Статья 'Историко-правовой аспект платежей пользователей радиочастотным спектром в период с 1918 по 1937 годы' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Историко-правовой аспект платежей пользователей радиочастотным спектром в период с 1918 по 1937 годы

Бляшкин Алексей Александрович

Руководитель группы, ФГУП "Главный радиочастотный центр"

117997, Россия, г. Москва, наб. Дербеневская, 7, строение 15

Blyashkin Alexey

team leader at General Radio Frequency Center

117997, Russia, g. Moscow, nab. Derbenevskaya, 7, stroenie 15

baa80@bk.ru

DOI:

10.25136/2409-7136.2019.6.30165

Дата направления статьи в редакцию:

30-06-2019


Дата публикации:

16-07-2019


Аннотация: Создание и демонстрация возможностей первого радиоприемника российским ученым Александром Степановичем Поповым в 1895 году предопределило молниеносное развитие радиосвязи в советское время. Начало ХХ века в истории России неразрывно связано с интенсивным прогрессом средств и систем радиосвязи: от телеграфа до эфирного и проводного радиовещания. Развитие средств и систем связи требовало от государства надлежащего регулирования правового поля, а также разработку нормативных правовых актов отрасли "Связь". В настоящей статье автор анализирует основные периоды становления и развития принципов оплаты использования радиочастотного спектра в периоды НЭПа, индустриализации и коллективизации; выявляет динамику развития законодательства, и описывает, как менялось отношение к этому явлению в обществе и государстве в различные исторические периоды. Наряду с общенаучными методами, в основе исследования используется историко-правовой подход, посредством которого тема изучается в разрезе событий, происходящих в период 1918 по 1937 годы. Автором впервые выделены основные периоды формирования механизма правового регулирования оплаты деятельности в области связи, в том числе касающиеся вопросов взимания платы; рассмотрены общие тенденции формирования законодательной базы; произведено сопоставление понятийного аппарата, использующегося в нормативных правовых актах в настоящее время и понятий, применяемых в законодательных актах в начале ХХ века.


Ключевые слова:

связь, законодательство, история, плата, взимание платы, СССР, разрешительный порядок, радиостанции, радиочастотный спектр, радиосвязь

Abstract: In 1895 Russian scientist Alexander Popov created the first radio set and demonstrated its opportunities which predetermined the rapid development of radio communication in the Soviet time. In the history of Russia, the beginning of the XXth century related to intensive progress of radio means and systems, from telegraph to wired broadcasting. Developing radio communication means required proper legal regulation as well as issuance of associated legal acts. In this article Blyashkin analyzes the main stages of creation and development of principles of payments for the use of radio-frequencty spectrum during the period of New Ecoomic Policy, industrialization and collectivization, describes dynamics of the legislation development and how the society's and government's attitude to this phenomenon has been changing over times. Along with general research methods, the author of the article has also used the historical legal approach to analyze events happening during the period since 1918 till 1937. For the first time in the academic literature the author has described the main stages in the development of the legal regulation of paying for radio communication, has analyzed the main trends in the development of the legislative base and has compared the framework of legal terms and concepts used today and at the beginning of the XXth century. 


Keywords:

communications, legislation, history, fees, charging, USSR, regulatory approval system, radio stations, radio-frequency spectrum, radio communication

Молниеносную эволюцию телекоммуникационной индустрии можно уверенно назвать отличительной особенностью начала XXI века. Особенно активно развиваются технологии, использующие радиочастотный спектр: мобильная связь, беспроводный широкополосный доступ, спутниковая связь и иные радиотехнологии. А ведь, начиналось это все лишь чуть более ста лет назад. Исторически сформировалось так, что вначале получили развитие проводные средства связи (прокладка трансконтинентального подводного кабеля в 1860-х годах), а затем и средства радиосвязи (телеграф, радиоприемник). В период с 20-х по первую половину 40-х годов ХХ века в Советском Союзе активно началось развитие радиосвязи. Изучением истории изобретения радио занимались такие ученые, как В. К. Лебединский, П. Н. Рыбкин, А. А. Петровский. Работы М. А. Быховского, П. С. Гуревича, В. Н. Пружникова посвящены истории начала радиовещания в СССР.

