Статья 'Цифровой портал «Криминологическое планирование» - основной помощник в принятии управленческих решений в сфере предупреждения преступлений ' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Цифровой портал «Криминологическое планирование» - основной помощник в принятии управленческих решений в сфере предупреждения преступлений

Лаптев Андрей Сергеевич

главный инспектор, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области

640000, Россия, Курганская область, г. Курган, ул. Куйбышева, 81

Laptev Andrei Sergeevich

Chief Inspector, Ministry of Internal Affairs of Russia for the Kurgan region

640000, Russia, Kurgan region, Kurgan, Kuibyshev str., 81

and420@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7136.2023.8.43734

EDN:

WTCQBX

Дата направления статьи в редакцию:

07-08-2023


Дата публикации:

01-09-2023


Аннотация: Предметом исследования выступают нормы действующего российского законодательства, регламентирующие организацию и соотношение уровней планирования, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности, а также создание цифровой среды в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Целью работы является выработка предложений по совершенствованию практики противодействия (профилактики) преступности, прежде всего на региональном и муниципальном уровнях, повышению эффективности воздействия на ее детерминирующие факторы. Автором творчески использовались общенаучные методы в познавательно значимом единстве (анализа, синтеза, системно-структурного). Исследован зарубежный опыт использования информационных систем в деятельности региональных правоохранительных органов для осуществления анализа, прогнозирования (преступлений, личностей правонарушителей, жертв преступлений). Новизна работы обусловлена необходимостью повышения использования возможностей информационных технологий в процессе выработки и реализации мер по профилактике региональной преступности. Автором обоснована целесообразность сознания в рамках платформы «Цифровое стратегическое планирование» портала «Криминологическое планирование» в качестве адаптивной информационно-управляющей системы, обеспечивающей поддержку управленческих решений субъектами планирования в сфере профилактики преступности руководством страны, региона, муниципального образования, предложена его структура, требования к информационной инфраструктуре, отражены все возможности, которые будет обеспечивать работа портала, в том числе путем осуществления профессиональной подготовки специалистов в сфере криминологического планирования путем дистанционного метода коммуникации, в результате чего будет создаваться в каждом регионе России оптимальная система субъектов, задействованных в криминологическом планировании.


Ключевые слова:

криминологическое планирование, субъект РФ, портал, субъекты планирования, информационные технологии, безопасность, криминологический прогноз, профилактика преступности, управление, система

Abstract: The subject of the study is the norms of the current Russian legislation regulating the organization and correlation of planning levels, including in the field of national security, as well as the creation of a digital environment in the activities of public authorities and local self-government. The aim of the work is to develop proposals to improve the practice of countering (preventing) crime, primarily at the regional and municipal levels, to increase the effectiveness of the impact on its determining factors. The author creatively used general scientific methods in cognitively significant unity (analysis, synthesis, system-structural). The foreign experience of using information systems in the activities of regional law enforcement agencies for the analysis, forecasting (crimes, the identities of offenders, victims of crimes) is studied. The novelty of the work is due to the need to increase the use of information technology capabilities in the process of developing and implementing measures to prevent regional crime. The author substantiates the expediency of using the Criminological Planning portal within the framework of the Digital Strategic Planning platform as an adaptive information management system that provides support for management decisions by planning subjects in the field of crime prevention by the leadership of the country, region, municipality, its structure, requirements for information infrastructure are proposed, all the possibilities that the work will provide are reflected the portal, including through the implementation of professional training of specialists in the field of criminological planning through the remote method of communication, as a result of which an optimal system of subjects involved in criminological planning will be created in each region of Russia.


Keywords:

criminological planning, subject of the Russian Federation, portal, planning subjects, information technology, security, criminological forecast, crime prevention, management, system

Обоснование актуальности проблемы. В современный период, несмотря на декларируемые достижения в противодействии отдельным видам тяжких и особо тяжких преступлений [1], в целом преступность представляет собой реальную угрозу национальной безопасности России в связи с чем является одной из острейших проблем как в целом государства, так и каждого субъекта РФ в отдельности, учитывая их существенные различия в географическом, религиозном, социально-экономическим и многих других аспектах.

