Философская мысль - рубрика Пространство и время
по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Рубрика "Пространство и время"
Пространство и время
Спектор Д.М. - Инобытие и время (контуры эстетики трансцендентного). c. 1-46

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.3.11484

Аннотация: Представления о времени достаточно противоречивы. Время не ограничено временем (вечно), не зависит от человека, его разума, восприятия, представлений – напротив, их обуславливает. И напротив. Время обусловлено человеком, его восприятием (мышлением). Естественное место такой позиции представлено формой восприятия, синтезами разрозненных ощущений (Кант). И это далеко не последняя дихотомия, связанная с природой времени. Время позволяет предметам, включая человека, раскрывать свое содержание (т.н. принцип историзма); история есть ценнейший инструмент родовспоможения истины. В оправе времени семя преобразуется в росток, ствол, побеги, расцветающие по весне, и пр. Но погруженное в поток становления не истинно (Платон). Человек тем и отличен от прочих живых существ, что может выйти из временного русла, отречься от кипения страстей и приобщиться к неизменной и вечной истине. Её лоном выступает первичная льдинка вечности, неизменный божественный эйдос. Сопоставление достаточно очевидных абстракций темпорального ряда (времени-условия отстранения, социального, физического и пр. абстракций) с его же генезисом (историей) дают повод судить о порядках, которые можно назвать первичными, и их последующих изменениях, и сформировавших бытующее представление о природе времени. Проведенная реконструкция показывает, что время в истоках суть прежде всего инобытие, пред- стоящее. Вместе с тем эта абстракция времени временем ещё не выступает, являя чистую игру- со- смертью, трансцендентную фигуру преобразования-возрождения-перерождения (инициации). Предстоящее (вечность) обретает временную наполненность в актуализации, в отношении с иным (бытием), в событии испытания реальным (реального испытания), раздвигая границы в здесь и сейчас зажатости присутствием силы (духа игры-импровизации).
Селиванов А.И. - Реляционная концепция времени в теории развивающихся объектов c. 1-24

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.4.11954

Аннотация: Предметом исследования является совокупность следующих онтических времяообразующих свойств и одновременно параметрических характеристик времени: границы процесса (его начало и окончание); длительность; направление процесса (включая изменения); скорость протекания (темп, ритм) (включая изменения); выбор времени (свобода выбора времени), включая выбор границ, выбор длительности, выбор направления, выбор скорости (темпоритма), а также их диалектика. Качественное и количественное выражение этих параметров процессов в абсолютных и соотносительных (относительных) единицах, связность последующих и предыдущих состояний, ритмичность их наступления и смены рассматривается как существо времени. Также исследуются внутреннее и внешнее время. В статье используется методология реляционной концепции времени, принципы системности и диалектики. Однако в отличие от общей реляционной концепции предлагается ее вариант, основанный на теории развивающихся объектов. В теории развивающихся объектов время трактуется как интегральное проявление процессуальности бытия конкретных развивающихся объектов. Время не существует как некая надмировая тождественная себе данность; оно есть некий результат (эффект, «продукт», аспект, следствие) процессов, происходящих в конкретных развивающихся объектах, «вяжется» конкретным объектом, есть производное процессуальности (развития) конкретных объектов, вторичное, есть эффект движения. На этой основе объясняются параметрические характеристики времени, его диалектика, внутреннее и внешнее время.
Афанасьева В.В., Пилипенко Е.А. - Полионтичность времени c. 1-14

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.4.18376

Аннотация: Авторами конституируется представление о полионтичности времени. Естественные науки и гуманитарное знание ввели многочисленные и разнообразные представления о различных временах: физическом (природном, вселенском, объективном) и множестве «человекомерных» времен (психологическом, экзистенциальном, социальном, историческом, политическом, культурном и пр.), последние можно разделить на индивидуальные (субъективные) и коллективные (интерсубъективные). В русле постнеклассической онтологии все существующее и мыслимое многообразие времен может быть унифицировано с помощью представлений о полионтичности – единства онтологически различимых форм существования одного и того же объекта мира. Принимая сложность времени и пытаясь размышлять о возможности построения его онтологии, мы будем пользоваться принципами постнеклассической рациональности и представлениями постнеклассической онтологии. Время при таком рассмотрении выступает как полионтичный феномен, представленный онтологически различными бытийными формами и определяющий существование множества раз¬личных реальностей. Среди «человекомерных» времен выделяются индивидуальные (субъективные) и коллективные (интерсубъективные). Коллективные времена представ-ляются синергийным эффектом, результатом наложения, взаимодействия, резонансов различных индивидуальных времен. Скорости течения человекомерных времен определяются «энергией» психологических и социальных взаимодействий, а также влиянием природных и техногенных процессов.
Ильин С.Е. - Социальная топология после акторно-сетевой теории: проблемы и перспективы c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.24893

