Статья 'Формирование «естественного» патриотизма обучающихся в корпоративной культуре вуза в контексте реализации задач Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:

Формирование «естественного» патриотизма обучающихся в корпоративной культуре вуза в контексте реализации задач Стратегии национальной безопасности Российской Федерации

Салтыкова Марина Викторовна

кандидат педагогических наук

научный сотрудник НИЦ Академии гражданской защиты МЧС России

141435, Россия, Московская область, г. Химки, Мкр. Новогорск, ул. Соколовская, 1

Saltykova Marina Viktorovna

PhD in Pedagogy

researcher at Academy of Civil Defence of the Ministry of Emergency Situations of Russia

141435, Russia, Moskovskaya oblast', g. Khimki, Mkr. Novogorsk, ul. Sokolovskaya, 1

saltuikovamarina@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Колесников Анатолий Викторович

кандидат экономических наук

профессор кафедры экономики, финансов и организации государственных закупок Академии гражданской защиты МЧС России

141435, Россия, Московская область, г. Химки, Мкр. Новогорск, ул. Соколовская, 1

Kolesnikov Anatolii Viktorovich

PhD in Economics

Professor, the department of Economics and Organization of Public Procurement, Civil Defense Academy EMERCOM of Russia

141435, Russia, Moskovskaya oblast', g. Khimki, Mkr. Novogorsk, ul. Sokolovskaya, 1

kolesnikov.69@bk.ru

DOI:

10.25136/2409-7543.2019.5.24059

Дата направления статьи в редакцию:

01-09-2017


Дата публикации:

19-11-2019


Аннотация: В статье проведен анализ актуальных требований национальной безопасности в области культуры, образования и информационной защиты личности Указа Президента РФ. Произошла смена парадигмы национальной безопасности. Россия проводит новую государственную политику признания первостепенной роли культуры, духовно-нравственных ценностей, реализации функций русского языка как средства обеспечения целостности страны. Авторами определено перспективное направление формирования «естественного» патриотизма в корпоративной культуре. Предложены варианты методических и диагностических разработок по формированию патриотизма обучающихся в качестве формы информационной защиты личности. Представлены результаты анкетирования обучающихся в Академии МЧС России. В статье констатируется, что феномен патриотизма, имеющий полипарадигмальный характер, должен стать междисциплинарным предметом исследования. Необходимо повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, особенно в военных образовательных учреждениях, по воспитанию «естественного» патриотизма, который нельзя формировать только «сверху». Современные политические технологии разрушения государств направлены на перенос агрессии из военно-географического пространства в информационно-сетевое. Полем битвы в консциентальной войне становится ментальная сфера, самосознание народа, его национальная и культурная идентичность. Следовательно, необходимы новые концептуальные подходы в методике воспитания подрастающего поколения, один из которых актуализирован авторами статьи.


Ключевые слова:

национальная безопасность, естественный патриотизм, корпоративная культура, менталитет, идентификация, диагностика, русский язык, методика воспитания, консциенальная война, ценности

Abstract: This article analyzes the relevant requirements of national security in the field of culture, education and protection of personal information stated in the Decree of the President of the Russian Federation. The paradigm shift of national security has occurred. Russia conducts the new government policy of recognition of the primary role of culture, religious and ethical values, and realization of functions of the Russian language as the means of ensuring integrity of the country.  The authors determine the promising trend of formation of “natural” patriotism in corporate culture. The variants of methodical and diagnostic developments for the formation of patriotism among students as a way of protection of personal information are proposed. The results of questionnaire-based survey of students of the Academy of EMERCOM of Russia are provided. The article claims that the phenomenon of patriotism, carrying a poly-paradigmatic character, should become an interdisciplinary subject of research. It necessities the advanced training of faculty members, namely in the military educational institutions, on cultivating “national” patriotism, which cannot be formed only from “above”. Modern political technologies of destruction of states are aimed at shifting aggression from military-geographical to information-network space. The battlefield in the consensual war becomes the mental sphere, self-consciousness of the people, national and cultural identity. Thus, there is a need for the development of new conceptual approaches in upbringing of younger generation, one of which is presented by the authors.


