по
Юридические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Содержание № 08, 2021
Выходные данные сетевого издания "Юридические исследования"
Номер подписан в печать: 26-08-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2409-7136
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2021
Актуальный вопрос
Рыжкова Е.А., Рыжкова Е.К. - Актуальные проблемы правового регулирования цифровой революции c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.36152

Аннотация: Развитие информационных технологий, изменение ожиданий и привычек потребителей, а также изменение социальной, экономической, политической ситуации в мире привели к масштабному проникновению цифровых технологий во все сферы жизни общества. Необходимость разработки адекватного правового регулирования отношений, складывающихся в цифровой сфере, определение границ и возможностей искусственного интеллекта, привлекаемого для решения разноплановых задач, представляет сегодня приоритетное направление развития права, его теоретических основ и практических аспектов в технологически развитых странах мира. Прогресс информационных технологий стимулировал развитие права, сформировав новый его институт – цифровое право. Однако на сегодняшний день суть цифрового права сводится к регулированию новой цифровой формы старых отношений. Революционным достижением цифрового права следует считать институт искусственного интеллекта. Новизна исследования определяется тем, что достижения цифровых технологий и вызванные ими трансформации уже называют «третьей промышленной революцией», а как известно, революционные достижения всегда находят своё закрепление в праве. Развитие и применение новых технологий требует их досконального регулирования, и в первую очередь, в вопросах выработки понятий, критериев, предмета. В связи с развитием института искусственного интеллекта актуальным представляется вопрос о субъектном составе цифровых отношений. Таким образом, проблемы, которые сегодня объединяет понятие «цифровое право» в полной мере не отражают его сущности и не предвидят грядущих изменений.
Договор и обязательства
Горохова С.С. - О некоторых организационно-правовых аспектах состояния рынка государственных (муниципальных) и корпоративных закупок в Российской Федерации c. 11-27

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.36143

Аннотация: Предметом исследования в статье является фактическое положение дел на рынке государственных (муниципальных) и корпоративных закупок, включая ключевые показатели в сфере планирования госзаказов, стадии выбора поставщика (подрядчика или исполнителя), заключения и исполнения контрактов, а также мониторинга всех этапов закупочных процедур и выявление имеющихся нарушений действующего законодательства. Автор уделяет внимание специфике применения отдельных положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также некоторых норм Федерального закона № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Основными выводами проведенного исследования являются, в числе прочего, следующие положения. Ежегодно в сектор государственных и корпоративных закупок вовлекаются средства бюджетов всех уровней, составляющие около трети ВВП страны. При этом, действующая система государственных и корпоративных закупок характеризуется: преобладанием неконкурентных закупок; практически неизменным уровнем конкуренции; низким уровнем доверия субъектов рынка к системе государственных и корпоративных закупок. В результате контрактная система не в полной мере способствует обеспечению экономического роста государства. Одним из сдерживающих факторов повышения эффективности функционирования системы государственных и корпоративных закупок является концентрация усилий по совершенствованию контрактной системы на процедурах проведения закупок, а не на достижении результативности закупок и обеспечении должного качества товаров, работ, услуг, а также сложность и нестабильность законодательства о закупках.
Экологическое и земельное право
Кожокарь И.П. - К вопросу об актуальности совершенствования правового регулирования вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения c. 28-37

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.36231

Аннотация: В работе рассматривается проблема регулирования вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Обосновывается актуальность совершенствования действующего законодательства, прежде всего, в связи с ежегодным ростом числа невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения и фактической невозможности их использования в гражданском обороте. Дается анализ существующей процедуре признания земельных долей невостребованными и их перехода в муниципальную собственность, отмечается ее крайняя неэффективность. Рассматриваются предложение об изменении гражданского и земельного законодательства в части упрощения оснований передачи таких объектов в муниципальную собственность, путем возможного признания данных объектов бесхозными вещами, изменения процедуры передачи таких долей в муниципальную собственность, а также уточнения оснований прекращения права собственности субъектов на невостребованные на земельные доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Анализируются критические замечания экспертов на указанную инициативу, возражения против возможного применения статьи 225 Гражданского кодекса РФ к субъективным правам, поскольку это противоречит действующей концепции, допускающей применение правил о приобретении бесхозяйных вещей только к вещам как телесным объектам, а также возможного распространения правил о прекращении права собственности на имущество, которое не может принадлежать лицу, на случаи, когда обладатель доли в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, не сданный в аренду, в определенный срок не выделит участок в счет установленной ему доли.
Уголовный закон и правопорядок
Сидоренко Э.Л., Хализева Е.А. - Система преступлений, связанных с незаконным оборотом цифровых ценных бумаг, в России c. 38-50

