по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 10, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 06-11-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2021
Актуальный вопрос
Ставицкий А.В. - Неклассическая мифология о когнитивных проблемах и возможностях онтологии мифа c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.10.36441

Аннотация: Статья посвящена когнитивным и эпистемологическим особенностям мифа, которые могут быть лучше поняты при использовании принципов и подходов неклассической науки. В статье раскрываются основные причины непонимания мифа наукой и объясняются способы преодоления его на основе более расширительного понимания мифа. В рамках данной парадигмы миф понимается и рассматривается как культурная универсалия, где мифотворчество является свойством и функцией сознания. Такой миф давно вышел за пределы представлений и формул классической мифологии и требует иного отношения с учётом последних исследований (А. А. Гагаев, А. М. Лобок, В. М. Найдыш и др.).   Эти исследования показывают, что современный (неклассический) миф можно понять лишь с учётом новейших открытий в области психологии, семиотики, когнитивных исследований, которые подтверждают, что мифотворчеством человек занимался всегда, а не только на заре своего возникновения. А это значит, что на повестке научных исследований мифа стоит проблема существования другой – неклассической мифологии и создания общей теории мифа. В рамках общей теории мифа по принципу взаимной дополнительности успешно синтезируются все главные наработки ведущих теорий мифа ХХ века. И поэтому данная тема имеет большие перспективы и приведет к серьёзным изменениям в отношении науки к мифу, раскрывая для науки новые возможности.
Онтология: бытие и небытие
Кузьмин В.Г. - Двухуровневость восприятия и модусы цвета. Контрастность и дополнительность цветов c. 11-21

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.10.36358

Аннотация: Для «Я» цвет - это цветовой текст, структура, состоящая из двух элементов: внутреннего контекста (содержание: тон, насыщенность, яркость) и внешнего (условий, при которых цвет реализуется в ситуации: освещённость, близость и т. д.). В восприятии цвет актуализируется при наложении его содержания на условия реализации. В зависимости от соотношения указанных контекстов раскрываются способы бытия (модусы) цвета. Их три: видимый цвет, невидимый и бесцветный. Цель статьи: раскрыть модусы цвета, показать, как они связаны с контрастностью и дополнительностью цветов, отчего возникает двухуровневость восприятия цвета. В статье используются ситуационный и феноменологический подходы. Видимый цвет для «Я» имеет место при полном наложении внутреннего контекста на внешний. Невидимый цвет - при наличии внутреннего контекста и при отсутствии одного или нескольких факторов внешнего: нет освещения, нет контраста с окружающим фоном и т. д. Модус цвета «бесцветный» проявляется в случае, когда в ситуации не полностью задан внутренний контекст при наличии внешнего: нет тона, насыщенности или яркости. Цвет в модусе «бесцветный» – это ахроматический цвет. Сочетаемость отдельных цветов внутри цветового текста приводит к феноменам дополнительности и контрастности. Они связаны с модусами цвета. Имеют место два уровня восприятия цвета. Первый, фундаментальный, – это восприятие ахроматического цвета с градациями от ослепительно белого до исключительно чёрного. Серый цвет с разной степенью яркости присутствует в хроматических цветах (как «подложка»). Второй уровень – восприятие собственно хроматических цветов, вписанных в ситуацию. И здесь хроматические цвета воспринимаются как уже фундированные на бесцветной «подложке». Такая двухуровневость восприятия цвета обусловлена стремлением сознания к гармонии и равновесию, т. е. к минимизации восприятия визуального, к экономии мышления видимого.
История идей и учений
Бойко О.А. - Трансформация платоновского учения о душе в философии флорентийского неоплатонизма c. 22-32

