Статья 'Дисфункциональные факторы религии как источник экстремизма ' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:

Дисфункциональные факторы религии как источник экстремизма

Зеленков Михаил Юрьевич

ORCID: 0000-0002-1005-5721

доктор политических наук, кандидат военных наук

Государственный университет просвещения, Директор научно-образовательного центра

125993, Россия, г. Москва, ул. Радио, 10А стр. 1

Zelenkov Mikhail

State University of Education, Director of the Scientific and Educational Center

125993, Russia, Moscow, Radio str., 10A, p. 1

mz60@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7543.2019.4.28310

Дата направления статьи в редакцию:

07-12-2018


Дата публикации:

23-09-2019


Аннотация: Предметом исследования в статье выступают дисфункциональные факторы, присущие религии как явлению в обществе. Автор поставил цель на основе результатов исследования роли религиозного мировоззрения в прошедших и нынешних противостояниях различных конфессий имеющихся в истории человеческой цивилизации, выявить и обосновать религиозные факторы, проявление которых имеет деструктивные последствия для социума. Теоретическую базу исследования составили совокупность работ по экстремизму и религиозной тематике, результаты социологических опросов и статистических данные. Особая роль отведена анализу текстов Священных книг традиционных конфессий России и практическим примерам проявления религиозного экстремизма. При этом автор опирался не только на солидаризирующиеся, но и на альтернативные теоретические подходы и выводы. Методологической базой исследования выступил комплекс методов, эвристически и гносеологически оправданных целями и задачами работы. В первую очередь применены исторический и системный методы, давшие возможность проследить проявления религиозного экстремизма на протяжении длительной истории человечества. Гносеологический потенциал социологических методов количественных и качественных исследований дал возможность адекватно проинтерпретировать практические примеры религиозного экстремизма в мире. Также использовался метод контент-анализа Священных религиозных книг и СМИ. Полученные в ходе исследования результаты, позволяют сделать вывод, что каждая мировая и национальная религия обладает рядом дисфункциональных факторов, которые при воздействии на ее адептов определенных внешних и внутренних условий способны сформировать в религиозном сознании нетерпимость к представителям других религий и проявиться в крайне радикальных – экстремистских взглядах и действиях.


Ключевые слова:

Религия, экстремизм, христианство, ислам, буддизм, религиозный экстремизм, религиозный фактор, Россия, цивилизация, социум

Abstract: The subject of this research is the dysfunctional factors attributable to religion as a social phenomenon. Based on the results of studying the role of religious worldview in the past and current confrontations between different confessions in the history of human civilization, the author sets a goal to determine and substantiate the religious factors, which manifestation carries destructive consequences for the society. The theoretical framework is comprises of the works on extremism and religious topic, results of sociological surveys, and statistical data. Special role is assigned to analysis of the text of Holy books of the traditional confessions of Russia, as well as practical examples of manifestation of religious extremism. The author leans not only on the unified, but also alternative theoretical approaches and on conclusions. Application of the historical and systemic methods allowed tracing the occurrences of religious extremism throughout the history of humanity. Gnoseological potential of sociological methods of quantitative and qualitative research allowed adequately interpreting the practical examples of religious extremism in the world. The author also uses the method of content analysis of the Holy religious books and mass media. It is concluded that each world and national religion has a number of dysfunctional factors, which under the influence of certain external and internal conditions upon their adepts, may form intolerance towards the representatives of other religion and manifest in the extremist views and actions.


Keywords:

Religion, extremism, Christianity, Islam, Buddhism, religious extremism, religious factor, Russia, civilization, society

Введение

«Религия человека, считал известный российско-американский социолог П. Сорокин, - социальный костюм, который можно снять и переменить. Если бы этот костюм был чисто идеологическим, то такие верования менялись бы очень часто, ибо верования вообще изменчивы. Но в религии суть дела не в верованиях, не в тех или иных комплексах идей, а в чувственно-эмоциональных переживаниях веры человеком» [1, с. 94]. В то же время, по мнению С. Дударенок, «Религиозное сообщество связано с миром сложными, неоднозначными отношениями. С одной стороны, религия выступает как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению статус-кво, укрепляющий положение властных структур общества, с другой - сопровождающийся конфликтами и противоречиями процесс становления «нормальной» религиозной жизни негативно сказывается на состоянии современного российского общества» [2, с. 197-200].