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.36234

Аннотация: Статья посвящена анализу системы преступлений, связанных с незаконным оборотом цифровых ценных бумаг (ЦЦБ) в РФ. Особое внимание уделено особенностям механизма конструирования системы преступлений в сфере цифровой экономики. Проанализированы основные акты ФАТФ (FATF), касающиеся цифровых активов; изучены сигналы опасности при их использовании таких актоивов для отмывания доходов, полученных преступным путем, или используемых для финансирования терроризма; рассмотрены рекомендации по использованию риск-ориентированного подхода в процессе создания надлежащего правового регулирования цифровых активов в странах-участницах ФАТФ (в т. ч. в России). Сделаны выводы о рецепции (учете) рекомендаций для дальнейшей разработки такого регулирования в нашей стране. В качестве научно исследовательской задачи авторами была поставлена задача определить какие именно деяния, связанные с незаконным оборотом цифровых ценных бумаг, подлежат криминализации, а также составы данных преступлений, учитывая технологический аспект смешанной (экономической и технологической) природы этих активов. Законодательно-нормативную основу исследования составили соответствующие Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» и «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», разработанные Министерством финансов РФ. Сделаны выводы о рецепции (учете) рекомендаций для дальнейших разработок такого регулирования в нашей стране.
Актуальный вопрос
Яковлева-Чернышева А.Ю., Дружинина А.В. - Правовое регулирование процессов цифровизации в России: гражданско-правовой аспект c. 51-62

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.36270

Аннотация: Предметом исследования являются тенденции и проблемы развития гражданского законодательства в рамках правового регулирования процессов цифровизации в России. Цель исследования заключается во всестороннем изучении, осмыслении и раскрытии правовой сущности понятия цифровых прав как объекта гражданских прав, введенного в российское законодательство в рамках правового регулирования процессов цифровизации. Методология исследования основана на системном подходе, общенаучных и специальных методах юридической науки – формально-юридическом, методе толкования права и др. Для достижения цели исследования рассмотрены предпосылки развития гражданско-правового обеспечения процессов цифровизации, проанализированы новеллы гражданского законодательства, связанные с введением в гражданский оборот различных видов цифровых прав, исследована правовая сущность цифровых прав, определено соотношение цифровых прав и эмиссионных ценных бумаг, находящихся в гражданском обороте.   По итогам проведенного исследования получены следующие результаты, характеризующиеся научной новизной: раскрыта правовая сущность цифровых прав как специального понятия, применяемого в гражданском праве; системно проанализированы утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы, объединяющие все виды цифровых прав в российском законодательстве на современном этапе; обосновано, что родовым понятием цифровых прав являются имущественные права в их широкой трактовке, применяемой в юридической науке и судебной практике, одновременно видовым признаком является то, что содержание и условия осуществления цифровых прав определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам; исследована и обоснована взаимосвязь между различными видами цифровых финансовых активов и эмиссионных ценных бумаг в гражданском обороте. Полученные выводы и результаты могут быть использованы в ходе дальнейших исследований в области гражданско-правового регулирования процессов цифровизации, при преподавании дисциплин гражданско-правового цикла в высшей школе.
Лолаева А.С., Сакаева К.У. - Искусственный интеллект: правовые и этические аспекты c. 63-71

