Статья 'Философские аспекты информационной цивилизации и современные проблемы управления в ракурсе глобальной безопасности' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

MAIN PAGE > Back to contents
Security Issues
Reference:

Philosophical aspects of information civilization and modern problems of management in the context of global security

Anikin Vladimir Ivanovich

Doctor of Economics

Professor at the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

119021, Russia, Moscow, ul. Ostozhenka, 53/2, of. 220

v.anikin2012@yandex.ru
Abdeev Rifgat Faizovich

Professor at Bauman Moscow State Technical University

119021, Russia, Moscow, ul. Ostozhenka, 53/2, of. 220

kafedra.gunb@dipacademy.ru
Surma Ivan Viktorovich

PhD in Economics

Professor, the department of State Administration and National Security, Diplomatoc Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

119992, Russia, Moscow, Ostozhenka Street 53/2, office #220

vsurma@gmail.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2409-7543.2017.2.22074

Received:

19-02-2017


Published:

20-05-2017


Abstract: The research subject is the modern problems of management in the context of geopolitical and geo-economic uncertainty. The authors use contemporary philosophy and the conceptual world-view model of development and identity of nature and society in the form of the confluent spiral called the philosophy of the modern civilization. Based on the latest scientific and technical achievements, the authors outline its three most important features: dialectics of spasmodic changes; definite limitedness of the number of the spiral turns, and nonlinearity of development processes. The authors use the model based on the authors’ philosophy of information civilization as a methodology of the contemporary life, which reveals the driving forces and vast opportunities of information technologies. The proposed approaches animate most countries to overcome the crisis; that is very important, because people and society without any modern ideology or uniting ideas are not able to organize and embark further progressive development. 


Keywords:

information civilization, global security, system-cybernetic approach, self-organizing systems, Philosophy, Information society, UN, scientific analysis, socio-ecological system, system convergence

This article written in Russian. You can find original text of the article here .

Важнейшим фактором эффективности управления в современном неустойчивом мире является научная обоснованность и конкретность предлагаемых действий для достижения внешнеполитической стабильности, так как геополитическая и геоэкономическая неопределенность требует оптимизации управления для обеспечения дальнейшего устойчивого развития [1]. Определяющим фактором устойчивого развития во все времена является феномен управления, причем управление не просто как воздействие одного объекта на другой и не командная вертикаль, а управление как четкий механизм с целевыми функциями и обратными связями [2],[3] (рис.1 и рис.2).

Рис.1. Обобщенная схема механизма управления самоорганизующихся систем любой природы (двухконтурная структура).

Рис.2. Концептуальная схема процесса принятия внешнеполитических решений.

К 50-60 годам ХХ века научно-техническая революция открыла новые возможности для повышения эффективности управления на различных уровнях.

Благодаря системно-кибернетическому подходу к явлениям и процессам развития управление и организация выступают как единое целое на базе информации. Основы современной философии с выходом на концептуальную мировоззренческую модель развития и идентичности природы и общества в виде сходящейся спирали – названную нами Философией информационной цивилизации – позволили, опираясь на новейшие научно-технические достижения, выделить три важнейших ее свойства: диалектику скачков, ограниченность числа витков и нелинейность процессов развития.

Философия информационной цивилизации как методология современной жизнедеятельности раскрывает движущие силы и огромные возможности информационных технологий, дает новые импульсы для выхода большинства стран из кризиса, что весьма актуально, так как общество и люди без современной идеологии, без объединяющих идей не в состоянии самоорганизоваться и начать движение по пути прогрессивного развития [2],[4],[5],[6],[18]. Открытый доктором философских наук, кандидатом технических наук и академиком РАЕН Абдеевым Р.Ф. новый закон диалектикио сходимости саморганизующихся систем к оптимуму, предложенный и принятый научной общественностью как Всеобщий закон диалектики был поддержан известными учеными различных специальностей из многих стран.

На основе этого закона были разработаны и представлены в виде докладов 10 путей устойчивого развития человечествана ряде Всероссийских научных конференциях РАН, Всемирных конгрессах по глобальной цивилизации в Москве [18],[4],[5],[6]. Методологические принципы анализа больших и сложных систем в международных отношениях и особенности управления во внешнеполитической деятельности на современном этапе были изложены нами в целом ряде научных публикаций и сборниках [1],[2],[4],[5],[6],[7],[8],[9],[10],[20].