Об этом свидетельствует совершение в 1 полугодии 2023 года организованными группами или преступными сообществами 18,4 тысячи тяжких и особо тяжких преступлений (+15,9%), иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории - 22,4 тысячи преступлений (+6,3%). Зарегистрировано 318,5 тысячи преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации (+27,9%), а их удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений увеличился с 24,8% в январе-июне 2022 года до 32,4%.

При этом только 6,6% из поставленных на учет посягательств, предусмотренных УК РФ, пресечены на стадии приготовления и покушения.

В субъектах РФ также отмечаются «всплески» тех или иных категорий преступлений существенно влияющих на благополучие граждан и государства. В частности, рост числа зарегистрированных уголовных деяний, связанных с незаконным оборотом оружия, отмечается в Белгородской (+134,9%), Костромской (+59,0%), Сахалинской (+46,2%) областях, Республиках Хакасия (+60,8%), Адыгея (+56,5%), IT-преступлений – в Ненецком АО (+121,9%), Республике Ингушетия (+103,7%), Ярославской (+75,3%), Новгородской (+69,7%), Липецкой (+68,7%) областях. Увеличение числа погибших от преступлений зафиксировано в Республике Адыгея (+52,2%), Чувашия (+32,4%), Еврейской АО (+33,3%), Ставропольском крае (+32,4%), Липецкой (+33,8%), Курганской (+29,5%) областях [2].

Существенную роль в организации работы по предупреждению преступности играет криминологическое планирование. Планирование, как инструмент организации любой достаточно сложной сознательной деятельности предполагает определение, конкретизацию и фиксацию в плане целей, задач и средств их выполнения. Обязательность для исполнителей решений, предусмотренных планом задач, делает планирование надежным средством правового обеспечения достижения поставленных целей.

Сложившиеся в настоящее время на региональном уровне методики и подходы к организации и осуществлению планирования мероприятий, направленных на противодействие преступным проявлениям, в полном объеме не отражают требования времени.

При изучении практики комплексного противодействия преступности на региональном уровне обращает на себя внимание формализм в организации криминологического планирования, его фактическая бессистемность, выражающаяся в проведении поверхностных анализов развития криминогенной обстановки, прогнозов преступности, а также низкой координацией между различными субъектами, осуществляющими деятельность по профилактике преступлений, что подтверждается в том числе исследованиями, проведенными Р.М. Абызовым [3] и А.В. Евсеевым [4].

Наряду с этим фактически отсутствуют устойчивые информационные потоки между соседними субъектами Федерации, касающиеся работы по предупреждению и профилактике преступлений, а в современных условиях они особенно важны, поскольку невозможно всерьез строить прогноз, и соответственно и криминологическую программу без учета взаимного влияния регионов.

В результате в современных условиях особенно отчетливой в формирующемся информационном обществе становится актуальность вопросов, касающихся информационно-аналитического обеспечения планирования в сфере предупреждения преступности в региональном (муниципальном) сегменте путем широкого внедрения достижений коммуникационных технологий в криминологическую деятельность.

Основная часть. С 2002 года в России началась работа по внедрению технологий по оптимизации государственного управления и планирования. Государственная автоматизированная информационная система «Управление» изначально создавалась как система, обеспечивающая управление приоритетными национальными проектами, однако спустя 7 лет данная ГАИС стала основой всего электронного государственного управления.

В соответствии со статьями 14, 40, 41, 42 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ появилась федеральная информационная система стратегического планирования, которая реализована на базе ГАИС «Управление». В ФИС включены различные показатели социально-экономического развития, государственных программ, отчеты о ходе реализации документов стратегического планирования и другие необходимые данные. Система должна обеспечивать формирование и обработку данных на основе распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах и системах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

Вместе с тем, рассматриваемая система создавалась в сфере стратегического планирования, прежде всего, исходя из компетенции Правительства России, в результате чего она охватывает документы, касающиеся непосредственно социально-экономического развития, не затрагивая блока планирования национальной безопасности. Однако именно взаимосвязь планирования в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности является наиболее существенной проблемой, разрешение которой станет основой эмерджентности для достижения целей и стратегических приоритетов, определенных Президентом России в своих Указах от 21 июля 2020 г. № 474 и от 2 июля 2021 г. № 400.