Аннотация: В статье обсуждаются тенденции развития социально-топологической концепции Дж. Ло. Констатируется, что названная концепция восходит к идеям акторно-сетевой теории и уточняется с учетом специфики методологических проблем, имманентных этой теории. Отмечается, что упомянутые проблемы подталкивают Дж. Ло к постепенному пересмотру исследовательских возможностей акторно-сетевой теории и преодолению границ собственно сетевой методологии. Ввиду обозначенного факта ставится вопрос о том, правомерно ли привлечение топологических идей Дж. Ло при создании синтетических вариантов социальной топологии в рамках сетевого подхода. Демонстрируется, что сформулированный вопрос допускает положительный ответ, если взглянуть на работу по выстраиванию топологических представлений Дж. Ло и его коллег с позиций акторно-сетевой теории. Обосновывается тезис, что подобное решение не только не противоречит базовым методологическим установкам социальной топологии Дж. Ло, но и помогает им следовать. Приводится перечень действий, способствующих реинтеграции идей Дж. Ло с постулатами акторно-сетевой теории. В контексте реализации указанных действий предлагается опираться на социально-философские наблюдения из области потенциального сетевого дизайна, который позволяет выявлять вероятные траектории эволюции отношений в сетях различного типа. Подчеркивается, что в данном случае внимания заслуживают одновременно преобразования социальных сетей в составе реальности и трансформации в содержании сетевых описаний социальной реальности.
Спектор Д.М. - Время и трансцендентальный субъект. Кант и Гегель c. 18-33

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20747

Аннотация: Предметом исследования выступает уточнение понятия трансцендентального субъекта в его интерпретации Кантом и Гегелем, а также связь данного понятия с категорией времени. Исходным прообразом их конституирования выступает, как показано в исследовании, «процесс» в двойственности его интерпретации, с одной стороны, обусловленной технологическими инвективами, с другой, судебными аллюзиями, предопределившими имплицитные априори трансцендентальной временности, в частности, принципиальную дистанцированность от произошедшего, исключение референции из состава непосредственно-достоверного, роль процедуры (кодификации) в его реконструкции и пр. Метод исследования основан анализом и реконструкцией понятий «время», «процедура» и «судопроизводство» (обоснованных в своем единстве в том числе этимологической близостью понятий «история», «истина» и «истец»). Научная новизна исследования заключается в раскрытии отношений «времени» и «истории» как формы и содержания бытия в рамках немецкой классической философии. Показано, что продуктивность подобного разведения потребовало от философии достаточно высокой оплаты: понятие трансцендентального субъекта и категориальность понятийного аппарата диалектической логики были куплены ценой утраты понятием времени связи с существом человека, закреплением за «трансцендентальностью» натурных аллюзий, не преодоленных доныне.
Прозументик К.В. - Хасдай Крескас против Маймонида: дискуссия о времени в средневековой еврейской философии c. 18-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.7.26830

Аннотация: Предметом исследования является дискуссия о времени и вечности между двумя крупнейшими иудейскими философами и теологами Средневековья – Хасдаем Крескасом и Моисеем Маймонидом. Особое внимание в статье уделяется концепции времени, предложенной Хасдаем Крескасом в его главном труде «Ор Адонай» («Свет Господень»). Показано, что позиция Крескаса во многом близка к неоплатонической традиции трактовки времени (Плотин, Ямвлих, Дамаский), тогда как взгляд Маймонида на темпоральность выдержан в духе аристотелевской физики. Ключевым методом проведенного исследования является герменевтический подход к анализу текстов на древнееврейском, древнегреческом, латинском языках, а также сравнительно-исторический метод. В ходе исследования автор приходит к выводу, что расхождение во взглядах между Моисеем Маймонидом и Хасдаем Крескасом на природу времени и вечности является следствием коренного несогласия обоих мыслителей в вопросе о божественных атрибутах и о соотношении Бога и тварного мира.
Спектор Д.М. - Чувство времени. Предварительные заметки c. 20-33

