по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 05, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 29-05-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2021
История идей и учений
Рожин Д.О. - Критическое восприятие В. Д. Кудрявцевым-Платоновым учения о категориях и основоположениях чистого рассудка И. Канта c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.5.35346

Аннотация: Предметом данного исследования является рецепция учения о категориях и основоположениях чистого рассудка И. Канта в учении о познании В. Д. Кудрявцева-Платонова (далее Кудрявцев). Рецепция рассматриваемого учения Канта в философии Кудрявцева, несмотря на массив литературы, посвященной восприятию идей Канта в духовно-академической философии, по-прежнему не стала предметом глубокого историко-философского анализа. Это определило цель данного исследования: установить степень понимания Кудрявцевым учения о категориях и основоположениях чистого рассудка Канта и раскрыть характер рецепции этого учения в философии Кудрявцева. Для достижения этой цели были использованы следующие методы: метод исторической реконструкции, концептуально-аналитический метод, системно-структурный метод, метод сопоставления философских текстов, а также компаративистский метод. Научной новизной исследования является, во-первых, определение степени понимания Кудрявцевым учения Канта о категориях и основоположениях чистого рассудка. Во-вторых, привлечение ранее не публиковавшейся рукописи Кудрявцева, посвященной философии Канта. В-третьих, раскрытие характера рецепции рассматриваемого кантовского учения в философии Кудрявцева. Результатом проведенного исследования является то положение, согласно которому Кудрявцев воспринял учение Канта о категориях и основоположениях чистого рассудка в трех аспектах: 1) русский философ демонстрирует знакомство с кантовской теорией; 2) он критикует кантовское учение с позиций гносеологического реализма, где особо сосредотачивается на трансцендентальной дедукции чистых категорий; 3) Кудрявцев дает положительную оценку кантовскому априоризму и активно использует его в собственных философских построениях. В итоге утверждается, что феномен «критического восприятия» Кудрявцевым учения о категориях и основоположениях чистого рассудка Канта имеет характер, свидетельствующий не только о критическом отношении к немецкому философу, но и о том, что кантовские гносеологические идеи активно использовались Кудрявцевым для решения собственных философских задач.
Актуальный вопрос
Любохонская О.В. - Сократ и Лао-Цзы: Философия и «софифилия» c. 19-32

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.5.35195

Аннотация: В статье исследуется проблема утрачиваемого смысла философии, которая возникла из-за ее «технематизации» в современном мире и вновь ставится вопрос: «Что такое философия?». Автор обращается к двум ключевым представителям философской мысли древности Запада и Востока: Сократу и Лао-Цзы, применяя компаративистский подход и рассматривая категорию Дао в сопоставлении основными категориями древнегреческой философии: бытия, истины, логоса и действия. Реконструирование учений Сократа и Лао-Цзы, способствует раскрытию философии через четыре ее основных аспекта: онтологический, гносеологический, антропологический и этический. Разворачивание данных аспектов или измерений философии дает ключ к ее изначальному смыслу. Автор приходит к выводу, что существует грань и специфика между «мудростью» и «премудростью», где «премудрость» - это корневая основа существования философии. Рассматривает саму философию как бытие и процесс познания, устремленный в своем умозрении не только во вне, что свойственно для западноевропейской традиции в целом, но и внутрь, что является свойством восточной мысли. В результате раскрытия структуры философии делается вывод о необходимости возврата к ее основному смыслу через этическую доминанту, заложенному изначально в понятиях «мудрости» и« любви». Автор вводит особый термин «софифилия», что соответствует уровню «премудрости» как пред-философского поля существования.
Новая научная парадигма
Розин В.М. - Использование понятий «Тектологии» А. Богданова в работах архитектора А.В. Розенберга (характеристика методологического этапа становления проектирования в России) c. 33-45

