Статья 'Борьба с терроризмом и его финансированием останется актуальной и долговременной проблемой для России' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:

Борьба с терроризмом и его финансированием останется актуальной и долговременной проблемой для России

Паненков Александр Александрович

старший советник юстиции в отставке, Почетный работник прокуратуры РФ

364000, Россия, Нижегородская область, пгт. Ждановский, ул. Жемчужная, 4 копус 2

Panenkov Aleksandr Aleksandrovich

Prosecutor's Office of the Chechen Republic, Deputy Director of the department of State and Departamental Statistics

364000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', pgt. Zhdanovskii, ul. Zhemchuzhnaya, 4 kopus 2

sashapan-55@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-0417.2013.4.187

Дата направления статьи в редакцию:

18-07-2013


Дата публикации:

1-8-2013


Аннотация: Автор приводит систему доводов, свидетельствующих о том, что в России останется актуальной проблемой борьба с терроризмом и его финансированием на долгую перспективу. В статье приведены некоторые результаты научных исследований (2010-2012 гг.) по борьбе с финансированием терроризма, делаются конкретные предложения по оптимизации этой борьбы. Научные исследования по указанной проблематике продолжены в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2013 году: проведено анкетирование экспертов-сотрудников правоохранительных органов Кабардино-Балкарской Республики (223 анкеты). Следует учитываться внутренние факторы, создающие условия для организованной террористической деятельности на Северном Кавказе и в Поволжье. Обосновывается вывод о том, что угроза терроризма в России носит реальный и долговременный характер. Большую роль в росте террористических угроз и продолжающемся финансировании терроризма из-за рубежа в России играет внешний фактор: активная террористическая деятельность в Афганистане, Пакистане, Сирии, Ираке и т.д.


Ключевые слова:

проблема, предупреждение, терроризм, борьба, координация, финансирование, информация, планирование, взаимодействие, актуальность

Abstract: The author provides a system of arguments proving that the problem of terrorism and terrorism financing shall remain topical in Russia in a long-term perspective. The article includes the results of scientific studies (2010 - 2012) in the sphere of terrorism financing, and the author makes specific propositions on optimizing fighting terrorism financing.  Scientific studies in this sphere are continued by the Scientific Research Institute of Prosecution General of the Russian Federation in 2013, the polling of expert workers of law-enforcement bodies of the Kabardino-Balkarian Republic was done (223 questionnaires). One should also take into account the internal factors forming conditions for organized terrorist acts in the Northern Caucasus and the Volga region. The author supports a position that the terrorism threat in Russia is a real long-term problem.  An external factor of active terrorist activities in Afghanistan, Pakistan, Syria, etc. also plays an important role in foreign investments into terrorist activities.


Keywords:

problem, prevention, terrorism, fight, coordination, financing, information, planning, interaction, topicality

Введение

Эпиграфом к этой статье автор взял крылатое латинское выражение: «Alea jacta est «Жребий брошен», нет пути назад, все мосты сожжены»[1].

Борьба с терроризмом и его финансированием в России будет носить актуальный и долговременный характер. Это подтверждается анализом международных документов ООН, выступлениями руководителей ведущих государств США и России, материалами публикаций СМИ, результатами проведенных научных исследований.

Простой перечень документов ООН по проблемам борьбы с терроризмом и его финансированием свидетельствует о том, что актуальность проблемы не утрачена. Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета в соответствии с резолюцией 1963 (2010) Совета Безопасности ООН подготовлен обновленный вариант Глобального обзора осуществления государствами-членами резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности (на 1 мая 2011 года), где, в частности, говорится: «Кроме того, остаются сложности и в области противодействия финансированию терроризма, в том числе необходимость более эффективного отслеживания новых способов оплаты, неофициальных систем передачи денежных средств и ценностей, а также использования курьеров для передачи наличных денег. Необходимо также более эффективно противодействовать неправомерному использованию некоммерческих организаций и, вместе с тем, обеспечивать, чтобы правила были пропорциональны риску и не применялись произвольно…». Глобальный обзор осуществления государствами-членами резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности: «… Противодействие финансированию терроризма. 235. Противодействие финансированию терроризма является центральным элементом резолюции 1373 (2001), которая требует от государств принятия ряда правовых, институциональных и практических мер по предотвращению и пресечению финансирования терроризма. Хотя в этой области достигнут некоторый прогресс, государства продолжают сталкиваться с рядом проблем, включая и новые. Вследствие непрерывного развития финансового сектора, государства сталкиваются с различными угрозами и факторами уязвимости, такими, как системы, базирующиеся на Интернете, новые формы платежа, развитие телеграфных денежных переводов и электронных платежей. Потенциальное неправомерное использование благотворительных организаций и использование курьеров, перевозящих наличные средства, в террористических целях также остаются предметами обеспокоенности. Государствам необходимо обеспечить, чтобы их законодательство и даваемые ими руководящие указания были достаточно гибкими и разумными, дабы охватывать новые угрозы и сохранять свою превентивную функцию…»[2].

Как указано в докладе Рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли ООН в связи с терроризмом (6 августа 2002 года), в современных условиях терроризм используется как стратегия (пункт 11) и в большинстве случаев по существу представляет собой политический акт (пункт 13). Согласно Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, утвержденной резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 года, государства, руководствуясь целями и принципами Устава ООН и другими соответствующими нормами международного права, обязаны воздерживаться от попустительства или поощрения деятельности, направленной на совершение террористических актов (пункт 4), предпринимать все необходимые шаги к претворению в жизнь международных конвенций о борьбе с терроризмом, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответствие с этими конвенциями (подпункт "е" пункта 5). Безоговорочное осуждение актов, методов и практики терроризмаподтверждено государствами - членами ООН в Декларации, дополняющей Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года, утвержденной резолюцией 51/210 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1996 года; при этом было подчеркнуто обязательство государств, согласно соответствующим положениям международного права, взаимодействовать в деле предотвращения, пресечения и ликвидации терроризма (пункты 1 и 5). Подтверждая настоятельную необходимость всеми средствами бороться с любыми формами и проявлениями терроризма, снижающего уровень стабильности в мире, создающего серьезную и возрастающую угрозу осуществлению прав человека, социальному и экономическому развитию государств, Совет Безопасности ООН в резолюции 1624 (2005), принятой 14 сентября 2005 года, подчеркивает значимость принятия на национальном и международном уровнях соответствующих мер для защиты права на жизнь. В параграфе 1 статьи 4 Рамочного решения Совета Европейского Союза о борьбе с терроризмом от 13 июня 2002 года подчеркивается, что каждое государство-участник должно принять необходимые меры с тем, чтобы сделать наказуемым подстрекательство к совершению террористических преступлений и пособничество этим преступлениям.

Недавние документы ООН свидетельствуют об актуальности проблем борьбы с терроризмом (БТ) и его финансированием (БФТ).

В связи с Глобальной контртеррористической стратегией делегации Совета по правам человека 7 декабря 2011 отметили, что «… терроризм является глобальной проблемой, которую невозможно и не следует ассоциировать с какой-либо религией, с каким-либо гражданством, с какой-либо цивилизацией или этнической группой. В этой связи некоторые делегации напомнили о том, что ключевая проблема состоит в устранении коренных причин терроризма, указав на особую актуальность превентивных мер…»[3].

Таким образом, международные документы ООН ориентируют государства на бескомпромиссную борьбу с терроризмом, недопустимость выполнения политических требований террористов, предписывают применение комплекса правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских и иных мер противодействия терроризму для защиты личности и общества от порождаемых им угроз, склонения к добровольному отказу от акта терроризма, предупреждения его последствий[4].