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.3.26924

Аннотация: В статье идеи трансцендентализма рассматриваются преимущественно в темпоральном аспекте. Поскольку всякое вот- существует (по истине), отвечая идее (прототипу), оно в просто-существующем пребывает в «серой зоне» еще-не-бытия (не-установленной-истинности); его идентификация, олицетворяющая «наделение-бытием», протекает в пространстве-и-времени; в такой связи закономерен вопрос о природе условий анамнеза, каковые вне сопоставления с «прототипом» (соответственно, регламента и процедур установления истинности идеи такого сопоставления) не могут быть установлены. В такой связи актуализируется и альтернатива путей онтологии анамнеза: осуществим ли он в «эмпирических» формах пространства-времени, либо в продиктованных условием самого анамнеза, к каковым (как его трансцендентальным фигурам) относятся пространство-время (установления-истины пространства-и-времени). Реконструкция аналитических подходов к временности, проведенная в соответствии с означенной установкой, отмечает гипостазирование формы-времени (формы восприятия-осознания) в ущерб его (формы) содержанию; последнее (содержание универсалии формы-времени) в такой связи раскрывается в основных регионах обнаружения (феноменологии) и (исторических) истоках (имманентных основах трансцендентальных условий) восприятия.
Толстухин А.В. - R-I-Г-конструкции для логик времени c. 23-32

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.6.26354

Аннотация: Предметом исследования является проблема остановки вывода в модальных логиках, в частности логиках времени. Для рассмотрения выбрана логика времени с линейным транзитивным и плотным временным потоком. Одним из подходов в решении рассматриваемой проблемы является применение метода мозаик, суть которого заключается в нахождении конечного множества фрагментов, которое может быть достроено до бесконечной модели, для доказательства формулы. На основании метода мозаик возможно построение различных исчислений, например, R-I-Г-исчисления, которое сочетает в себе метод мозаик, процедуру loop-cheak и интуитивную ясность табличного исчисления. В исследовании применяется формализация в вопросе описания временного потока, а также дедуктивный метод для построения исчисления. Новизна работы заключается в представлении оригинального подхода к решению проблемы остановки вывода в логиках времени. Основываясь на идее метода мозаик, предложено исчисление R-I-Г-конструкций, которое в силу своих правил гарантировано строит конечный вывод. Дополнив систематическую процедуру правилами насыщения, можно попытаться получить насыщенное множество мозаик, которое является доказательством выполнимости формулы.
Гижа А.В. - Социальное время: конструктивное понятие, избыточная концептуализация или категориальная мнимость? c. 44-53

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.18251

Аннотация: Предметом исследования является проблема методологической корректности введения понятия социального времени. Как основные теоретические элементы науки категории времени и пространства выделены в классической физике. С учетом богатой практики выработки концептуальных образов времени в естественных науках проводится сопоставление этапов развития научной методологии и методологии социально-гуманитарных исследований. На сегодняшний момент сложилась достаточно устойчивая вариативная практика концептуализации основных категориальных смыслов социального развития, что позволяет провести её обоснованную содержательную классификацию одновременно с критическим осмыслением её содержательности и понятийно-логической корректности вводимого абстрактного терминологического инструментария. Требование философской конкретизации мысли в данном случае выполняется обязательным выходом на аксиоматические предпосылки тех или иных трактовок. Одновременно сама выделенная аксиоматичность подлежит рационально-критическому рассмотрению в контексте выявления их эвристического потенциала. Основными выводами автора являются положения, что необходимым условием конструктивности вводимого понятия социального времени является реализация принципа логического расширения, согласно которому искомое содержание должно быть логическим продолжением соответствующих концептуализаций в естественнонаучных теориях. Только после корректной методологической выработки направления обобщения в условиях социума встанет вопрос о его значимости. Оно вполне может стать конструктивно излишним, не дающим принципиально новый взгляд на развитие и функционирование социума и его историчности. Пока же можно констатировать содержательную мнимость категорий социалных времени и пространства, отличающихся субъективностью и произвольностью в определениях. Их работоспособность не раскрыта и не несет необходимого дополнения к существующему описанию.
Березина Т.Н. - Вероятностные представления времени c. 50-80