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.10.36301

Аннотация: Объект исследования - платоновская традиция понимания души. Предмет исследования —интерпретация платоновской концепции души в философии флорентийских академиков. Цель работы – проследить историко-философское развитие платоновского учения о душе от Античности до философии эпохи Возрождения. Статья представляет собой авторский историко-философский и сравнительный анализ первоисточников. Текстами для анализа выступают труды Платона, Плотина, Августина Блаженного, Аристотеля, Псевдо-Дионисия Ареопагита, М. Фичино и Д. Пико делла Мирандолы. В статье определяются ключевые положения платоновской концепции души, раскрываются тенденции постепенного исторического изменения этой традиции в истории философской мысли. Данная проблема ранее не рассматривалась в научных исследованиях, что определяет её новизну. В ходе исследования было рассмотрено понимание души как зеркала божественного мира, нуждающегося в катарсисе. Особое внимание уделяется неоплатоновскому пониманию светозарного характера души. Раскрывается концепция Мировой души, которая эклектично соединяется с христианским пониманием души как индивидуального и свободного начала. Анализируется платоновская идея сложного состава души, включающей низший и высший уровни, чувственные и разумные устремления. Особое внимание уделяется рациональной душе как бессмертному активному началу. Анализируется положение души в мировой иерархии. Рассматривается понимание души как «скрепы мира», соединяющей в себе диалектические противоположности разумного и чувственного, единого и многого, делимого и неделимого, времени и вечности.
История гуманистической мысли
Емельянов А.С. - О гуманистической интерпретации Маркса: коммунизм или нарциссизм? c. 33-51

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.10.36325

Аннотация: В рамках исследования анализируются два наиболее популярных подхода в интерпретации гуманистического содержания учения Маркса, которые сложились в рамках западного марксизма в 50–70-е гг. XX века. Первый – марксистский гуманизм – представляет гуманизм в качестве «первоначальной» формы учения раннего Маркса. Второй – теоретический антигуманизм – напротив, рассматривает понятие «гуманизма» как идеологическое, ненаучное и не совместимое с марксизмом. Анализ современной отечественной и зарубежной библиографии указывает на существующую неопределенность в оценке как западного марксизма, так и гуманистического содержания идей самого Маркса, что обуславливает актуальность настоящего исследования. Новизна исследования состоит в том, что марксистский гуманизм и теоретический антигуманизм предлагается рассматривать, не противопоставляя друг другу, а во взаимосвязи с историческим становлением теории Маркса. Автор предлагает отказаться от трактовки его идей с позиций гуманизма и антигуманизма. Такая трактовка не только идеализируют и мистифицируют содержание его работ, но также создает предпосылку для нарциссического (корыстно-присваивающего) взгляда человека на окружающие его объекты материального производства и на окружающую его природу. Последняя мысль находит свое подтверждение в предпринятой Марксом на полях "Капитала" критике товарного фетишизма, как одного из центральных элементов капиталистического способа производства.
Рецензии монографий
Чебунин А.В., Мазур Т.Г. - Буддологические исследования и современная цивилизация [Рец. на:] Буддологические исследования. Религиоведческий альманах / Отв. ред. Л.Е. Янгутов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2020. Вып. 3. 280 с. c. 52-59

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.10.36660

Аннотация: В декабре 2020 г. вышел 3-й выпуск религиоведческого альманаха «Буддологические исследования» под грифом Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. В выпуске сохраняется традиционная структура ежегодника, охватывающая проблемы философии и сотериологии, истории буддизма, его источниковедения и переводов буддийских текстов, а также другие аспекты буддийского учения, освещаются значимые события в жизни Института и буддологии в целом. Рецензия представляет основные научные проблемы, выступающие в альманахе предметом исследований, показывает их широкий диапазон и значимость для современной буддологии. Дается краткий анализ содержания журнала и основные теоретические проблемы, рассматриваемые в нем. Особо выделено, что буддизм, как мировая религия и философия, ориентирован на формирование духовной личности, ориентирующей на традиционные духовные ценности морально-нравственного содержания, такие как сострадание, милосердие, терпимость, умиротворенность и так далее. Данная модель личности резко контрастирует с личностью эгоистичного потребителя, ориентированной на материальное благополучие и чувственное наслаждение и формируемой современной либерально-капиталистической системой. Вследствие усиления морально-нравственного кризиса современного общества и поиска путей выхода из него внимание исследователей обращается к традиционным духовным учениям, поэтому буддология играет важную роль в продвижении традиционных духовных ценностей и в борьбе с современным всесторонним кризисом либеральной модели.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.