по
Юридические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Юридические исследования" > Содержание № 09, 2021
Выходные данные сетевого издания "Юридические исследования"
Номер подписан в печать: 09-10-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2409-7136
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 09, 2021
Экологическое и земельное право
Куделькин Н.С. - Правовые вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате разливов нефти и нефтепродуктов c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36218

Аннотация: Предметом работы является совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в том числе в результате разливов нефти и нефтепродуктов. Целью работы является формулирование выводов и предложений теоретической и практической направленности, касающихся как совершенствования института возмещения экологического вреда в целом, так и правовых аспектов возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате разливов нефти и нефтепродуктов. Методологическую основу исследования составила совокупность различных логических приемов, методов, и средств познания. Актуальность выбранной темы подтверждается в том числе и статистическими данными, например, на территории Арктической зоны Российской Федерации общая площадь нарушенных земель по состоянию на 2019 г. составила 218 641 га, причем большая часть таких земель (по данным за весь период наблюдений) образовалась из-за ведения деятельности по добыче полезных ископаемых, а также в результате разливов нефти и нефтепродуктов при их транспортировке.     В 2019 г. на территории Российской Федерации произошло 17 тыс. аварий, связанных с разливами нефти, из них 10,5 тыс. аварий – на нефтепроводах. В работе рассмотрены вопросы, связанные с возмещением экологического вреда. Анализ действующего в данной сфере законодательства и практики его применения позволил прийти к ряду выводов. Так, в статье отмечается, что механизм возмещения вреда окружающей среде в Российской Федерации не лишен существенных недостатков, в частности, связанных с возмещением вреда в натуре, зачетом расходов, понесенных причинителем экологического вреда на устранение такого вреда. Открытыми и практически неурегулированными остаются вопросы, связанные с процедурой расходования взысканных в счет компенсации экологического вреда средств на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Делаются предложения, направленные на решение указанных проблем.
Актуальный вопрос
Сидоренко Э.Л., Хализева Е.А. - Система преступлений, связанных с незаконным оборотом ценных бумаг в России (часть 2) c. 13-21

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36342

Аннотация: Данная статья является продолжением исследования авторами темы преступлений, связанных с незаконным оборотом цифровых ценных бумаг (часть 2). В ней авторы завершают конструировать систему данных преступлений, определяя «подсистему», учитывающую экономическую природу ЦЦБ. Для этого анализируются статьи Уголовного кодекса РФ, формирующие систему преступлений, связанных с незаконным оборотом обычных (нецифровых) ценных бумаг (статьи 185-186), с точки зрения их применимости к цифровым ценным бумагам и особенностей такого применения. Что касается методологии исследования, то авторы используют: системный подход, сравнительно-правовой метод и логические приемы анализа и синтеза информации, а также метод дедукции.     В результате проведенного во второй части работы исследования авторы приходят к выводу о применимости статей 185, 185.1, 185.2 и 185.4 УК РФ к незаконным деяниям, связанным с цифровыми ценными бумагами, но с учетом особенностей их правового регулирования, в частности, отсутствия необходимости государственной регистрации акций в виде ЦФА, ведения учета прав на ЦЦБ оператором информационной системы, в которой был осуществлен их выпуск, и некоторых других. Обобщая результаты данного исследования с результатами в первой части работы, авторы формируют систему преступлений, связанных с незаконным оборотом цифровых ценных бумаг, которая включает вышеперечисленные составы, а также составы, предусмотренные ст. 187.1. Организация незаконного оборота цифровых прав Проекта ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ». К сожалению, исследованию данной проблематики в российской юридической науке не уделяется должное внимание, и такая система разработана впервые, так что авторы возлагают надежды, что сконструированная ими система преступлений может быть эффективно использована в дальнейшем в правоприменительной практике, при квалификации незаконных деяний, связанных с ЦЦБ.
Беликова К.М. - Место криптографии в обеспечении компьютерной (кибер-) безопасности и охране информации о технологиях стратегического и опережающего развития в контексте защиты научно-технических достижений в странах БРИКС c. 22-62