Keywords:

national security, natural patriotism, corporate culture, mentality, identification, diagnostics, Russian language, methods of upbringing, consensual war, values

В Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [1] (далее – Стратегия) говорится, что в целях защиты национальных интересов Россия проводит «открытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию (в том числе новую гонку вооружений)»; о стратегическом планировании, определяющем «национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и обеспечения устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу». Необходимо обратить внимание на пункт 109 настоящей Стратегии, согласно которому положения Указа являются обязательными для выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В настоящей Стратегии используется следующие основные понятия:

национальная безопасность Российской Федерации (далее национальная безопасность) – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

национальные интересы Российской Федерации (далее – национальные интересы) – объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищённости и устойчивого развития;

угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;

обеспечение национальной безопасности – реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов; Отмечаются стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее – стратегические национальные приоритеты) – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности. В отличие от предыдущей «Стратегии национальной безопасности до 2020 года» от 2 мая 2009 г., которая была не более 10 печатных страниц, наряду с отказом от идей глобализма и обозначением новых национальных интересов и угроз, впервые в подобного рода документах обозначена роль русского языка: одна из угроз национальной безопасности заключается в снижении ареала его распространения в мире и качества преподавания в России и за рубежом.

Мы неоднократно в научных работах, посвященных формированию ценностного отношения к родному языку у подрастающего поколения, обосновывали тот факт, что сохранение и преумножение духовно-нравственных российских ценностей зиждется в кумулятивной (накопительной, историко-культурной) и когнитивной (речемыслительной) функциях языка в частности [3,7].

Рассмотрим стратегические национальные приоритеты в области образования и культуры. В пункте 11 констатируется, что «…Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности.У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм».

Отмечается, в частности, что «…Конкуренция между государствами все в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития (выделено авторами),человеческий, научный и технологический потенциалы».

Все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур.

В Стратегии, в частности, уточняется: «Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы: развитие междисциплинарных исследований; повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии; повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории (выделено авторами).

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются:

сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;

сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны (выделено авторами);

повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры. Зададимся вопросом, а в чем же зафиксирована и где хранится эта система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Один из возможных ответов – в русском языке, который является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. Почти во всех современных активных формах организации учебной и внеучебной воспитательной работы – флешмобы, акции, шествия, фестивали, онлайн-игры, дебаты, тренинги, веб-форумы, блоги, живые журналы, смс-рассылки, каникулярные школы, образовательные экскурсии, кинопоказы и др. – возможно и даже необходимо задействовать духовные ресурсы русского языка как системы единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

В пункте 78 отмечается, что«…К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

В пункте 79 разъясняется: «Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры».

В пункте 81 отмечается: «Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации (выделено авторами),основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Россия реализует программы поддержки изучения русского языка и культуры в государствах – участниках Содружества Независимых Государств для ускорения процессов евразийской интеграции.

Пункт 82. Укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют:

признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации (выделено авторами);

обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации посредством принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия, осуществление контроля в информационной сфере и недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости;

создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику (выделено авторами), расширение культурно-просветительской деятельности.

Реализация настоящей Стратегии призвана способствовать развитию национальной безопасности. В Рисунке 1 представлены документы стратегического планирования и правовая база, регламентирующие воспитание патриотизма в РФ.

Рисунок 1. Документы стратегического планирования и правовая база, регламентирующие воспитание патриотизма в РФ

В Приложение 2 к государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Рос­сийской Федерации на 2016 — 2020 годы" зафиксировано, что «…Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей».

Мы предлагаем новый концептуальный подход в формировании патриотизма – воспитание «естественного» патриотизма. С целью сохранения социокультурной идентичности, в процессе формирования «естественного» патриотизма ставится педагогическая цель – формирование тезауруса (когнитивного уровня) языковой личности на основе этнокультурных ценностей, закрепленных менталитетом как средством самосознания и способом создания традиционной картины мира, коренящимся в категориях и формах русского языка [2]. Язык, формирующий менталитет, это одно из условий, способствующих идентификации личности. Единицей ментальности является концепт или архетип, первообраз, константа культуры, формирующие картину мира, иерархию смыслов и духовных ценностей, определяемых национально-культурными традициями [3, c.100]. Необходимо помнить, что культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды и скрепы – это сфера жесткой конкуренции и объект информационного воздействия в современном глобальном мире. Это форма конкурентной борьбы.