По статистическим данным население планеты Земля можно разделить по религиозному признаку следующим образом: христиане (православие, католицизм, протестантизм) - 2,31 млрд. чел. (33%), мусульмане -1,6 млрд. чел. (23%), индуизм - 0,95 млрд. чел. (14%), буддизм - 0,47 млрд. чел. (6,7%), традиционные китайские религии - 0,46 млрд. чел. (6,6%), сикхи - 24 млн. чел. (0,3%), иудеи - 15 млн. чел. (0,2%), язычество и приверженцы местных верований - около 0,27 млрд. чел. (3,9%), не религиозные - около 0,66 млрд. чел. (9,4%), атеисты - около 0,14 млрд. чел. (2%) [3].

Религия как фактор стабилизирующий и конфликтогенный

С момента своего рождения все религии призывали своих адептов и все человечество жить в мире и согласии. Компаративистский анализ священных текстов показывает, что на вопрос: Как относится к другому, отличному от нас? Каждая религия дает однозначный человечный и миротворческий ответ, только применяет для этого разные синонимичные слова. Их сравнение позволяет утверждать следующее: независимо от вероучения все религии выполняют одну и ту же задачу - являются нравственным регулятором земного бытия верующего человека и учат этике взаимности. Например, Иисус Христос говорил о Добром Самарянине, который в отличие от священника и левита помог жертве, которая не принадлежала к его вере (От Луки 10: 25-37) [4].

Однако это только теория и события, описанные в Священных книгах. На практике мы видим обратное и несовместимое с данными нормами. Связано это с тем, что человек имея в индивидуальном или массовом мировоззрении разные идеалы, стратегические или тактические долгосрочные задачи и конкретные цели, формирует в сознании разновекторные психологические догматы, которые в свою очередь, вступают в конфронтацию и становятся источниками межрелигиозных противоречий перерастающих в практические экстремистские действия.

На это в свое время обратил внимание Д. Маршалл: «Злоупотребление религией часто связано с двумя факторами: убеждениями и поведением»[5]. Теория (О. Бахтияров, А. Журавский, О. Русанова, М. Яхьяев, А. Нуруллаев В. Бурковская, Ю. Антонян, А. Верховский и др.) [6-12] и практика религиозного экстремизма (Аль-Каида, ИГИЛ, Джебхад-ан-Нусра, АУМ Сенрике, Боко Харам и др.) не раз доказывали, что именно жесткое следование религиозным доктринальным взглядам приводит к возникновению противоречий и многочисленным жертвам как среди тех, кто их придерживается («своих»), так и среди тех, кто их не разделяет («чужие»).

Контент-анализ исторических текстов показывает, что очень часто религию используют не по назначению. Так, в средние века католическая церковь вдохновляла рыцарей и бедных крестьян на крестовые походы, целью которых, в первую очередь, было завоевание богатства земель Ближнего Востока и только, во вторую – освобождение «гроба Господнего». Массовые убийства, зверства и разрушения были заранее оправданы Папой Римским. После открытия новых земель в конце XV-го века религиозная составляющая открыто использовалась для обоснования колониальной политики и эксплуатации, поддерживаемых церквями. Рабская торговля и депопуляция Африки осуществлялись во имя Бога, кроме того религия благословила и вдохновила европейские властные структуры на массовое убийство и геноцид коренных жителей Америки и Австралии.

В XX – XXI веках роль религий в обществе сильно изменилась под влиянием процесса секуляризации. В первую очередь это привело к тому, что Церковь трансформировалась и из сторонника деспотизма и диктатуры превратилась в защитника прав человека. Первые изменения произошли, когда первая и вторая волна демократии прошли в странах Северной и Центральной части Европы. Расцвет протестантизма привел к реформированию функций Церкви. Сегодня религиозные лидеры традиционных конфессий осуждают войны, конфликты и любые проявления экстремизма, призывают политиков и противоборствующие стороны принимать решения за «круглым столом», а не на поле брани. Таким образом, можно сделать вывод, что в XXI веке, наконец-то репутация Церкви была восстановлена. Однако, несмотря на это проявления религиозного экстремизма на планете Земля продолжаются, ибо религия и экстремизм идут рука об руку.

Справедливости ради стоит отметить, что не все исследователи с этим согласны. Отдельные ученые и особенно представители традиционных религиозных конфессий подвергают сомнению сам факт существования такого явления, как религиозный экстремизм. Во главу своего рассуждения они ставят мысль о том, что «для представителей различных религиозных конфессий, мыслящих в парадигме религиозной веры, явление религиозного экстремизма как таковое исчезает, поскольку любые действия во имя религии оказываются легитимными и допустимыми». На основании этого они считают, что термин «экстремизм» в религиозной парадигме - не легитимен». На это также обращают внимание А. Журавский [12] и Плужников [13].

