Статья 'Особенности чрезвычайно-правового регулирования в России в условиях пандемии' - журнал 'Юридические исследования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Юридические исследования
Правильная ссылка на статью:

Особенности чрезвычайно-правового регулирования в России в условиях пандемии

Шмидт Татьяна Николаевна

кандидат юридических наук

доцент кафедры "Международные экономические отношения", Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пр. Ленина, 46, каб. 249

Shmidt Tatiana

PhD in Law

Associate Professor of the Department of International Economic Relations, Altai State Technical University named after I.I. Polzunov

656038, Russia, Altai Krai, Barnaul, Lenin Ave., 46, office 249

shmitatyana@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7136.2023.11.44075

EDN:

DBRIKQ

Дата направления статьи в редакцию:

20-09-2023


Дата публикации:

10-11-2023


Аннотация: В данной статье анализируются ключевые векторы воздействия чрезвычайных обстоятельств на возможности юридического регулирования. Особое внимание уделяется итогам пандемии COVID-19, сильно повлиявших на юридические рамки. Выявление и изучение подобных воздействий исключительных обстоятельств на правовое поле обуславливает тенденции развитию отечественного законодательства в указанной области. Целью настоящей статьи является проведение критического анализа и научного обобщения особенностей чрезвычайно-правового регулирования в РФ в условиях пандемии. Материалы и методы: Для проведения исследования использовались Конституция и комплекс законодательных актов, принятых во время пандемии коронавируса. В рамках методологии исследования применялись общенаучные методы (синтез, индукционно-дедукционные подходы, обобщение) и специализированные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.). Выводы и заключения: воздействие пандемии коронавируса, как образца естественных исключительных условий, выступает в увеличении области действия юридического регулирования, что вызывает расширение нормативно-правовых рамок; развитие юридического регулирования вне рамок указанной области; повышении активности применения квазиправовых механизмов ; модификации границ между обязательным и факультативным правовым регулированием; размытии границ между отдельными юридическими областями через формирование новых «циклических юридических сегментов»; модификации юридических рамок в целом. В статье представлена классификация аспектов воздействия короновирусной инфекции периода пандемии COVID-19 на развитие области применения юридического воздействия.


Ключевые слова:

развитие права, чрезвычайно-правовое регулирование, пределы правового регулирования, чрезвычайные обстоятельства, пандемия COVID-19, коронавирус, юридическое регулирование, методология исследования, синтез, индукционно-дедукционные подходы

Abstract: This article analyzes the key vectors of the impact of extraordinary circumstances on the legal regulation. Particular attention is paid to the influence of the COVID-19 pandemic as a sample of natural unforeseen conditions that greatly affected the legal framework. The impact of the exceptional circumstances on the legal regulation determines the trends in the development of domestic legislation in this area. The author studied the set of legislative acts adopted during the coronavirus pandemic. Within the framework of the research methodology, general scientific methods (synthesis, induction-deduction approaches, generalization, etc.) and specialized methods (formal legal, comparative legal, etc.) were used. The study identified key areas of the impact of emergency circumstances on the legal framework during the coronavirus pandemic, the analysis of the impact of which serves as a basis for the subsequent development of legal regulation in such situations. The impact of the coronavirus pandemic, as a sample of natural exceptional conditions, acts in increasing the scope of legal regulation, which causes the expansion of the regulatory framework; the development of legal regulation outside the specified area; increased activity in the use of quasi-legal mechanisms; modification of the boundaries between mandatory and optional legal regulation; blurring the boundaries between individual legal areas through formation of new "cyclical legal segments"; modification of the legal framework as a whole.


Keywords:

development of law, extreme situations regulation, legal regulation limits, extraordinary circumstances, COVID-19 pandemic, coronavirus, legal regulation, research methodology, synthesis, induction-reduction approaches

Введение

Пандемия COVID-19, которая охватила все страны земного шара, пришла так же в Россию. Правительством РФ были приняты определенные законодательные и иные нормативно-правовые акты для того, чтобы ввести стандарты правового регулирования тех или иных мероприятий, которые проводились в России с целью минимизации последствий распространения пандемии COVID-19 и грамотной организации функционирования экономики, предприятий, органов здравоохранения, социального обеспечения и т.д. на территории Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в рамках чрезвычайно-правового регулирования в России в условиях пандемии COVID-19.

Предметом исследования являются особенности чрезвычайно-правового регулирования в условиях пандемии Covid-19.