Многонациональное Российское государство, обладая большой территорией, огромными запасами полезных ископаемых и пресной воды, всегда привлекало агрессивное внимание других государств и международных террористических организаций, преследующих цели нарушения территориальной целостности и порабощения ее народов. Борьба с терроризмом и его финансированием, как и во всем мире, будет только расширяться и нарастать. Победить полностью терроризм и его финансирование, как наиболее общественно опасный сегмент организованной преступности, нельзя. По мнению международных экспертов по борьбе с терроризмом можно только снизить опасность и угрозы терроризма и его финансирования до социально приемлемого уровня. Нынешние события в мире этому подтверждение (Афганистан, Ирак, Ливия). Поэтому борьба с терроризмом и его финансированием для России будет носить долговременный характер и необходимо оптимизировать эту борьбу на основе взаимодействия с гражданским обществом, координации и взаимодействия всех правоохранительных органов и спецслужб России, международных организаций (СНГ, ШОС, ОДКБ и т.д.), а также международного сотрудничества.

В Конституции Российской Федерации содержатся нормы прямого действия. Органы прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории страны, проверяют также исполнение международных договоров и актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права, являющиеся согласно ст.15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы России. К ним можно отнести следующие документы: Федеральный закон от 02.10.2006 N 158-ФЗ. "О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма"[i], Федеральный закон от 28.12.2004 N 176-ФЗ "О ратификации Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом"[ii], Федеральный закон от 10.01.2003 N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом"[iii], Федеральный закон от 10.07.2002 N 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма".

Правовую основу противодействия терроризму в России составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» и другие федеральные законы (например: Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О Федеральной службе безопасности" Федеральный закон от 27.07.2010 N 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федеральный закон от 23.07.2010 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Федеральный закон от 27.12.2009 N 349-ФЗ "О ратификации Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма", Федеральный закон от 30.12.2008 N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму", Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О противодействии терроризму", Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма",Федеральный закон от 02.10.2006 N 158-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма", Федеральный закон от 28.12.2004 N 176-ФЗ "О ратификации Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом", Федеральный закон от 10.01.2003 N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом", Федеральный закон от 10.07.2002 N 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма", Федеральный закон от 13.02.2001 N 19-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом"), нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (например: Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), Указ Президента РФ от 13.09.2004 N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 (ред. от 08.10.2010), "О мерах по противодействию терроризму" (вместе с "Положением о Национальном антитеррористическом комитете"), Указ Президента РФ от 05.07.2009 N 743 "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, и Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", Указ Президента РФ от 04.03.1999 N 309 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 338 "О мерах по усилению борьбы с терроризмом", Указ Президента РФ от 22.01.2001 N 61 (ред. от 05.07.2009) "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации", Указ Президента РФ от 14.11.2006 N 1283 "О начальнике Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом Министерства внутренних дел Российской Федерации", Указ Президента РФ от 27.12.2004 N 1615 (ред. от 02.08.2006) "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" и в состав межведомственной рабочей группы, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 301-рп "О межведомственной рабочей группе по разработке концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма", Указ Президента РФ от 30.06.2003 N 715 (ред. от 02.08.2006) "О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", Указ Президента РФ от 06.10.2011 N 1334 "О специальном представителе Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью", Указ Президента РФ от 11.10.2004 N 1293 "О специальном представителе Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью", Указ Президента РФ от 17.06.2003 N 680 "О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом". "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (утв. Президентом РФ 18.09.2008 N Пр-1969), нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом устанавливает Федеральный закон «О противодействии терроризму».

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности (Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму).

Правовую основу борьбы с финансированием терроризма в России также составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08. 1995 № 144-ФЗ; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года; Федеральный закон «О противодействии терроризму», от 06.03.2006 № 35-ФЗ; Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ; Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ; Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 20.08.2004 № 119-ФЗ, Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. №349-ФЗ "О ратификации Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (Душанбе, 5 октября 2007 г.)[5].

Более детально механизм реализации полномочий прокурора в этой сфере предусмотрен ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности и процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (например: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2011 № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия", Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»Приказ Генерального прокурора Российской Федерации Ф от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19.01.2010 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16 июля 2010 г. №284 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации", приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. №249 "Об организации деятельности военных прокуратур Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе", приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2002 г. №301 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при проведении контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации", приказ Главной военной прокуратуры РФ от 30 июня 2002 г. №180 "О порядке представления оперативной и иной обязательной информации в органах военной прокуратуры (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ГВП от 16.09.2002 №254, Указание Генерального прокурора РФ и директора Федеральной службы безопасности РФ от 18 апреля 2002 года N 20-27/10 "О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами федеральной службы безопасности"), Указание Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 25 апреля, 28 мая, 14 июня 2002 г. N 30/20, 15, 3 "О порядке взаимодействия дежурных служб Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности РФ", Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным приказом Генерального прокурора, МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, МО России от 17.04.2007 № 368/185/164/481/32/184/97/147, Указание «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», утвержденное совместным приказом Генерального прокурора РФ № 215/69, МВД РФ № 1/7818 от 29.09.2008; Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29.01.2008 № 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел», Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 05.12.2007 № 193/27 «О порядке направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений по вопросам противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности» (в редакции приказа ГП РФ от 05.08.2011 №235), Указание Генерального прокурора РФ от 11.02.2008 № 24/49 «О порядке реализации отдельных положений Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»).

Научные исследования по проблемам БФТ (борьбы с финансированием терроризма) должны помогать практическим сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб России в их борьбе с терроризмом и его финансированием.

В НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации уже закончены три этапа научных исследований (2010-2012 гг.), посвященных оптимизации БТ (борьбы с терроризмом) и БФТ (борьбы с финансированием терроризма).

3 этапа анкетирования по БФТ

В соответствии с п. 4 приказа Генерального прокурора от 19.01.2010 №11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации была составлена программа исследования с указанием используемых методов, составлена анкета для проведения анкетирования следователей правоохранительных органов, прокуроров, судей, сотрудников полиции, Управлений МВД, ФСИН (СИЗО), Управлений ФСКН, Управлений ФСБ России в связи с необходимостью повышения эффективности борьбы с финансированием терроризма и подготовки новых «Методических рекомендаций по тактике и методике осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма»

В целях оптимизации работы были разработаны этапы исследования, составлена предварительная специализированная Анкета (ПСА) для опроса экспертов (следователей). Правовая и криминологическая культура организации любого исследования, прежде всего, требует внимательного изучения всех доступных и имеющихся материалов по избранной тематике, созданных ранее, в том числе результаты исследований по БТ и БФТ, анкеты экспертов, осужденных, населения. Предварительная специализированная Анкета (ПСА) для опроса экспертов (следователей) была составлена на базе предыдущих исследований и анкет для опроса экспертов, населения, осужденных, организованных и проведенных под руководством профессора А.И. Долговой. 1 этап исследования - анкетирование следователей международного совещания следователей (МСС) в июне в г. Казани в 2010 г. (На первом этапе исследования была составлена анкета для опроса следователей СКП РФ и опрошены представители следственных подразделений на международной конференции в начале июня 2010 года в Казани. Результаты обобщения завершены совместно с сотрудниками отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии ГП РФ). Там был проведен так называемый пилотажный проект (1 этап исследования): анкетирование следователей по специализированной анкете Предварительная специализированная Анкета (ПСА) содержала 73 вопроса. Из распространенных на совещании 100 анкет были возвращены только 31 анкета.