При этом интенсификация информационных потоков приводит к оптимизации управленческих процессов в человеческом обществе, ускорению развития производительных сил, повышению уровня эффективности деятельности систем различной природы.

Мы считаем, что социально-экономические реформы в нашей стране усилиями только властей без обратной связи с народом не могут быть успешно реализованы. Национальные реформы должны быть нацелены на укрепление главных функций государства как внутри страны, так и за ее пределами. Это, прежде всего, развитие отечественного производства, рост благосостояния народа и создание гармоничного общества.

Благополучие каждой семьи и самореализация каждого человека – это национальная идея сильного государства, богатой страны. Основой реализации этой идеи с позиции «мягкой силы» является создание гармоничного общества, общества с соразмерным сочетанием сильной государственной власти и общественного самоуправления, с механизмом своевременного разрешения противоречий, ориентированное на создание условий, обеспечивающих благополучие каждой семьи и самореализацию каждого человека[4].

Здесь возникает вопрос о совершенствовании структуры государственного устройства. Так как государство как таковое не отмирает, оно может и должно положительно влиять на политико-экономическое состояние общества. Всем достаточно хорошо известен опыт Сингапура, успешно развивающегося по "принципу пяти колец" (рис.3), провозглашенному в 1960 году его лидером Ли Куан Ю. Так по его мнению: "Любое государство может добиться прогресса в науках, экономике, социальной сфере, культуре, экологии и др. лишь при взаимодействии пяти независимых властей" [11].

Рис.3. Принцип «пяти колец» (Ли Куан Ю., Си нгапур).

Сходимость государственной системы к такому оптимуму дала положительные результаты. В стране вскоре были ликвидированы бедность, коррупция, преступность, наркомания, безработица и др. Собрав команду блестящих специалистов-менеджеров (выпускников Кембриджа, Гарварда и др.), разработавших свод законов и реализовавших их жесткое исполнение, Ли Куан Ю. превратил Сингапур фактически в образец государства будущего. Лучшие в мире аэропорт и морской порт представляют чудо современной автоматики. И это всё на территории 7000 кв.км при 4-х миллионах жителей разных религиозных конфессий, живущих в мире и согласии. Фактически Ли Куан Ю. показал образец научного управления, сформулированного еще Норбертом Винером [11].

В любом случае нам необходимо не забывать и о моральной и этической сторонах вопроса. Философы, политики и экономисты, в первую очередь, должны анализировать свою эпоху, отражать современную действительность и этим самым способствовать формированию позитивной деятельности людей – ныне живущих поколений, стать их философией поведения, особенно в период кризисных ситуаций общества.

27 сентября 2015 года саммит ООН по устойчивому развитию на заседании Генеральной Ассамблеи принял Декларацию о глобальных целях и задачах мировой общественности в условиях формирования новой полицентрической модели мирового устройства, сопровождаемой обострением глобального противоборства и ростом напряженности. Результатом работы 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и важность проблем была подчеркнута принятой резолюцией «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», содержащей 17 целей и 169 задач [17],[21],[22].

«17 целей в области устойчивого развития – это наше общее понимание путей развития человечества и социальный контракт между мировыми лидерами и населением, - заявил тогда Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. – Это перечень дел для людей планеты и путь к успеху» [22].

Цели дальнейшего устойчивого развития, были единогласно принятые всеми 193 государствами-членами ООН и включают в себя все три составляющих устойчивого развития – социальную, экономическую и экологическую, а также вопросы мира и справедливости. В официальном документе подчеркивается острая необходимость мобилизации средств для достижения целей, в том числе финансовых ресурсов, разработки новых технологий и укрепления роли разнообразных партнерств. В выступлении министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на саммите по «Глобальной повестке дня в области развития на период после 2015 г.» было подчеркнуто, что, несмотря на непростые современные экономические условия, Россия остается ответственным и надежным партнером в процессе содействия международному развитию. В 2014 году взносы Российской Федерации возросли более чем на 20%. Только по линии системы ООН было предоставлено свыше 127 млн долларов, а общая сумма помощи по оценкам с использованием методологии ОЭСР составила 875 млн долларов.