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36508

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают роль и место криптографии в обеспечении компьютерной (кибер-) безопасности и охране информации о технологиях стратегического и опережающего развития в контексте защиты научно-технических достижений в странах БРИКС. Актуальность исследования обусловлена тем, что современные государства (напр., страна-основатель компьютерной индустрии США), и страны БРИКС не исключение, осознают важность и практическую значимость криптографии в различных сферах (военной, гражданской) жизни людей и общества и стремятся развивать средства и системы безопасности и охраны информации, регламентируя в той или иной степени правом различные аспекты ее применения. Такой подход требует осмысления в вопросе разработки и внедрения криптографии с позиции права ((над)национального и международного). Научная новизна исследования определяется самой поставленной целью и результатами работы. Так, выявлено, что применяемые сейчас способы шифрования, по сути, основаны на методах, использующих специальные математические алгоритмы, встроенные в компьютерное программное обеспечение. Их наличие является существенным, но преодолимым препятствием для получения защиты не только авторским правом, но и патентным. Исследуемые правопорядки эволюционируют путем поощрения развития национального криптографического и программного обеспечения и его обеспечения защитой патентным правом при определенных условиях и на основе ряда принципов, в той или иной степени учитываемых в национальных законодательствах рассматриваемых стран БРИКС. Соотнесение эффективности обеспечения информационной безопасности с помощью только запатентованного шифрования или с применением дополнительно к последнему защиты на основании положений о коммерческой тайне продемонстрировало полную нецелесообразность использования последней. С позиции международного (наднационального) права проводится контроль за криптографическим ПО в рамках международных соглашений за распространением технических данных и продукции военного и двойного назначения.
Мазеин А.В. - Административно-правовое регулирование проактивных форм управленческой деятельности органов государственной власти: текущее состояние и перспективы c. 63-80

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36501

Аннотация: В статье рассматривается правовое регулирование осуществления управленческой деятельности в проактивной форме. В отечественной управленческой практике проактивная деятельность получила распространение в 2019–2020 годах. В настоящей работе автор по результатам обзора научной литературы указывает, что содержание принципа проактивности, определенное в действующих нормативных правовых актах, отражает известные научные подходы. В результате контент-анализа нормативных правовых актов автор делает вывод, что в настоящее время принцип проактивности уже применяется в областях социального обеспечения, охраны здоровья граждан, налогового администрирования, государственного контроля. При этом автор предлагает расширить сферы применения и распространить принцип проактивности на сферы охраны общественного порядка, обеспечения бесперебойного снабжения коммунальными ресурсами, в дорожную деятельность.   Автор обобщает положения правовых актов, регулирующих проактивную управленческую деятельность, и предлагает структуру элементов ее правового закрепления. К числу элементов, которые должны быть определены правом, автор предлагает относить субъектов и объектов деятельности, а также содержание управленческого действия, в том числе технологии и инструменты, обеспечивающие проактивное управленческое воздействие. К числу нормативных правовых актов, в которых могут определяться соответствующие элементы, автор относит прежде всего административные регламенты предоставления государственных (муниципальных) услуг. Проведенный анализ показывает, что на момент выполнения исследования из 103 тысяч действующих на региональном и муниципальном уровнях административных регламентов только 575 (или 0,6%) закрепляют возможность или невозможность проактивного оказания услуг. Автор делает вывод, что в дальнейшем число таких правовых актов будет увеличиваться.
Трофимов Е.В., Мецкер О.Г., Паскошев Д.Д. - Административная преюдиция по делам о мелком хищении (ст. 7.27 КоАП РФ и ст. 158.1 УК РФ): как большие данные судебных актов отражают гуманизацию и качество правосудия c. 81-124

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36521

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с совершением мелкого хищения, а также исследовательские средства и методы оценки оптимизации законодательства и правоприменения. Благодаря специфической конструкции административной преюдиции в статье показаны методология и результаты анализа больших данных судебных актов по делам о мелком хищении (статья 7.27 КоАП РФ и статья 158.1 УК РФ) для оценки качества правосудия и оптимизации правового регулирования. Исследование основано на разрабатываемой авторами междисциплинарной методологии, включающей индикаторный подход и комплекс юридических и компьютерных методов исследования, в том числе интеллектуальный анализ текстов и данных и машинное обучение. Показано, что: обвинительные приговоры не имеют значимых отличий в семантике и логической сложности принятия решений, по сравнению с постановлениями о назначении административного наказания; логика в принятии решений о выборе наказания за мелкое хищение, наказуемое в административном и в уголовном порядке, различна, причем выбор вида административного наказания оказался более дифференцированным; несмотря на тождественность деяний, связанных административной преюдицией, их регулирование различными законами приводит к различным правоприменительным результатам, причем административно-деликтное регулирование более оптимально; административная ответственность за мелкое хищение для общества в целом является более гуманной, однако для потерпевших более гуманной оказалась уголовная ответственность. Из текстовых массивов были извлечены некоторые знания об административно-деликтологических и криминологических характеристиках мелкого хищения, особенностях судопроизводства и о назначенных наказаниях, а также сделан вывод о применимости разработанной методологии к анализу больших данных судебной практики по делам об административных правонарушениях и уголовным делам.
Правоведение
Попова Ю.Е. - Проблема оптимального подбора методов исследования обыденного правового сознания в русских народных сказках c. 125-142