В контексте целей и задач актуальной Стратегии национальной безопасности уточняется, что культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды и скрепы – это сфера жесткой конкуренции и объект информационного воздействия в современном глобальном мире. «Что является основным предметом консциентального оружия и консциентальной войны? Их предметом является идентичность, то есть то, как современный человек себя идентифицирует… Есть разные методы и техники. Например, у турецкого этноса, у исламской культуры — это знаменитый феномен янычарства и опыт янычарства, когда набирают маленьких детей христиан, их мусульманизируют, и потом они становятся наиболее остервенелыми военными проводниками политики Османской империи. За это их ставят на самые высшие посты в государстве. Другой момент, который очень характеризует политику иезуитов и католиков» [4]. Эти особенности консциентального (conscience анг. – сознание) оружия и консциентальных войн исследовал Юрий Вячеславович Громыко — российский психолог, педагог, методолог, директор Института опережающих исследований имени Е. Л. Шифферса, доктор психологических наук, профессор Британской школы социально-экономических исследований.

Для решения задач Стратегии национальной безопасности на базе Академии МЧС России нами было проведено анкетирование идейно-ценностных оснований, формирующих представление о корпоративной культуре вуза. Опрос осуществлялся на основе классического и общепринятого опросника Камерона-Куинна [5], модифицированного нами. Авторы трансформировали опросник в части интерпретации основных положений анкеты на предмет их большего соответствия стилистике, характерной для современного российского общества. И наиболее существенное изменение методики коснулось добавления раздела вопросов относительно ценностных оснований патриотизма. Цель опроса – выявить мнение обучаемых относительно роли, места и значения патриотической составляющей в профиле корпоративной культуры Академии МЧС России.

На данный момент обработано 178 анкет, остальная часть заполненных бланков находится в стадии дальнейшего анализа. Авторы полагают, что на основе имеющегося фактического материала уже можно формулировать промежуточные выводы, а полученные результаты использовать для продолжения научно-исследовательской работы. Распределение бланков заполненных опросников по категориям опрашиваемых представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Распределение бланков заполненных опросников модифицированной анкеты Камерона-Куинна по категориям опрашиваемых

Категория опрашиваемых

Количество обработанных анкет

Магистры

7

1 курс командно-инженерного факультета

20

2 курс командно-инженерного факультета

33

4 курс командно-инженерного факультета

52

1 курс гуманитарного факультета

10

2 курс гуманитарного факультета

6

3 курс гуманитарного факультета

50

В настоящей статье в целях экономии времени мы не будем подробно описывать используемую методику, а сразу перейдем к полученным результатам и для упрощения восприятия представим их в графической форме на Рисунках 2 - 9.

Рисунок 2. Обобщенный профиль корпоративной культуры АГЗ в представлении магистров

Рисунок 3. Обобщенный профиль корпоративной культуры АГЗ в представлении курсантов 1 курса командно-инженерного факультета

Рисунок 4. Обобщенный профиль корпоративной культуры АГЗ в представлении курсантов 2 курса командно-инженерного факультета

Рисунок 5. Обобщенный профиль корпоративной культуры АГЗ в представлении курсантов 4 курса командно-инженерного факультета

Рисунок 6. Обобщенный профиль корпоративной культуры АГЗ в представлении студентов 1 курса гуманитарного факультета

Рисунок 7. Обобщенный профиль корпоративной культуры АГЗ в представлении студентов 2 курса гуманитарного факультета

Рисунок 8. Обобщенный профиль корпоративной культуры АГЗ в представлении студентов 3 курса гуманитарного факультета

Рисунок 9. Обобщенный профиль корпоративной культуры АГЗ в представлении студентов 4 курса гуманитарного факультета

В качестве комментария к приведенным графикам следует отметить, что клановая (гальск. clann - отпрыск, потомство - у кельтских народов наименование рода, реже - племени) корпоративная культура отражает восприятие обучаемыми внутренней среды академии как большой, патриархальной, дружной семьи, во главе со строгим, но справедливым и любящим отцом.