Кроме того, С.В. Лавров внес конкретное предложение: «Мы часто говорим о неделимости международного мира и безопасности. Новая социально-экономическая повестка дня должна закрепить так же и понимание неделимости устойчивого развития» [15]. Слова министра были услышаны и включены в ряд целей и задач принятой «Повестки дня», вступившей в силу 1 января 2016 года.

В рамках поставленной проблематики и в ее развитие нами были обоснованы пути противодействия угрозам, которые нарастают с каждым днем с определением главных из них для всего человечества. Сегодня можно смело сказать, что мир впервые оказался перед дилеммой: жизнь или смерть всей земной цивилизации?

Но, к сожалению, никто из двух тысяч специалистов, подготовивших данную резолюцию, не обратил внимание ни на современную философию, ни на указанные концепции обеспечения безопасности нашей цивилизации. Тем не менее, перечислим несколько серьезных и постоянно нарастающих угроз, ведущих к разрушению цивилизации.

А) Игнорирование науки и её выдающихся достижений.

Игнорирование науки случается из-за некомпетентности или из корпоративных и даже политических соображений. Во всех случаях результат – отрицательный. Он ведет к регрессу и нарушению устойчивого развития. Приведем один пример: специалисты Института философии РАН и предыдущее руководство Министерства образования и науки Российской Федерации, зациклившись на истории развития философии, не понимают, что философия – это синтезирующая наука, которая может развиваться только путем системного обобщения новейших достижений естествознания и техники, и социальной практики. Великий ученый В.И. Вернадский ещё в сороковых годах прошлого века отметил, что философия предвосхищает целые области будущего развития науки [14]. К сожалению, Институт философии до сих пор не признает философию информационной цивилизации, которую ученое сообщество и передовые вузы страны восприняли как философию XXI века, формирующую новое мировоззрение и являющуюся инновацией в философской науке, не только для России, в которой она возникла, но и для всего человечества.

Б) Катастрофический раскол человечества на богатых и бедных.

Еще на Форуме в Рио-де-Жанейро (1992 г.) делегаты критиковали раскол мира на «семерку» сверхбогатых стран и весь остальной мир, испытывающий бедность из-за крайне несправедливого использования ресурсов планеты. Например, в США – 5% населения Земли, наличие ресурсов – 20%, потребление ресурсов свыше – 40%; в России – 3% населения Земли, наличие ресурсов – 25%, потребление лишь – 5%; Западная Европа, Канада, Япония располагают вместе около 20% ресурсов и потребляют 30%; развивающиеся страны обладают 35% минеральных ресурсов мира и потребляют 16%; третий мир – население – 77%, наличие ресурсов – 59%, потребление – 15%. Такой дисбаланс не способствует устойчивому развитию человечества.

Сегодня этот важный вопрос поставили перед собой ученые НАСА. На базе информационных ресурсов НАСА было решено смоделировать дальнейшее развитие нашей цивилизации с учетом множества разнородных факторов, включая историю развития и упадок ранее существовавших на Земле цивилизаций. Руководителем данного исследования при поддержке Национального Центра исследований социальных и природных проблем США и Национального научного Фонда был избран известный математик Сафа Монтешаррей. В проведении этого исследования принимали участие десятки ученых-исследователей, программистов и математиков.

После того как все данные были собраны и обработаны, было проведено моделирование, а результат потряс многих ученных. Согласно данных модели HANDY (Human And Nature DYnamics - динамика развития человечества и природы) наша сегодняшняя индустриальная цивилизация может потерпеть фиаско уже примерно через 20 лет по причине бесконтрольного использования ресурсов Земли и существенного имущественного неравенства.

В) Угроза естественному течению процессов внутри планеты Земля.