Целью настоящей статьи является проведение критического анализа и научного обобщения особенностей чрезвычайно-правового регулирования в РФ в условиях пандемии. Для раскрытия цели настоящей статьи, необходимо решение следующих задач:

1. исследовать понятие «специальный правовой режим» в отечественном законодательстве;

2. проанализировать практические аспекты применения специального правового режима в условиях пандемии COVID-19;

3. определить влияние исключительных обстоятельств пандемии на юридические рамки специального правового режима.

Методы и методология исследования. Для проведения исследования использовались Конституция и комплекс законодательных актов, принятых во время пандемии коронавируса. В рамках методологии исследования применялись общенаучные методы (синтез, индукционно-дедукционные подходы, обобщение и др.) и специализированные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.).

Новизна исследования. В ходе исследования были выявлены ключевые направления воздействия чрезвычайных обстоятельств на правовые рамки во время пандемии коронавируса, анализ воздействия которых служит базой для последующего развития юридического регулирования в подобных ситуациях.

Основная часть

1. Понятие «специальный правовой режим» в отечественном законодательстве

В настоящее время часто возникают ситуации, которые предполагают применение специальных юридических инструментов для реагирования на непредвиденные, форс-мажорные обстоятельства. Эти обстоятельства создают потребность в создании наборов юридических механизмов, которые иногда называют «чрезвычайным правом». Такие средства регулирования могут давать результат при управлении социальные отношениями в условиях, когда стандартные правовые нормы не применимы. [12, с. 47]

Для позиционирования таких наборов юридических инструментов часто применяется термин «специальный юридический режим». Существует множество разновидностей таких режимов, и систематизация их видов является предметом активных обсуждений.

Не вдаваясь в детали обсуждений, мы выделяем основной аспект, который играющий основную роль для нашего анализа. Исключительные обстоятельства могут возникать под влиянием различных неожиданных факторов, таких как общественные изменения, природные катастрофы, биологические угрозы и другие. Они могут потребовать применения специальных правовых мер, таких как введение чрезвычайных положений, установление военного режима, проведение антитеррористических мер и так далее. В рамках нашего исследования актуально не столько изучение каждого из этих конкретных правовых режимов, сколько анализ наличия чрезвычайных обстоятельств, которые обусловливают целесообразность введения таких режимов и их влияние на юридическое поле в целом. [5, с. 90]

Автор данного исследования исходит из убеждения, что чрезвычайные обстоятельства представляют собой ситуации, которые выходят за рамки обыденных условий и носят форс-мажорный характер, отличный от того, что мы обычно встречаем. Невзирая на то, что каждый из приведенных выше юридических режимов обычно является сформировавшимся механизмом с четким комплексом юридических инструментов, в ситуациях возникновения чрезвычайных обстоятельств эта по умолчанию статичная система получает импульс для прогресса, принимая во внимание сложившиеся обстоятельства. Также следует отметить, что упомянутые режимы могут вовсе не применяться, что обуславливает создание совершенно уникального механизма, который формируется под влиянием исключительных обстоятельств в данный момент.

Непредвиденные обстоятельства могут возникать вследствие двух видов исключительных ситуаций. Первый вид связан с преднамеренными социально опасными действиями граждан, в то время как второй образуется независимо от человеческих намерений и сознания как следствие катастроф, стихийных бедствий и других аналогичных событий, включая пандемии. Первый вид чрезвычайных обстоятельств необходимо позиционировать с точки зрения общественных факторов, оказывающих влияние на формирование правовых норм и законодательных рамок, в то время как второй вид связан с естественными причинами. [4, с. 13]

Хорошим примером обстоятельств второго вида можно считать глобальную пандемию коронавируса, которая изменила устоявшийся порядок жизни населения и существенными образом повлияла на юридические рамки и ограничения. Несмотря на то, что пандемия коронавируса является частным проявлением исключительных обстоятельств, она может позиционироваться как традиционный вид естественных событий. Исследование ее воздействия на область и содержание юридических рамок дает возможность сформулировать заключения и улучшить результат действия юридического механизма в аналогичных обстоятельствах в перспективе.

Перед формированием ключевых векторов воздействия коронавируса, как исключительного события, вызвавшего возникновение исключительных условий на юридические рамки, актуально подробнее рассмотреть концепцию «юридические рамки».

Юридические рамки необходимо позиционировать как общий термин, состоящий из двух основных элементов - это рамки юридической области и рамки предмета законодательного регулирования. Рамками юридической области являются ограничения, в пределах которых реализуются установленные законом меры в сфере социальных взаимодействий. Рамками предмета законодательного регулирования выступают рамки, в которых проводится законодательно установленное влияние на социальные отношения, с учетом объективных и субъективных условий. Важно подчеркнуть, что оба элемента юридических рамок разделяемы на естественные, разграничивающие область юридического действия от области человеческого существования, подверженных силам природы, и общественные, разграничивающие область юридического действия от других областей управления обществом, не предполагающих применения нормативно-правовых актов. [1, с. 29]

Внутри сферы юридического регулирования отмечаются внутренние ограничения, различаемые в зависимости от используемого показателя для структурирования. Этот показатель может включать в себя предмет регулирования, применяемые средства и инструменты, законодательные акты и другие показатели.