Вопросы законодательного регулирования отношений в области связи изучались в работах таких ученых, как В. А. Вайпан, Ю. В. Волков, К. В. Григорьева, Е.П. Губин, А. Н. Королев, Я. А. Куник, Б. А. Ластович и др.

Целью проведения данного исследования является анализ нормативных правовых актов, действовавших в РСФСР (СССР) в период НЭПа, индустриализации и коллективизации по аспектам формирования и развития принципа платности использования радиочастотного спектра.

Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (далее – Конституция РСФСР) была принята на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года[1]. Конституция РСФСР включала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Согласно ст. 37 Конституции РСФСР общее руководство РСФСР осуществлялось Советом Народных Комиссаров (далее – СНК). В соответствии со ст. 38 Конституции РСФСР, при осуществлении своей деятельности СНК РСФСР наделялся правом издавать следующие виды нормативных правовых актов: декреты, распоряжения и инструкции.

В соответствии с Конституцией РСФСР было создано 17 Народных комиссариатов (ст. 43). Народный Комиссариат Почт и Телеграфов, исходя из принятых позднее нормативных правовых актов, наделялся полномочиями[7] по регулированию деятельности в области связи. На основании декрета СНК РСФСР от 21 июля 1918 года[5] началась централизованная радиофикация советского государства. Перед Народным Комиссариатом Почт и Телеграфов была поставлена задача по централизации радиотехнического дела. РСФСР начала активно развивать радиотехнологии и внедрять их в народном хозяйстве. Данный декрет не содержал требований о необходимости внесения платы за пользование радиочастотным спектром.

В первые годы образования советского государства велась достаточно плодотворная работа по изданию нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области связи. Одним из первых нормативных актов, регулирующих использование радиочастотного спектра, было постановление СНК СССР от 04 июля 1923 года «О радиостанциях специального назначения»[6] (далее – постановление СНК СССР от 4 июля 1923 года). В соответствии со ст. 1 постановления СНК СССР от 4 июля 1923 года, определен разрешительный порядок работы радиостанций. Народный Комиссариат Почт и Телеграфов наделялся правом разрешать использование радиостанций. Документ классифицировал радиостанции по типу использования: промышленно-коммерческие, любительские и использующиеся в культурно-просветительских и научных целях. Также, в нем были даны определения типов радиостанций и вводилась ответственность за нарушение установленных в постановлении правил.

Постановлением СНК СССР от 4 июля 1923 года вводилась абонентская плата за пользование радиосетью Союза ССР и определялся круг лиц обязанных вносить вышеуказанную плату. Народный Комиссариат Почт и Телеграфов наделялся полномочиями по установлению размеров данной платы.

Спустя год от издания постановления СНК СССР от 4 июля 1923 года, СНК СССР принимает постановление СНК СССР от 28 июля 1924 года «О частных приемных радиостанциях»[8] (далее - постановление СНК СССР от 28 июля 1924 года), предоставляющее частным организациям и лицам право эксплуатации приемных радиостанций. Постановлением СНК СССР от 28 июля 1924 года типы использования радиостанций, указанных в постановлении СНК СССР от 4 июля 1923 года, расширяются до 7 групп с разделением по мощности использования. При этом вводится новый тип использования радиостанций – радиостанции, предназначенные для общественного пользования. В ст. 3 постановления указывался разрешительный порядок доступа к пользованию радиостанцией посредством получения соответствующего разрешения Народного Комиссариата Почт и Телеграфов. В этом же постановлении законодатель определяет, что абонентская плата за радиостанцию взимается ежегодно по таксам, утвержденным СНК СССР. В развитие данного положения СНК СССР принимает постановление от 28 июля 1924 года «Временные таксы абонентской платы за пользование приемными радиостанциями»[9], в котором устанавливаются размеры годовой абонентской платы за пользование радиостанциями. Исходя из установленных размеров платы, можно сделать вывод о том, что пользование радиостанциями в личных целях, независимо от их мощности (I и II группа), было самым недорогим для военнослужащих, инвалидов войны и труда, а также для учащихся получающих стипендии, а именно – 1 рубль в год; рабочие и служащие, командный состав Армии и Флота, учащиеся, не получающие стипендию, платили 3 рубля в год; для прочих категорий граждан плата возрастала в 10 раз и составляла 10 рублей в год. Самый высокий тариф был установлен для коммерческих радиостанций в размере 125 рублей в год. Для сведения, согласно официальной статистической информации, средний месячный размер заработной платы в марте 1924 года составлял 20,86 руб.[17]