Адхократическая (от лат. ad hoc - по случаю - некая временная, специализированная, динамичная организационная единица) описывает восприятие гибкой, интеллектуальной, легко изменяющейся и приспосабливающейся к изменениям внешней среды совокупности правил и внутрифирменных процедур, ориентированных на принятие новаторских и опережающих время управленческих решений. Основная идеология такой внутрикорпоративной среды нацелена на адаптивность, гибкость и творческий подход к решению возникающих проблем в условиях нестабильности и перегруженности информацией современногоV.U.C.A. мира [6].

Рыночная корпоративная культура описывает среду с высоким уровнем конкуренции внутриорганизационных отношений. Однокашники по учебном процессу воспринимаются как соперники, ценится энергичность, готовность оперативно решать возникающие проблемы, ориентированность на конкретные результаты и показатели успешности. Конкуренция поощряется на всех уровнях, поддерживается локальными нормативными актами, системой мотивации и стимулирования. Руководители в такой культуре являются лучшими в своем деле, обладают ярко выраженными чертами харизматичных лидеров. Здесь ценится нацеленность на конечный результат, личная эффективность, стрессоустойчивость, умение работать в режиме многозадачности. Коллектив Академии объединяется на основе мотивации победителей. Успех артикулируется в терминах конкурентной борьбы, которая распространяется как на внешнею, так и на внутреннею среду.

Бюрократическая или иерархическая корпоративная культура (от греческого hieros – «священный» и archē – «власть», буквально – «священновластие») характеризует крайне формализованную и структурированную служебную деятельность, хорошо регламентированную и поддерживаемую различными нормативно-правовыми актами и регламентами. Поведение обучаемых регулируется большим количеством рекомендованных и обязательных к исполнению процедур, обязанностей и инструкций. Студенты и курсанты, делая выбор этого типа отношений, воспринимают себя носителями каких-либо функций. В рамках данной ценностной парадигмы на первое место выступает пунктуальность, педантичность, умение в течение долгого времени сохранять концентрацию внимания и работоспособность. От руководителей требуется проявление организаторских способностей и навыков координации. Организация нацелена на стабильное и предсказуемое планомерное развитие с четко формулированными и артикулированными целями.

И, наконец, патриотический тип корпоративной культуры описывается в терминах любви к Родине, осознании почетности службы на благо своего народа, верности профессии, осознании значения работы спасателя для общества, принятие уникальности, жертвенности и избранности профессии спасателя, самоидентификации с помощью русского языка как средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации. Очень важно понимать, «что то, как человек себя осознает, и те ценности, на которых он стоит и которых он придерживается, выступают в виде некоторой основы для его оценок и его суждений» [4]. Обучаемые, сделавшие выбор такого набора ценностей, воспринимают своих руководителей истинными патриотами, являющимися образцом для подражания и примером преданности выбранной профессии. Высокие показатели в учебе воспринимаются здесь условием чьих-то спасенных в будущем жизней.

Как отмечалось выше, целью первого этапа исследования ставилось получение данных о мнении наших студентов и курсантов относительно роли, места и значения патриотической составляющей в профиле корпоративной культуры Академии. Очевидно, что исследование еще не завершено и делать какие-либо выводы рано, однако на основе полученного материала уже можно сформулировать ряд тезисов.

В частности, хотелось бы обратить внимание на достаточно высокие показатели патриотических ценностей, выбранных респондентами. Особенно эти показатели высоки у первокурсников командно-инженерного факультета и, следует особо это подчеркнуть, – гуманитарного факультета.

Таким пристальным вниманием к результатам, продемонстрированным студентами-первокурсниками гуманитарного факультета, мы хотим констатировать: несмотря на трагические последствия разгула идей глобализма, космополитизма и толерантности, следовательно, и отсутствия полноценного воспитательного процесса по формированию патриотизма подрастающего поколения в 90-е годы прошлого столетия (вспомним 13 статью нашей Конституции «…никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»), скепсис относительно нашей молодежи, высказанный на этапе обсуждения технического задания НИР «Научно обоснованные предложения по совершенствованию изучения ценностных оснований корпоративной культуры как фактора формирования патриотизма обучающихся в АГЗ МЧС России» оказался опровергнут.