2. Специальный правовой режим в условиях пандемии COVID-19

Коронавирус оказал серьезное воздействие как на рамки в области юридического регулирования, так и на рамки предмета законодательного вмешательства. В условиях такой ситуации, как, пандемия, которая обладает исключительным характером, динамичные рамки юридического воздействия ускоряются еще больше. Проявлением данной динамики является изменение внешних общественных рамок в области юридического вмешательства, что естественным образом приводит к увеличению границ предмета такого воздействия. [10, с. 23]

Границы юридического воздействия определяются социальным взаимодействием, которое обладает юридической основой. Для определения этой основы используются показатели, в том числе, применимые для формирования рамок общественных норм и областей жизни человека, подчиненных силам природы. Такими показателям являются наличие элемента воли в социальных взаимодействиях и наличие альтернативных вариантов действий. Такие социальные взаимодействия должны обладать признаками, которые характерны исключительно для юридических отношений - способность к общественному контролю и нацеленность на удовлетворение традиционных, общественно значимых целей.

Коронавирус привел к значительным изменениям традиционных, общественно значимых целей. Большинство из них, которые ранее не характеризовались общественной значимостью и возможностями образования конфликтов, обрели соответствующие признаки. Это, в свою очередь, привело к развитию области юридического воздействия и включению новых аспектов в объект нормативно-правового регулирования. [7, с. 239]

В нормальных обстоятельствах перемещение индивида, согласно статье 27 Конституции, рассматривается как его персональная свобода, и в этой связи время, местоположение и финальная точка его перемещения рассматриваются как вопросы, выходящие за пределы юридического вмешательства. Однако в условиях пандемии такие персональные и частные области человеческой жизни, как перемещение и другие, которые обычно присутствуют исключительно в сфере саморегулирования, становятся потенциально конфликтными и общественно значимыми, попадая под влияние юридического вмешательства со стороны государства.

Схожая ситуация возникла и в контексте обеспечения социальной дистанции. В обычные времена этот аспект регулировался внутри общества и не подлежал законодательному регулированию. Однако в условиях COVID-2019 сформировалась потребность в формировании новых правовых норм. В связи с этим, было принято постановление, регулирующее соблюдение социальной дистанции в Российской Федерации.

Необходимо учесть, что развитие области и предмета юридического вмешательства продиктовано воздействием пандемии COVID-2019 на модификацию традиционных, общественно значимых сфер, образующих фундамент правовых отношений. При этом, эти отношения обычно предоставляют потенциал для контроля и мониторинга. Важно отметить, что эти два аспекта не всегда согласуются друг с другом. Например, увеличение общественно значимых противоречивых целей не всегда означает, что органы власти в состоянии эффективно контролировать их в рамках юридического воздействия.

В данных обстоятельствах юридическое воздействие на общество фактически дополняет уже сложившуюся нормативно-правовую базу и саморегулирующиеся элементы. Введение новых юридических норм в этой области, скорее, укрепляет действие существующих механизмов, чем создает нечто новое. Например, в этот период мы видим увеличение рекомендательного и указывающего воздействия, которое, как «мягкое право», действует в большей степени через моральное и этическое влияния на общество и индивидов. Это видно, например, в организации профилактических мероприятий пандемии COVID-19 и советам для юридических лиц в ситуации повышенного риска ее роста. Это также является специфической чертой воздействия коронавируса на рамки юридического воздействия. [9, с. 652]

Рекомендательное и указывающее воздействие, представляющее собой квазиюридический механизм, в данном контексте опирается на моральные и этические нормы, в большей степени, чем на строгую юридическую ответственность. Это обусловлено тем, что в ситуациях, где юридическое регулирование проникает в сферы, традиционно опиравшиеся на неправовую саморегуляцию и мораль и где нет возможности полного контроля, социальная легитимность и принятие народом государственных мер становятся более важными, чем законы.

Кроме одновременного развития рамок в области и предмете юридического воздействия, мы можем увидеть увеличение сферы применения правовых норм, выходящих за рамки традиционного законодательного вмешательства.