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36082

Аннотация: Статья посвящена проблеме оптимального подбора методов исследования обыденного правового сознания в русских народных сказках. Автором обращено внимание на сложность такого выбора в силу сложности эмпирической базы. Приведён обзор исследования русских народных сказок представителями различных наук: филологии, фольклористики, философии, культурологии и психологии. По мнению автора, оптимальными на эмпирической стадии исследования будут являться методы анализа (критики) письменных источников, обобщения, сравнения, конкретно-исторический метод. На теоретической стадии исследования будут незаменимы методы абстрагирования, анализа, системно-структурный метод, индукции, дедукции, социокультурный подход. Герменевтический и феноменологический методы, наоборот, несут в себе значительные риски. Автором показаны достоинства «морфологического анализа» сказок, предложенного В. Я. Проппом. Дано определение результата исследования правовых феноменов в русских народных сказках, а именно - получение объективных, достоверных и научно обоснованных знаний о системе закономерных связей отражения и трансляции ранних правовых идей в русских сказках, а также о взаимообратных детерминирующих связях между ранними правовыми идеями и их отражением в фольклоре. В статье представлено авторское определение правового архетипа как элемента коллективного бессознательного, представляющего собой прообраз идей о справедливости (соразмерности), норме и мере, воздаянии, свободе, имуществе, сущности договора и его силе, власти и суде. С помощью приведенных в статье методов можно прийти к выводу, что в сюжетах русских народных сказок отражается процесс становления правосознания, основанного на индивидуализации самосознания человека. При этом социокультурный подход в исследовании феномена сказок представляется центральным, поскольку социокультурная реальность, выраженная в русских народных сказках, является детерминантой развития права в объективном смысле.
Актуальный вопрос
Антипова К.Г. - Способы определения больших данных: Российский и зарубежный опыт c. 143-157

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36591

Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы российских и зарубежных авторов к определению больших данных, отражена классификация данных, составляющих большие данные, приведена сравнительная характеристика правового регулирования больших данных. Предметом исследования в настоящей статье выступает законодательство Российской Федерации, законодательство Европейского Союза, регулирующее деятельность по сбору, обработке, использованию больших данных, персональных данных и информации, судебно-арбитражная практика Российской Федерации в области персональных данных, нормативно-правовые акты, акты государственного регулирования Российской Федерации и зарубежных стран в области обработки, использования, передачи данных а также правовая доктрина в области исследований, посвященных природе больших данных. Актуальность исследования обусловлена тем, что в мире отсутствует понятийное единство в отношении больших данных, сущность и способы регулирования больших данных в полной мере не исследованы. Целью исследования является определение правовой квалификации данных, составляющих большие данные. Задачами исследования является определение термина больших данных; демонстрация подходов к определению юридической природы больших данных; составление классификации больших данных; определение критериев разграничения данных, составляющих понятие больших данных; формулирование модели оптимального регулирования отношений в процессе осуществления деятельности по сбору, обработке, использованию данных. Дается авторское определение больших данных в узком, широком смыслах. В результате произведено разграничение видов данных, отражена правовая квалификация данных в зависимости от категории содержащихся в ней данных: промышленные данные, пользовательские данные, персональные данные. В выводах также обращается внимание на договорную форму оборота больших данных.
Остроушко А.В. - Об основных направлениях правовой защиты интеллектуальных прав российских участников зарубежных проектов класса «мегасайенс» c. 158-173