В последние годы осуществляется постепенный переход к новому качественному этапу технологического процесса - от электронного к цифровому управлению, главной отличительной чертой которого является принятие решений не только на основе накопленного опыта и сложившихся потребностей, но и принятие решений, предвосхищающих потребности на основе анализа и прогноза [5, 6].

Данный процесс фактически начался с запуском в 2019 года национального проекта «Цифровая экономика», включающего федеральный проект «Цифровое государственное управление», ориентированный на использование цифровых технологий и платформенных решений в государственном управлении, а тот в свою очередь проект «Цифровое стратпланирование». Целью данного проекта является создание цифровой платформы поддержки принятия управленческих решений в сфере стратегического управления, посредством информатизации и автоматизации всех процессов стратегического планирования, разработки и внедрения интеллектуальных технологий (имитационное моделирование, большие данные, облачные технологии и т.д.).

В этой связи для создания действенной системы комплексного регионального криминологического планирования, консолидирующей планирующую деятельность в сфере безопасности и социально-экономического развития, обеспечивающей своевременное и объективное информационно-технологическое и прогнозное обеспечение предлагается в рамках вышеуказанной платформы сформировать портал «Криминологическое планирование».

Создание такого портала целесообразно именно в рамках платформы «Цифровое стратпланирование» в связи с тем, что в ней уже имеются все необходимые элементы для осуществления планирования (реестр документов, общественное обсуждение, контроль и мониторинг, аналитический модуль, статистические данные), отчасти схожие субъекты использования, при этом существенно сократятся расходы на формирование новой системы.

Для эффективного решения как стратегических, так и тактических задач по информационно-аналитическому обеспечению процесса планирования в сфере профилактики преступности данный портал должен накапливать, обрабатывать и выдавать в конечном итоге информацию путем интеграции из банков данных различных форматов. Все это необходимо для повышения скорости обмена информацией между ведомствами (органами, отдельными подразделениями), снижения документооборота, формирования объективного массива информации.

Имеющиеся в распоряжении субъектов криминологического планирования, особенно в субъектах Российской Федерации, учитывая их многообразие, программные системы, как правило, носят разрозненный характер, отсутствуют единые стандарты, классификация, формализация накапливаемой информации.

Необходимость автоматизации информационной работы при подготовке прогнозов возможного развития криминологической ситуации ранее уже затрагивался в работах отдельных ученых. В частности, по мнению Т.А. Раскиной [7], П.А. Пименова [8] такой прогноз зависит от имеющихся ресурсных (технических) возможностей, переработки, хранения и использования криминологически значимой и обоснованной информации.

Предлагаемый же портал не будет только сводится к отдельным этапам криминологического планирования (прогнозирование, мониторинг), а будет охватывать все его основные стадии с существенным сокращением временных затрат от получения данных до окончательной реализации определенных мероприятий [9, 10].

При этом опыт использования информационных систем в деятельности правоохранительных органов для осуществления анализа, прогнозирования (преступлений, личностей правонарушителей, жертв преступлений), определения мероприятий по предупреждению преступности, в том числе с привязкой к их географическому положению, оперативный анализ данных из сети Интернета, а также на основе данных из социальных сетей с дачей оценки последствий их проведения на протяжении последних десятилетий активно используется в зарубежных странах [11, 12, 13, 14, 15].

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172 определена система стратегического планирования, действие которой распространяется и на криминологическое планирование в целом, включающая все предусмотренные Конституцией РФ уровни публичной власти (федеральный, региональный, муниципальный). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 г № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» с 2022 года осуществляется трансформация института госпрограмм Российской Федерации и переход на новые подходы к их разработке и реализации, включая изменение системы целеполагания, структуры и содержания, формирование системы управления, затрагивающая и государственные программы субъекта Российской Федерации, в число которых входят программы профилактической направленности, разрабатываемые с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации.