Отличительным примером действия такой тенденции можно назвать статью 19 Закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ, внедрившую изменения в ряд нормативно-правовых актов, связанных с предотвращением и устранением исключительных обстоятельств. Эта статья была нацелена на обеспечение потребностей арендаторов, давая им возможность просить снизить плату за арендуемые объекты в течение 2020 года. Однако она оставила в стороне запросы другой стороны данного бизнеса - арендодателей. Это создает впечатление, что органы власти поспешили вмешаться в область, где механизмы саморегулирования могли бы более эффективно учесть потребности и запросы обеих сторон. Эта ситуация имеет существенную связь со спецификой процесса законодательства. В данном случае, специфика позиционируется как нехватка разработки актуальной законодательной стратегии, поскольку она провоцирует риски превышения границ традиционной юридической регламентации. В итоге, в исключительных обстоятельствах в законодательстве неизбежна тенденция следования обстоятельствам, и при этом уровень риска превышения области применения правовых норм может повышаться, что, в свою очередь, повышает риск излишней юридической регламентации. [2, с. 55]

Как упоминалось ранее, воздействие коронавируса охватывает разнообразные виды и направления ограничений, налагаемых правовой системой. В данном контексте можно проследить ряд существенных перспективных закономерностей. Прежде всего, это характеризуется пересмотром равновесия между императивным и распорядительным воздействием. Пандемия, безусловно, вызвала изменения в относительной гармонии между этими двумя формами нормативного воздействия в контексте конкретных юридических механизмов. Некоторые ученые-юристы считают, что «в условиях исключительных обстоятельств должны преобладать запреты и ограничения».

Тем не менее, это утверждение кажется чересчур категоричным, и практика законодательного воздействия во время пандемии коронавируса доказывает его недостаточную обоснованность.

С одной стороны, мы можем наблюдать тенденцию к пересмотру детализированных и обязательных норм в пользу более гибких и либеральных решений. Хорошим примером является упрощение процессов, касающихся государственных и муниципальных закупок. Данная динамика в основном была продиктована ограниченным временем и высокой необходимостью в быстром удовлетворении запросов различных сторон.

Однако, увеличение противоречивости запросов, о котором мы уже говорили, неизбежно приводит к повышению обязательных норм, включая расширение сферы действия, за которую предусмотрена правовая ответственность и внедрение дополнительных мер, направленных на ее увеличение. Подобные меры включают в себя ужесточение правовых последствий за игнорирование установленных норм.

3. Влияние исключительных обстоятельств пандемии на юридические рамки специального правового режима.

Приведенные модификации являются очевидными и неизбежными, обусловленными развитием и эволюцией социальных взаимоотношений в исключительных ситуациях, что является обоснованным мотивом для пересмотра границ между обязательными и добровольными нормами права. Не следует, однако, игнорировать влияние субъективных факторов, так как они в значительной степени формируются направлениями и приоритетами, которые органы власти ставят перед собой в чрезвычайных ситуациях. Очевидно, что стратегии и приоритеты органов власти в подобных ситуациях начинают значительно изменяться под воздействием социальной динамики. [6, с. 19]

Сфера применения юридических норм также претерпела изменения в свете пандемии коронавируса, что выразилось в образовании так называемого «циклического юридического сегмента», который нацелен на ликвидацию COVID-19 и снижением его влияния на общество.

Приведенная правовая категория - это нетрадиционные законодательные конструкции, которые встраиваются в существующий юридических механизм, влияют на его контекст и стратегические векторы, а также обладают большой значимостью, как для органов власти, так и для населения, не будучи при этом автономными. Примерами таких сегментов являются антикоррупционное законодательство и правовое поле, регулирующее формирование и стратегии отечественной цифровой экономики.

Образование данных сегментов, включая направленный против пандемии, обуславливает «смешивание» привычных сфер правового регулирования и поднимает вопрос о необходимости дальнейшего анализа этого механизма. Следует подчеркнуть, что данный процесс необходимо позиционировать независимо от уже текущего отрицательного тренда «смешивания» юридических областей, который заключается в попытке интегрировать нормы, воздействующие на социальные взаимоотношения, в однородные законодательные категории, даже если они не подпадают под сферу правового влияния на конкретную область, что в конечном итоге может подорвать внутреннюю юридическую целостность и комплексность - признака, без которого их функционирование становится бессмысленным. [11, с. 144]

Воздействие COVID-19 также сказалось на изменении грани между законодательными и подзаконными актами. При рассмотрении вопроса об уравновешивании их ролей целесообразно обозначить следующие моменты: обоснованное определение рамках между первым и вторым уровнями нормативно-правовых актов; реальность вывода второго уровня нормативно-правовых актов за рамки предмета юридического влияния. Оба приведенных момента приобрели актуальность в контексте COVID-19.

