по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 04, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 10-05-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2021
Спектр сознания
Бинги В.Н. - Аргумент Д. Чалмерса от логической супервентности в объяснении феноменального сознания c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.4.35459

Аннотация: Предметом исследования является аргументация Д. Чалмерса в объяснении феноменального сознания — приватных качеств ощущений, или квалиа, — объяснении на основе дуализма низкоуровневых физических и высокоуровневых психических свойств мозга. Дуализм свойств в философии сознания означает, что сознание — это высокоуровневое свойство, супервентное на физических свойствах мозга. Чалмерс вводит понятие логической супервентности и объясняет феноменальное сознание тем, что психические свойства естественно, но не логически, супервентны на физических свойствах. Это составляет суть концепции натуралистического дуализма Чалмерса. Автор настоящего исследования рассматривает понятие супервентности в наиболее употребительной форме и определения логической и естественной супервентности.   Супервентность становится логической и/или естественной благодаря тому, что в ее определение входит модальный термин «возможность», допускающий различные толкования: возможность в силу естественных законов — номическая возможность, и логическая возможность. Автор показывает, что определение логической супервентности, которое опирается также и на понятие тождества, имеет смысл только в случае трансвременного, но не трансмирового тождества. Это обстоятельство существенно меняет смысл определения логической супервентности. Новизна исследования состоит в том, что показано, что в отличие от логической и естественной возможностей, логическая и естественная супервентности — это разные названия для одного и того же типа отношений. Основной вывод состоит в том, что натуралистический дуализм, утверждающий существенное их отличие, не в состоянии объяснить феноменальное сознание при помощи этой дистинкции.
Методология философского знания
Шиллер А.В. - Роль эмоций вины и стыда в методологии исследований социальных эмоций c. 11-25

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.4.33716

Аннотация: Статья посвящена изучению роли вины и стыда, а именно преобладанию в той или иной культуре одной из этих эмоций в качестве ведущего механизма социального контроля. Преобладание вины или стыда как «измерение» культуры стало одним из первых критериев разделения культур на западные и восточные, и применялось исследователями в качестве базового постулата для кросс-культурных исследований. Со временем отношение к эмоциям как критерию разделения культур было пересмотрено. В статье рассматривается история изучения эмоций в целом, и в частности эмоций вины и стыда как социальных эмоций, а также описываются вина и стыд как коллективные и индивидуальные переживания. В статье проведен анализ роли вины и стыда в методологии исследований социальных эмоций, кросс-культурных исследований, выделены некоторые методологические проблемы и противоречия, автором дается оценка современного состояния сферы научных исследований социальных эмоций. Делается вывод о том, что исследовательская линия, посвященная коллективным чувствам вины и стыда является более перспективной с точки зрения кросс-культурной психологии и философии и методологии науки в целом, так как она позволяет перейти от исследования роли отдельных эмоций в межличностном (опосредованном групповыми связями), межгрупповом и внутригрупповом взаимодействии к исследованию совокупности эмоций, связанных с взаимодействием личности и социума — социальных переживаний.
Муки коммуникации
Никитинская А.А. - Феномен социальных сетей как инструмент диалога органов власти и общественности (на примере МО Северодвинск) c. 26-35

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.4.34045

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс коммуникации между органами власти и населением посредством социальных сетей на примере муниципального образования Северодвинск, где по решению властей с 2017 года социальные сети стали основным источником общения с гражданами. Для подготовки работы использовались сравнительный и аналитический методы, изучались страницы в социальных сетях. Начав использовать популярный канал коммуникации, правильно выбрав стратегию в написании простых и понятных текстов, продемонстрировав быструю реакцию на обращения жителей города, вновь назначенный глава Северодвинска наладил продуктивный диалог с населением. Но, приняв неверные, по мнению горожан, решения, работники администрации и лично глава столкнулись с большим количеством негатива и ограничили общение в социальных сетях. Цель исследования – определить условия использования социальных сетей как основного канала коммуникации в построении диалога власти и общества на примере муниципального образования Северодвинск. Данный орган власти выбран для изучения, поскольку в ходе реализации информационной политики им были представлены две различные модели использования социальной сети. Объект исследования – профиль администрации МО Северодвинск в социальной сети «ВКонтакте». Предмет исследования – процесс коммуникации органов муниципальной власти в социальных сетях. Проанализировав диалог администрации муниципального образования Северодвинск с гражданами, можно прийти к выводу, что руководителям необходимо учитывать специфику социальных сетей, где общественность более открыта и свободна в выражениях эмоций, необходимо осваивать умение работать в социальных сетях и умение отделять рабочую критику от личной, а при выстраивании диалога учитывать правила двустороннего общения, в котором важно не только транслировать информацию, но и спокойно воспринимать ответную реакцию в виде отзывов и комментариев.
История идей и учений
Горохов П.А., Южанинова Е.Р. - Феномен зла в философских концепциях европейского Средневековья c. 36-54

