Историческая информатика - рубрика Информационные технологии в историческом образовании
по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Историческая информатика" > Рубрика "Информационные технологии в историческом образовании"
Информационные технологии в историческом образовании
Михаэлис С.И., Михаэлис В.В., Михаэлис Д.В. - Способы визуализации данных материалов исторических исследований на примере судов Российской империи после судебной реформы 1864 г. c. 1-18

DOI:
10.7256/2585-7797.2021.3.35971

Аннотация: Рассмотрены вопросы визуализации информации для демонстрации итогов исторических исследований. Показано, как с использованием программ MS Excel и Tableau Public Desktop Edition можно осуществить визуализацию данных, помогающую извлекать идеи из больших массивов данных и облегчающую тем самым процесс научного исследования. На примере данных о деятельности судов Российской империи показаны возможности этих программных средств для демонстрации данных в виде таблиц, графиков, диаграмм, помогающей в итоге представить информацию в новых разрезах. Это так называемый презентационный способ визуализаций, который носит ознакомительный характер и ориентирован на аудиторию, для которой выполняется доклад.   Исследование выполнено на основе статистической информации Министерства юстиции Российской империи и архивных данных за период второй половины XIX в. — первой четверти XX в. Делается вывод, что при сегодняшнем уровне оснащенности вычислительной техникой исследователи могут иметь под рукой современные программные средства, которые позволят демонстрировать результаты своих исследований на конференциях, на лекциях, при защите диссертаций и т. д. Материал статьи может быть использован на научно-методических семинарах кафедр, на курсах повышения квалификации преподавателей, для обучения магистрантов и аспирантов способам преставления результатов исследований.
Валетов Т.Я. - Опыт преподавания основ исторической географии и геоинформационных систем на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ c. 108-122

DOI:
10.7256/2585-7797.2024.1.70218

EDN: OJJUMS

Аннотация: В статье рассказывается об опыте преподавания курса «Историческая география и геоинформационные системы» в рамках специализации «Историческая информатика» на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ. У нас данная дисциплина преподается студентам III курса бакалавриата. В рамках курса предусмотрено несколько тематических блоков. Первый – историческая география России, здесь основная сложность заключается в том, чтобы уложить этот объемный курс в несколько занятий и оставить место для остальных блоков. Вторая часть – основы картографии, история картографической съемки в России (то есть источниковедение исторических карт), состояние электронных библиотек, где можно найти растровые и векторные исторические карты России. Третий блок посвящен содержательным основам работы с пространственной визуализацией. Этот блок представляется наиболее важным, потому что научиться работать с соответствующими программами – это важная, но простая (механическая) часть работы с ГИС, а для нормального их применения нужно разбираться с тем, чтобы правильно ставить задачи и учитывать смысловые сложности, которые сопровождают этот тип визуализации. В рамках этого блока рассматриваются как информационно-развлекательные проекты с историческими картами, так и научные статьи. Последним блоком вопросов, изучаемых в рамках описанной учебной дисциплины, являются основы работы с ГИС-программами. Базовой для изучения выбрана программная среда QGIS: она официально свободно распространяется (freeware), она кросс-платформенная, основана на распространенном формате шейп-файлов, она хорошо совместима с открытыми интернет-сервисами, такими, как OpenStreetMap и карты Google. Студенты учатся отрисовывать шейп-файлы по растру, присоединять к векторной карте данные из электронных таблиц и создавать тематические карты, привязывать растровые карты к географическим координатам и работать с проекциями. Надеемся, что наш методический опыт будет полезен преподавателям.
Бородкин Л.И. - Бакалавр, магистр, аспирант: опыт реализации образовательных программ по исторической информатике в Московском университете c. 115-125