2 этап исследования проводился в период служебной командировки работников НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 16 по 29 мая 2011 года было организовано и проведено анкетирование сотрудников правоохранительных органов и спецслужб Республики Ингушетии, Чеченской Республики и Республики Дагестан по актуальным вопросам борьбы с финансирование терроризма (БФТ). Всего обработано 235 анкет (Обобщение анкет БФТ провела научный сотрудник отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, юрист I класса Ефимова В.И.).

В ходе анкетирования 16-29 мая 2011 года по проблемам борьбы с финансированием терроризма сотрудников прокуратуры, МВД, Управления ФСБ, студентов в Республике Ингушетия 178 или 75,7% (Отдел ФСИН (Ингушетия респ.) -10 (4,3%), УФСКН по Ингушетии респ. – 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на -6 (2,6%), Джейрахская прокуратура – 2 (0,9), прокуратура г. Карабулак -5 (2,1%), аппарат прокуратуры (Ингушетия респ.) -22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на – 6 (2,6%), ОМОН МВД (Ингушетия респ.) - 12 (5,1%), ВОГ МВД РФ в респ. Ингушетия – 8 (3,4%), ФКПП «Кавказ» (Ингушетия респ.) – 14 (6,0%), УФСБ (Ингушетия респ.) – 42 (17,9%), пограничное управление УФСБ по Ингушетии респ. - 24 (10,2%), Совет Безопасности (Ингушетия респ.) – 5 (2,1%), военный следственный отдел (Ингушетия респ.) - 5 (2,1%),. военная прокуратура Ингушетии респ. – 6 (2,6%) респондентов, в Чеченской Республике – 44 или 8,7% (аппарат прокуратуры (Чеченская респ.), гор. (рай) прокуроры - 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозный (Чеченская респ.) – 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Чеченская респ.) - 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Чеченская респ.) - 3 (1,3%).), в Республике Дагестан – 13 или 5,5% ( Студенты (респ. Дагестан) - 13 (5,5%).).

В связи с необходимостью повышения эффективности борьбы с финансированием терроризма и подготовки новых «Методических рекомендаций по тактике и методике осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма» НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации завершил уже 3 этап научных исследований по повышению эффективности борьбы с финансированием терроризма (БФТ) в России (проведено анкетирование по специально подготовленной анкете (Универсальная анкета по БФТ) работников прокуратуры г. Москвы, Московской области, прокуратуры Республики Дагестан, Чеченской Республики и следователей Главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Москве (225 анкет). Прокуратура Московской области провела анкетирование работников аппарата прокуратуры области (117 анкет). Прокуратура г. Москвы провела анкетирование работников аппарата прокуратуры (170 анкеты) и инициативно осуществила сплошное анкетирование работников окружных, межрайонных и специализированных прокуратур г. Москвы (622 анкеты), 10 анкет сотрудников 27 управления Генеральной прокуратуры РФ, всего 1144 анкеты. В настоящее время завершена обработка анкет прокуратур Республики Дагестан (299 анкет), Чеченской Республики (267 анкет). Всего обработано 1710 анкет экспертов.

В связи с высокой латентностью финансирования терроризма, малым количеством расследованных уголовных дел (2007 - 2011 гг. - 20 дел), отсутствия необходимого следственного и оперативного опыта у сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, а также опыта прокурорского надзора за указанной категорией уголовных дел, незначительным количеством открытых публикаций по БФТ, в целях ознакомления большинства правоохранителей с тактикой и методикой выявления, возбуждения и расследования преступлений, связанных с терроризмом и его финансированием, внутренними и внешними источниками и каналами финансирования терроризма, правовой основой борьбы с ним, для оптимизации борьбы с ФТ с момента заведения ДОУ до момента освобождения осужденного из мест лишения свободы, для проведения исследования была составлена Универсальная Анкета (содержащая 80 вопросов по всем отраслям прокурорского надзора) для анкетирования следователей правоохранительных органов, прокуроров, судей, сотрудников полиции, Управлений МВД, ФСИН (СИЗО), Управлений ФСКН, Управлений ФСБ России, то есть всех сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, причастных к этой деятельности.

Универсальная анкета по БФТ дает возможность сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб России охватить проблемы в целом (а не по частям), понять высокую общественную опасность ФТ, выработать систему оптимальных мер по борьбе с новыми источниками и каналами финансирования организованной террористической деятельности.

Авторы анкетирования отказались от идеи составления ПСА для каждого правоохранительного органа в отдельности, и решили не ограничиваться 20-30 вопросами, ибо данная тема в науке оказалась мало изученной и разработанной, а на практике количество возбужденных, расследованных и направленных в уголовных дел составило всего несколько десятков. При этом большинство уголовных дел, имело гриф «секретно». Дефицит информации по проблемам БФТ объективно способствовал созданию Универсальной анкеты по БФТ. Цель создания Универсальной анкеты по БФТ не только получить новое знание от экспертов, но и ознакомить большинство сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России с международной и российской практикой борьбы с ФТ, правовыми основами осуществления этой борьбы, общими и частными подходами к решению проблем борьбы с финансированием терроризма в России и за рубежом. В Универсальной анкете по БФТ использовались часть вопросов, составленных на основе информации Следственного комитета Российской Федерации, поступивших в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2011 году, для оценки и направления отзыва.

На 3 этапе исследования на вопрос Универсальной анкеты по БФТ о том, целесообразно ли приводить в методических рекомендациях правовую основу БФТ в России, эксперты из числа сотрудников правоохранительных органов ответили таким образом: «да» - 1408 или 83,6%, «нет» - 218 или 12,9% иное мнение высказали 59 или 3,5% респондентов. Всего ответили на вопрос 1685 экспертов.

При этом, в Чеченской Республике на аналогичный вопрос ответы работников прокуратуры распределились следующим образом: «да» - 198 или 75,3%, «нет» - 52 или 19,8% иное мнение высказали 13 или 4,9% респондентов. Всего ответили на вопрос 263 экспертов.

Таким образом, результаты 3 этапа исследования свидетельствуют о том, что сотрудники правоохранительных органов (в том числе в СКФО) осознают не только необходимость знания правовых основ БФТ для успешной борьбы с ним, но и дальнейшее совершенствование этих правовых основ.

1 часть

Детальная регламентация международных и Российских федеральных законов и подзаконных нормативных актов по борьбе с терроризмом и его финансированием очевидна, что объективно свидетельствует о постоянном внимании мирового сообщества и Российского законодателя к снижению уровня угроз терроризма, профилактике терроризма и его финансирования, а значит об актуальности проблемы.

Терроризм и его финансирование представляют реальную угрозу национальной и федеральной безопасности Российской Федерации. В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации отмечаются основные тенденции современного терроризма. «…Увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц; расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора; усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма; повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой; усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной; повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций; стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения; попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств; разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших…»[6].

В оценке угроз терроризма и его финансирования в мире и в России важно мнение экспертов.

В этой связи приведем мнение экспертов от разведки США и Государственного секретаря США, высказанное 07 июня 2012 года.

Разведывательное сообщество США представило Конгрессу оценку мировых угроз, где говорилось о том, что «…Разведывательное сообщество США добилось в 2011 году нескольких значительных побед, в частности, уничтожив Усаму бин Ладена и других высокопоставленных руководителей “Аль-Каиды”, но, как указывается в оценке угроз, представленной в комитете Сената США 31 января, в 2012 году работа спецслужб не станет легче.