Таким образом, основная задача государственной политики в области криминологического планирования состоит в усилении системности по достижению целей и задач национального развития, а также направлений и инструментов их достижения.

Однако, принимая во внимание необходимость обеспечение единого взаимосвязанного технологического процесса криминологического планирования на всех уровнях, включая, прежде всего вопросы финансового обеспечения, управление безопасностью регионов РФ (их муниципальных образований) исключительно из федерального центра в современных условиях является малоэффективным и не может обеспечить необходимого эффекта, обусловленного различиями в условиях их функционирования [16].

В связи с чем, основным уровнем развития портала «Криминологическое планирование», при наличии федерального, предлагается считать именно региональный уровень, который на основе целей и задач, поставленных федеральным Правительством, с учетом общих мероприятий, отраженных в соответствующих государственных программах Российской Федерации и иных основополагающих документах, будет системно аккумулировать информацию о процессе противодействия преступности, фактически создавая единое, сетевое региональное информационное пространство с гибкими и согласованными связями всех субъектов криминологического планирования в конкретном регионе РФ (руководители всех уровней, сотрудники подразделений, объекты управления) не только на вертикальном, но и горизонтальном уровнях [17, 18], что является существенным отличием от существующей модели иерархического управления.

При этом проведенные исследования ученых [19, 20] показали, что большое значение на реализацию инновационных идей оказывают именно малые связанные группы постоянного общения, коими в процессе регионального криминологического планирования выступают конкретные сотрудники (руководители) отдельных федеральных ведомств, министерств (департаментов, отделов) региональных (муниципальных) органов власти, представители институтов гражданского общества, которые и будут основными пользователями портала «Криминологическое планирование».

Появление портала в регионе позволит сократить цикл разработки, согласования и принятия комплексных документов по профилактике преступности, следовательно, уменьшить трудоемкость данного процесса, сконцентрировать ресурсы на самых важных (первоочередных) вопросах.

Кроме того, потенциал портала должен позволить стать ему неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов в сфере криминологического планирования путем дистанционного метода коммуникации (совместно представителями федеральных министерств, правоохранительными ведомствами, отдельными коммерческими организациями и т.д., что позволит существенно сократить расходы бюджетов), обеспечить обмен знаниями, инициировать активность образовательного сообщества по преодолению тормозящих в данной сфере факторов, в результате чего создать для каждого региона России оптимальную систему субъектов, задействованных в криминологическом планировании, выражающийся, по мнению С.М. Иньшакова, в максимальной реализации антикириминального общественного потенциала [21].

Данное положение особенно актуально с учетом отражения в статье 49 Указа Президента России от 8 ноября 2021 года № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» основных задач кадрового обеспечения стратегического, и соответственно, криминологического планирования, которое в настоящее время натыкается в подавляющем большинстве субъектов РФ и муниципальных образованиях на значительные организационно-управленческие проблемы, связанные с недостаточным уровнем компетенции сотрудников региональных органов власти и местного самоуправления, осуществляющих планирование в сфере противодействия преступности, которые не всегда даже обладают необходимым пониманием вектора движения.

Предполагается, что в портале «Криминологическое планирование» должны функционировать следующие составляющие:

- хранилище данных, содержащее: межведомственные, ведомственные планирующие документы всех уровней, касающиеся различных направлений профилактической деятельности, не входящих в перечень документов стратегического планирования, решений координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, планов проведения оперативно-профилактических операций, отчетов всех правоохранительных органов субъекта РФ по основным направлениям деятельности о реализации комплексных программных документов и т.д.; комплексную криминологическую оценку региона; сведения, характеризующие фактическое состояние и прогнозируемый уровень развития криминогенных проявлений;

- сервис по выявлению дисбалансов и криминологических угроз, рисков при реализации плановых документов, моделированию криминогенной обстановки в регионе, муниципальном образовании;

- сервис по разработке и согласованию программ, планов, прогнозов, включающий портал общественной коммуникации и информационно-аналитический поддержки субъектов криминологического планирования в части распределения работы по подготовке криминологических плановых документов с системой дистанционного обучения;

- сервис, отражающий и анализирующий финансовое обеспечение запланированных, выделенных и освоенных в ходе их реализации, воздействие на достижение соответствующих целей;

- домен научных знаний в сфере криминологического планирования.