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.2.26947

Аннотация: Статья посвящена анализу накопленного опыта становления и развития «линейки» образовательных программ по исторической информатике на историческом факультете Московского университета. Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что спрос на специалистов-гуманитариев, имеющих навыки профессиональной работы в расширяющейся новой информационной среде, возрастает. Это требует дальнейшего развития соответствующей компоненты в образовании историка с учетом тех инноваций, которые характеризуют "цифровой поворот" в исторических исследованиях. Развитие этой образовательной компоненты дает очевидные преимущества выпускникам-историкам на современном рынке интеллектуального труда. В статье используется системный подход, в рамках которого рассмотрение структуры образовательных программ в данной междисциплинарной области проводится в сочетании с характеристикой основных направлений научной работы преподавательского состава. В данной статье впервые дается развернутая характеристика образовательных программ по исторической информатике, реализованных в МГУ на всех трех уровнях университетского образования. Накопленный в этой области опыт кафедры исторической информатики исторического факультета Московского университета может быть востребован и в других вузах.
Акашева А.А. - Преподавание дисциплин информационно-математического цикла студентам-историкам: опыт Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского c. 123-136

DOI:
10.7256/2585-7797.2024.1.70278

EDN: OSGYZC

Аннотация: Статья написана по материалам доклада, сделанного автором на традиционном научно-методическом семинаре Межрегиональной Ассоциации «История и компьютер» и исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, который состоялся 27 января 2024 года. Предметом анализа являются наименования и почасовой объем (в академических часах) дисциплин информационно-математического цикла в Горьковской государственном университете (Национальном исследовательском Нижегородском государственном университет им. Н.И. Лобачевского или Университете Лобачевского) с 1984 по 2023 год, наименования выпускных квалификационных работ специалистов, бакалавров и магистров, выполненных на кафедре информационных технологий в гуманитарных исследованиях (ИТГИ) с 2007 по 2023 год, наименования учебно-методических пособий за 2010 по 2023 год, изданных преподавателями кафедры.  Для исследования использовались методы описания и измерения, а в своих выводах мы руководствовались принципами системности, объективности и историзма. Выявлено, что предметы информационно-математического цикла за 40 лет их преподавания в ИМОМИ ННГУ стали более специализированными и практико-ориентированными, как в бакалавриате, так и в магистратуре. Самостоятельное значение имеет восстановленный начальный период преподавания количественных методов в истории в 1980-х годах на основании воспоминаний коллег и первого лектора С.В. Субботина. Приведен полный перечень информационно-математических дисциплин (бакалавриат и магистратура) в 2023-2024 году с указанием их трудоемкости в академических часах. Приведены основные сведения о кафедре информационных технологий в гуманитарных исследованиях, которая отвечает за преподавание указанных дисциплин с 2007 года. Обнаружено, что с 2007 года кафедра ИТГИ выпустила 86 студентов, из которых 31% использовали в своих выпускных квалификационных работах количественные методы и компьютерные технологии. Показано значение облачных технологий в возможностях распределенной проектной работы студентов-магистрантов. Сделан вывод о том, что основной формируемой информационной компетенцией историков является критическое отношение к оцифровке исторических источников и публикации их в сети Интернет.
Бочаров А.В., Мучник В.М., Филькин К.Н., Хазанов О.В. - Диалог о двух системах исторического образования: компьютеризированной и традиционной c. 134-147

