по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 09, 2021
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 02-10-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2021
Проблема целостного мира
Абрамов П.Д. - Онтология трех миров в контексте буддийской философии c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.9.36420

Аннотация: Далай-лама отмечает, что буддийская система объектов реальности во многом совпадает с той, что была разработана Поппером. Предметом статьи является онтология трех миров. Цель статьи состоит в анализе составляющих этой онтологии и демонстрации того, что она перспективна, имеет свои преимущества перед дуализмом. Существуют, во-первых, материя или физические объекты, во-вторых, ум, субъективная реальность, и, наконец, в-третьих, абстрактные понятия. Любой объект реальности сводим к одному из трёх миров и по-особому преломляется в двух других. Третий мир – и посредник между другими мирами, и автономная сфера, всецело не обусловленная ими. Мы познаем реальность не напрямую, а посредством репрезентаций, в буддизме в этой связи используется образ руки в перчатке. Знания, сосредоточенные в третьем мире, помогают развитию сознания. Мысленный эксперимент с центральным и периферийными атомами позволяет понять, что нет неделимых элементов и все существует взаимозависимо, а буддийская логика обосновывает, что любовь и сострадание способны развиваться безгранично. Концепция взаимозависимого бытия и несубстанциальности вещей сближает буддизм и квантовую физику. Сознание, с одной стороны, не может быть натурализовано, редуцировано к материи, с другой стороны, оно неотделимо от энергетических процессов. В качестве выводов отметим: к выделенным Д. Л. Тхуптеном трём коренным чертам сознания в буддизме, таким как субъективность, интенциональность, рефлексивность, можно добавить еще две: способность к беспредельному развитию добродетелей, позитивных качеств и взаимозависимость сознания и тонких форм материи. Три сферы реальности буддизма являются тремя только на феноменальном уровне, на уровне же ноуменальном, который в отличие от буддизма не признается Поппером, есть не троичность, а единство.
Новая научная парадигма
Мякинников С.П. - Иллюзия вещества, энергия и экологические проблемы c. 15-30

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.9.36134

Аннотация: Предметом исследования является выяснение зависимости между иллюзией мира вещества и экологическими проблемами. Объектами исследования являются понятия «иллюзия», «вещество», «энергия». Прослеживается развитие представлений об иллюзии мира и его восприятия. Автор подробно рассматривает философские аспекты квантовой физики, подвергая сомнению постулаты материализма о первичности материи (вещества) и признании ее ощущаемости человеком критерием единственно подлинного бытия. Особое внимание уделяется роли сознания в иллюзорном искажении материи и квантово-полевой реальности, что связано со сложностью понимания многих квантовых феноменов. Указывается на необходимость изучения корреляции между экологическими проблемами и процессами в квантово-полевой реальности. Основными выводами проведенного исследования является экспликация того, что материальный мир иллюзорно воспринимается несовершенными органами чувств человека, и само его бытие есть в определенном смысле иллюзия. Для обозначения единой субстанции используется термин «иноматерия», под которой понимается во многом не ощущаемая реальность энергетических волн различной частоты. Предлагается гипотеза континуально-энергетической модели атома, которая дополняет дискретно-корпускулярную планетарную модель атома Резерфорда. Особым вкладом автора в исследование темы является указание на то, что подлинные причины многих экопроблем следует искать не в мире вещества, а в иноматерии квантово-полевой реальности. Новизна исследования заключается в предложении развивать сознание не антропоцентризма, натурцентризма и теоцентризма, в которых происходит редукция к части (меризм), к целому (холизм) или единому (генотеизм) соответственно, а сознание постхолизма, где единое (которым служит энергия) представлено в целом физического мира и каждой его части с учетом своих и их уникальных свойств. Уточняется, что формирующим истинную экологическую картину мира, служит мировоззрение экоцентризма – экологического варианта постхолизма.
История идей и учений
Чебунин А.В. - Современное конфуцианство и концепция устойчивого развития c. 31-44

