание - список статей - ISSN: 2409-8728 - Издательство NotaBene
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 05, 2018
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 19-05-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2018
Философская антропология
Рахимова М.В. - «Второй код» и биология судьбы: что говорит эпигенетика о текстуальной природе человека? c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.5.26094

Аннотация: В данной статье автор предлагает к осмыслению проблему текстуальности человека как междисциплинарной философской проблемы. В рамках заявленной проблемы человек текстуален, как на биологическом, так и на социальном уровне структурирования материи. Автор опирается на аналогию между геномом и книгой, языком, сценарием, библиотекой, текстом, которую часто используют западные ученые - генетики, чтобы объяснять биохимические процессы, происходящие на генетическом уровне. Автор обращает внимание на второй (эпигенетический) код, который отвечает за самостоятельность и индивидуальность клеток, их клеточную «память» (эпигенетическая программа, эпигенетические переключатели). В статье затрагивается и проблема биологической судьбы человека, за которую несет ответственность второй эпигенетический код. Автор подчеркивает зависимость второго кода от внешних факторов, которые способны влиять на человека (эпигенетический ландшафт). Среди методов, которые были задействованы в научной работе, следует отметить такие методы, как аналитический, критический, компаративистский, а также холистический метод. Научная новизна работы заключается в постановке вопроса о текстуальной природе человека как холистической природе, включающей в себя генетический, эпигенетический, социальный и культурный уровни. Автор предполагает, что Человек - есть текст, который бесконечно пишется, как Природой, так и самим Человеком на всех уровнях структурирования материи.
Этика
Мехед Г.Н. - Идея метасубъектности и проблема автономии в этике Канта c. 12-25

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.5.26160

Аннотация: В статье рассматривается этика Канта через призму общефилософской идеи метасубъектности, наиболее основательным теоретическим фундаментом для которой является предпринятое Кантом в «Критике чистого разума» обоснование принципов критического рационализма. втор статьи показывает, как идея метасубъекта (трансцендентального субъекта), введенная Кантом в теории познании, отражается на его трактовке ряда важнейших традиционных концептов этики, таких как «моральный субъект», «свобода воли» и, особенно, «автономия». С понятием автономии и его интерпретацией Кантом оказывается связан ряд вытекающих проблем, в частности, проблема морального зла и проблема ответственности, «авторства» поступков. Методология исследования предполагает опору непосредственно на тексты самого Канта с достаточно свободной их интерпретацией, а также компаративное исследование важнейших источников кантоведения на тему автономии. Оригинальность статьи очевидна в плане самой постановки вопроса, дающей возможность проследить концептуальную связь между трансцендентализмом Канта и рядом других родственных философских учений, вплоть до Упанишад в древности или же новейшего «открытого индивидуализма» Д. Колака и ряда концепций в духе «интегрального подхода» К. Уилбера.
Онтология: бытие и небытие
Наумов О.Д. - Забвение архаики как исток философского вопрошания о бытии c. 26-36