Создание рассматриваемого портала объективно требует наличие соответствующей информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности:

- непрерывного сбора, обработки и комплексирования точной информации в реальном времени;

- обеспечения возможности постоянной работы с большими объемами данных различной структурированности;

- создания единого информационного пространства между разрозненными по функционалу и сетевой архитектуре ведомствами (органами) для информационного обмена;

- формирования надежных механизмов информационной безопасности [22, 23].

Таким образом, исходя необходимости эволюционного наращивания, а в отдельных случаях существенной модификации структуры представления данных с учетом действий пользователей портала или при изменении характеристик внешней среды (криминологической обстановки), в том числе в условиях непрерывности функционирования, портал «Криминологическое планирование» должен быть, прежде всего, адаптивной информационной системой, включающей в себя адаптивную базу данных, автоматизированную система обработки информации. Особенно это актуально для значительного числа его пользователей, отличающихся основными целями и опытом осуществления планирующей деятельности по противодействию преступности.

Выводы. Предлагаемый к созданию в рамках платформы «Цифровое стратпланирование» портал «Криминологическое планирование» можно определить как адаптивную информационно-управляющую систему, в основе которой лежит информационная взаимосвязь ее компонентов, включающую совокупность программно-технических средств и организационно-технологических методов, ориентированных на осуществление комплексного анализа преступности в целом и отдельных ее видов на всех уровнях управления, прогнозирование важнейших тенденций и закономерностей ее развития, обеспечение процесса подготовки предложений по различным вариантам решения возникающих проблем, поддержку управленческих решений в сфере профилактики руководством страны, региона, муниципального образования и оценку возможных последствий реализации данных решений.

В результате будет сформирована эффективная система взаимоотношений субъектов криминологического планирования в цифровом пространстве и в режиме реального времени, что является актуальной проблемой для управления в современной России, которая позволит скоординировать усилия, установить действенную обратную связь с учетом вертикальных и горизонтальных связей, в том числе на уровне соседствующих субъектов РФ, повысит качество принимаемых планирующих документов [24, 25, 26].

Также принципиальным отличием указанного портала будет являться открытость содержащейся в ней информации, которая достигается взаимодействием вышеописанных элементов системы, обеспечивающих получение сведений из нескольких источников, ее упорядочивание, обработку и доведение в обобщенном виде до субъектов криминологического планирования.

Портал должен стать реальным помощником в процессе осуществления криминологического планирования именно на региональном уровне, на котором в основном и реализуются задачи, поставленные руководством страны в сфере обеспечения безопасности, и который является главным ориентиром в профилактической деятельности органов власти муниципального уровня.

При этом, конечно же он не станет панацеей в данной работе, так как компьютерные алгоритмы будут предсказывать только риск будущих событий, а не реальные события, соответственно предложенные прогнозы будут являются лишь частью сквозного процесса криминологического планирования; даже с самыми полными программными пакетами пользователи системы должны критически интерпретировать результаты проводимых анализов с целью исключения ошибочных результатов, на основе собственного опыта определять мероприятия по воздействию на преступность, тех или иных ее проявлений.