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.9.36499

Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь концепции конфуцианства и устойчивого развития, а также их теоретическое взаимовлияние в контексте развития современной социально-гуманитарной мысли Китая. Использованы методы компаративистского анализа, системный и структурный подходы. В качестве предмета исследования в основном были использованы современные научные статьи из сборника «Конфуцианство и устойчивое развитие человечества», изданного по итогам прошедшего 16-19 ноября 2019 г. в Пекине VI Конгресса международной Конфуцианской ассоциации и приуроченной к нему международной научно-практической конференции, а также часть исследований китайских авторов по соответствующей тематике. Особое внимание уделяется влиянию традиционного духовного наследия для обоснования современной концепции. Основным выводом исследования является положение о том, что идеи конфуцианства широко используются для теоретического обоснования концепции устойчивого развития, прежде всего, в этическом плане, что обусловливает в большей степени декларативно-пропагандистский характер этих работ. Подобная ориентация на гуманитарные и этические аспекты конфуцианства в качестве авторитетного подтверждения современной концепции устойчивого развития на уровне научного абстрагирования и теоретизирования нивелирует системную проблему экономической и социально-политической структуры в качестве основного источника всестороннего кризиса. Именно эта структура воспроизводит потребительский тип личности, как основы капиталистической системы, которая во многом противоречит традиционным духовным ценностям. Вследствие этого, можно наблюдать процесс гуманизации традиционных духовных учений, в том числе и конфуцианства, который выражен в ориентации на гуманистические ценности индивидуализма и первичности человека. Такое влияние либерально-гуманистической идеологии на конфуцианство искажает его базовые мировоззренческие установки как консервативной патриархальной идеологии и превращает его в инструмент этической манипуляции.
Философия религии
Лепешкин Д.Г. - Представления о секуляризме в современной конфессиональной теологии c. 45-53

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.9.36359

Аннотация: Предметом исследования является понимание концепта секуляризм богословами авраамической религиозной традиции (христианство, ислам, иудаизм) во второй половине XX - начале XXI века. Объект исследования - секуляризм как феномен современности. Автор, опираясь на методологию контекстуализма, сравнительного и контент анализа, в рамках цивилизационного подхода рассматривает прочтение концепта секуляризм в рамках конфессионального теологического исследовательского дискурса. Автор изучил соответствующие представления богословов православной, католической и протестантской христианской традиции, включая межхристианское движение радикальной ортодоксии. Дополнительно автором было исследовано понимание концепта секуляризм в современном классическом исламе и умеренно-ортодоксальном иудаизме. Были сделаны следующие основные выводы. Теологи всех рассматриваемых конфессий видят истоки секуляризма на Западе. Радикальная ортодоксия усматривает их в самом христианстве, в чем с ними солидарны исламские богословы. Представители католической традиция видят в секуляризме идеологию, сравнимую с фундаментализмом. При этом они отказывают ему в претензиях на универсальность, смыкаясь в этом с православным прочтением секуляризма. Ряд православных богословов склонны рассматривать секуляризм не просто как идеологию, нацеленную на достижение полной элиминации религии из общественной жизни в сугубо частную, но и как квазирелигию, которая, на самом деле, чужда принципам светскости. Исламская теология считает чуждый мусульманскому миру секуляризм серьезным, но не критичным вызовом, привнесенным с Запада. В секуляризме исламское богословие склонно видеть не более чем идеологию, иной раз – лишенную здравого смысла. Наконец, иудейская умеренная ортодоксия видит в секуляризме вызов традиционным смыслам, которые являются фундирующими для человеческого сообщества. В этой связи они выступают за некий идеологический консенсус между верой и секулярной современностью.
Эстетика
Кирьянов Д.А. - Проблема несоизмеримости и кризис оснований древнегреческой математики c. 54-65

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.9.36464

Аннотация: Предметом исследования является проблема несоизмеримости и кризис оснований древнегреческой математики. В статье описывается, что исследуемый кризис оснований был вызван открытием пифагорейцем Гиппасом из Метапонта иррациональности, что вызвало теоретическую нестабильность математики пифагорейцев, которые считали, что все можно выразить числом. Открытие несоизмеримых отрезков показывало, что с помощью отношений между рациональными числами, невозможно выражение любой величины. Например, с помощью этих чисел невозможно выразить диагональ квадрата со стороной равной единице. Автор подробно рассматривает достижения школы пифагорейцев в области математики, уделяя особое внимание тому, какую роль в философии данной школы отводили числу. Рассматриваются основные пути выхода из сложившегося кризиса, философское объяснение создавшейся ситуации, на основе которого пифагорейцами формулируются методологические пути выхода из обнаруженной проблемы несоизмеримости.   Основным выводом проведенного исследования является то, что пифагорейцы активно дорабатывали свою философию и математический аппарат, пытаясь выработать ответ на открытие несоизмеримости. Основным вкладом автора в исследование темы является вывод о том, что для пифагорейцев открытие иррациональности не являлось критичным: они продолжали постепенно вырабатывать ответ на проблему несоизмеримости и доработали математическую теорию пропорций, переосмыслили представление бесконечности как определенной числовой характеристики вещей и процессов. Впервые выдвигается мысль о возможности разложения объекта на бесконечно большое число бесконечно малых частей, что сейчас мы понимаем под пределом функции, развивают и применяют диалектику. Рассмотренная в данной статье проблема несоизмеримости привела к созданию новых, сложных теорий в истории науки, культуре, архитектуре и искусстве.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.