В этом же постановлении СНК СССР содержится норма, определяющая сроки и периодичность внесения платы за

радиостанцию, согласно которой плата за радиостанцию должна была вноситься не позднее 1 октября каждого года за весь год вперед (примечание 1 постановления СНК СССР от 28 июля 1924 года).

В статье 11 постановления СНК СССР от 28 июля 1924 года, были определены меры административного воздействия за несвоевременное внесение платы за радиостанцию (сроком более двух месяцев) в виде закрытия радиостанции. Необходимо также отметить, что невнесение (или несвоевременное внесение) платы в установленные сроки рассматривалось как нарушение требований указанного постановления и, в соответствии со ст. 10, являлось основанием прекращения разрешения на эксплуатацию радиостанции.

Постановлением СНК СССР от 5 февраля 1926 года «О радиостанциях частного пользования»[10] (далее - постановление СНК СССР от 5 февраля 1926 года) сохраняется разрешительный порядок эксплуатации радиостанций, как для частных организаций, так и для физических лиц. Данным постановлением СНК СССР вводится новый тип радиостанций – прием-передающие. Таким образом, начиная с 1926 года в СССР частным организациям разрешается использование приемо-передающих радиостанций с целью получения коммерческой выгоды и без нее для проведения научно-исследовательских, опытных и культурно-просветительной работ. Гражданам советского государства разрешается использовать приемо-передающие радиостанции только для опытных и научно-исследовательских целей. Кроме того, постановление одновременно вводило и тарифы годовой платы за пользование радиостанциями.

Годовую плату за приемные радиостанции вносили те же категории организаций и частных лиц, в зависимости от типа применяемого оборудования и мест его размещения (кружки, уголки, пионерские и комсомольские клубы и т.д.), что и в постановлении СНК СССР от 28 июля 1924 года «Временные таксы абонентской платы за пользование приемными радиостанциями». Преференции по размеру вносимой платы стали иметь следующие категории граждан и члены их семей, не имеющие самостоятельного заработка и находящиеся на иждивении указанных граждан: крестьяне, освобожденные полностью или наполовину от уплаты единого сельскохозяйственного налога или получившие скидку в размере не менее 50% причитающегося оклада единого сельскохозяйственного налога; военнослужащие; инвалиды войны и труда; учащиеся, получавшие государственную стипендию. Ранее данные категории граждан платили 10 руб. в год.

Размер платы за приемные радиостанции дифференцировался в зависимости от типа элементной базы приемника: детекторной или ламповой. Так, при использовании лампового приемника размер тарифа увеличивался практически в 2 раза.

За передающие радиостанции плата вносилась по утвержденному тарифу, при этом самый минимальный тариф составлял 30 руб. для радиостанций, используемых в культурно-просветительских целях без извлечения коммерческой выгоды, но имел дифференциацию в зависимости от мощности передатчика.

Взимание годовой платы за пользование радиостанциями осуществлялось в доходную смету Народного Комиссариата Почт и Телеграфов (ст. 11)[10]. Не выше 50% от перечисляемой платы Народный Комиссариат Почт и Телеграфов направлял на покрытие расходов по учету и контролю технического состояния и деятельности радиостанций. Оставшаяся часть направлялась организациям, осуществлявшим радиовещание.

С введением в действие постановления СНК СССР от 5 февраля 1926 года были отменены ранее изданные постановления СНК СССР от 4 июля 1923 года, от 28 июля 1924 года и от 28 июля 1924 года «Временные таксы абонентской платы за пользование приемными радиостанциями». Тем не менее, новое постановление не содержало четких указаний о сроках внесения платы за использование радиостанций. Между тем, статьей 15 постановления от 5 февраля 1926 года ответственность за несвоевременную оплату предусматривалось закрытие радиостанции и аннулирование ранее выданного разрешения на ее эксплуатацию.