Данная ситуация объясняется, в первую очередь, потребностью быстрого реагировать на решение ряда значимых для населения проблем, которые, по своей сути, требуют модернизации правового поля. Например, по состоянию на июль 2020 года, в условиях активного воздействия коронавируса, количество нормативно-правовых актов второго уровня было более, чем в 10 раз выше количество принятых актов первого уровня. Ю.А. Тихомиров указывает, что данные меры, как правило, требуют применение специальных «порученческих» норм, поскольку указанные нормы помогают справиться с исключительными форс-мажорными событиями, в частности, экологическими катастрофами, экономическими дисбалансами, пандемией и так далее.

Кроме того, важно отметить, что чрезвычайные обстоятельства, такие как пандемия, вносят изменения в традиционные факторы, которые должны использоваться для разработки законодательных актов. Один из таких факторов, на который обычно опираются законодательные органы, - это постоянство в управляемых сферах, определяемое как надежность и некоторая консистентность. При этом, в исключительных ситуациях, являющихся, по своей природе временными, этот фактор может перестать быть справедливым, и нарушить юридическое равновесие. [3, с. 233]

Следовательно, исключительные обстоятельства оказывают значительное воздействие на юридические рамки. Такие обстоятельства вызываются как общественными действиями, так и силами природы. Хорошим примером воздействия сил природы выступает коронавирус, который позиционируется как традиционный случай исключительной ситуации природного происхождения.

Воздействие коронавируса на юридические рамки выражается в нескольких аспектах: развитие области применения юридического воздействия, сопровождаемое увеличением сферы влияния; выход предмета юридического воздействия за рамки традиционных областей; увеличение числа квази-правовых норм, которые скорее являются рекомендациями и советами; трансформации разграничения между обязательными и дополнительными нормами юридического воздействия; сглаживание границ между разными областями права путем образования новых «циклических юридических сегментов»; модификация баланса между законами и подзаконными актами. [8, с. 23]

Выводы

С учетом объективных и субъективных факторов, влияющих на определение границ юридического регулирования, исследование воздействия коронавируса в качестве исключительного естественного явления может помочь законодателям принять во внимание этот опыт и улучшить правовое регулирование в возможных аналогичных ситуациях. В контексте роста вероятности возникновения подобных обстоятельств «чрезвычайное законотворчество» и «управление в исключительных ситуациях» могут потребовать разработки специальных стандартов и последовательной действий для быстрого перехода к чрезвычайным правовым нормам в соответствии со стратегическими сценариями.

Так же необходимо отметить, что автором настоящей статьи была представлена классификация аспектов воздействия коронавирусной инфекции периода пандемии Covid-19 на развитие области применения юридического воздействия, в т.ч.: выход предмета юридического воздействия за рамки традиционных областей; увеличение числа квази-правовых норм, которые скорее являются рекомендациями и советами; трансформации разграничения между обязательными и дополнительными нормами юридического воздействия; сглаживание границ между разными областями права путем образования новых «циклических юридических сегментов»; модификация баланса между законами и подзаконными актами.

Библиография
1. Аду, Я. Н. Защита прав человека в условиях чрезвычайной ситуации на примере пандемии Ковид-19 / Я. Н. Аду, А. Йео // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 12(151). – С. 26-32.
2. Ананьева, Е. О. Правовое регулирование деятельности в сфере транспортных обязательств при введении ограничений в условиях пандемии коронавируса / Е. О. Ананьева, М. Н. Махиборода // Государственная служба и кадры. – 2021. – № 2. – С. 53-57.
3. Архипов, А. М. Чрезвычайное законотворчество в условиях пандемии: условия баланса интересов личности, общества и государства / А. М. Архипов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2021. – № 2(54). – С. 232-234.
4. Величко, Н. Н. Защита населения Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций и пандемии SARS-CoV-2 / Н. Н. Величко // Тверской медицинский журнал. – 2021. – № 5. – С. 10-15.
5. Курманалиев, Н. Ж. Специальное правовое регулирование в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции / Н. Ж. Курманалиев // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 11(215). – С. 88-91.
6. Мельникова, А. С. Анализ правового регулирования национальной безопасности и жизнидеятельности в условиях пандемии / А. С. Мельникова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. – № 3(56). – С. 18-20.
7. Михайленко, Н. В. Некоторые особенности реализации административно-правовой политики и ограничения прав граждан в условиях пандемии / Н. В. Михайленко, Е. О. Бондарь // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 4. – С. 237-241.
8. Правовое регулирование национальной безопасности в условиях пандемии в России / Л. Ю. Грудцына, Т. И. Кришталева, О. Е. Качкова, П. С. Селезнев // Образование и право. – 2020. – № 8. – С. 20-24.
9. Сибиряев, А. С. Электронно-цифровое общество в условиях чрезвычайных ситуаций (пандемия) / А. С. Сибиряев, А. А. Туровский // Самоуправление. – 2021. – № 4(126). – С. 650-653.
10. Смирнова, М. Г. Трансформация правового регулирования общественных отношений в условиях пандемии / М. Г. Смирнова // Юридический вестник Самарского университета. – 2021. – Т. 7, № 2. – С. 21-25.
11. Сыропятова, С. Б. Правовое регулирование национальной безопасности и жизнедеятельности в условиях пандемии / С. Б. Сыропятова, Л. М. Алланина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2020. – Т. 1, № 2(95). – С. 139-147.
12. Чехарина, В. И. Чрезвычайное положение в Польше: конституционное регулирование и "гибридный" характер во время пандемии COVID-19 / В. И. Чехарина // Сравнительное конституционное обозрение. – 2021. – № 4(143). – С. 41-67.
 