1.Терроризм остается первой угрозой, приведенной в докладе. 3.Киберугрозы также рассматриваются в числе основных проблем безопасности в связи с все возрастающей важностью информационных технологий в качестве ключевой части инфраструктуры современного общества. Хотя американские разведслужбы добились успеха в уничтожении некоторых террористических сетей, директор Федерального бюро расследований (ФБР) Роберт Мюллер беспокоится о так называемых “волках-одиночках” – “лицах, подвергшихся радикализации, прошедших обучение в интернете, имеющих возможность сборки СВУ (самодельных взрывных устройств) и других механизмов по инструкциям в интернете”. Мюллер заявил, что ФБР в прошлом году успешно задержало много таких лиц, но, по его мнению, “волки-одиночки” являются продолжающейся и непредсказуемой угрозой…»[7].

07 июня 2012 года в своем выступлении на открытии Глобального форума по борьбе с терроризмом Хиллари Клинтон также затронула проблему борьбы с терроризмом и его финансированием: «…В последние годы международное сообщество добилось значительных успехов в борьбе с воинствующим экстремизмом во всех его формах. Мы работали вместе, пресекая финансирование терроризма, принимая новые и более эффективные законы по борьбе с терроризмом, ужесточая меры пограничной, авиационной и морской безопасности и улучшая международную координацию. За последние десять лет по всему миру были арестованы более 120 тысяч подозреваемых в терроризме, и более 35 тысяч были осуждены. Усама бин Ладен уничтожен, главное руководство “Аль-Каиды” подавлено, и многие из ее филиалов потеряли главных боевиков. Но, несмотря на этот прогресс, угроза терроризма остается актуальной и неоспоримойНам нужен стратегический, комплексный подход к борьбе с терроризмом, который объединяет военную и гражданскую мощь, который использует разведку, правоохранительные органы, дипломатию, развитие, гуманитарную помощь, а также всевозможные партнерства и активы…»[8].

Известные российские криминологи обоснованно утверждают о том, что «терроризм - угрожающе развивающееся транснациональное явление, затрагивающее интересы всех стран планеты…»[9].

В целях объективности оценки угроз терроризма в России, по нашему мнению, необходимо учитывать, в том числе, мировые рейтинги Российской Федерации по террористическим угрозам.

Так, Британское агентство составило ежегодный рейтинг террористической угрозы в странах мира. Всего в рейтинге участвовало 197 стран. При ранжировании учитывалось количество террористических актов за прошедший год, количество пострадавших в них людей, а также общее число терактов за последние пять лет и близость страны к регионам с высокой террористической активностью. В 2010 году Россия занимала 10, в 2011 году - 14 место. В 2010-2011 гг. на первом месте в мире были – Сомали, 2 - Пакистан, 3 - Ирак, 4 – Афганистан[10].

В объективной оценке угроз терроризма следует учитывать активность и результативность борьбы с финансированием терроризма как катализатора организованной террористической деятельности, как в мире в целом, так и в России, в частности.

Важна деятельность и оценка террористических угроз экспертов государств-участников СНГ.

В марте 2012 года в Оше в ходе встречи руководителей подразделений по борьбе с терроризмом и экстремизмом правоохранительных органов государств-участников СНГ разработаны практические рекомендации по борьбе с терроризмом. По результатам дискуссии участники форума согласовали позиции и выработали практические рекомендации, направленные на дальнейшее всемерное развитие взаимодействия государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом. В частности, принято решение о продолжении профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций по предупреждению, выявлению и пресечению террористических актов и иных насильственных проявлений экстремизма, а также причастных к данной преступной деятельности организаций и лиц на территориях государств-участников СНГ. Будет проводиться работа по выявлению и ликвидации каналов и источников финансирования терроризма и иных насильственных проявлений экстремизма; активизирована работа по осуществлению межгосударственного розыска лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений террористического и экстремистского характера, своевременно оказывать содействие в их экстрадиции. Кроме того, рекомендуется задействовать в полной мере координационный потенциал Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ (БКБОП) при осуществлении целевых мероприятий, направленных на выявление и пресечение преступлений террористической и экстремистской направленности, с привлечением к уголовной ответственности их лидеров. Также принято решение продолжить под эгидой Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ работу по выработке согласованной уголовно-правовой политики, унификации и гармонизации национального законодательства в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом государств - участников СНГ, с устранением существующих пробелов и противоречий. По данным директора БКБОП Николая Овчинникова, в 2011 году на территории СНГ было проведено девять комплексных и две специальных антитеррористических операции. В результате было раскрыто 26 тыс. преступлений, задержано 14 тыс. людей, находящихся в розыске, изъято 16 тыс. единиц оружия, 60 тонн наркотических средств, возбуждено 2 тыс. уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности свыше 3 тыс. человек…»[11].

Наряду с позицией государств-участников СНГ по терроризму и его финансированию, представляет практический интерес оценка угроз терроризма странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

В борьбе с терроризмом обращает на себя внимание позитивная деятельность Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), очередное заседание которого состоялось 6–7 июня 2012 года в Пекине. Главы государств констатировали тенденцию к обострению таких угроз, как терроризм, сепаратизм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков и трансграничная организованная преступность, а также проблем, связанных с дестабилизацией ситуации в различных регионах мира[12].

В оценке угроз терроризма и его финансирования важно мнение руководства России, обладающих всей полнотой разведывательной, контрразведывательной, оперативной, военной, экономической, политической и другой важной для оценки БТ и БФТ информацией

19 января 2012 года Д.А. Медведев посетил Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба Вооружённых Сил России и заявил о том, что «…Одна из ключевых задач работы всех российских специальных служб и соответственно военной разведки – это борьба с международным терроризмом. Нам крайне необходимо выявлять и каналы поставок оружия, и финансовых средств террористов; работая на опережение, срывать существующие планы преступников; в необходимых случаях – делиться информацией с нашими партнёрами, потому что война против террора носит глобальный характер…»[13].

На коллеги ФСБ России 07.02.2012 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев сказал так: «…Все решения и на законодательном уровне, и на уровне исполнительной власти для этого приняты, вы знаете, выделены значительные средства…»[14].

2 часть

В своей программной статье Председатель Правительства России В.В.Путин в газете «Известия» 16 января 2012 года в разделе «О новом этапе в глобальном развитии» уточнил: «…Хорошо помню текст перехваченной в то время ФСБ информации, которую послал своим подельникам за границу один из наиболее одиозных и кровавых международных террористов, убивавших наших людей на Северном Кавказе – Хаттаб. Он писал: "Россия слаба как никогда. Сегодня у нас есть уникальный шанс: отобрать Северный Кавказ у русских". Террористы просчитались: Российская армия при поддержке чеченского и других народов Кавказа отстояла территориальную целостность нашей страны и единство российского государства…Но фактом остается то, что в 1999 году, когда я стал Председателем Правительства, а затем и Президентом – наше государство находилось в состоянии глубокого системного кризиса. И именно та группа единомышленников, которую суждено было сформировать и возглавить автору этих строк, опираясь на поддержку абсолютного большинства граждан, на национальное единение вокруг общих задач – вывела Россию из тупика гражданской войны, переломила хребет терроризму, восстановила территориальную целостность страны и конституционный порядок, возводила экономику и обеспечила на протяжении 10 лет один из самых высоких в мире темпов экономического роста и повышения реальных доходов наших людей…»[15].

В статье «Россия и меняющийся мир» В.В.Путин написал: «…Мы, несомненно, продолжим активный и созидательный курс на укрепление всеобщей безопасности, отказ от конфронтации, на эффективное противодействие таким вызовам, как распространение ядерного оружия, региональные конфликты и кризисы, терроризм и наркоугроза. Сделаем все, чтобы обеспечить получение Россией последних достижений научно-технологического прогресса, а нашим предпринимателям — достойное место на глобальном рынке[16].