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.5.23144

Аннотация: Объектом исследования в данной статье выступает феномен архаической мифо-онтологии, предметом - стратегии вопрошания о бытии, сформировавшиеся в рамках названной культурно-исторической эпохи. Основная задача исследования - репрезентировать феномен забвения в качестве одной из главных стратегий вопрошания о бытии в рамках эпохи архаики. Феномен забвения концептуализируется и рассматривается в следующих аспектах: метафилософском, онтологическом, гносеологическом, антропологическом. В результате, феномен забвения анализируется в качестве одного из механизмом, реализующих трансформацию архаического Мифа а античный Логос. Исследование основано на применении следующих методов: метод концептуального анализа, герменевтический метод, метод деконструкции, компаративистский анализ, а также психоаналитическая традиция исследования вытесненных феноменов сознания. Основными выводами проведенного исследования являются: Неявным основанием пред-/постановки вопроса о бытии в архаическом мифе является субъект, действующий в пространстве мифа в качестве героя, основная функция которого сводится к выявлению и поддержанию существующего миропорядка с помощью сохранения и восстановления различий, осуществляемых благодаря ритуальным практикам. Таким образом, условием и причиной фиксируемого единства мира, репрезентированного архаическим мифом, является различие, утрата которого воспринимается первобытным обществом в качестве погружения мира в хаос. Однако, различие, как и субъект в архаической мифо-/онтологии являются, говоря языком Деррида, структурами отсутствующего присутствия. Это обусловлено тем, что основная задача архаической стратегии понимания бытия сводится к тому, чтобы увидеть мир таким, каким он открывается во взгляде, исключая, при этом, процесс миростановления. 2. Архаический миф представляет собой исторически первую и генетически близкую к философии стратегию понимания бытия. Особенность данной мифо-/онтологии заключается в том, что она представляет собой досимволическую онтологию жеста: соития и борьбы. В результате, можно сказать, что мифо-/онтология архаического мифа строится на следующих принципах: а) онтогносеологической интерпретации ощущения, предшествующей и обуславливающей всякую попытку оформления и выражения мира в качестве единого целого; б) преимущественно топографическое восприятие мира, дополненное лишь в последствии историческим измерением, необходимым для включения субъекта в сакральное измерение динамичного бытия, представленного схемой: космос-боги-люди. 3. В итоге, архаическая мифо-/онтология представляет собой своего рода пред-/концептуальный пролог к западноевропейской философии, история которой осуществляется как процесс взаимодействия субъекта и бытия в таких формах, как открытие, явленность, говорение, общей причиной которой является феномен забвения, выступающий, таким образом, способом актуализации вопрошания о бытии в той или иной культурно-исторической эпохе.
История идей и учений
Скороходова С.И. - К вопросу о славянской взаимности в 20–40-х годах ХХ века в Королевстве Югославия c. 37-46

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.5.24969

Аннотация: В статье делается попытка связать славянский вопрос с темой русской эмиграции в Королевстве Югославия, центре белой эмиграции на Балканах. Обосновывается тезис о том, что стремление к сохранению русского мира эмигрантами в контексте духовно близкого, сербского, привело к взаимопроникновению и взаимообогащению национальных культур. Утверждается, что русская академическая группа в период эмиграции старалась помочь сербам в создании национальной интеллигенции, что идеи Ф. М. Достоевского имели особое воздействие не только на сербскую литературу, но и на философию, которая по способу выражения и проблематике, как показано в статье, была близка русской. При осмыслении наследия отечественных философов применён контекстуальный анализ, использован личностный подход, который предполагает, что философские теории, концепции, учения, идеи не могут быть отчуждены и адекватно поняты вне контекста духовной и практической жизни их создателей. Анализируются некоторые философские идеи, имевшие воздействие на мир русской эмиграции, главными из которых были миссионизм и славянская взаимность. На основании анализа малоизвестных публикаций в эмигрантской периодике и некоторых основных трудов утверждается, что даже неимоверно тяжелые времена не смогли сломить русских философов-изгнанников, переживавших высокую степень творческой активности. В заключение делается вывод, что наследие русской эмиграции в Королевстве Югославия раскрывает целый пласт философско-политических проблем, исключительно важных для России сегодня, в контексте экзистенциального измерения истории и человеческого бытия.
Философия науки
Яшин Б.Л. - Пифагореизм и платонизм в математике: история и современность c. 47-61

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.5.24677

Аннотация: Предметом исследования являются такие направления в философии математики, как пифагореизм и платонизм, интерес к которым не ослабевает и сегодня. Показывается вклад пифагорейцев в математику, их роль в создании геометрической алгебры, значения открытия ими несоизмеримых отрезков, которое ввергло в кризис пифагорейскую математику.В работе рассматривается суть концепции математического платонизма, раскрываются ее особенности и показываются ее отличия от концепции математического пифагореизма. Исследуются существующие в настоящее время различные формы математического платонизма и выявляются их особенности. В статье представлены основные аргументы современных критиков платонизма в математике и их слабости. Показывается ценность концепции математического платонизма как модели образного мышления, утверждается факт, что среди математиков до сих пор остается большое число его приверженцев. Основными методами исследования являются логический и исторический методы, метод сравнительного анализа, методы обобщения и синтеза как объединения интерпретированного материала в новом ракурсе. Новизна работы состоит в том, что в ней актуализируются идеи пифагореизма и платонизма, а также проблемы возникшего в античности и продолжающегося до сих пор спора между сторонниками платонизма и их оппонентами, имеющего отношение к фундаментальным основаниям математики. Показываются отличия пифагореизма и платонизма друг от друга. Сопоставляются точки зрения сторонников математического платонизма, а также их оппонентов. Делается вывод, что результаты современной математической науки дают весомые аргументы, подтверждающие работоспособность и наибольшую эффективность концепции платонизма по сравнению с другими философскими концепциями математики.
Социальная философия
Немцев И.А. - Препятствия на пути к устойчивому развитию общества c. 62-67