References
1. Adu, Ya. N. (2020). Protection of human rights in an emergency situation on the example of the Covid-19 pandemic. Eurasian Legal Journal, 12(151), 26-32.
2. Ananyeva, E. O. (2021). Legal regulation of activities in the field of transport obligations when restrictions are imposed in the conditions of the coronavirus pandemic. Public service and personnel, 2, 53-57.
3. Arkhipov, A.M. (2021). Emergency lawmaking in the conditions of a pandemic: conditions for balancing the interests of the individual, society and the state. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2(54), 232-234.
4. Velichko, N. N. (2021). Protection of the population of the Russian Federation in emergency situations and the SARS-CoV-2 pandemic. Tver Medical Journal, 5, 10-15.
5. Kurmanaliev, N. J. (2022). Special legal regulation in the conditions of a pandemic of a new coronavirus infection. Law and state: theory and practice, 11(215), 88-91.
6. Melnikova, A. S. (2021). Analysis of the legal regulation of national security and life activity in the conditions of a pandemic. Scientific electronic journal Meridian, 3(56), 18-20.
7. Mikhailenko, N. V. (2020). Some features of the implementation of administrative and legal policy and restrictions on the rights of citizens in a pandemic. Bulletin of Economic Security, 4, 237-241.
8. Legal regulation of national security in the conditions of a pandemic in Russia. (2020). L. Y. Grudtsyna, T. I. Krishtaleva, O. E. Kachkova, P. S. Seleznev (Eds.). Education and Law, 8, 20-24.
9. Sibiryaev, A. S. (2021). Electronic-digital society in emergency situations (pandemic) / A. S. Sibiryaev, A. A. Turovsky. Self-government, 4(126), 650-653.
10. Smirnova, M. G. (2021). Transformation of legal regulation of public relations in the conditions of a pandemic. Legal Bulletin of Samara University, 7(2), 21-25.
11. Syropyatova, S. B. (2020). Legal regulation of national security and vital activity in the conditions of a pandemic. Bulletin of the V.N. Tatishchev Volga State University, 1(2(95)), 139-147.
12. Cheharina, V. I. (2021). The state of emergency in Poland: constitutional regulation and "hybrid" nature during the COVID-19 pandemic. Comparative Constitutional Review, 4(143), 41-67.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рецензирование научная статья «Особенности чрезвычайно-правового регулирования в условиях пандемии» оформлена традиционно и, в целом, соответствует предъявляемым требованиям к структуре и содержанию научных статей.
Однако, есть отдельные замечания к оформлению статьи. Рецензируемая научная статья не структурирована. Отсутствует четкая постановка цели исследования и его задач. Статья не содержит в самом тексте специально выделенного методологического раздела. Авторомавторами статьи не представлена методология исследования, включая использованные методы и подходы к исследованию. Для уровня статьи, предлагаемой для опубликования в журнале, рецензируемом ВАК РФ, это является важной рекомендацией.
Между тем, следует одновременно подчеркнуть, что в самом тексте статьи при его прочтении и анализе, представляется возможным определение предмета исследования, его новизны и иных важных компонентов научного исследования. Актуальность исследования сформулирована и вполне убедительно обоснована. Очевидным становится использование авторами в научной статье как общих методов исследования (преимущественно анализа), так теоретико-правового и иных методов юридической науки.
Полагаем также, что автору/авторам удалось сформулировать научные результаты проведенного исследования. В частности, одним из таковых можно считать представленную классификацию аспектов воздействия коронавирусной инфекции периода пандемии Covid-19 на развитие области применения юридического воздействия, в т.ч.: выход предмета юридического воздействия за рамки традиционных областей; увеличение числа квази-правовых норм, которые скорее являются рекомендациями и советами; трансформации разграничения между обязательными и дополнительными нормами юридического воздействия; сглаживание границ между разными областями права путем образования новых «циклических юридических сегментов»; модификация баланса между законами и подзаконными актами.
Анализ использованных авторомавторами источников и литературы свидетельствует о вполне продуманном подборе научных работ российских ученых по исследуемой проблематике, преимущественно 2020-2021 годов выхода. Библиографический список представлен 12 источниками, среди которых научные работы исследователей – известных российских ученых.
Однако, считаем, что, к сожалению, научная дискуссия в статье не развернута, элементы научной дискуссии и апелляция к оппонентам отсутствуют.
Статья содержательно вполне способна вызвать научный и читательский интерес и, полагаем, что, скорее всего, будет достаточно полезна для целевой читательской аудитории.
Отдельно следует указать на то обстоятельство, что, представленная на рецензирование научная статья «Особенности чрезвычайно-правового регулирования в условиях пандемии» не вычитана авторами тщательно. В нескольких начальных предложениях содержаться недочеты, связанные с неправильным предложным согласованием и «утерей» связующих слов.
Тем не менее, сказанное не влияет на уровень научности статьи в целом и ее можно рекомендовать к опубликованию с учетом исправления высказанных замечаний.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