Возрастающий объём добычи ресурсов истощает содержимое нашей планеты с возможным изменением её структуры и устойчивости. Объем этой добычи можно значительно уменьшить за счёт промышленной переработки отходов с возвратом в производственный цикл необходимых компонентов, а также за счёт использования экологически безопасных способов получения энергии. Тревожные сигналы о нарушении устойчивости Земли подтверждают изменение климата, стихийные бедствия, включая процессы, происходящие в недрах Земли, химические и физические взаимодействия ее оболочек и т.д. Человек не всегда может приостановить или изменить ход таких преобразований, но он способен прогнозировать их развитие и оказывать влияние на динамику этого процесса. Геосфера планеты требует бережного к себе отношения со стороны людей, её населяющих!

Г) Безудержное производство и продажа оружия массового уничтожения.

Ничем не ограниченная продажа оружия в международном масштабе становится всё более выгодным бизнесом, что превращает земной шар в «пороховую бочку» с катастрофическими последствиями. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI), 73,8% всех поставок вооружений в мире приходится на 5 стран-лидеров на этом рынке: Соединенные Штаты Америки, Россию, Китай, Францию и Германию. Пятерку крупнейших экспортеров возглавляют США (33% рынка глобального экспорта вооружений). Причем США нарастили за последние пять лет экспорт вооружений на 21%, поставив оружие в 100 государств. На втором месте Россия (23% мирового экспорта вооружений). Россия продала вооружения примерно в 50 стран с 2012 по 2016 годы. На третьем месте стоит Китай (6,2% мирового экспорта), а затем следуют Франция (6%) и Германия (5,6%), а далее - Великобритания, Испания и Италия. Статичный мировой рынок вооружения, который был жестко разделен на сферы влияния, в условиях геополитических изменений последних десятилетий сменила конкуренции за рынки сбыта и союзы между бывшими соперниками, продвинутые формы кооперации, включая совместную разработку и производство вооружений и военной техники.

Научный анализ тенденций в развитии систем управления государством и обществом богатых стран позволяет установить, что основным направлением в совершенствовании управления государством и обществом является соразмерное сочетание сильной государственной власти и общественного самоуправления. Необходима высокоорганизованная, интегрированная система общественного самоуправления, стержнем которой являются общественные координационные центры, работающие при главах администраций населенных пунктов, при руководителях регионов и при президенте страны. Усиление государственной власти обеспечивается за счет передачи несущественных полномочий системе общественного самоуправления и концентрации государственных усилий на функциях, которые эффективно может выполнять только государство без увеличения численности чиновников. Каким образом этого можно достичь при минимальных затратах сил и времени? Этого можно достичь только при условии системного и комплексного подхода в организации и управлении обществом [19].

Один из вариантов предлагает главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ К.К.Колин, например, создав Международную систему комплексного мониторинга и прогнозирования глобальных угроз развитию цивилизации «для достоверной информации о состояниях, тенденциях и прогнозируемых последствиях развития глобальных процессов в природе ив обществе, которые могут представлять угрозы для безопасного и устойчивого развития цивилизации» [12]. Заведующий кафедрой глобалистики МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор политических наук И.В.Ильин и кандидат экономических наук, в.н.с. ИЭ В.М.Бондаренко считают, что мировоззренческий взгляд на проблемы всей глобальной системы развития человеческого общества позволяет «сформулировать основную идею формирования новой модели жизнеустройства, которая может быть реализована только под эгидой ООН и обосновать на этой основе необходимость и возможность разработки и реализации МЕГАПРОЕКТА под названием «Территория опережающего развития: Все для человека» [13], так как конечная цель - создать условия для конкретного человека, удовлетворить его высшую потребность - стать совершенным и достичь высокого уровня сознания.

Подводя итог, можем констатировать, что на фоне нарастающих угроз для всего человечества все составные части социоэкосистемы планеты Земля подошли сегодня к той критической точке, когда насущным становится выработка и принятие общего Документа об объединении всего человечества для оздоровления состояния глобальной социоэкосистемы. Прав был философ раннего средневековья Аль-Фараби (870-950 гг.), который отметил, что только истинная наука и теоретическая философия наставляют правителей на добродетельные дела и доводят государственное правление до совершенства [16].

References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Link to this article

You can simply select and copy link from below text field.


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.