Практически в каждом гетерогенном обществе религиозная составляющая культуры служит источником потенциального религиозного противостояния. Проведенное исследование показало, что связано это с тем, что люди часто не знают сущности других религий, распространенных в поликонфессиональном обществе. Например, только в российском социуме исповедуют такие религиозные направления, как православие, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм, которые считаются традиционными и множество других верований. В результате в обществе всегда существует определенное потенциальное напряжение, но это не обязательно означает, что религиозные противоречия будут иметь проявление. Религия не всегда является конфликтной, но, как и этническая принадлежность или раса, она выполняет роль идентификатора отличия себя и своей религиозной группы от другой. Часто религиозная группа с меньшей властью, будь то политическая или экономическая, более осведомлена о религиозной напряженности, чем привилегированная. Однако когда привилегированная группа является меньшинством, например, иудеи исторически представлены в большей части Европы, она часто хорошо понимает наличие скрытого религиозного противостояния.

Религиозное противоречие вызвано особым подходом к религии, который заставляет людей привыкать к мысли, что оправдано убивать во имя Бога. Поэтому верующим людям легко указать пальцем на будущую жертву и внушить, что не они, а другие отвечают за лишение ее жизни. В то же время, очевидно, что большинство религиозных людей не хотят убивать себе подобных во имя Господа.

Дисфункциональные факторы религии

Религиозный экстремизм, представляющий собой непризнание традиционных религиозных ценностей и догматических устоев того или иного общества и применение крайних форм насилия по отношению к инакомыслящим в конце XX - начале XXI веков вышел на новый рубеж своего развития. Анализ научной и публицистической литературы, а также практики современного религиозного экстремизма позволил нам выделить дисфункциональные факторы религии, приводящие к напряжению в социуме и проявлению религиозного экстремизма в XXI веке. Приведем результаты нашего исследования и обоснуем каждый фактор через его теоретическую и практическую составляющую.

Фактор 1. «Святая вера в то, что существует только одна истинная религия». Многие религиозные люди верят, что есть только один Бог. Поэтому они считают, что один Бог не дал бы человечеству широкую палитру религий, и, следовательно, может быть только одна истинная религия - их собственная. Этот исключительный подход к религии неизбежно поощряет религиозные противоречия, потому что адепты одной религии всегда будут считать все другие - ложными. А если религия ложна, то она происходит от Дьявола, следовательно, долг адепта бороться с этой религией, ибо это есть Божья воля. Исследование, проведенное в 2014 г., показало, что «41% людей в Пакистане поддерживали акты смертоносного насилия в защиту ислама. 39% таких же последователей было в Ливане, 15% в Индонезии, 13% в Марокко и 57% в Иордании. Даже в светской Турции 14% считали, что терроризм совершается во имя ислама» [14]. Некоторые арабы в 1990-х гг. утверждали, что присутствие западных (не мусульманских) войск на священной земле Мекки и Медины является осквернением ислама.

Точно так же религия может сакрализовать материальную вещь или место, делая их святыми и, следовательно, приводя к осознанному обязательству по ее защите. Примерами могут служить конфликты между индуистами и мусульманами в отношении мест древних индуистских храмов в Джамму и Кашмире, между мусульманами и иудеями по поводу Храмовой горы в Иерусалиме и др.

Фактор 2. «Только исповедуемая религия дает абсолютную истину». Многие религиозные люди считают, что, если религия дана Богом, ее учения и доктрины абсолютны и непогрешимы. Ведь всемогущий Бог не мог дать религиозное учение, которое считается чем-то меньшим, чем абсолютная истина. Следовательно, все другие религиозные убеждения являются частично или полностью ошибочными. А если они ошибочны, то адепт одной религии считает себя в оппозиции представителям других религий и борется за чистоту рядов сторонников своей веры. Например, изменение религиозной принадлежности может привести к преследованию, как это происходит со многими евангельскими протестантами в южной Мексике и отдельных районах Гватемалы.

Данные действия можно назвать т.н. «черно-белым» мышлением. Ибо если адепты считают, что их религия совершенно правильна, а все другие религии полностью ошибаются, то они полагают, что нет возможности идти на компромисс, потому что, если они дадут Дьяволу один палец, то он отхватит всю руку.