Постановлением СНК СССР от 27 сентября 1927 года «Об изменении ст. 11 постановления о радиостанциях частного пользования»[11] уточняется процедура перечисления денежных средств организациям, осуществляющим радиовещание. Таким образом, часть денежных средств, оставшаяся после возмещения расходов по учету и контролю технического состояния и деятельности радиостанций, перечисляется в соответствии со ст. 7 постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 26 марта 1926 года «О целевом сборе с радио-изделий, применяемых для приема радиовещательных станций»[2] в «особый фонд Народного Комиссариата Почт и Телеграфов, предназначенный для распределения (за вычетом из него расходов по взиманию сбора) между обществами и учреждениями, имеющими своей задачей радиовещание согласно уставам, утвержденным Правительством Союза ССР или правительствами Союзных Республик».

Начиная с 1 июня 1928 года постановлением СНК СССР от 14 мая 1928 года «О радиоустановках и трансляционных устройствах»[12] изменятся порядок эксплуатации радиостанций. Указанным постановлением применяемое радиооборудование подразделяется на следующие виды: радиоприемники, передающие радиостанции и трансляционные устройства. Аналогично ранее действующим нормативным актам, всё радиооборудование должно иметь разрешения, оформленные Народным Комиссариатом Почт и Телеграфов. Претерпела изменения классификация и передающих радиостанций, а именно: выделено в отельную группу оборудование, использующееся для организации связи с местностями, где нет ни проводной, ни радиосвязи Народного Комиссариата Почт и Телеграфов. Таким образом, организации могут самостоятельно создавать свою сеть радиосвязи. Данным постановлением утверждены размеры годовой платы, взимаемой за радиооборудование. Плата за использование радиооборудования взималась как с владельцев радиоустановок, так и с владельцев трансляционных устройств. Под трансляционным устройством, согласно ст. 10 постановления СНК СССР от 14 мая 1928 года «О радиоустановках и трансляционных устройствах», понималось устройство, которое непосредственно воспроизводило звук радиостанции либо от микрофона.

В сравнении с постановлением СНК СССР от 27 сентября 1927 года «Об изменении ст. 11 постановления о радиостанциях частного пользования» снижается тариф за пользование радиоприемниками с 1 руб. до 50 коп., но в тоже время, отменены предусмотренные ранее льготы. Передающие радиостанции также становятся более доступными, например, передающая радиостанция по тарифам 1926 года с мощностью 0,5 кВт обходилась в 50 руб., а по тарифам 1928 года – в 25 руб. Размер платы, вносимой за пользование радиооборудованием, стал един для всех организаций и частных лиц. Ответственность за нарушение требований постановления СНК СССР от 14 мая 1928 года предусматривалась уже уголовная, а не административная. Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что советское правительство создавало благоприятные экономические условия для развития радиосвязи в СССР.

Отметим также, что к 1930 году система государственных доходов в СССР состояла из множества видов платежей. ЦИК и СНК СССР принимает решение о проведении налоговой реформы[13]. Согласно п. 46 ст. 2 постановления ЦИК СССР № 43, СНК СССР № 365 от 2 сентября 1930 года «О налоговой реформе»[3] (далее – постановление «О налоговой реформе») с 1 октября 1930 года отменяется абонементная плата, взимаемая с владельцев радиостанций частного пользования.

В целях приведения действующего законодательства к требованиям постановления «О налоговой реформе», СНК СССР 27 января 1931 года принимает постановление № 73 «О радиоустановках и трансляционных устройствах»[13], которое вносит существенные корректировки в сложившуюся ранее правовую среду использования радиооборудования. Так, детекторные радиоприемники не требуют разрешений Народного Комиссариата Почт и Телеграфов на их использование. Отменена обязательная регистрация установки радиоприемников для всех организаций и граждан СССР. Народному Комиссариату Почт и Телеграфов поручено утвердить размер установочной и абонентской платы с абонентов трансляционных устройств. С владельцев радиоустановок абонентская плата не взимается. Денежные средства, перечисляемые организациями и частными лицами, являются доходной частью бюджета Народного Комиссариата Почт и Телеграфов. Ответственность за нарушение данного постановления предусматривалась согласно законодательству союзных республик.