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36404

Аннотация: Глобализация научных исследований влечет за собой ряд сложных юридических проблем, обусловленных организационными аспектами создания и функционирования крупных исследовательских проектов, таких как отсутствие у государств единого согласованного правового подхода к созданию проекта класса «мегасайенс», различным соотношением между юридической силой норм международных договоров и национальными нормами в правовой системе принимающего государства, в зависимости от организационной формы проекта. Объектом исследования является комплекс общественных отношений, влияющих на процесс построения механизма правовой защиты интеллектуальных прав российских участников зарубежных проектов класса «мегасайенс». В рамках настоящего исследования проведен анализ вопросов участия российских ученых в научных исследованиях в проектах класса «мегасайенс», включая проблемы защиты их интеллектуальных прав. Вопросы исследованы в контексте единой системы специфики проблемных ситуаций, возникающих в ходе реализации проекта «мегасайенс».   Основными выводом проведенного исследования является тезис о необходимости обеспечить российские научные организации и отдельных ученых, участвующих в проектах класса «мегасайенс», необходимыми методическими рекомендациями в виде оптимальной модели правовой защиты их прав и законных интересов при организации и проведении исследований на зарубежных установках класса «мегасайенс», равно как и при участии в зарубежных проектах класса «мегасайенс». Деятельность российских ученых при участии в зарубежных проектах класса «мегасайенс» требует информационно-правого и организационно-правового сопровождения для эффективной защиты интеллектуальных прав. Новизна данного исследования заключается в том, рассматривая вопросы участия российских ученых и научных организаций в проектах «мегасайенс» за рубежом автор не ограничиваться только финансовой и научной компонентой проблемы.
Человек и государство
Рувинский Р.З. - Социально-кредитные механизмы и современные стандарты правовой защиты персональных данных: проблемы соответствия c. 174-189

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36520

Аннотация: Предметом рассмотрения данной статьи является проблема соответствия практик цифрового профилирования и социального ранжирования (рейтингования), предполагающих сбор и анализ биографической (репутационной) информации о субъектах, принятым в мире стандартам защиты персональных данных и неприкосновенности частной жизни. Анализируется законодательство Китайской Народной Республики – государства, в последние годы внедряющего в сферу публичного управления масштабный и амбициозный проект "Системы социального кредита (доверия)". Составляющие данный проект управленческие практики рассматриваются через призму правовой модели защиты персональных данных, формируемой принятым в августе 2021 года Законом о защите личной информации.    Особенностью данного научного исследования является его сравнительно-правовой характер: положения законодательства КНР сопоставляются с положениями принятого в Европейском Союзе Общего регламента по защите данных (General Data Protection Regulation), а также действующего в России федерального закона "О персональных данных". Европейская и российская модели регулирования операций с персональными данными оцениваются в контексте возможного внедрения практик цифрового профилирования, социального рейтингования (ранжирования, грейдирования) и автоматизированного принятия правоприменительных решений. Установив наличие пробелов в действующем в России и ЕС законодательстве о персональных данных и отмечая опасность имеющихся в законодательстве бланкетных норм, автор делает вывод, согласно которому современное законодательство о персональных данных может выступать препятствием для произвольного обращения с такими данными, однако не в состоянии остановить внедрение в публичное управление новейших технологий, механизмов и практик, предполагающих использование регистрационной и биографической информации об индивидах в целях социального контроля.
Судебная власть
Новицкая Н.П. - Криминогенная роль «частной протекции» как коррупциогенного фактора в судебном акте в свете деятельности современных «мафиозных» образований в России c. 190-217