Важен следующий вывод нынешнего Президента России В.В. Путина о профилактике терроризма, не дожидаясь «огромной беды»: «…Цивилизованный мир не должен дожидаться трагедий масштаба нью-йоркской атаки террористов в сентябре 2001 года или нового Беслана и только после этого, встрепенувшись, действовать коллективно и решительно…»[17].

28 июня 2012 года Владимир Путин, поздравляя выпускников военных академий и университетов с успешным окончанием учёбы, сказал: «…Безопасность России определяет не только потенциал Вооружённых Сил. Важнейшую роль в её обеспечении играют правоохранительные органы и специальные службы, представители которых сегодня также присутствуют в этих залах. Вы находитесь на передней линии борьбы с терроризмом, экстремизмом, преступностью, на вас возложена ответственность за укрепление стабильности и правопорядка в обществе, эффективное противодействие коррупции. Это непростые задачи, требующие и новых подходов, и современных знаний, и достойной мотивации…»[18].

Поэтому руководство России уделяет пристальное внимание совершенствованию законодательства по борьбе с терроризмом. Президент Российской Федерации В.В. Путин 16 июня 2012 года подписал Указ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства». В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах): а) повышенный («синий»); б) высокий («желтый»); в) критический («красный»).

Уровень террористической опасности на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) устанавливается: а)повышенный («синий») – при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта; б) высокий («желтый») – при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта; в) критический («красный») – при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта. 3.Уровень террористической опасности, установленный на отдельном участке территории Российской Федерации (объекте), подлежит отмене, если в результате принятых мер устранена угроза террористической опасности (пункт 2 Указа). Председатель антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации незамедлительно информирует о принятом решении председателя Национального антитеррористического комитета. Уровень террористической опасности может устанавливаться на срок не более 15 суток (пункт 8 Указа)[19].

16 октября 2012 года Президент России В.В.Путин провёл совещание в режиме видеоконференции по вопросам противодействия терроризму и преступности, где, в частности сказал следующее: «…Поговорим о координации действий между различными ведомствами, которым вменено в обязанность работать на этом направлении и предотвращать одну из самых серьёзных и опасных угроз для нашей страны, для наших граждан – террористическую угрозу…»[20].

В оценке террористических угроз важно мнение экспертов Совета Безопасности России, в том числе по вопросам пресечения миграции террористов.

«…Исламизация и радикализация стран Ближнего Востока и Северной Африки после «арабской весны» может представлять опасность и для России»- считает секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев. «Есть все основания считать, что исламизация и радикализация ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки после «арабской весны» может превратить их в «гнездо терроризма», которое будет угрожать и Российской Федерации», - заявил Патрушев. «И этому вопросу уделяется серьезное внимание, так как исламизация и радикализация ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки после событий «арабской весны» может привести к повышению активности и численности бандитов в целом ряде регионе Российской Федерации. В том числе, за счет пополнения их рядов исламистами из числа граждан зарубежных государств»…Особую опасность для России представляет бесконтрольное распространение ливийского оружия», - заявил он…Патрушев также сообщил об уничтожении на Северном Кавказе боевиков, которые были подготовлены в Ливане. «Среди нейтрализованных на Северном Кавказе в 2012 году бандитов были опознаны российские граждане, которые проходили диверсионную подготовку в Ливанской Республике и принимали участие в боевых действиях на стороне международной террористической организации «Фатх аль-Ислам», - сказал Патрушев. «После возвращения в Российскую Федерацию в целях совершения диверсионно-террористических актов на территории Кабардино-Балкарии они создали группу из приверженцев радикального ислама и активно поддерживали связь с зарубежными представителями международных террористических организаций, финансировавших их преступную деятельность», - заявил он. «В этом году склонен к добровольной явке с повинной член бандгруппы - гражданин Ливийской Республики», - сказал Патрушев. Он сообщил, что в Дагестане в апреле этого года в ходе спецоперации уничтожены трое боевиков, входивших в бандгруппу турецкого наемника «Муханнеда». «Они были причастны к целому ряду преступлений террористической направленности, убийствам гражданских лиц и сотрудников полиции», - сказал Патрушев. Патрушев заявил, что конфликт в Ливии привел к бесконтрольному распространению оружия из этой страны. «Дополнительным катализатором негативной динамики стал вооруженный конфликт в Ливии и не прекращающееся более года вооруженное противостояние в Сирии, в которое втянулись связанные с «Аль-Каидой» террористические группировки», - сказал Патрушев…»[21].

Проблема борьбы с финансированием терроризма остается актуальной до настоящего времени как во всем мире, так и в России. Лучше всего об этом знают государственные руководители России и сотрудники аналитических центров спецслужб и правоохранительных органов Российской Федерации, которые периодически дают «утечки» информации по БФТ в прессу, в целях привлечения внимание гражданского общества к консолидации сил по борьбе с этим высоко общественно - опасным преступлением.

Полномочный представитель Президента России в СКФО А. Хлопонин о внешнем и внутреннем финансировании организованной террористической деятельности сделал следующее заявление, которое было обоснованно растиражировано СМИ: «…Ежегодно в качестве финансирования бандподполий из-за рубежа на Северный Кавказ поступает до 30 миллионов долларов. Официально средства направляются для помощи организаций, занимающихся поддержкой людей, но на деле эти объединения редко занимаются полезными делами. Безусловно, Северный Кавказ является своего рода разменной картой для решения геополитических задач и, безусловно, есть информация, что определенное финансирование (бандподполья) поступает с территории сопредельных государств, но нельзя сказать, что это ключевая проблема", - сказал полпред президента РФ в округе Александр Хлопонин. Кроме того, значительную финансовую помощь бандиты получают «благодаря» теневой экономике…» и далее:"…Но нужно посмотреть цифры, которые у нас в теневой экономике. Только по одному НДС, который отмывают у нас, мы не получаем 9 миллиардов рублей, по акцизам на алкоголь - 11 миллиардов рублей и зачем нам бегать куда-то за границу, если можно просто флешки разослать с угрозами, собрать деньги", - добавил полпред. "Там, где непрозрачные правила игры для бизнеса, там всегда будет криминал…"[22]

В уголовном законодательстве России нет термина организованные преступные формирования (ОПФ), регулярные незаконные вооруженные формирования (РНВФ)[i] как нет и терминов бандгруппа (БГ), полевой командир (ПК) и «бандформирование» (БФ), «бандподполье», но последние очень часто употребляются, даже в выступлениях руководителей государства и правоохранительных органов. РНВФ - регулярные незаконные вооруженные формирования, термин введенный Конституционным Судом Российской Федерации.

Термин «бандформирование» не является уголовно-правовым, для прокурорских документов является правильный термин «банда» или предпочтительным прочно укоренившийся в криминологической литературе термин «организованные преступные формирования» (ОПФ) террористической направленности, введенный профессором А.И. Долговой. Работникам правоохранительных органов и спецслужб России для успешного решения служебно-боевых задач по борьбе с терроризмом и его финансированием важно знать структуру организованных преступных формирований (ОПФ).

20 января 2012 А.Хлопонин признал, что «…Прекратить финансовую подпитку террористического подполья на Северном Кавказе не удалось, признал полномочный представитель президента в Северокавказском федеральном округе, вице-премьер Александр Хлопонин. Для ликвидации терроризма на Северном Кавказе, в первую очередь, необходимо решить проблему прекращения его финансирования, подчеркнул Хлопонин. "В субъектах ведется работа по борьбе с терроризмом, в частности, в Республике Дагестан, Чечне, Кабардино-Балкарии, однако мы бьем по хвосту, мы в меньшей степени ведем борьбу с финансированием терроризма", — сказал полпред, цитирует «Интерфакс». "Тот поток денежных средств, который направлен на финансирование криминала и терроризма, не далось перекрыть и поставить точку", — заявил полпред[23].