Постановлением СНК СССР от 16 сентября 1932 года № 1433 «О дополнении постановления Совета народных комиссаров Союза ССР от 27 января 1931 г. о радиоустановках и трансляционных устройствах»[14] (далее – постановление от 16 сентября 1932 года № 1433) осуществлено введение нового вида платы – «особая плата за регистрацию радиостанций, выдачу разрешительных свидетельств, контроль и другие осуществляемые Народным комиссариатом связи действия по регулированию радиосвязи». Таким образом, отмененную ранее плату (постановление «О налоговой реформе») законодатель возвращает как целевой сбор.

Следующим важным шагом в развитии законодательства в области платы пользователей радиочастотным спектром стало принятие постановления СНК СССР от 7 марта 1933 года № 377 «О введении абонементной платы за пользование приемниками для радиослушания»[15] (далее – постановление от 7 марта 1933 года № 377). Данным постановлением предусмотрено взимание платы с приемников независимо от их типа (трансляционные установки, детекторные или ламповые). Размер платы варьировался от 3 руб. до 500 руб. в год.

Регистрация приемников, взимание и контроль за своевременностью внесения платы был возложен на Наркомсвязи СССР. Конечным получателем этого вида платы являлся Комитет по радиовещанию при СНК СССР. За свои услуги Наркомсвязи СССР удерживал 7% от подлежащей перечислению платы.

В случае нарушения требований постановления от 7 марта 1933 года № 377 – за невыполнение правил регистрации и за несвоевременное внесение платы – вводилась административная ответственность в виде штрафа (п. «б» ст. 7).

Спустя год от издания постановления от 7 марта 1933 года № 377, СНК СССР принимает решение об изменении порядка пользования, установления и взимания платы за радиооборудование. Принятое 27 марта 1934 года постановление СНК СССР № 656 «О трансляционных радиоузлах, трансляционных радиоточках и радиоприемниках»[16] (далее – постановление от 27 марта 1934 года № 656) оставило без изменений разрешительный порядок использования радиооборудования. В свою очередь, Наркомсвязи СССР наделяется полномочиями по освобождению от получения разрешений отдельных категорий трансляционных радиоузлов. Указанным документом устанавливалось четыре вида платы: а) установочная и абонентская плата за трансляционные радиоточки от трансляционных радиоузлов Наркомсвязи СССР; б) абонентская плата за трансляционные радиоточки от трансляционных радиоузлов других ведомств и организаций в части, поступающей в пользу Всесоюзного Радиокомитета; в) абонентская плата с владельцев трансляционных радиоузлов; г) абонентская плата за ламповые и детекторные радиоприемники. Размеры взимаемой платы также утверждались данным постановлением. Согласно ст. 11 постановления № 656 от 27 марта 1934 года, от абонентской платы освобождались радиоузлы, использующиеся как производственные, которые осуществляли радиовещание (например, вокзальные установки для информирования пассажиров, производственная цеховая связь). Годовая абонентская плата за право приема радиовещательных программ с трансляционных радиоузлов составляла от 36 руб. до 750 руб. в год, и взималась с владельцев радиоузлов в пользу Всесоюзного радиокомитета. С данных владельцев Наркомсвязи СССР взимал особую плату, предусмотренную постановлением от 27 января 1931 года № 1433 (ст. 9).

В статье 12 регулировалось внесение двух видов платы владельцев трансляционных радиоточек (проводное радиовещание): установочная и абонентская плата. Внесенная ими плата имела целевое назначение и направлялась в соответствии со ст. 14 указанного постановления:

установочная плата – владельцам трансляционных радиоточек;

абонементная плата – 2/3 перечислялись Наркомсвязи СССР (за техническое обслуживание) и 1/3 – Всесоюзному Радиокомитету (за радиовещание).