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.22915

Аннотация: Предметом исследования является культурно-исторические и социально-психологические аспекты взаимодействия компьютеризированных и традиционных форм высшего исторического образования. Анализируются следующие линии противостояния традиции и новаций в образовании: гипертекстовые ридеры, аудио-слайды и видеолекции вместо «живых» очных лекций; пошаговые онлайн-тренажеры вместо конспектирования и подготовки к экзамену в самом конце; поэтапное формализованное тестирование вместо единократного устного экзамена; электронная почта вместо встреч на консультации; обсуждение на форумах вместо семинаров «оффлайн»; виртуальные симуляторы вместо лабораторных занятий с реальными предметами или текстами; индивидуальная траектория получения знаний вместо общего для всех расписания; автоматизированный учет «рейтинга успешности» и «научной ценности», вместо неформального мнения и авторитетных отзывов; потребность в анализе больших оцифрованных массивов информации вместо описания и компиляции относительно малого объёма печатной информации. Методология исследования заключается в применении теорий и аналогий из истории и культуры традиционных обществ и цивилизаций к пониманию роли преподавателя в ситуации технологизации современного образования. Данная статья – это своеобразная экспериментальная попытка возрождения эпистолярного диалогического жанра в научных статьях. Предлагаемый текст – это обмен нескольких специалистов оригинальными аргументами «за» и «против» по поводу взаимодействия традиционных и новационных форм работы с информацией в сфере гуманитарного и особенно исторического образования. Идея диалога не в том, чтобы, в конце концов, «вытянуть его в линию» или «превратить в точку». Смысл диалога в обратном – услышать иное мнение, сравнить не только со своими представлениями о реальности, но и с ощущениями ее, найти новые смыслы и способы их вербализации и «овнешнения». Основными выводами проведенного исследования являются утверждения о том, что, любые компьютерные технологии, даже с элементами искусственного интеллекта – это более удобная и эффективная форма учебно-методических материалов, связанная не столько с новой эрой в качестве образования, сколько с новой эрой в объеме, скорости и доступности обновления учебной информации. Качество образования от этого не вырастет, оно просто будет соответствовать коммуникативной структуре и динамике в современной техногенной цивилизации. Очное образование по единому расписанию (в том числе в виде традиционных лекций) пока незаменимо и имеет ряд преимуществ по сравнению с компьютерным заочным самообразованием. В исследовании указаны новые аргументы, подтверждающие центральную, незаменимую и некомпенсируемую роль межличностной коммуникации преподавателей и студентов, а также недостаточную проблематизированность критериев эффективности он-лайн образования по сравнению с методами живого оффлайн диалога в обучении. Новизна исследования заключается в оригинальном способе диалогического поиска неявных и редко упоминаемых преимуществ и недостатков в оппозициях новационных и традиционных форм высшего исторического образования.
Боброва Е.В. - Организация преподавания дисциплины "Проектная деятельность" в РУТ (МИИТ) c. 137-152

DOI:
10.7256/2585-7797.2024.1.70206

EDN: ABGJVX

Аннотация: Статья посвящена опыту практической работы автора по преподаванию дисциплины «Проектная деятельность» в Институте международных транспортных коммуникаций (ИМТК) Российского университета транспорта (МИИТ) в 2021-2023 гг. Проектная деятельность, как образовательная технология, направлена на развитие у обучающихся навыков мышления/рефлексии через формирование способности выявлять и решать проблему. Навыки, которые в процессе обучения проектной деятельности приобретают студенты, являются универсальными, поэтому методология обучения, и инструментарий, осваиваемый студентами, с успехом могут быть встроены в различные гуманитарные образовательные программы, в том числе и образовательные программы по направлению подготовки "История". В статье приводится подробная классификация студенческих проектов, дано подробнее описание Модели проектной деятельности РУТ (МИИТ) и тех методов (инструментов), которые применяются в процессе обучения. Наиболее важными с методологической точки зрения являются диагностические проекты, реализуемые в 1 семестре на 1 курсе, поэтому они описаны в статье максимально подробно (приведены примеры результатов работы студентов). Опрос первокурсников Института международных транспортных коммуникаций Российского университета транспорта (МИИТ), изучавших дисциплину Проектная деятельность в 1 семестре 2023/2024 учебного года, показал, что основные задачи проектной деятельности, такие как, стимулирование мотивации студентов к обучению и формирование универсальных метапредметных компетенций, можно сформировать в процессе обучения и в течении одного семестра, в рамках тех академических часов, которые обычно выделяются для дисциплины ПД на направления подготовки «История». При этом наиболее полезными инструментами, с точки зрения студентов, являются те, которые позволяют выяснить как все работает на самом деле, и что является первопричиной проблемы; проблемное интервью; метод «5 почему» и деревья текущей реальности (анализ корневых причин).
Оськин А.Ф. - Применение технологий искусственного интеллекта в историческом образовании c. 145-159

