по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 09, 2022
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 08-10-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2022
Актуальный вопрос
Янгутов Л.Е. - Понятие пустоты в праджняпарамитской традиции c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.9.38647

EDN: CXBNLU

Аннотация: В статье рассматривается центральное понятие праджняпарамитской философии – понятие пустоты. Дается анализ понимания этого понятия в научной литературе, указываются трудности его понимания. Рассматриваются пояснения Нагарджуны учения о пустоте в контексте праджняпарамитской теории о срединности. Большое внимание уделено трудностям понимания пустоты в Китае в период становления буддизма в этой стране. Рассматриваются варианты понимания понятия пустоты, представленные в учениях «шести школ и семи направлений» (лю цзя ци цзун). Показана трактовка понимания пустоты в сочинениях Сэн Чжао и Кумарадживы. Представлен перевод текста «Хридая-сутры», в котором в лаконичной форме дается определение понятия пустоты. Объектом исследования является философия праджняпарамиты. Предметом исследования трактовка понятия пустоты в праджняпарамитской традиции. Научная новизна статьи заключается том, что в ней представлены различные точки зрения на понимания понятия пустоты, как в научной литературе так и в буддийской традиции Индии, Тибета и Китая. Основной вывод статьи сводится к тому, что причиной различного толкования пустоты заключается в семантических особенностях термина «пустота» которое подразумевает абсолютное отрицание. Поэтому возникла необходимость обоснования того, что за отрицанием следует утверждение, за пустотой скрывается истинно сущее. Следующей трудностью стал вопрос о том, что представляет собой истинно сущее. Поиск истинной сути этого сущего особенно четко прослеживается к китайской традиции.
Социальная философия
Петров П.А. - Социокультурный аспект «унифицирующих» и «традиционных» ценностных систем в рамках глобализации. c. 11-17

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.9.34919

EDN: CSXHGC

Аннотация: В статье анализируется конфликт между глобальными и локальными социокультурными системами на примере противостояния фундаментализма и традиционализма в исламе. Религиозный фундаментализм в форме исламизма неизбежно сопутствует процессам глобализации (А. И. Фурсов, И. В. Федяй, А. А. Кузнецов). Исследуются концептуальные интерпретации исламского фундаментализма как реакции на давление глобальных сил, когда радикализм рассматривается как ответ на западный неолиберализм (С. А. Батчиков), и как форма модернизации исламского фундаментализма, способного выступить против традиционных структур. На основании этих интерпретаций производится анализ конфликта между фундаментализмом и традиционализмом в исламе. Ставятся вопросы о том, является ли исламизм инструментом "глобализаторов" и формой мобилизации мусульман для уничтожения традиционныx систем, либо фундаментализм следует понимать как средство сохранения мусульманской идентичности в условиях глобального давления.   Выводы проведенного исследования: 1. Конфликт между традиционализмом и фундаментализмом в исламе, является примером общемирового конфликта между «глобальными» и «локальными» системами. 2. Оценка роли исламизма в современном глобализирующемся мире неоднозначна: с одной стороны, фундаментализм действительно стал ответом на глобальные процессы вестернизации и унификации, с другой, - его роль как механизма для обеспечения культурной самобытности мусульман и альтернативы западной цивилизационной модели не соответствует действительности. 3. Фундаментализм в его противостоянии традиционному исламу направлен на уничтожение его культурно-исторического наследия и ведет, в конечном итоге, к дестабилизации в мусульманском мире, к разрушению исторической мусульманской государственности и культуры. 4. Фундаментализм трансформируется в анти-традиционализм, несущий в себе идеи религиозного постмодерна, но в действительности он имеет архаичное содержание и в таком ключе используется наднациональными структурами для воплощения проекта контролируемого универсалистского мироустройства.
Гинатулина О.А. - Социальное бытие архива в свете вызовов современного общества c. 18-24