Взималась и плата с владельцев радиоприемников (лампового и детекторного типа), однако она уже вносилась в пользу Всесоюзного Радиокомитета, а не Наркомасвязи СССР. Тариф дифференцировался в зависимости от типа оборудования (ламповый или детекторный, как указано выше), от способа использования (индивидуальный или коллективный) и составлял от 3 руб. до 50 руб. в год.

Взимание и контроль за своевременным внесением всех видов платы возлагались на органы Наркомсвязи СССР. При этом Наркомсвязи СССР удерживал за свои услуги плату в размере 7% от размера оплаты, подлежащей перечислению во Всесоюзный Радиокомитет.

Постановлением от 27 марта 1934 года№ 656 предусматривалась административная ответственность за несвоевременное внесение или невнесение платы в виде штрафа в размере полугодовой абонентской платы в зависимости от типа используемого радиооборудования (ст. 21).

Проводя анализ формирования законодательства в области связи, касающегося вопроса установления и взимания платы пользователей радиочастотным спектром, можно выделить следующие периоды его развития:

Первый период (1918 – 1924 гг.) – осуществляется первоначальное формирование законодательной базы в области использования радиостанций. Данный этап напрямую связан с происходящими в стране событиями и политической ситуацией (военный коммунизм и НЭП).

Второй период (1924 – 1937 гг.) – характеризуется активным совершенствованием ранее принятого законодательства в области радиосвязи, постепенным ужесточением ответственности за нарушение сроков внесения платы за использование радиооборудования.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в период с 1918 по 1937 годы пользование радиостанциями осуществлялось на основании разрешительных документов, выдаваемых государственными органами. Плата взималась со всех радиостанций, включая приемники.

Мы не встретили понятие «плата за использование радиочастотного спектра» ни в научной, ни в правовой литературе, проанализированной за период 1918 – 1937 гг. Однако, широко использовались такие понятия как «абонементная плата за пользование радиосетью», «абонентская плата за пользование приемными радиостанциями» и т.д. Согласно определению, указанному в ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» [4] «радиочастотный спектр – упорядоченная совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств». Таким образом, исходя из сути данного определения, плата за использование радиооборудования по своей правовой природе не отличалась от действующего на сегодняшний день понятия «плата за использование радиочастотного спектра». Ведь, в основу взимания платы за использование радиооборудования было заложено целевое назначение платежа, а именно: обеспечение системы контроля за доступом к радиочастотному спектру (разрешительный порядок, технический контроль и прочее).