на статью
Особенности чрезвычайно-правового регулирования в условиях пандемии

Название в целом соответствует содержанию материалов статьи. В названии статьи автор не уточнил: «в России».
В названии статьи просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет научный интерес. Автор разъяснил выбор темы исследования и обосновал её актуальность.
В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования автором не вполне продуманы, что отразилось на его результатах.
Автор не представил результатов анализа историографии проблемы и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи.
При изложении материала автор избирательно продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования.
Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.
Автор не разъяснил выбор и не охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы.
Автор не разъяснил и не обосновал выбор географических рамок исследования.
На взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, выдержал научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания, стремился соблюсти принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
В качестве вступления автор указал на причину выбора темы исследования, обосновал её актуальность, обозначил содержание термина «специальный юридический режим» и пояснил читателю, что «чрезвычайные обстоятельства представляют собой ситуации, которые выходят за рамки обыденных условий и носят форс-мажорный характер» т.д.
В основной части статьи автор сообщил, что «непредвиденные обстоятельства могут возникать вследствие двух видов исключительных ситуаций» т.д., и что «примером обстоятельств второго вида можно считать глобальную пандемию коронавируса, которая изменила устоявшийся порядок жизни населения и существенными образом повлияла на юридические рамки и ограничения» т.д. Автор описал содержание концепции «юридические рамки», и пояснил, что «внутри сферы юридического регулирования отмечаются внутренние ограничения, различаемые в зависимости от используемого показателя для структурирования» т.д.
Далее автор констатировал, что «коронавирус оказал серьезное воздействие как на рамки в области юридического регулирования, так и на рамки предмета законодательного вмешательства» т.д., что «коронавирус привел к значительным изменениям традиционных, общественно значимых целей», а также «к развитию области юридического воздействия и включению новых аспектов в объект нормативно-правового регулирования» т.д. Автор обосновал свою мысль соответствующими примерами.
Автор заключил, что «в данных обстоятельствах юридическое воздействие на общество фактически дополняет уже сложившуюся нормативно-правовую базу и саморегулирующиеся элементы» т.д., что «рекомендательное и указывающее воздействие, представляющее собой квазиюридический механизм, в данном контексте опирается на моральные и этические нормы, в большей степени, чем на строгую юридическую ответственность» т.д.
Далее автор сообщил читателю, что «кроме одновременного развития рамок в области и предмете юридического воздействия, мы можем увидеть увеличение сферы применения правовых норм, выходящих за рамки традиционного законодательного вмешательства», вновь обстоятельно обосновал свою мысль.
Автор указал на «виды и направления ограничений, налагаемых правовой системой», а также прокомментировал «существенные перспективные закономерности», связанные, прежде всего, с «пересмотром равновесия между императивным и распорядительным воздействием».
Далее автор сообщил, что «сфера применения юридических норм также претерпела изменения в свете пандемии коронавируса, что выразилось в образовании так называемого «циклического юридического сегмента», который нацелен на ликвидацию COVID-19 и снижением его влияния на общество» т.д., что «воздействие COVID-19 также сказалось на изменении грани между законодательными и подзаконными актами» т.д., наконец, что «чрезвычайные обстоятельства, такие как пандемия, вносят изменения в традиционные факторы, которые должны использоваться для разработки законодательных актов» т.д.
В статье встречаются незначительные описки, как-то: «При этом, эти», «категория - это», «Так же необходимо», «В данном случае, специфика» т.д.,
Выводы позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования. Выводы отражают результаты исследования, проведённого автором, отчасти.
Переход к выводам в статье не очевиден читателю.
В завершение основной части статьи автор заявил, что «исключительные обстоятельства оказывают значительное воздействие на юридические рамки» т.д., перечислил аспекты, в которых выразилось воздействие коронавируса на юридические рамки, напомнил, что в статье «была представлена классификация аспектов воздействия коронавирусной инфекции периода пандемии Covid-19 на развитие области применения юридического воздействия» т.д.