Систематически встречаясь со студентами и курсантами младших курсов на занятиях, преподаватели не могут не видеть у нашей молодежи ярко выраженного запроса на патриотизм, что и подтверждается приведенными выше данными. Другое дело, что инструментарий формирования патриотизма требует существенного изменения для развития «естественного» патриотизма, соответствующего менталитету и ценностям основаниям молодого поколения.

Другим важным, по мнению авторов, педагогическим наблюдением являются низкие в целом по выборке значения ценностей адхократии, что, к нашему сожалению, свидетельствует о невысокой оценке обучаемыми интеллектуальности внутренней среды Академии. Несмотря на усилия руководства учебного заведения по внедрению передовых методов обучения, в сознании студентов и курсантов вуз не ассоциируется с органичной организационной конструкцией, функционирующей на основе открытого, свободного, гибкого, творческого общения.

Очевидно, что отраслевая специфика оказывает влияние на состояние внутренней среды Академии, однако, в выступлениях участников ликвидации чрезвычайных ситуаций перед преподавательским сообществом ставится задача формирования у обучаемых, наряду с дисциплиной и исполнительностью, навыков командной работы, умения оперативно выстраивать горизонтальные навыки, создавать самоуправляемые группы. И следует признать, что эта задача требует дальнейшего решения профессорско-преподавательским составом Академии [8].

Так, например, каждый специалист, допущенный к образовательному и воспитательному процессу, должен актуализировать идею патриотизма в процессе саморефлексии и самосовершенствования. Возможно, для этого необходим курс повыщения квалификации в области методики и диагностики патриотической составляющей образовательного и воспитательного процесса в корпоративной культуре АГЗ МЧС России.

На наш взгляд, нельзя допускать специалистов, имеющих двойное гражданство, к процессу воспитания нашего подрастающего поколения. С недавнего времени, все педагоги, работающие с детьми и молодежью, должны представлять справки об отсутствии уголовной судимости. На наш взгляд, это абсолютно правильное государственное решение. Намного труднее определить морально-нравственный уровень педагога. Например, может ли преподаватель, берущий взятки за сдачу экзаменов, заниматься образовательной деятельностью, а также воспитывать, т. е. формировать ценности подрастающего поколения? Сфера требований к духовно-нравственным и моральным ценностям сложнее для интерпретации, чем Уголовный Кодекс.

Следовательно, в свете измененной парадигмы стратегических национальных приоритетов, необходимо, на наш взгляд, обновление методологии, методики, инструментария воспитательного процесса в школах и вузах РФ, особенно военных образовательных учреждениях. К сожалению, этот процесс обновления встречает консервативные препятствия на своем пути. Однако национальные приоритеты в сфере безопасности кардинально изменились с недавнего времени. Руководству военных вузов необходимо осознать, что формирование ценностного основания патриотизма нельзя спускать «сверху» в виде военной директивы или приказа. Современные политические технологии разрушения государств направлены на перенос агрессии из военно-географического пространства в информационно-сетевое. Теперь уже полем битвы становится ментальная сфера, самосознание народа, его национальная и культурная идентичность [1]. Формирование патриотизма является необходимым условием самоидентификации, самосохранения и безопасности языковой личности. Методика воспитания ценностного отношения к русскому языку на основе этнофункциональной методологической парадигмы представлена в наших научных исследованиях [3,7].

Следовательно, исходя из целей и задач обновленных приоритетов национальной безопасности, мы предлагаем: проведение регулярных педагогических семинаров в форме дискуссий «Пути повышения качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях МЧС России в свете новых задач Стратегии национальной безопасности»; проведение научно-практической конференции «Отечественный и зарубежный опыт формирования патриотизма»; создание методического объединения кураторов студенческих групп, одна из тем для дискуссии «Является ли качество патриотического воспитания проблемой современного общества?»; проведение систематических тренингов для профессорско-преподавательского состава «Овладение педагогами оценочными методиками при проведении мониторинга качества патриотического воспитания»; подготовку предложений о совершенствовании процесса переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в целях усиления патриотической составляющей воспитательного процесса в АГЗ МЧС России. Необходимо определить актуальную роль и место изучаемых учебных дисциплин (исследование учебников, лекций), а также научных изысканий (исследование диссертаций, монографий, дипломных и курсовых работ) в области формирования патриотизма.