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.9.38723

EDN: CSTWYE

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступает социально-онтологическое основание архива как социального института в современном обществе. Цель статьи – исследование вызовов современного социума, которые влияют на деятельность архива в связи с межформационным переходом к постиндустриальному обществу. В качестве методологии использовалась конкретно-всеобщая теория развития исторического процесса, опирающаяся на современную научную форму диалектики. Актуальность сохранения мнемических образов общества архив приобретает в связи с коренными трансформациями в социуме. Информационное общество, открывая новые перспективы, не всегда облегчает процесс сохранения информации, а наоборот привносит новые угрозы. В этой связи роль архива как гаранта объективной истины сильно возрастает.   Новизна исследования заключается в том, что показаны объективные законы функционирования исторической памяти и роль архива в этой связи. Значимость архива как социального института заключается в том, что он способен проявить объективной основу истории в коллективном сознании. Чем меньше расходятся мнемические образы с общественным бытием, тем эффективнее будет функционировать общество в целом. Также архив должен стать одним из звеньев в проведении «исторической политики», направленной на сохранение мнемических образов общества, способной дать отпор в консциентальной войне, дестабилизирующей население посредством искажения исторической памяти народа.
Философия свободы
Мамарасулов А.Р. - Проблематичность определения свободы через понятие ответственность c. 25-43

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.9.38847

EDN: DFYXHS

Аннотация: Предметом исследования является когнитивная взаимосвязь между понятием ответственность и идеей свободы. Объектами исследования выступают философские категории ответственность и свобода. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как гносеологическую неравнозначность этих категорий, различие их специфики в качестве понятий, а также особенности ответственности и свободы в роли действенных феноменов. Особое внимание уделяется проблеме возможности определения или объективации свободы через понятие ответственность в тех сферах, где такое взаимодействие представляется наиболее явственным, а именно: на рассудочном, метафизическом, социальном уровнях и в области личностного бытия. Основным выводом проведенного исследования является: ответственность есть психологическая модификация категории необходимость, что возвращает к классической антиномии «необходимость-свобода» и не позволяет сделать ответственность гносеологическим коррелятом свободы. Данный теоретический вывод подкрепляется анализом действия ответственности на свободу во всех рассмотренных в исследовании сферах бытия человека, где ответственность не определяет свободу, но, напротив, нивелирует ее. Основным вкладом автора в исследование является то, что ответственность рассматривается не как моральная категория, а как структурный феномен, определяемый через понятие «целое». Новизна исследования заключается в попытке автора, находясь в поле этики, развести ответственность и свободу как сущностно различные и не имеющие линейной когнитивной связи понятия.
Философская антропология
Канныкин С.В. - Культурное содержание личностносозидающих беговых практик c. 44-63

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.9.38779

EDN: DMTVON

Аннотация: В эволюции homo sapiens бег приобретает характер деятельности, то есть предполагает как производность от рефлексивности, так и участие в ее осуществлении с целью преобразования и самого субъекта, и среды его существования. Тем самым бег обретает культурную значимость, прояснение которой и является целью данной работы. Для ее достижения ставится вопрос о личностносозидающих ресурсах беговых практик, об их вкладе в формирование сознания и производных от его активности феноменов, например воли, выносливости, медитативных состояний. Также раскрываются особенности этих ресурсов, выражающих метафизические компоненты человеческого «Я». Личностная потребность в беговой активности имеет следующие измерения: онтологическое (выбор беговой локомоции как ответ на «двигательный зов» бытия); антропологическое (реализация видовой наследственной предрасположенности, фундирующей многие элементы культуры); психологическое (достижение максимальных ощущений от предельных двигательных действий) и социокультурное (участие в разнообразных социальных практиках). Систематическая беговая активность развивает способность к длительной выносливости, общекультурное значение которой заключается в том, что бегуны находят практически эффективные и во многом универсальные способы ценностно-смысловой мотивации к осуществлению деятельности, имеющей дефицит побуждения. Высокоавтоматизированное беговое действие становится способом воспроизводства специфической способности к динамической медитации, то есть создает своего собственного субъекта и участвует в развитии физической культуры личности, а формирование способности («двигательного профессионализма») к такому бегу является одним из направлений воспитательного процесса. Субъект-субъектная ориентация медитативного бегового действия означает направление усилий на осуществление личностной активности, связанной с поддержкой «субстанции» субъектности ‒ социального, где только и обеспечивается возможность рефлексивного бытия человека. Маркером социальной "нагруженности" бегового двигательного действия, помимо высокоавтоматизированности и производства специфических структур сознания, является его нравственный компонент, особенно ярко проявляющийся в соревновательных практиках и беговых событиях.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.