На взгляд рецензента, автору следовало сформулировать «особенности чрезвычайно-правового регулирования в условиях пандемии» (в России), как об этом им было заявлено в названии статьи.
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования достигнута автором отчасти.
Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала. Статья требует доработки, прежде всего, в части формулирования ключевых элементов программы исследования и соответствующих им выводов.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования. В рецензируемой статье «Особенности чрезвычайно-правового регулирования в России в условиях пандемии» предметом исследования являются «особенности чрезвычайно-правового регулирования в условиях пандемии Covid-19».
Методология исследования. При написании статьи использовались такие методы как: логический, исторический, теоретико-прогностический, формально-юридический, системно-структурный и правового моделирования. Методологический аппарат составили следующие диалектические приемы и способы научного познания: анализ, абстрагирование, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, синтез, типология, классификация, систематизация и обобщение. Применение современных методов позволило изучить сложившиеся подходы, взгляды на предмет исследования, выработать авторскую позицию и аргументировать ее.
Актуальность исследования. Пандемия Covid-19 нарушила привычный ритм жизни, потребовала внесения соответствующих изменений в правовое регулирование общественных отношений, показала, что общественный интерес (в частности, обеспечение безопасности в сфере здравоохранения) может быть выше частных интересов отдельных лиц. Государственная политика, включая правовую, была направлена на поддержание баланса государственных, общественных и частных интересов. Как правильно отмечает автор этой статьи, «коронавирус оказал серьезное воздействие как на рамки в области юридического регулирования, так и на рамки предмета законодательного вмешательства. В условиях такой ситуации, как, пандемия, которая обладает исключительным характером, динамичные рамки юридического воздействия ускоряются еще больше». Названные автором статьи обстоятельства указывают на актуальность доктринальных разработок по данной тематике с целью «…улучшить правовое регулирование в возможных аналогичных ситуациях».
Научная новизна. Не подвергая сомнению важность проведенных ранее научных исследований, послуживших теоретической базой для данной работы, тем не менее, можно отметить, что в этой статье впервые сформулированы заслуживающие внимания положения, например: «…была представлена классификация аспектов воздействия коронавирусной инфекции периода пандемии Covid-19 на развитие области применения юридического воздействия, в т.ч.: выход предмета юридического воздействия за рамки традиционных областей; увеличение числа квази-правовых норм, которые скорее являются рекомендациями и советами; трансформации разграничения между обязательными и дополнительными нормами юридического воздействия; сглаживание границ между разными областями права путем образования новых «циклических юридических сегментов»; модификация баланса между законами и подзаконными актами». Автором по результатам написания статьи сделан ряд теоретических выводов и предложений, что указывает не только на важность этого исследования для юридической науки, но и определяет его практическую значимость.
Стиль, структура, содержание. Статья написана научным стилем, использована специальная терминология. В целом материал изложен последовательно, грамотно и ясно. Статья структурирована. Тема раскрыта. Содержание статьи соответствует ее названию. Замечаний нет.
Библиография. Автором использовано достаточное количество доктринальных источников. Ссылки на источники оформлены в соответствии с требованиями библиографического ГОСТа.
Апелляция к оппонентам. В статье отсутствует научная дискуссия, автор приводит мнения других ученых лишь для подтверждения собственной позиции. Все заимствования оформлены ссылками на автора и источник опубликования.
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья «Особенности чрезвычайно-правового регулирования в России в условиях пандемии» рекомендуется к опубликованию, так как отвечает требованиям, предъявляемым к научным статьям. Статья соответствует тематике журнала «Юридические исследования». Статья написана на актуальную тему, имеет практическую значимость и отличается научной новизной. Данная статья может представлять интерес для широкой читательской аудитории, прежде всего, специалистов в области общей теории права, административного права, а также, будет полезна для преподавателей и обучающихся юридических вузов и факультетов.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.