DOI:
10.7256/2585-7797.2023.2.40580

EDN: SKETPM

Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования технологий искусственного интеллекта при обучении будущих историков. Как известно, наиболее популярным чат-ботом с искусственным интеллектом в настоящее время является приложение ChatGPT. К сожалению, доступ к этому сервису для пользователей из России и Белоруссии в настоящее время ограничен. Однако, существует множество сторонних приложений, свободных от таких ограничений, использующих API ChatGPT и решающих аналогичные задачи. В статье анализируются три наиболее интересных и полезных из этих сервисов: Phind.com – поисковая система для исследователей, Talkai.info – сервис, обеспечивающий доступ к ChatGPT на русском языке, Explainlikeimfive.io – приложение, разъясняющее сложные понятия и концепции. Приводятся примеры использования вышеобозначенных сервисов при планировании, организации и проведении учебного процесса на факультете, осуществляющем подготовку историков. Показывается, что бурное развитие технологий искусственного интеллекта приведёт к радикальному изменению подходов к организации учебного процесса, его структуры и содержания. По прогнозам некоторых экспертов к концу 2026 г. девяносто процентов контента в сети Интернет будет сгенерировано искусственным интеллектом. Это не может не отразиться и на учебном контенте, размещаемом в Интернете. В заключение отмечается, что, к сожалению, решения, получаемые с помощью глубоких нейронных сетей, зачастую невозможно верифицировать. Это, естественно, снижает их ценность. Именно поэтому пока трудно судить о том, как повлияет широкое внедрение технологий искусственного интеллекта на качество подготовки специалистов.
Щетинина А.С. - Обучение студентов Алтайского государственного университета на программах «Цифровой кафедры»: взгляд тьютора c. 153-161

DOI:
10.7256/2585-7797.2024.1.70237

EDN: AKVNZW

Аннотация: Предметом исследования являются особенности обучения студентов института истории и международных отношений Алтайского государственного университета на программах проекта «Цифровые кафедры». Дан краткий обзор "Цифровой кафедры" указанного университета и программ, которые им реализуются в рамках данного проекта. Обозначены особенности обучения студентов на программах "Цифровой кафедры" как представителей гуманитарных направлений. Тема рассмотрена с позиции тьютора студентов института истории и межународных отношений. В ходе непосредственной работы с обучающимися были выявлены особенности выбора ими программ для получения дополнительных ИТ-компетенций, а также проанализированы сложности и проблемы, с которыми сталкиваются студенты при освоении выбранных программ. Также приведены перспективы для студентов-гуманитариев в сфере применения ими ИТ-компетенций в профессиональной сфере. Исследование основано на собственном опыте автора как тьютора и включает анализ результатов практической работы с обучающимися. Новизна исследования обусловлена тем, что сам проект «Цифровые кафедры», который реализуется с 2022 г., является достаточно молодым, и на данном этапе его реализации происходит накопление практического и методического опыта у университетов-участников. В данной работе автором описан опыт двухлетней работы в качестве тьютора с обучающимися на программах цифровой кафедры студентами Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета. Основной вывод заключается в том, что обозначенные трудности характерны для многих университетов-участников проекта «Цифровая кафедра», которые находятся сейчас на пути поиска наиболее оптимальных способов их преодоления. Новые задачи, поставленные перед ВУЗами-участниками проекта, открывают интересные перспективы в дальнейшей подготовке студентов гуманитарных направлений.
Антамошкин О.А., Владимиров В.Н., Лаптева М.А. - Обучение по профилю «Прикладная информатика в гуманитарных науках» в Сибирском Федеральном университете: междисциплинарность и проектный подход c. 176-185

DOI:
10.7256/2585-7797.2023.2.43542

EDN: SKXVQG

Аннотация: В статье рассматривается модель подготовки специалистов по прикладной информатике в гуманитарной области, развиваемая в гуманитарном институте Сибирского Федерального университета (Красноярск). История этой подготовки насчитывает уже почти четверть века. За эти годы программа не раз меняла свое название, изменялся в соответствии с требованиями и учебный план. Накопленный за уже достаточно длительный срок опыт подготовки специалистов подобного профиля и является предметом рассмотрения в настоящей статье. Рассматриваются бакалаврская и магистерская программы, образование и деятельность кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях, работающей в составе Гуманитарного института.   Цифровые технологии продолжают стремительно развиваться, растет и число желающих осваивать сложный путь внедрения прикладной информатики в гуманитарные области. Только в 2023 г. выпускные квалификационные работы бакалавров и магистров защитили на кафедре информационных технологий в креативных и культурных индустриях около 50 человек. Каждый этап корректировки учебного плана бакалавриата и магистратуры продиктован быстро меняющейся ситуацией. Бесспорными остаются, по крайней мере, две составляющие: междисциплинарность, заложенная в основу образовательных программ, и проектный подход, предполагающий четкую постановку проблемы и использование адекватных механизмов ее решения с использованием цифровых технологий.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.