Фактор 3. «Фундаментализм». Многие религиозные люди верят, что их религия дает не только непогрешимое описание Бога, но и верят в то, что оно полное. Они верят, что Бог совершенен, и поэтому учение, данное Богом также совершенно. Они считают, что нечто совершенное не может измениться. Поэтому их религия, - никогда не могла совершенствоваться или меняться со временем. Нет необходимости приспосабливать религию к меняющимся временам - вместо этого времена должны адаптироваться к полной и безошибочной доктрине. Другими словами, адепты религии считают, что они должны сопротивляться всем изменениям в своей религии, а это создает религиозную напряженность. При этом следует отметить, что от фундаменталистских взглядов не избавлена ни одна религия. Приведем некоторые примеры.

Христианство. Христианские фундаменталисты с момента рождения религии вынуждены были силой завоевывать свое «место под солнцем». Еще с начала своего развития в Римской империи христианство настаивало на том, что является единственно верной религией. Поэтому любые попытки оспорить ее истинность встречались в «штыки». Чтобы не быть голословными процитируем несколько выдержек из Священных книг христианства. Левит 20:13: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» [15]. В Евангелии от Луки 14:23 (перевод Еп. Кассиана) говорится: «Заставляй людей войти!» [16]. В тексте Евангелия от Матфея приведены слова Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч …» (Мф. 10: 34-39) [17]. Как отмечают А. Анцупов и А. Шипилов, «в книге «Исход» Ветхого завета имеется однозначное утверждение о том, что Бог - муж брани. Встречаем мы и призыв к верующим прославлять Всевышнего силой. В свою очередь воззвание к Богу во время сражения приносило победу [18, с. 20]. Эти догматы и многие подобные им в Ветхом Завете создали почву для агрессии против тех, кто не верил правильным вещам. Например, в начале XX-го века христианские фундаменталисты в США протестовали против теории эволюции, выдвинутой Ч. Дарвином, а также поддерживали запрет на продажу спиртного. В 70-е годы XX века опросы, проведенные в США, выявили, что евангелисты фундаменталистского направления - ведущая сила в американской жизни. Их число тогда достигало 40-50 млн. чел., в то время как численность всех прочих протестантов и католиков уменьшилась. Христиане верят, что мир обречен, пока не вернется Иисус и наступит поражения Антихриста.

Иудаизм. Иудейский фундаментализм является весьма распространенным в Израиле, где его последователи делают все возможное по насаждению ортодоксальной еврейской культуры в регионе, и обеспечению строгого соблюдения догматики и еврейского религиозного права во всех сферах жизни израильского социума. Согласно положениям Священных книг, зарождение иудаизма произошло среди бессмысленных кровопролитных сражений с законными коренными жителями Ханаана. При этом огромное количество библейских высказываний можно использовать для поддержки насилия и агрессии во имя религии. Второзаконие (7:1) говорит о необходимости израильтянам занять свою будущую землю и уничтожить первоначальных жителей, потому что они неверные. При этом оно также (13:6-9) содержит указания на то, что, если ваши родственники или друзья попытаются заставить вас поклоняться другим богам, вы должны убить их без пощады [19].

Ислам. Эта религия насквозь пронизана фундаменталистскими взглядами. Первые четыре халифа правили в атмосфере большого насилия среди мусульман, которое привело к расколу на суннитов и шиитов. С самого начала, из первых четырех преемников Мухаммеда трое были убиты. В 9-й суре («Покаяние», аят 29) Корана содержится призыв пророка Мухаммеда к открытой борьбе: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» [20].

Здесь интересно толкование данного аята в авторстве Тафсир ас-Саади: «Аллах приказал верующим сражаться с иудеями и христианами, отказавшимися надлежащим образом уверовать в Аллаха и Судный день и подтвердить свою веру праведными поступками. Они не считают запретным то, что запретили Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, не руководствуются Его шариатом и не уважают Его запреты. Они не исповедуют истинную религию, хотя считают себя верующими. Безусловно, у них есть религия, однако она либо является искаженной и не имеет никакой основы, либо является отмененной после ниспослания шариата Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Если же Аллах аннулировал прежнюю религию, то люди не имеют права руководствоваться ее предписаниями» [21].