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.11.9096

Аннотация: В статье предлагается вероятностная модель времени. Рассматривается вероятностная природа явлений прошлого, настоящего и будущего, утверждается, что только события настоящего достоверны, имеют вероятность равную единице, а события прошлого и будущего вероятностны, то есть, в настоящем существует несколько вариантов явления прошлого и будущего с различной вероятностью. В дополнение к понятию «вероятность» вводится категория «энергия», предполагается, что вероятность может быть связана с энергией прямой связью, и увеличение энергии события может привести к росту его вероятности. Проводится разделение понятий «явление» и «событие», понятие «явление» соотносится с полной группой событий. В настоящем времени существуют только материальные объекты, полная группа событий которого включает одно событие. Вероятность полной группы событий явления будущего оказывается большей единицы, а событий прошлого – меньше единицы. Что и определяет направление стрелы времени.
Майданов А.С. - Инверсный образ Вселенной в индийских ведах c. 60-89

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.1.223

Аннотация: Для авторов вед был очевиден составной характер Вселенной. Для них она представляла собой организованное целое, части которого определённым образом соотнесены, связаны друг с другом и упорядочены. Мир для них был пятичастным, включающим небо, землю и воздушное пространство. Они допускали, кроме того, существование пространства по ту сторону неба, а также нижний мир. Небо и земля как главные части Вселенной были для ариев источниками физических и моральных сил, надёжной опорой в жизни. Представления о Вселенной основывались на онтологической идее всеобщего генезиса. Небо в свою очередь структурировалось, оно рассматривалось как среда, в которой происходит разнообразная активная жизнь. Арийские риши-мудрецы пришли к мысли о том, что при долгом движении в глубины Вселенной можно встретить объекты и явления качественно иного рода. В воздушном пространстве боги осуществляли свою активную деятельность, через него устанавливалась связь богов с людьми. Вокруг земли в представлении ариев непрерывно вращалось колесо дней и ночей, обеспечивая смену этих частей суток. Для ариев отсутствовала проблема опоры, которая должна была поддерживать небо и землю, поскольку эта проблема получила разные решения. В ведах многие образы космических объектов и явлений носят инверсных характер, т.е. являются контрастными по отношению к их референтам. Вселенная в их представлении была шарообразной, гелеоцентрической, имеющей границы. Картина всего мира строилась на основе геоморфной парадигмы с использованием принципа динамизма. Риши привлекали также онтологические идеи развития и генетической связи элементов Вселенной. Общий характер картины мира говорит о несбалансированности архаического интеллекта, свидетельствующей о различной степени развитости отдельных его способностей. Подобный тип интеллекта был свойствен и другим эпохам духовной истории человечества.
Розин В.М. - Метаморфозы и структура понятия «пространство» c. 68-95

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.411

Аннотация: В статье анализируется становление понятия пространства. Выявляются предпосылки этого понятия в работах Аристотеля, показывается, что понятие пространства, сложившееся в философии и естествознании Нового времени, включило в себя три разных смысла и плана ‒ осознание условий возможности непротиворечиво помыслить движение, представление его в пространственных схемах и математических построениях (тоже пространственных), возможность видеть пространство, что выступает одним из условий познавательных или практических действий. Успехи естествознания способствовали тому, что понятие пространство вместе с понятием времени, начиная с XVIII- XIX вв., переносятся в другие дисциплины ‒ биологию, психологию, историю, социологию и т.д. В одном случае такой перенос совершается без изменения природы самого понятия (как естественнонаучного), в другом ‒ с принципиальной трансформацией этого понятия. В последнем случае пространство понимается процессуально, структурно и событийно и трактуется как имманентное феноменам, изучаемым в этих дисциплинах, приобретая характеристики, несвойственные для пространства в естествознании.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.