Из общей оценки угроз терроризма выбивается утверждение советника председателя Национального антитеррористического комитета (НАК) Андрея Пржездомского, который 21 июня 2012 года заявил о том, что: «… Террористическая активность на Северном Кавказе переживает переломный момент, снижения активности боевиков удалось во многом добиться благодаря воспитанию молодого населения, сообщил в четверг журналистам советник председателя Национального антитеррористического комитета (НАК) Андрей Пржездомский. «По количеству терактов и террористических проявлений, по тем цифрам, которые сравниваем с 2010 и 2011 годом, мы можем говорить о той ситуации, которую можно назвать переломным моментом преодоления террористической опасности»,— сказал он…Перенесение акцента на предупреждение, воспитание способствует снижению террористической активности»,— подытожил Пржездомский…»[24]. Но все встает на свои места, если иметь в виду, что советник председателя НАК ведет речь о террористической активности участников ОПФ на Северном Кавказе, а не о реальности угроз терроризма, которые, безусловно, сохраняются и носят реальный, исполнимый характер в России.

Как нам представляется, по итогам полугодия 2012 года делать оптимистические прогнозы по снижению (усилению) угроз терроризма преждевременно и не совсем правильно. Но то, что положительная динамика по преступлениям террористической направленности (в плане снижения) имеет место в действительности, является фактом, что нельзя сказать по борьбе с финансированием терроризма.

На совещании в МВД по итогам 2011 года А.Г. Хлопонин обоснованно заявил» «…Главку удалось сформировать дееспособную структуру, которая в состоянии решать самые непростые задачи округа…Но есть вопросы, которые требуют более детального изучения. Речь идет о сращивании бандитизма с терроризмом. Эта связка, которую мы сегодня ощущаем практически в каждом субъекте округа, что приводит к очень негативным тенденциям, которые развиваются на территориях наших республики. Нам не удалось выявить финансирование организованной преступности и терроризма. Сегодня, к сожалению, могу констатировать, что СКФО стал лидером, в том числе и по отмыванию денег через банковские системы и подставные компании. И нам пока не удается эту цепочку разорвать…Над этим надо очень серьезно работать, — продолжал Александр Геннадьевич. - Знаю, что в Главке сейчас находится большое количество резонансных дел. Часть из них уже передана в суды. Мы сегодня на контроле держим около 30-ти резонансных дел. Это значительный результат. Но, тем не менее, хочу сказать, что тот поток денежных средств, который сегодня, к сожалению, направляется на финансирование криминала и что самое главное терроризма, нам не удалось перекрыть. Мы «бьем по хвостам», и теряем внимание к самой важной составляющей подпитки этих бандформирований финансовыми ресурсами. А это огромный пласт коррупционной составляющей. Это — огромные денежные потоки, которые направляются и из федерального бюджета за счет нелегальных схем…»[25].

3 часть

В начале июня 2012 года Георгий Филин написал статью с «хлестким названием»: «Финансовые потоки ненависти». Лидеры дагестанского террористического подполья захлебнулись в деньгах, где, в частности, отметил, что в мае 2012 года Национальный антитеррористический комитет (НАК) провёл как минимум три успешные операции по ликвидации лидеров дагестанского бандподполья. Были устранены не просто руководители малозначительных боевых групп, а те, кто долгое время контролировал финансовые потоки, направляемые дагестанским сепаратистам из Турции и Грузии. Двое из ликвидированной троицы занимались ещё и «наведением мостов» с политиками из Анкары и Тбилиси, а также закупкой вооружения и взрывчатых средств…Трое «амиров» – Муханнед (шейх Абдусалам), Хамза (Гусейн Мамаев) и Муаз (Аслан Мамедов) – были убиты (Автор употребил термин «убит». Представляется целесообразным употребление другой терминологии: нейтрализованы, ликвидированы и т.д., потому, что убийство - уголовно наказуемое деяние. Все трое оказали ожесточенное вооруженное сопротивление и военнослужащие действовали в состоянии необходимой обороны, что исключает уголовную ответственность) соответственно 12, 15 и 20 мая 2012 года. Хамза возглавлял «Шамилькалинский джамаат» – самую многочисленную и богатую махачкалинскую группировку экстремистов…Периодически Мамаев выезжал в Тбилиси и Анкару, откуда после встреч с местными бизнесменами и политиками возвращался не с пустыми руками…Конкуренты Мамаева в битве за турецкий и грузинский финансовые потоки – «амир» Муханнед, этнический турок, обосновавшийся в Дагестане пять лет назад, и «амир» Муаз, лидер второй по влиятельности хасавюртской группировки «Воины Аллаха» – последнее время стали проигрывать финансовые баталии более удачливому Хамзе… Двойной теракт в Махачкале, совершённый 3 мая, унёс жизни 13 человек. Ещё 110 человек попали в больницы, у 20 из них тяжёлые увечья. Готовили этот теракт боевики Хамзы совместно с сообщником Аслана Мамедова, Муратом Нурмагомедовым, который также был убит в ходе ликвидации банды Муаза. Дагестанские террористы всегда были ограничены в средствах: деньги из дальнего зарубежья долгие годы аккумулировались в Чечне. Делились чеченцы лишь с представителями двух дагестанских группировок – Хасавюртской и Кизилюртской.

После того как чеченское бандподполье в конце прошлого десятилетия значительно поредело, лидерам хасавюртского «иманата Джундуллах» и «кизилюртского иманата» пришлось искать финансовой помощи на стороне. Нашли они её в Тбилиси. Турок шейх Абдусалам – Муханнед – возглавил «шуайбкалинский джамаат» примерно год назад. Но Муханнед был не просто главой джамаата – он числился «правой рукой» двух неформальных глав Дагестана: Ибрагимхалила Даудова и Магомедали Вагабова. Весь финансовый поток боевикам из Турции шёл именно через Муханнеда, а это как минимум 6–7 млн. долларов в год. После гибели Даудова шейх Абдусалам съездил на историческую родину и привёз оттуда аж 10 млн. долларов – по слухам, турецкие «меценаты» решили хорошенько «вложиться» в нового неформального дагестанского лидера…По данным полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина, хотя лишь 10% всех средств, идущих на финансирование боевиков, выделяются из-за рубежа, большая часть этих средств сегодня идёт именно из Грузии и Турции… На виллах…депутатов, расположенных на черноморском побережье Турции, в частности в Измире, сегодня скрывается одиозный чеченский сепаратист Доку Умаров, а ещё несколько месяцев назад там же восстанавливали здоровье двое известных дагестанских боевиков – Руслан Капиев и Ильяс Закарьяев (оба уничтожены в апреле во время контртеррористической операции в Сергокалинском районе Дагестана). Турецкие политики хоть и не афишируют свою помощь северокавказским сепаратистам открыто, но и не маскируют её…»[26].

Между тем финансирование терроризма в России идет не только из Турции и Республики Грузия, но и из-за океана. К двум годам и шести месяцам тюремного заключения приговорен в США основатель упраздненного американского филиала фонда "Аль-Харамейн" (сам фонд базируется в Саудовской Аравии) Пит Седу, известный также как Пируз Седагати. Такой вердикт вынес суд штата Орегон, признавший уроженца Ирана виновным в попытке легализовать на территории Соединенных Штатов $150 тыс., предназначавшихся для финансирования сепаратистов в Чечне. Окружной судья Майкл Хоган отметил, что у него нет сомнений в том, кому предназначались деньги. Однако у суда нет достаточных оснований считать Седу прямым пособником террористов, поэтому Хоган не применил особое положение в американском законодательстве, которое предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет. Иранец признан виновным в сговоре с целью нанести материальный урон американскому государству и в уклонении от уплаты налогов…По данным ФСБ России, "Аль-Харамейн" играл в свое время ключевую роль в финансировании наемников в Чечне…»[27].