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.4.35114

Аннотация: Объектом исследования является наследие ведущих представителей средневековой философии, предметом - философские представления крупнейших представителей патристики и схоластики на природу зла. Цель работы - дать целостную оценку философским представлениям о феномене зла в эпоху средневековья – достигается с решением следующих задач: 1) оценить концепцию «первородного греха» как основу для понимания феномена зла в средневековой философии; 2) выявить генезис философских представлений Средневековья о природе зла в логико-историческом аспекте 3) показать влияние этих представлений на дальнейшее развитие западноевропейской философии. В качестве методологической основы исследования выступают историко-философский и сравнительно-исторический анализ, философская компаративистика, культурологический подход. Новизна исследования заключается в целостном рассмотрении философских концепций Средневековья, рассматривающих феномен зла. Зло в христианстве понимается принципиально исторично. Оно имеет свое начало в событии первородного греха, и по воле Бога оно будет побеждено. Средневековые философы отмечали необходимость выделения онтологии зла, призванной ответить на вопрос о природе зла и его месте зла в мироздании. Проблема теодиции волновала умы средневековых мыслителей, размышлявших о согласованности зла с волей Бога. Представители патристики и схоластики продуктивно размышляли над моральным аспектом в трактовке зла, стремясь соотнести феномен зла со свободной волей человека В христианской философии возобладали представления о зле как отсутствии блага, а феномен зла рассматривался как противоположность бытия, как ничто. Средневековые концепции, рассматривающие феномен зла, оказали значительное духовное и социокультурное воздействие на взгляды ведущих представителей немецкого идеализма, которые восприняли не столько убежденность средневековых христианских философов в том, что зло – это лишь отсутствие добра, сколько представления об изначальном равенстве сил добра и зла как ведущих начал мироздания и составных частей человеческой природы.
Социальная философия
Пржиленская Ю.Г. - Понятие труда в социально-философском дискурсе XIX–XX вв. c. 55-65

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.4.33988

Аннотация: В статье проведен анализ труда как социально-философской категории. Несмотря на отдельные эпизоды из истории античной и средневековой философской мысли, социально философское осмысление труда как особого феномена, характеризующего жизнь человека и общества, начинается во второй половине XVIII в. и набирает силу в ХIХ и ХХ вв. На этом этапе вплоть до настоящего времени можно обозначить две основные темы социальной философии, непосредственным образом связанные с понятием труда: тему свободы и тему справедливости. Методология статьи обусловлена тем, что каждая из этих двух тем является междисциплинарной с точки зрения рубрикации и категоризации философского знания: тема свободы разрабатывается в предметно-концептуальных рамках философской антропологии, а тема справедливости также принадлежит сфере этической мысли.   Научная новизна заключается в анализе труда через призму философского обращения к понятиям свободы и справедливости. Эти категории в контексте гуманитарного дискурса можно обнаружить и в философии культуры, и в политической философии, и в философии экономики, и в философии права, что позволяет рассматривать феномен труда не только в социальном, но и в антропологическом, политическом, юридическом, культурологическом и иных контекстах. Рассматривая онтологические вопросы трудовой деятельности, можно прийти к выводам о том, что философия труда стремится разрешить такие ключевые вопросы, как: что есть труд; каково его назначение для индивида и для общества; каковы культурные и этические начала трудовой деятельности, и главное — как соотносятся понятия труда и свободы.
Беломыцев А.А. - Осмысление феномена социальной деструктивности с позиции теории архаизации в отечественном социально-философском дискурсе c. 66-76

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.4.35398

Аннотация: Предметом исследования являются попытки осмысления отечественными исследователями деструктивных процессов в современном российском обществе сквозь призму складывающейся теории архаизации. По причине недостаточной семантической определенности, понятие социальной архаизации зачастую отождествляется со схожими, такими как "традиционализм", "варваризация", "патриархализация", "новое средневековье" и т.п. При множестве существующих подходов возникает потребность в выявлении некого теоретического ядра, способного в свою очередь выступить опорой для дальнейшего построения гипотез. В статье уделяется внимание проблеме отсутствия единого подхода к определению архаизирующих процессов, а также необходимости уточнения и дальнейшей операционализации понятия социальной архаизации. Новизна исследования заключается в критическом обзоре и выявлении недостатков существующих концепций социальной архаизации. Показано, что актуальные разработки отечественных исследователей не всегда способны объяснить происхождение деструктивных процессов в российском обществе, а также предложить эффективное практическое разрешение затруднений, связанных с явлением социальной деструкции. Предложен альтернативный подход к выявлению причин архаизации российского общества на современном этапе. В выводах автором намечены перспективные пути дальнейшего осмысления архаизирующих тенденций, а также сформулировано уточненное определение архаизации современного общества. Положения, изложенные в статье, призваны заложить теоретические основания для дальнейшей выработки и реализации мер по преодолению деструктивных последствий социальной архаики.
Самосознание и идентификация
Пиляк С.А. - Трансформация понятия идентичности в контексте интерпретации культурного наследия c. 77-85

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.4.34078

Аннотация: Понятие идентичности начинает свое формирование в эпохи коренной перестройки культурно-национальной карты Европы в XIX-XX веках. Угроза утраты идентичности как целых государств, так и отдельных регионов и местных сообществ, приводит к осознанию ценности культурной специфики и выделению идентичности в качестве особого понятия. Наиболее распространенной до сих пор является региональная идентичность, связанная с культурным и природным наследием определенного региона. Идентичность, как и культурное наследие в целом, выделяется в качестве особой категории лишь в случае утраты. Формирование понятия было связано с процессом коренной перестройки культурно-национальной карты Европы в ходе масштабных социально-экономических процессов XIX-XX веков.    Ощущение постепенной утраты культурных скреп народа, региона или местного сообщества привело к научному осознанию ценности идентичности. Выявление и трансляция региональной идентичности является одним из наиболее важных этапов в социально-экономическом развитии регионов, формировании привлекательного имиджа территории. Кроме этого, в зависимости от объединяющих признаков, возможно выделение профессиональной, возрастной, гендерной и иных видов идентичности. Идентичность как определенная общность, объединяемая некими общими свойствами или признаками, может возникать как в интерпретатора, так и в отношении объекта интерпретации. С учетом вышеизложенного, автором предлагается рассмотрение принципа идентичности в качестве составляющей специфики интерпретации культурного наследия.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.