Библиография
1. Показатель раскрываемости убийств и покушений на убийство в Российской Федерации достиг исторического максимума. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/40114266/ (дата обращения: 31.07.2023).
2. Статистический сборник ФКУ «ГИАЦ МВД России» «Состояние преступности в России за январь-июнь 2023 года» // М.: МВД России, 2023.
3. Региональная криминология: учебник / Р.М. Абызов. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2021. С. 145.
4. Евсеев А.В. Организация криминологического обеспечения предупреждения преступлений территориальными органами МВД России на районном уровне: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. С. 11-14.
5. Добролюбова Е.И. Совершенствование правового регулирования информационного обеспечения государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 2. С. 24-28.
6. Кудряшова Е.В. Информационные технологии для стратегического планирования в России: этапы развития и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С 23-31.
7. Раскина Т.А. Теоретические аспекты аналитической деятельности прокуроров по профилактике преступности и правонарушаемости // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. Т. 10, № 1. C. 170–178.
8. Пименов П.А. Современные средства и методы криминологического прогнозирования: отечественный и зарубежный опыт: аналитический обзор. М.: Академия управления МВД России, 2014. с. 24-25.
9. Новикова О.Ю. Методы и алгоритмы поддержки принятия решений центрами оперативно-разыскной информации: дис. ... канд. техн. наук. М., 2015. С. 154.
10. Sanders C., Condon С. Crime analysis and cognitive effects: the practice of policing through flows of data // Global Crime. 2017. Vol. 18, № 3. Р. 237-255.
11. Евсеев А.В. Зарубежный опыт организации криминологического обеспечения деятельности правоохранительных органов // Вестник ВИПК МВД России. 2020 № 2. С 90-97.
12. Варыгин А.Н., Червонных Е.В., Клементьев А.С., Пименов П.А. Институт штатных криминологов (криминальных аналитиков): зарубежный опыт и перспективы внедрения в систему профилактики правонарушений в Российской Федерации // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13, № 3. С. 508.
13. The Los Angeles Police Department Is Predicting and Fighting Crime With Big Data. URL: https://datafloq.com/read/los-angeles-police-department-predicts-fights-crim/ (дата обращения: 04.08.2023).
14. Predictive Policing Forecasting Crime for Law Enforcement. URL: https://www.rand.org/pubs/research_briefs/RB9735.html (дата обращения: 04.08.2023).
15. MAPS: How Mapping Helps Reduce Crime and Improve Public Safety. URL: https://nij.ojp.gov/topics/articles/maps-how-mapping-helps-reduce-crime-and-improve-public-safety (дата обращения: 04.08.2023).
16. Маслобоев А.В., Путилов В.А. Моделирование многоуровневых распределенных систем сетецентрического управления региональной безопасностью // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. № 2. С. 9-31.
17. Орлова О.Н., Шевченко К.Ю. Особенности управления местными пожарно-спасательными гарнизонами на основе сетецентрического подхода // Гражданская оборона на страже мира и безопасности; материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. 2021. С. 38-43.
18. Белевцев А.М. Некоторые тенденции развития информационных технологий для систем сетецентрического управления // Вооружение и экономика. 2020. 31 (51). С. 21-26.
19. Минаев В.А., Бондарь К.М., Дунин В.С., Скрипко П.Б. Экономическое образование: сетецентрическая парадигма управления и пандемические рестрикции // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 267-269.
20. Микрюков А.А. Парадигма сетецентрического управления предприятием и особенности ее реализации // Инновации и инвестиции, 2019. № 5. С. 75-79.
21. Иншаков С.М. Криминология в XXI веке // Криминология вчера, сегодня, завтра. 2017. № 3. С. 36-44.
22. Дегтярев С.В., Солдатов А.А., Ершов А.Ю. Сетецентрическая концепция управления в цифровой экономике // Вестник Академии знаний. 2022. № 49 (2). С. 96-102.
23. Микрюков А.А. Совершенствование управления предприятием на основе сетецентрического подхода // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. 2019. № 1. С. 132-137.
24. Чепурнова Н.М., Ищенко А.А. Некоторые аспекты совершенствования административно-правового регулирования стратегического планирования в контексте конституционной реформы в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2022. № 1. С. 25.
25. Шурчкова Ю.В., Шилова И.В. Проблемы взаимодействия регионального центра и муниципальных органов в процессе реализации государственных программ // Вестник Научно-исследовательского цента корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2021. Т. 1. № 2. С. 205.
26. Осипенко А.Л., Соловьев В.С. Основные направления развития криминологической науки и практики предупреждения преступлений в условиях цифровизации общества // Всероссийский криминологический журнал. 2021. Т. 15, № 6. C. 681-691.
References
1. The rate of detection of murders and attempted murders in the Russian Federation has reached a historic high. (2023). Retrieved from https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/40114266
