по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 22-03-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Онтология: бытие и небытие
Деменёв Д.Н. - Единство процесса создания живописного произведения. Идеальное и материальное. c. 1-41

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.3.32491

Аннотация: Предметом исследования является взаимодействие идеального и материального, обеспечивающее единство процесса создания живописного произведения. Динамика этого процесса, в котором поэтапно осуществляется материализация идеального через поэтическое преобразование объективной действительности, – является объектом данного исследования. Автор указывает на важность в процессе создания живописного произведения таких аспектов человеческого бытия как онтологически-феноменологические и социально-гносеологические, во многом определяющие технико-технологические варианты и пути решения художественно-творческих задач. Особое внимание уделяется: созерцанию объективного мира, целенаправленному действию художественной воли, становлению художественного образа как взаимосвязанных этапов объективации идеального. Новизна исследования заключается в интерпретации феномена идеального, воплощение которого в живописи происходит благодаря интегрированной воле. Последняя есть синтез художественной воли и субъективной воли художника. Также автором фиксируется своеобразный «челночный принцип» в деле объективации идеального в произведениях живописи как в рамках истории развития живописи, так и в рамках единого процесса: 1) От чувственно-конкретной формы к воплощению всеобщности содержания. 2) От всеобщего, универсального содержания к чувственно-конкретному воплощению. Основные выводы проведённого исследования: 1. Объективно идеальное в произведении живописи – это чувственно ощущаемый (визуально, душевно-духовно) предел красоты, прекрасного, выраженный совершенным, абсолютным единством художественной формы и содержания, художественно-образно, адекватно своему понятию зафиксированный в материальном итоге, в реальности. Оно есть в редчайших произведениях живописи, к нему стремятся. 2. Художественная форма должна быть скоррелирована в живописном произведении с всеобщностью его содержания. В результате чего происходит слияние идеального и реального и образуется их индифферентность. 3. Всеобщие смыслы, идейно «заложенные» в содержании живописного произведения, углубляют и расширяют возможности художественной материи для объективации идеального в чувственно-конкретной форме.
Социальная философия
Русаков С.С. - Коперниканский поворот И. Канта в контексте концепции субъективации c. 42-50

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.3.33650

Аннотация: Данная статья посвящена взаимосвязи концепта субъективации М. Фуко и концепта субъекта И. Канта. Поскольку проект исследования форм субъективности не был доведен до конца, творческое наследие французского исследователя оставило множество вопросов. Одним из таких вопросов является трансформация субъекта, происшедшая в эпоху Нового времени и причины ликвидации духовных практик субъективации. Работа носит историко-философский характер и включает использование аналитического, критического и сравнительного методов применительно к текстам Мишеля Фуко и Иммануила Канта, а также к ряду зарубежных (Ж. Делез, А. Рено, И. Адорно) и отечественных (М. Мамардашвили, Ф. Гиренок, С. Хоружий) аналитических работ.   Новизна подхода исследования состоит в попытке продумать философскую концепцию М. Фуко в особенном контексте трансцендентальной философии И. Канта. Кроме того, в работе производится разделение между тем, что французский исследователь называл метафизическим субъектом Декарта и трансцендентальным субъектом Канта. К основными выводами проведенного исследования относится: признание окончательной утраты элементов субъективации в кантианской концепции субъекта, которые еще имели место в учении Картезия; утверждение автономности кантианского субъекта, основывающееся на отказе от метафизики и исключением гетерономии как признака субъективности; подтверждение ключевой роли практического разума как причины дальнейшего развития концепции субъекта в сторону усиления автономии и гносеоцентризма.
Канныкин С.В. - Бег в свете идей Олимпизма П. де Кубертена c. 51-65

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.3.33124

Аннотация: Предмет исследования – социокультурная обусловленность бега. Актуальность работы определяется невключенностью в философский контекст, предполагающий обращение как ко всеобщему, так и к базисному, основополагающему, бега как максимально универсальной культурной формы двигательного действия спортсмена, а также отсутствием определения его гуманистической значимости как в индивидуальном, так и в коллективном бытии. Автор ставит три задачи: выявить и раскрыть основания концепции Олимпизма Кубертена; определить содержание ценностей Олимпизма, понимаемых как важнейшие идеи, ориентированные на воплощение в жизнь человека и общества посредством олимпийского спорта; представить гипотезу бега как базовой для спорта телесной практики, бытие которой в социуме обязательно предполагает трансцендентное измерение, коррелирующее с идейными компонентами Олимпизма.   Новизна исследования состоит в рассмотрении бега сквозь призму идейных оснований Олимпизма. Их присущесть универсальным для спорта беговым практикам делает бег, рассматриваемый в качестве компонента социальной среды, средством сохранения и распространения кубертеновской идеологии формирования посредством воспитательного спорта атлета как гармоничной, то есть духовно и физически развитой, личности. Если учесть, что социально обусловленное беговое двигательное действие участвует в формировании структур сознания человека, то психический мир субъекта, образуемый с участием олимпийски ориентированных беговых практик, во многом характеризуется ценностями, прояснению и утверждению которых посвятил свою жизнь Пьер де Кубертен.
Матвеев А.А. - Миграционная безопасность в системе глобальной безопасности: механизмы, принципы, акторы. c. 66-80