В заключение вернемся к тезисам Стратегии и констатируем, что, несомненно, сфера духовно-нравственных ценностей и модели общественного развития являются сферой жесткой конкурентной борьбы в условиях современного мира. Недостаточность традиционных представлений о том, что патриотизм можно «навязать» сверху уже очевидна ученым-практикам, но, к сожалению, не всегда руководителям учебных заведений, особенно военных[5]. Необходимы глубокое научное изучение, психолого-педагогическое осмысление и методическая разработка обновленного процесса воспитания патриотизма граждан России в 21 веке. Стратегическими целями, согласно пункту 76 Стратегии, являются сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, т. е. приоритет духовного над материальным надежно зафиксирован в Стратегии. Кроме того, согласно пункту 109 положения Указа являются обязательными для выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, поэтому мы не теряем надежды, что процесс обновления концептуальных принципов воспитания подрастающего поколения будет актуализирован в ближайшем времени.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью "Формирование «естественного» патриотизма обучающихся в корпоративной культуре вуза в контексте реализации задач Стратегии национальной безопасности Российской Федерации "

Предмет исследования – это перспективное направление формирования «естественного» патриотизма в корпоративной культуре.
Методология исследования – анкетирование учащихся и математическое моделирование в процентах.
Актуальность исследования не вызывает сомнения. Вопросы формирования патриотизма у подрастающего поколения в последние годы стоят во главе угла и государственной политик (на что ссылается аутор статьи), а в формировании воспитательной системы образовательных учреждений. Патриотизм как основа идеологии – существенное направление работы в вузе.
Стиль, структура, содержание. Стиль работы характеризуется логикой в построении основных мыслей, последовательным позиционированием основных идей. Он легко читается и воспринимается на вполне научном уровне.
Автор существенное внимание уделяет терминологическому полю, раскрывая понятия «национальная безопасность», национальные интересы», а также угроза и обеспечение национальной безопасности. Также анализируется содержание и ключевые индикаторы Стратегии государственной безопасности.
Достоинством представленного материала является то, что использован графический вариант представления документов стратегического планирования и правовая база, регламентирующие воспитание патриотизма в РФ.
Во второй части статьи представлены материалы прикладного исследования. Цель опроса – выявить мнение обучаемых относительно роли, места и значения патриотической составляющей в профиле корпоративной культуры Академии МЧС России. В опросе принимали участие 178 человек, он осуществлялся на основе классического и общепринятого опросника Камерона-Куинна, адаптированного самими авторами.
На основании данных исследования построены обобщённые профили корпоративной культуры и деланы выводы об ориентации на различные типы корпоративной культуры.
Авторы детально описывают методические инструменты, которые позволят сформировать патриотический тип корпоративной культуры.
Новизна представленной статьи связана с несколькими моментами. Во-первых, авторы справедливо выстраивают идею формирования «естественного» патриотизма обучающихся в корпоративной культуре вуза в контексте реализации задач Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Во-вторых, предлагают варианты методических и диагностических разработок по формированию патриотизма обучающихся в качестве формы информационной защиты личности.
Статья также вызывает прикладной интерес и практическую ценность.
Библиография насчитывает 8 литературных источников. Библиография представлена трудами известных отечественных ученых, методическими и нормативными документами, что является достаточным для раскрытия темы и обоснования основных положений работы.
Апелляция к оппонентам: основные положения работы отражают содержание заявленной темы исследования.
Выводы, интерес читательской аудитории: статья представляет интерес как пилотное исследование. Целесообразно впоследствии подготовить вторую часть с описанием результатов исследования по вей выборке испытуемых.
Незначительные замечания, после устранения которых статья рекомендуется к печати:
1. Таблицу с описанием категорий опрашиваемых целесообразно исключить. Достаточно представить ее в описательном формате.
2. Авторы не стали описывать модифицированный вариант методики, ссылаясь на то, что «в настоящей статье в целях экономии времени мы не будем подробно описывать используемую методику». Между тем, модификация требует пояснения.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.