28 февраля 2012 года, в г. Пятигорске под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Ю.И. Чайки состоялось оперативное совещание об итогах работы органов прокуратуры Северо-Кавказского федерального округа в 2011 году и задачах по обеспечению законности и правопорядка на 2012 год. С основным докладом выступил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Иван Сыдорук, который отметил, что в условиях сложной оперативной обстановки на Северном Кавказе органами прокуратуры округа в 2011 году проделан значительный объём работы по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства. В числе приоритетных направлений деятельности прокуроров в текущем году остаются вопросы противодействия экстремизму, терроризму, коррупции, защиты социальных прав граждан, а также координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью[28].

На террористическую активность и угрозы терроризма в России оказывают реальное влияние внешний фактор, в том числе заявления лидеров международных террористических организаций, распространяемые по сети интернет.

Необходимо серьезно относиться к заявлениям Международного Кавказского Конгресса (МКК) и лидера Кавказского эмирата Д. Умарова, которые намерены продолжать организованную террористическую деятельность на территории России. 13 мая 2012 г. в Стамбуле состоялся Международный Кавказский Конгресс (МКК). В принятой на Конгрессе специальной декларации, указано, что МКК не признает власть России и её марионеточных режимов (Кадырова, Магомедов, Канокова, Евкурова и др.), объявляет их незаконными, а единственно законным Конгресс признает Имарат Кавказ (ИК). Участники Конгресса заявили, что Амир ИК Докку Умаров является продолжателем и преемником кавказских военно-политических лидеров, начиная со времен Шейха Мансура и Имама Шамиля. На Конгрессе было принято решение образовать постоянно действующий комитет МКК, который уже заявил о своих весьма обширных планах. Пункты из постановляющей части Декларации МКК:

«…1. Мы - чеченцы, ингуши, черкесы, народы Дагестана, Кабарды, Балкарии, Карачая, кумыки, ногайцы, и другие народы Кавказа выступаем решительно против русского экспансионизма, который насаждает этнический национализм, сепаратизм и разделение, создает искусственные стены и границы между нами, и объявляем что все споры между нами преодолены, и что мы являемся единой, большой кавказской нацией.

2. Мы отвергаем право России на владение нашими землями, которые простираются от Ногайской степей на севере до Ингушетии на юге, от Каспийского моря на востоке до Черного моря на западе. Земли Северного Кавказа принадлежат народам Северного Кавказа! Мы отвергаем все права на оккупацию Россией наших земель!

3. Мы объявляем нелегитимными все режимы, установленные Россией на Северном Кавказе, в частности, режимы русских оккупационных губернаторов - Кадырова, Канокова, Евкурова, Магомедова и других коллаборационистов, которые угнетают и предают свой собственный народ. Мы заявляем, что единственной законной властью на Северном Кавказе является Имарат Кавказ.

4. Мы приветствуем всех лидеров кавказских моджахедов, которые так же, как и наши предки— Имам Мансур, Имам Шамиль,— не покорились рабству и унижению. Которые приняли мученическую смерть, как Джохар Дудаев. Мы приветствуем Докку Умарова и моджахедов, которые продолжают в горах Кавказа благословенную борьбу, начатою нашими лидерами в прошлом!

5. Мы заявляем, исходя из того что сопротивление оккупации и угнетению является самым основным правом человека, что мы будем поддерживать борьбу против России и её пособников, пока эта борьба находится в законных Исламских границах.

6. Мы осуждаем агрессию России против Грузии в 2008 году, и желаем жить в мире со всеми соседями.7. Независимый Кавказ без русского сапога на нашей земле возможен только путем создания единого Исламского Кавказа. Для этого мы, кавказская диаспора, заявляем, что будем работать в политическом, академическом, культурном и других областях и призываем всех достойных людей мира поддержать эту борьбу.

8. С этой целью Международный Кавказский Конгресс (МКК) принял решение о создании постоянно действующего Комитета МКК, чтобы продолжить работать после окончания Конгресса…»(Отдел мониторинга Кавказ-Центр. 450 делегатов, представителей кавказских диаспор из разных стран мира и гостей собрались в престижном «Халидж-центре» в стамбульском районе «Фатих», чтобы вынести на обсуждение вопросы об исторической преемственности исламского государства на Кавказе, политической ситуации, положения беженцев, защиты прав человека, свободы слова и преступлениях России на Кавказе. Имарат Кавказ и Амир ИК Докку Абу Усман в результате кулуарного торга между США и Россией, были внесены в т.н. «черные списки» ООН в качестве «международных террористов» и «террористических организаций». Поэтому Конгресс в Стамбуле представлял интерес для аналитиков и экспертов именно в этом контексте)[29].

Некоторые исследователи отмечают, что возникает острая необходимость профилактики вовлечения молодежи в организованную террористическую деятельность и присоединение России к Конвенции ООН «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» (1989 г.) с последующей внесением корректив в российское уголовное законодательство, и другие сферы российского законодательства, регулирующие эту сферу правоотношений[30].

Для оценки террористической угрозы важны опросы общественного мнения по поводу преступлений террористической направленности и ситуации на Северном Кавказе

30 марта 2012 года исполнилось два года со дня теракта в московском метро. Россияне, хотя и меньше, чем год назад, боятся проявлений терроризма. 60% называют обстановку на Кавказе напряженной, хотя большинство уверено, что центр контролирует положение дел в Чечне. (Опрос был проведен 16-19 марта 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1633 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.).

На вопрос о том, будут ли новые террористические акты, захваты заложников в крупных городах России? Респонденты ответили: «определенно да» и «скорее да» – 50%, «скорее нет» и «определенно нет» - 26%. На вопрос о том, как Вы думаете, смогут ли российские спецслужбы и МВД защитить население России от новых террористических актов, респонденты ответили так: «определенно да» и «скорее да» – 43%, «скорее нет» и «определенно нет» - 42%[31].

НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации было проведено в 2010-2011 гг. 2 этапа научных исследований по БФТ. На основе исследований сотрудникам правоохранительных органов была предложена следующая программа борьбы с терроризмом и его финансированием. На вопрос о том, согласны ли Вы с такой программой борьбы с терроризмом в 2011 г.,

Предложенная программа: 1.Внести изменения в ч.1 ст.51 Конституции РФ следующего содержания: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, за исключением случаев совершения преступлений террористического характера». 2. Принять Федеральный закон «О борьбе с организованной преступностью». 3.Ввести изменения в ФЗ о выплате вознаграждения за информацию о финансировании терроризма. 4. Ввести изменения в ФЗ и не выдавать трупы лиц, совершивших любое преступление террористического характера. 5. Объявить амнистию (или обеспечить необходимую охрану) лицам, финансировавшим терроризм под угрозой убийства, в том числе близких родственников, если они будут изобличать в ходе следствия и на суде участников организованных преступных формирований террористического характера. Что можете еще добавить?

ответы респондентов распределились следующим образом: «Да»- 143 (67,8%), «нет»- 47 (22,3%), иное – 21 (10,0%), всего ответили 211 лиц.

На 3 этапе: «Да»- 849 (54,7%), «нет»- 387 (25,0%), иное – 315 (20,3%), всего ответил 1551 эксперт из 1710.

В 2012 году НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации уже завершен 3-й этап научных исследований по повышению эффективности борьбы с финансированием терроризма (БФТ) в России. В ходе научных исследований использовались методы анкетирования сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, а также метод интервьюирования. В настоящее время обобщено 1710 анкет работников прокуратуры г. Москвы, Московской области и следователей Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве, работников прокуратуры Чеченской Республики и Республики Дагестан.