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.3.33512

Аннотация: В центре внимания статьи находится миграционная безопасность, рассматриваемая в парадигме устойчивого развития и как часть системы глобальной безопасности. Автор ставит перед собой цель определить какие механизмы, принципы определяют влияние миграционной безопасности на политическую и социальную стабильность стран в период миграционного кризиса. Определяет акторов и их роль в достижение устойчивого развития через дискурс глобальной безопасности. Для решения поставленных проблем применяются компаративный и системный подходы. Для этого были определены основные факторы системы глобальной безопасности. Дана оценка миграционным процессам и их влияние на цели устойчивого развития. Также проведен анализ современной европейской миграционной политики.   Актуальность и новизна обусловлены философским дискурсом миграционной безопасности и синергией, охватывающие глобальную социальную систему безопасности, тогда как ранее в научном мире данный вопрос изучался с уклоном на юридический, демографический, национальный или экономический аспекты. Проанализированы поэтапные механизмы миграционной безопасности, применяемые политическими режимами большинства развитых демократических стран. Определена трехуровневневая система взаимодействия акторов реализации реальной миграционной безопасности. Проведен анализ содержания и отношения к мигрантам на приграничных странах Европейского союза и влияние структурного насилия в обществе в дискурсе «свой – чужой». Приведен вариант решения как страны могут решить дилемму социальной напряженности и не потерять «нить управления» в вопросах мобильности граждан. Дан анализ Глобального договора по миграции, его возможности и «слабые места». Также определено философское понимание миграционной безопасности.
Феноменология
Лапатин В.А. - Феноменологическая редукция Э. Гуссерля в свете буддийской медитации c. 81-93

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.3.33324

Аннотация: Предметом исследования является метод феноменологической редукции, разработанный Э. Гуссерлем. В статье изучаются трудности, с которыми сталкивается этот метод, а также обозревается рецепция гуссерлианских идей последователями феноменологии в XX в. Обосновывается, что феноменологическая редукция неосуществима теоретическими средствами из-за невозможности соблюсти в языковом выражении исходные требования непосредственности и беспредпосылочности. Вместе с тем автор доказывает, что феноменологическая редукция могла бы быть осуществлена как практика. В качестве примера таковой рассматривается буддийская медитация. На этом основании ставится цель исследования – изучить феноменологическую редукцию в свете медитативной практики. Методологией служит сравнительное изучение феноменологической и буддийской философии в отношении предмета исследования. Изучением проблемы осуществления феноменологической редукции в свете совершенно другой, незападной традиции объясняется научная новизна работа. Анализ показывает, что буддизм и феноменология, отталкиваясь от схожих идейных предпосылок и изучая один и тот же предмет, приходят к весьма различным выводам. Рассматривая медитативную практику, автор показывает отличия между феноменологией и буддизмом в их понимании проблемы сознания. Принципиальное различие касается проблемы «я»: буддизм не признаёт аподиктической очевидности как эмпирического, так и трансцендентального ego. Основанием для такого взгляда служит наблюдение за изменчивой природой ума в процессе медитации. Остальные рассмотренные в работе отличия состоят в расхождении между буддизмом и феноменологией в интерпретации таких понятий, как «интенциональность» и «идеация».
Философия права
Суслов А.В. - Права и свободы человека как объект философской рефлексии: от классических истоков к неклассическим перспективам. c. 94-104

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.3.33104

Аннотация: Объектом исследования являются права и свободы человека как уникальный социальный и культурный феномен и высшая ценность общества. Предмет исследования – классификация и генезис прав человека и их изменение в современном мире в свете последних научных достижений и глобальных трансформаций, происходящих в социально-экономической, политической и культурной жизни. В статье рассмотрены различные подходы к классификации прав человека в современной науке, проанализированы истоки и эволюция института прав и свобод человека на основе генерационного подхода и перспективы их дальнейшего развития в современных условиях.    Автор показывает, что совокупность прав человека первых трёх поколений, закрепленных в международных документах и конституционной практике большинства демократических стран нельзя признать исчерпывающим и возможно говорить о дальнейшем их расширении, что связано как с появлением новых видов прав, так и с развитием механизмов их реализации. Автор знакомит читателей с идеями, которые легли в основу формирующегося четвертого и пятого поколения, включая малоизвестные в научной среде положения интересного и неординарного исследователя-юриста Сергея Ивентьева и делает вывод о том, что современный этап эволюции института прав и свобод во-многом связан с защитой духовно-нравственных ценностей личности и общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.