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.5.35685

Аннотация: В статье три части. В первой обсуждается роль методологии в процессе становления новой дисциплины (практики) и ее дальнейшего функционирования. Во второй анализируется работа А. Богданова «Тектология». В третьей рассматривается использование ее средств при становлении проектирования в начале ХХ столетия. Автор различает две основные функции методологии: на стадии становления осуществляется критика и анализ неудовлетворительных способов мышления, на стадии функционирования сложившейся новой деятельности речь идет о методологическом сопровождении. Анализ «Тектологии» позволил выделить четыре основные ее трактовки: как «всеобщей организационной науки, своеобразной математики, практики и частной методологии.   В связи с этим рассматриваются несколько значений понятия организации, а также сходство понятия организации с понятием деятельности. Помимо организационного подхода автор обсуждает и системный подход. В третьей части предлагается реконструкция работ Александра Розенберга, позволившая показать, что целый ряд положений становящегося проектирования (например, «принцип соответствия» и «оптимальности»), были сформулированы с использованием средств «Тектологии» Богданова. Не без влияния работ Богданова в исследовании А.Розенберга реализуется и системный подход. В конце статьи обсуждаются причины, по которым организационные понятия ушли из проектирования, а системные остались.
Социальная философия
Пахарь Л.И. - Отчуждение: современное состояние и перспективы развития общества c. 46-61

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.5.35213

Аннотация: Предметом рассмотрения статьи выступает феномен отчуждения, который может быть понят не только с позиции взаимоотношений труда и его результатов, но о и в более масштабном ключе.В социальной теории проблема отчуждения является одной из ключевых в понимании механизма процесса развития общества. Через процессы отчуждения проявляются противоречия в обществе и, наоборот, противоречия становятся очевидными через процессы отчуждения. В данной статье рассмотрена эволюция отдельных форм отчуждения в исторической ретроспективе и сделана попытка выявить современное состояние существующих форм экономического, политического, социального и духовного отчуждения в западном и российском обществе. Высказаны предположения о возможных путях их преодоления. Новизна исследования заключается в попытке автора рассмотреть процессы современного мира как отражение процессов отчуждения и их модификаций. В статье делается вывод, что поскольку противоречия являются источником развития, задача представителей власти состоит в том, чтобы взять под контроль, управлять и сглаживать протекание внутренних процессов отчуждения в обществе. С наступлением постиндустриальной эпохи, процессы глобализации видоизменили либеральную модель развития общества. На наших глазах капитализм перестает быть формацией, обеспечивающей прогрессивное развитие. Человечество вступает в переходный период своей истории, подобный эпохи Возрождения. Изучение процессов отчуждения в обществе будет способствовать правильному ответу на вызовы времени.
Этика
Русаков С.С. - Концепция субъекта и субъективации в философии Спинозы: прочтение Ж. Делеза c. 62-71

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.5.34145

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме рассмотрения концепции субъекта работах Баруха Спинозы. Особенностью исследования является то, что анализ исходит из противопоставления картезианской концепции субъекта и концепции субъективации, которое было заложено в поздних исследованиях М. Фуко. Цель статьи заключается в том, чтобы раскрыть специфику концепции субъекта в работах Спинозы, сформулировать основные понятия, используемые им для раскрытия этой темы и провести сравнительный анализ с концепцией субъекта у Р. Декарта. В работе рассматриваются такие аспекты спинозизма как соотношение высшего субъекта и модуса бытия, концепт индивидуальности и аффектов в интерпретации Ж. Делеза и т.д. Новизна исследования заключается в том, что дается подробный анализ некоторых положений учения Спинозы, касающихся основных аспектов концепции субъекта, а также выявляются некоторые элементы концепции субъективации. К основным выводам статьи относится заключение, согласно которому спинозизм делает значительный отход в сторону от картезианской традиции. Первым отличием от Декарта является онтологическая установка голландского философа, согласно которой человек может рассматриваться как субъект, но не как субстанция, а только как модус. Вторым отличием является введение принципа динамизма, согласно которому индивидуальный модус может иметь большее или меньшее совершенство, что не могло согласовываться с постоянством картезианского cogito.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.