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.5.23143

Аннотация: В большинстве трудов отечественных и зарубежных ученых об устойчивом развитии основное внимание уделяется концептуальным идеям, моделированию общественного устройства, отдельным компонентам, стратегиям переходного периода и т.д. Но как правило практически не упоминаются трудности практической реализации этой идеи. В данной статье дана попытка критического анализа возможности реализации устойчивого развития общества на практике. Целью работы стало выявить основные проблемы, которые стоят на пути глобального устойчивого развития общества. Методологической основой работы являются следующие методы: методы моделирования и прогнозирования; принцип причинности, системности, единства анализа и синтеза. Применяются такие общенаучные методы, как сравнение, анализ и др. Достижение поставленной цели осуществляется на основе геополитической методологии, базирующейся на принципах геополитического дуализма, а также положений о человечестве, как глобальной взаимосвязанной и саморазвивающейся системе (глобальный эволюционизм) и на основе принципа всеобщей связи явлений, принципа развития и др. В результате работы выявлены и обоснованы три наиболее весомых препятствия, стоящих на пути устойчивого развития. Это такие проблемы, как отсутствие единой (универсальной) концепции, снижение темпов глобализации и человеческое сознание как фактор развития общества. Сделан вывод, что при преодолении этих трех препятствий построение «устойчивого» общества становится выполнимым на практике.
Философия свободы
Аленевский И.А. - Три узла в проблеме свободы воли c. 68-76

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.5.23231

Аннотация: Предметом исследования является проблема свободы воли в истории европейской мысли, выходящей к реальной антропологической ситуации современности в главной тенденции: движения к постгуманизму. В проблеме выделяется три части или узла, подлежащих распутыванию: экзистенциальный узел, философский узел и научный (мировоззренческий) узел. Основная задача состоит в разработке адекватного теоретического аппарата для проблемы свободы воли, позволяющего диагностировать реальность человеческого существования, собирать и удерживать во множественности формы и способы, в которых человек проявляет свою волю (слабую или сильную, мягкую или твердую, судорожно напряженную или разумную и т.д.) и делать выводы научного и мировоззренческого характера о свободе. Методом исследования является формализация - выявление формы и способа, в котором проявляется человеческая воля и возведение формы в идею или концепт, основное содержание которого раскрывается с экзистенциальной, философской и мировоззренческой точек зрения Новизна научного исследования заключается в теоретической разработке проблемы свободы воли, способной выявлять множественность форм, отвечающей действительности, в которой человек осознает и проявляет волю. Характер данных форм свидетельствует о турбулентности или кризисе волевого сознания. В отличие от метафизики, приписывающей свободной воле человека всеобщую нормативную форму нравственного закона (Кант) или моральную ответственность (современные аналитические дискуссии) определяется экзистенциальная часть проблемы, на основе которой возможно построение философемы свободной воли и выявление ее уникальной теоретической формы и практического применения, могущего иметь эстетические, этические, политические измерения.
Человеческие экзистенциалы
Баринов Д.Н. - Страх как феномен человеческого бытия c. 77-82

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.5.24730

Аннотация: В статье рассматривается проблема страха как феномена, обусловленного условиями человеческого существования. К числу таких условий относятся: «биологическая неспециализированность» человека, развитие сознания и самосознания, способность к творчеству, незавершенность и конечность человека. Указанные аспекты бытия человека предопределяют формирование его социальности, а вместе с ней и социального страха. Социальный страх, связанный с общественными по своему происхождению угрозами, выступает неотъемлемой и неизбежной составляющей человека как социального субъекта, обусловленного экзистенциальными константами человеческого существования. Анализ страха основывается на идеях философской антропологии, концепции «человеческой ситуации» Э. Фромма, философии экзистенциализма, работах в области психологии сознания и деятельности. Становление социального начала в человеке переносит его из сферы биологической предопределенности в сферу свободы и непредсказуемости.Несмотря на то, что человек стремится к формированию предсказуемой социальной среды посредством социальных норм, правил поведения, общественных институтов и т.п., он остается открытым для развития, а также для непрестанного переживания социального страха.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.