На вопрос о том, влияет ли лидер «Кавказского эмирата» Докку Умаров (или лицо, которое придет ему на смену) на криминальную ситуацию в Республике, в том числе финансирование терроризма, прокуроры и следователи Москвы и Московской области ответили так: «да» - 675 (63,2%), нет - 115 (10,8%), иное мнение высказали – 278 (26,0%) респондентов. Всего ответили на вопрос 1068 экспертов.

По результатам 3 этапа исследования на вопрос о том, влияет ли лидер «Кавказского эмирата» Докку Умаров (или лицо, которое придет ему на смену) на криминальную ситуацию в Республике, в том числе финансирование терроризма, прокуроры и следователи Москвы и Московской области, прокуроры Чеченской Республики и Республики Дагестан ответили так: «да» - 973 или 60,5%, «нет» - 284 (17,7%), иное мнение высказали – 351 (21,8%). Всего ответили на вопрос -1608 экспертов.

На вопрос о том, согласны ли Вы с такой программой борьбы с терроризмом (указана выше) в 2012 г., ответы респондентов (прокуроры и следователи Москвы и Московской области ответили) распределились следующим образом: «Да»- 522 (50,8%), «нет»- 280 (27,3%), иное мнение – 225 (21,9%), всего ответили 1027 экспертов.

Таким образом, в 2012 году на 3 этапе научного исследования (как и на 2 этапе) более половины респондентов 522 или 50,8% согласились со следующей предложенной программой БТ и БФТ:

1.Внести изменения в ч.1 ст.51 Конституции РФ следующего содержания: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, за исключением случаев совершения преступлений террористического характера».

2. Принять Федеральный закон «О борьбе с организованной преступностью».

3.Ввести изменения в ФЗ о выплате вознаграждения за информацию о финансировании терроризма.

4. Ввести изменения в ФЗ и не выдавать трупы лиц, совершивших любое преступление террористического характера.

5. Объявить амнистию (или обеспечить необходимую охрану) лицам, финансировавшим терроризм под угрозой убийства, в том числе близких родственников, если они будут изобличать в ходе следствия и на суде участников организованных преступных формирований террористического характера.

За 2007-2011 гг. было предварительно расследовано всего 20 преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации. За четыре месяца 2012 года при участии сотрудников главного управления МВД РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу, сообщил на оперативном совещании в Пятигорске и. о. министра внутренних дел Рашид Нургалиев было нейтрализовано 139 членов бандформирований и 16 бандглаварей", был задержан 161 участник незаконных вооруженных формирований, ликвидировано 38 баз боевиков и 99 тайников с оружием и боеприпасами. Наряду с этим было возбуждено уголовное дело по факту финансирования террористов и еще семь дел, связанных с вовлечением в террористическую деятельность[32].

За 2007-2012 гг. расследовано всего 25 преступлений связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации.

Приведенный анализ свидетельствует о том, что:

1.Борьба с терроризмом и его финансированием останется и будет долго оставаться актуальной не только для России, но и других государств мира.

2.Инфраструктура организованной террористической деятельности в мире, имеющая иерархо-сетевой характер не разрушена полностью, хотя некоторые одиозные лидеры нейтрализованы.

3. Не удалось полностью разрушить систему внешнего и внутреннего финансирования организованной террористической деятельности в России. Внешние и внутренние источники и каналы финансирования полностью не установлены и не перекрыты.

4. По мере углубления мирового экономического и финансового кризиса, создания «зон нестабильности», расширения военных действий в Сирии, Афганистане, Ливии, Ливане будет расширяться организованная террористическая деятельность.

5. Угроза совершения преступлений террористической направленности в России и в мире носит реальный характер.

В борьбе с терроризмом и его финансированием необходимо иметь мужество, чтобы идти до конца. Аристотель писал, что «…Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела, руководясь законом и повинуясь ему...»[33].

4 часть

Предложения:

1. Вернуть прокурору право на возбуждение уголовного дела. В настоящее время полномочия прокурора расширены только частично[34].

2. По уголовным делам, связанным с преступлениями террористической направленности и похищением человека, устанавливать каналы и источники финансирования, проверять следственным и оперативным путем причастность сотрудников правоохраны к преступлениям, ибо правозащитники убеждены в том, что похищения совершают сотрудники, как местных, так и федеральных силовых структур, выяснять вопрос о том, не было ли вероисповедание обвиняемого причиной или условием совершения в отношении него преступления. По мнению правозащитников, «…часто объектом похищений становятся люди, исповедующие фундаменталистское направление ислама (салафизм), приверженцы которые уже вполне открыто преследуются государством. Людей, исповедующих это религиозное направление (ваххабизм), силовики обычно подозревают в пособничестве или причастности к вооруженному подполью. Вероятно, считают правозащитники, что силовики похищают подозреваемых в причастности к НВФ, либо предполагаемых обладателей информации об НВФ, либо родственников членов НВФ…».

3. В ходе расследования уголовных дел, связанных с с преступлениями террористической направленности и похищением человека, выяснять вопросы о том, насколько мотивация участия в ОПФ террористической направленности связана с действиями правоохранительных органов и спецслужб России, ибо правозащитники связывают похищение людей на Северном Кавказе с одним из способов силовых структур по борьбе с терроризмом, считая, что сложилась целая система незаконного насилия, включающая в себя практику похищений людей, содержания их в незаконных секретных тюрьмах, осуществление внесудебных казней части похищенных, обратив особое внимание на Чеченскую Республику[35].

4.Совершенствовать способы реализации "Комплексной программы по борьбе с похищениями людей и розыску пропавших без вести на 2010 – 2012 годы", ибо Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) выносит много решений в связи с низкой раскрываемостью этой категории преступлений. В рамках реализации данной программы, при расследовании конкретных уголовных дел, давать принципиальную оценку всем фактам, изложенным правозащитниками: ибо похищения и насильственные исчезновения, функционирование секретных тюрем, пытки, внесудебные казни, при доказанности участия сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, безусловно, отторгают общество от власти и расширяют пособническую базу организованных преступных формирований. Преследования только по религиозному признаку позволяют приверженцам фундаментального течения в исламе говорить о правомочности джихада. Все правоохранительные органы и спецслужбы должны вести борьбу с организованной преступностью в рамках правого поля, при неукоснительном соблюдении прав человека и гражданина.

5. Нейтрализация лидеров и активных участников международных террористических организаций, действующих на территории России, является профилактическим мероприятием преступлений террористической направленности и снижением реальной террористической угрозы.

6. Необходимо дальнейшее совершенствование антитеррористического законодательства, в том числе на основе научных исследований, например, выполнение 40 Рекомендации ФАТФ. Целесообразно создание в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации центра проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере борьбы с терроризмом и его финансированием (ЦБТ и БФТ).

Правоохранительные органы и спецслужбы России, чтобы добиться весомых успехов в борьбе с терроризмом и его финансированием, должны основывать свою деятельность в жестких рамках правого поля на основе получения упреждающей информации, четкого планирования, координации и взаимодействия своих действий, а также повышения согласованности действий с правоохранительными органами и спецслужбами других государств.

Таким образом, в обозримом будущем борьба с терроризмом и его финансированием, по - прежнему, останется актуальной проблемой в России, требующей оптимизации на основе совершенствования координации и вазимодействия всех правоохранительных органов и спецслужб России, широкого международного сотрудничества, дальнейшего совершенствования законодательства по борьбе с терроризмом и его финансированием.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.