Анализ законодательных актов, регулирующих отношения в сфере связи в советский период (1918 – 1937 гг.) позволяет нам сделать вывод о том, что законодательство в области связи, в том числе и регулирующее порядок взимания платы с пользователей радиочастотного спектра, получило активное развитие. Законодателем была определена мера ответственности за невнесение или несвоевременное внесение платы. Резюмируя все вышеизложенное, мы также акцентируем, что законодательство по вопросам взимания платы с пользователей радиочастотным спектром развивалось в соответствии с уровнем развития радио в вышеуказанные годы.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Последние полтора столетия отмечаются резким возрастанием коммуникационных возможностей человека: дотоле находившиеся в практически статичном состоянии на протяжении тысячелетий, они получили резкое ускорение в результате внедрения технологических новинок. И это неудивительно: с давних пор человечество стремилось сократить расстояние между континентами и странами, улучшить возможность общения между разорванными на сотни и тысячи километров людей. Чего стоит только такое действительно эпохальное событие, как успешная прокладка трансатлантического подводного кабеля с парохода «Грейт Истерн» в середине 1860-х гг. А всего через несколько лет, в 1870 г., была открыта телеграфная линия Лондон – Бомбей. Сегодня уже невозможно представить нашу повседневную жизнь без интернета и социальных сетей, а ведь масштабное внедрение радио в наиболее развитых странах мира произошло немногим менее столетия назад, в 1920-е – 1930-е гг. Если в 1930- е г. в США насчитывалось около 112 млн. радиоприёмников, то в Советском Союзе их было значительно меньше: несмотря на это воспоминания многих советских граждан свидетельствуют о том настоящем буме радио и радиоприемников, который охватил нашу страну в то время. Достаточно сказать, что любители сами конструировали радиоприемники, а росшие вверх радиоантенны были непременным атрибутом всех крупных и не только городов нашей страны. Подобная массовость неизбежно приводила к необходимости правового регулирования радиосферы: эта тема сравнительно мало известна российскому читателю.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются платежи за пользование радиочастотным спектром в 1920-1930-е гг. в СССР. Автор ставит своей задачей проанализировать основные периоды формирования и развития правил уплаты пошлин за использование радиочастотного спектра в периоды новой экономической политики, индустриализации и коллективизации, а также выявить динамику развития законодательства.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступают системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, а также сравнительный метод.
Научная новизна исследования заключается в самой постановке темы: автор на основе различных источников стремится определить основные периоды формирования механизма правового регулирования оплаты услуг связи и соответствующей нормативно-правовой базы в СССР.
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его разносторонность (всего список литературы включает в себя 17 различных источников). Прежде всего отметим серьезную источниковую базу рецензируемой статьи: это различные нормативно-правовые документы, а также статистико-экономические данные. В то же время в библиографии не представлено ни одной исследовательской работы. Вне авторского поля зрения оказались труды П.С. Гуревич и В.Н. Ружникова («Советское радиовещание: страницы истории», М., 1976), сборник «Радио: начало истории. К 120-летию», М., 2017, М.И. Бабюка («Правовое и организационное обеспечение развития массового радиовещания в СССР в условиях НЭПа», Вестник Московского университета, серия Журналистика, 2017, № 6), Г.А. Казакова («Наша страна родина радио», М., 1952 ) и т.д. А ведь библиография обладает важностью не только с научной, но и с просветительской точки зрения: читатели после знакомства с текстом статьи могли бы обратиться к другим материалам по ее теме. Таким образом, на наш взгляд, библиография статьи нуждается в дополнении.
Стиль работы можно отнести к научному, доступному для понимания не только специалистам, но и всем тем, кто интересуется историей нашей страны и развитием радиоиндустрии. В то же время рецензируемая статья тяготеет к описательности. Апелляция к оппонентам представлена в выявлении проблемы на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой исследования.
Хотя структура статьи отличается определенной логичностью и последовательностью, к ней есть замечания. Так, автор не показывает актуальность темы, степень ее научной разработанности, а начинает с общих положений, относящихся к Конституции РСФСР 1918 г. Анализируя формирование законодательства в области связи, касающегося вопроса установления и взимания платы пользователей радиочастотным спектром, автор выделяет два основных этапа: для первого этапа (1918-1924) было характерно первоначальное формирование законодательной базы в области использования радиостанций, для второго (1924-1937) совершенствование «ранее принятого законодательства в области радиосвязи, постепенным ужесточением ответственности за нарушение сроков внесения платы за пользование радиооборудованием».
Главным выводом статьи является то, что «законодательство по вопросам взимания платы с пользователей радиочастотным спектром развивалось в соответствии с уровнем развития радио в вышеуказанные годы».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы и выводы могут быть использованы в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах.
В то же время к статье есть замечания:
1) В название статьи необходимо внести дополнение, уточнив что исследование относится к РСФСР, СССР.
2) Необходимо расширить библиографию статьи в части исследовательской литературы, что важно, как с научной, так и с просветительской точки зрения.
3) Следует в начале статьи показать актуальность темы, а также показать степень ее научной разработанности.
4) Автор пишет, что «в рассматриваемый период, ни в научной, ни в правовой литературе понятие «плата за использование радиочастотного спектра» не встречалось», однако не дает никаких ссылок, на которые опирается данное утверждение.
5) Неясно, почему автор заканчивает второй период формирования законодательства в области связи 1937 г.
6) Следует убрать из текста англоязычную аннотацию.
7) В англоязычной аннотации, представленной в начале статьи, содержится опечатка: А.С. Попов представил свой приемник конечно же в 1895 г., а не в 1985 г., как пишет автор.
8) Необходимо вычитать текст с точки зрения русского литературного языка. Так, у автора в заключительном абзаце дважды встречается «сделать вывод» и т.д.
При условии исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Юридические исследования».

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.