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.35444

Аннотация: В статье исследуются причины появления в судебных актах «коррупциогенных факторов», показывается связь между «коррупциогенными факторами» и «частной протекцией» со стороны института мафии (современных мафиозных образований), являющегося высшим «специфическим экономическим предприятием, индустрией, которая производит, поощряет и продает частную протекцию», в том числе вмешиваясь в деятельность правосудия, для чего в числе иных способов использует коррупцию и подкуп. Исследованы «кейсовые ситуации» на примере ряда судебных дел. Объект предлагаемого исследования составляет деятельность судей по оценке юридически значимых обстоятельств во взаимосвязи с ответственностью судей. Предметом являются нормы российского законодательства, регулирующие деятельность судей по оценке юридически значимых обстоятельств, и тексты судебных актов по жалобам в порядке статьи 125 УПК РФ, гражданским и административным делам судов Санкт-Петербурга, а также ответственность судей. Методы исследования: формально-юридический, системно-структурный, анализа, синтеза, дедукции, индукции, герменевтический, фрактальный. Выявлены следующие проблемы: в законодательстве отсутствует понятие «коррупциогенный фактор» в судебном акте, не разработаны его признаки, не установлена ответственность судей за вынесение решений, содержащих «коррупциогенный фактор», отсутствуют эффективные судебные органы, имеющие возможность «расследовать» совершение дисциплинарных проступков судей. Отмечается преждевременность введения института следственного судьи. Научная новизна обусловлена тем, что ранее никем не производилось выделение такого понятия как «коррупциогенный фактор» в судебном акте как основание привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. В результате исследования автор приходит к выводу, что проблема носит комплексный характер и чем дольше не будут решаться вопросы эффективного правового регулирования механизма ответственности судей, тем больше будут усугубляться риски распространения «коррупциогенного фактора» в судебной системе, разрушающие доверие к государственной власти, подтачивающие государство изнутри.
Договор и обязательства
Пурге А.Р. - К вопросу об имущественной ответственности генетических родителей - заказчиков по договору суррогатного материнства: опыт Российской Федерации и Республики Таджикистан c. 218-227

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.35923

Аннотация: Объектом настоящего научного исследования является институт имущественной ответственности генетических родителей - заказчиков по договору суррогатного материнства, закрепленный в законодательстве Российской Федерации и Республике Таджикистан, а также проблематика, сопряженная с применением договора суррогатного материнства на практике. В свою очередь, в качестве предмета настоящего исследования выступили нормы законодательства, регулирующие порядок привлечения к имущественной ответственности генетических родителей-заказчиков по договору суррогатного материнства на территории российского государства и на территории таджикского государства, соответствующие материалы сформированной правоприменительной практики; статистические данные, сообщения, опубликованные в официальных средствах массовой информации. Основным методом настоящего научного исследования выступил формально-юридический метод. Помимо прочего, при написании настоящей научной работы использованы также такие методы, как всеобщий диалектический, логический, дескриптивный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Научная новизна настоящего исследования заключается в проведении анализа проблематики имущественной ответственности генетических родителей-заказчиков по договору суррогатного материнства, заключенному на территории Республики Таджикистан. В качестве основного результата настоящего исследования автором разработаны собственные точечные предложения относительно возможного перспективного решения указанных проблем (ранее, также стоит отметить, подобные предложения в контексте правового опыта Республики Таджикистан, в науке не высказывались).
История государства и права
Медведев В.Г. - Государственное регулирование налогов и сборов правительствами генералов А. И. Деникина и П. Н. Врангеля в годы гражданской войны в России c. 228-237

DOI:
10.25136/2409-7136.2021.9.36377

Аннотация: Предметом исследования является малоизученная в отечественной историко-правовой науке проблема законодательной и административной деятельности антисоветских властей на территории Вооруженных сил Юга России в налоговой сфере в годы гражданской войны. Выявлено, что налоговое законодательство и правоприменительная практика белых правительств основывалось на законах бывшей Российской империи и Временного правительства, в которые вносились адекватные условиям времени коррективы. Определено, что в обстановке хозяйственной разрухи и галопировавшей инфляции для наполнения бюджета законодатель предусматривал повышение ставок имевшихся прямых и косвенных налогов, введение новых источников обложения и пересмотр налоговых льгот.     В качестве основных выводов проведенного исследования установлено, что поступления в бюджет от прямых налогов ввиду уклонения населения, включая и торгово-промышленные круги, от их уплаты составляли ничтожные суммы. Попытки правительства сосредоточить свою законодательную и административную деятельность на косвенном налогообложении также ощутимых результатов не дали, косвенные налоги или неокладные сборы едва покрывали расходы на обеспечение стремительно увеличивавшихся бюрократических органов гражданского управления. Выявлено, что снабжение воюющих армий в таких условиях осуществлялось в основном за счет неконтролируемой эмиссии денежных знаков, раскручивавшей инфляцию и опустошавшей тем самым казну. Являясь основным источником наполнения государственного бюджета, она стала одним из способов всеобщего принудительного налогообложения. Констатируется, что ввиду нехватки бюджетных денежных средств, воинские начальники вынуждены были заниматься самообеспечением своих войск путем проведения контрибуций и реквизиций, что по существу олицетворяло собой натуральное налогообложение и отрицательно влияло на отношение населения к власти.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.