2. Statistical collection of the Federal State Institution "GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia" "The state of crime in Russia for January-June 2023". (2023). Moscow: Ministry of Internal Affairs of Russia.
3. Abyzov, R.М. (2021). Regional criminology. Barnaul: Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
4. Evseev, A.V. (2016). Organization of criminological support of crime prevention by territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level: abstract. dis. ... cand. jurid. Moscow.
5. Dobrolyubova, E.I. (2017). Improvement of legal regulation of information support of public administration. State power and local self-government, 2, 24-28.
6. Kudryashova, E.V. (2021). Information technologies for strategic planning in Russia: stages of development and prospects. State power and local self-government, 2, 23-31.
7. Raskina, T.A. (2016). Theoretical aspects of the analytical activity of prosecutors on the prevention of crime and delinquency. Criminological Journal of the Baikal State University of Economics and Law, 1, 170-178.
8. Pimenov, P.A. (2014). Modern means and methods of criminological forecasting: domestic and foreign experience: analytical review, 24-25. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
9. Novikova, O.Yu. (2015). Methods and algorithms of decision support by centers of operational investigative information: dis. ... Candidate of Technical Sciences. Moscow.
10. Sanders, C., & Condon, C. (2017). Crime analysis and cognitive effects: the practice of policing through flows of data. Global Crime, Vol. 18, 3, 237-255.
11. Evseev, A.V. (2020). Foreign experience in organizing criminological support for law enforcement agencies. Bulletin of the VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2, 90-97.
12. Varygin, A.N., Chervonykh, E.V., Klementyev, A.S., & Pimenov, P.A. (2019). Institute of full-time criminologists (criminal analysts): foreign experience and prospects of introduction into the system of crime prevention in the Russian Federation. All-Russian Criminological Journal, Vol. 13, 3, 508.
13. The Los Angeles Police Department Is Predicting and Fighting Crime With Big Data. Retrieved from https://datafloq.com/read/los-angeles-police-department-predicts-fights-crim
14. Predictive Policing Forecasting Crime for Law Enforcement. Retrieved from https://www.rand.org/pubs/research_briefs/RB9735.html
15. MAPS: How Mapping Helps Reduce Crime and Improve Public Safety. Retrieved from https://nij.ojp.gov/topics/articles/maps-how-mapping-helps-reduce-crime-and-improve-public-safety
16. Masloboev, A.V., & Putilov, V.A. (2019). Modeling of multilevel distributed systems of network-centric management of regional security. Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2, 9-31.
17. Orlova, O.N., Shevchenko, & K.Yu. (2021). Features of the management of local fire and rescue garrisons based on a network-centric approach. Civil defense on the guard of peace and security; materials of the V International Scientific and Practical Conference dedicated to the World Civil Defense Day, 38-43.
18. Belevtsev, A.M. (2020). Some trends in the development of information technologies for network-centric management systems. Armament and economy, 31 (51), 21-26.
19. Minaev, V.A., Bondar, K.M., Dunin, V.S., & Skripko, P.B. (2021). Economic education: network-centric management paradigm and pandemic restrictions. The world of science, culture, education, 2 (87), 267-269.
20. Mikryukov, A.A. (2019). The paradigm of network-centric enterprise management and features of its implementation. Innovations and investments, 5, 75-79.
21. Inshakov, S.M. (2017). Criminology in the XXI century. Criminology yesterday, today, tomorrow, 3, 36-44.
22. Degtyarev, S.V., Soldatov, A.A., & Ershov, A.Yu. (2022) Network-centric management concept in the digital economy. Bulletin of the Academy of Knowledge, 49(2), 96-102.
23. Mikryukov, A.A. (2019). Improving enterprise management based on a network-centric approach. Innovative, information and communication technologies, 1, 132-137.
24. Chepurnova, N.M., & Ishchenko, A.A. (2022). Some aspects of improving the administrative and legal regulation of strategic planning in the context of constitutional reform in the Russian Federation. Administrative law and process, 1, 25.
25. Shurchkova, Yu.V., & Shilova, I.V. (2021). Problems of interaction of the regional center and municipal authorities in the process implementation of state programs. Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University, Vol. 1, 2, 205.
26. Osipenko, A.L., & Soloviev, V.S. (2021). The main directions of development of criminological science and practice of crime prevention in the conditions of digitalization of society. All-Russian Criminological Journal,. Vol. 15, 6, 681-691.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Цифровой портал «Криминологическое планирование» - основной помощник в принятии управленческих решений в сфере предупреждения преступлений».

Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам организации и использования цифрового портала «Криминологическое планирование». В качестве основного тезиса по статье указано следующее: «для создания действенной системы комплексного регионального криминологического планирования, консолидирующей планирующую деятельность в сфере безопасности и социально-экономического развития, обеспечивающей своевременное и объективное информационно-технологическое и прогнозное обеспечение предлагается в рамках вышеуказанной платформы сформировать портал «Криминологическое планирование»». В качестве предмета исследования выступили нормы законодательства, мнения ученых, материалы практики.

Методология исследования.
Цель исследования состоит в обосновании необходимости цифрового портала «Криминологическое планирование»: «Целью данного проекта является создание цифровой платформы поддержки принятия управленческих решений в сфере стратегического управления, посредством информатизации и автоматизации всех процессов стратегического планирования, разработки и внедрения интеллектуальных технологий (имитационное моделирование, большие данные, облачные технологии и т.д.)». Для достижения цели исследования использовались определенные методы исследования.
В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из эмпирических данных.
Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм действующего законодательства (прежде всего, норм законодательства РФ). Например, следующий вывод автора: «В соответствии со статьями 14, 40, 41, 42 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ появилась федеральная информационная система стратегического планирования, которая реализована на базе ГАИС «Управление». В ФИС включены различные показатели социально-экономического развития, государственных программ, отчеты о ходе реализации документов стратегического планирования и другие необходимые данные. Система должна обеспечивать формирование и обработку данных на основе распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах и системах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления».

Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.

Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. С точки зрения теории тема организации и использования цифрового портала «Криминологическое планирование» интересна и полезна, так как может быть эффективным инструментом помощи практикующим специалистам в сфере расследования преступлений. Сложно спорить с автором в том, что «Существенную роль в организации работы по предупреждению преступности играет криминологическое планирование. Планирование, как инструмент организации любой достаточно сложной сознательной деятельности предполагает определение, конкретизацию и фиксацию в плане целей, задач и средств их выполнения. Обязательность для исполнителей решений, предусмотренных планом задач, делает планирование надежным средством правового обеспечения достижения поставленных целей».
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать.

Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод:
«принципиальным отличием указанного портала будет являться открытость содержащейся в ней информации, которая достигается взаимодействием вышеописанных элементов системы, обеспечивающих получение сведений из нескольких источников, ее упорядочивание, обработку и доведение в обобщенном виде до субъектов криминологического планирования. Портал должен стать реальным помощником в процессе осуществления криминологического планирования именно на региональном уровне, на котором в основном и реализуются задачи, поставленные руководством страны в сфере обеспечения безопасности, и который является главным ориентиром в профилактической деятельности органов власти муниципального уровня».
Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором предложены концептуальные идеи по организации и использования цифрового портала «Криминологическое планирование», что может быть использовано в дальнейшем при реализации указанной идеи.
Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки.

Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «Юридические исследования», так как она посвящена правовым проблемам, связанным с организационным обеспечением деятельности по расследованию преступлений.
Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, в целом достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено.

Библиография.
Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России и из-за рубежа (Евсеев А.В., Новикова О.Ю., Добролюбова Е.И., Варыгин А.Н., Червонных Е.В., Клементьев А.С., Пименов П.А. и другие).
Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы.

Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.

Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к созданию в будущем цифрового портала «Криминологическое планирование».

На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.