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.36306

Аннотация: Этические нормы и закон неразрывно связаны в современном обществе. Многие юридически значимые решения принимаются под воздействием различных этических правил. Искусственный интеллект (ИИ) трансформирует названные проблемы в новое измерение. Системы, в которых применяется искусственный интеллект, становятся все автономнее по уровню сложности задач, осуществляемых ими, их возможного влияния на внешнюю среду. При этом уменьшается способность человека понимать, предсказывать и держать под контролем их деятельность. Как правило, люди недооценивают истинный уровень самостоятельности таких систем. Необходимо отметить, что машины, в основе функционирования которых лежит искусственный интеллект, могут обучаться на своем опыте и производить действия, не предусмотренные их разработчиками. Это порождает определенные этические и юридические трудности, которые будут рассмотрены в статье.    В связи со спецификой искусственного интеллекта были выдвинуты предложения относительно прямой ответственности определенных систем. Исходя из этой логики, нет никаких фундаментальных причин, по которым автономные системы не должны нести юридическую ответственность за свои действия. Однако остается открытым вопрос о необходимости или желательности введения такого рода ответственности (по крайней мере, на современном этапе). Это обусловлено, среди прочего, перечисленными этическими проблемами. Возможно, было бы более эффективным возложить ответственность на программистов или пользователей автономных систем за действия этих систем. Но это может замедлить инновации. Вот почему нам нужно продолжать искать идеальный баланс.
Государственные институты и правовые системы
Кривошеев Е.В. - Конституционно-правовые условия применения международных договоров Российской Федерации c. 72-83

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.35842

Аннотация: Статья посвящена вопросам применения международных договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций. Предметом исследования выступают нормы Конституции России и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, а также научные труды ученых по данному вопросу. Методы исследования: всеобщий диалектический, логический, дескриптивный, формально-юридический, герменевтический. Особое внимание уделено анализу конституционного принципа о том, что международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы государства. Выявлены пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации, конкретизирующем конституционные положения об условиях применения международных договоров в России. Установлено, что в результате конституционной реформы 2020 г. был усовершенствован механизм защиты государственного суверенитета и сформулировано конституционно-правовое условие для применения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации. Сформулированы предложения по совершенствованию конституционно-правового регулирования вопросов применения международных договоров Российской Федерации. Сделан вывод о том, что существуют обязательные (соответствие международного договора Конституции Российской Федерации, его официальное опубликование, вступление в силу и наличие согласия на его общеобязательность) и факультативные (издание внутригосударственных актов для применения международного договора) конституционно-правовые условия применения международных договоров Российской Федерации.
Трансформация правовых систем
Паукова Ю.В., Попов К.В. - Цифровая трансформация порядка привлечения иностранных граждан к административной ответственности c. 84-97

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.8.34955

Аннотация: Предметом настоящего исследования является порядок назначения иностранным гражданам и лицам без гражданства административного штрафа с административным выдворением или без в случае привлечения их к административной ответственности. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения указанных лиц к административной ответственности. Целью — выработка предложений по реформированию порядка привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности в Российской Федерации в условиях цифровизации деятельности государства. Рекомендовано изменение порядка привлечения нарушителей к административной ответственности в случае нарушения ими российского миграционного законодательства. Учитывая активную деятельность государства, направленную на цифровизацию миграционной сферы, в статье предложена разработка и внедрение «Автоматизированной информационной системы контроля миграции», которая будет получать из иных государственных автоматизированных информационных систем сведения о личности мигранта, его семейном положении, о факте совершения им правонарушения и иную информацию, влияющую на назначение наказания. Обоснована необходимость привлечения иностранцев к административной ответственности должностными лицами органов внутренних дел на основании предложений указанной Системы, сформированных с использованием технологий искусственного интеллекта, в частности машинного обучения. Предложено внедрить рейтинг, который в случае назначения административного штрафа позволит исчислять конкретную сумму, а в случае назначения административного выдворения – точный срок закрытия въезда. Трансформация порядка привлечения к административной ответственности позволит выносить более справедливые судебные решения, исключить возможность выбора нормы должностным лицом по своему усмотрению и снизить нагрузку на суды.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.