Индуизм. Индуизм, будучи древнейшей национальной религией, не признает верховную власть какого-либо священного текста, пророка или Бога. Он представляет собой комплекс из нескольких групп убеждений, основанных на большом количестве Священных книг (Веды, Бхагавад Гита, Упанишады, Брахманы и др.). Следовательно, в этой религии присутствует несколько направлений фундаменталистов. По мнению Н. Крессела, «Главное назначение индуистского фундаментализма, который взяли на свое вооружение правые националисты - борьба с исламом» [22].

Буддизм. Буддизм не имеет практического проявления фундаментализма, поскольку эта религия основана на пропаганде мира и ненасилия, таким образом, принуждение любого рода не практикуется последователями этой религии. Однако, как показывает история, те или иные формы буддизма в разное время были орудиями войны и насилия. Буддийские секты спорили и боролись за свою доктрину, за гордость и национальную независимость насилием и крайними методами. Например, представителей буддистских сект в Японии ученые иногда относят к фундаменталистам за их отрицание всех других форм буддизма. Война за национальную независимость на Шри-Ланке во II в до н.э. шла под лозунгом: «Не для королевства, а для буддизма».

Фактор 4. «Утверждение, что существует только одна правильная интерпретация догматики религиозного учения». Многие религиозные люди считают, что есть только один способ интерпретировать их религиозные писания. Очевидно, что это есть интерпретация, выбранная их нынешними религиозными лидерами. По их мнению, все другие толкования ошибочны и происходят от Дьявола (Сатаны). Проведенный в 2013 г. соцопрос мигрантов-мусульман в Европейских странах (Германия, Франция, Голландия, Австрия, Бельгия, Швеция) показал, что 75% из них утверждали, что существует только одно законное толкование Корана. В то же время процент христиан, отказывающихся принимать различные толкования Библии, равнялся 20% [23].

Поэтому обязанностью адептов данных взглядов является искоренение «ложных» толкований и, возможно, даже людей, которые их пропагандируют и продвигают. Ярким практическим примером является деятельность ваххабитов, радикальных иудейских ячеек в Израиле, индуистских националистов и сикхских экстремистов в Индии, которая вызвана воспринимаемой ими угрозой для их веры.

Как правило, отсутствие компромисса во взаимоотношениях между противоборствующими религиями или их направлениями обусловливается не только идеологическими причинами, но и психологическими. Индивиду, не посвященному в генезис разногласий, кажется, что наибольшая вероятность достичь компромисса в противоречиях имеют религиозные направления одной религии. Но это не так, компромисса не получается (разрыв между католицизмом и православием в 1054 г. – не преодолен, между суннитами и шиитами в VII веке не только не преодолен, а активно продолжается и разрастается в XXI веке с использованием крайних форм насилия).

Религиозно-историческая практика знает примеры, когда одна доминирующая религия в социуме со временем заменялась другой или общество становилось атеистическим. При этом процесс смены доминирующей религии социума происходил обязательно через религиозный конфликт. Так, например, через использования огня и меча князь Владимир заменил христианством на Руси язычество. Через костры инквизиции утверждался католицизм в Европе, а затем через погромы и насилие ему на смену в отдельных странах (Германия, Голландия, Швейцария и др.) пришел протестантизм. Через уничтожение священнослужителей, государственный запрет религии как явления в обществе насаждался атеизм в СССР. В современной Индии только в период с января по октябрь в 2015 г. произошел 561 случай социального насилия, которые привели к 90 смертям и 1 688 травмам. В одном из инцидентов толпа напала на мусульманина за его открытые разговоры со своей женой, которая являлась индуистской.

Фактор 5. «Утверждение, что церковные лидеры представляют Бога». Многие религиозные люди считают, что их религиозные лидеры являются представителями Бога на Земле, они говорят за Бога, и поэтому их речь, никогда не следует ставить под сомнение. Такие люди требуют слепого послушания, и поэтому любой, кто не уважает эту «абсолютную власть», рассматривается как враг. Так, в частности согласно римско-католическому учению Папа Римский – наместник Бога на Земле. Именно это утверждение, наравне с другими противоречиями стало источником конфликта между Восточной и Западной христианскими церквями, приведшее к конфликту и разделению христианства. Интересны данные по опросу мигрантов-мусульман в Европейских странах (2013). В медиане 66% из них считает, что религиозные правила являются более важными для них, чем законы страны, в которой они живут (Германия, Франция, Голландия, Австрия, Бельгия, Швеция). При этом только 13% христиан при опросе разместили религиозные нормы выше национального законодательства [23].

Фактор 6. «Эпическая битва». Многие религиозные люди верят, что мир является полем битвы между Добром (Богом) и Злом (Дьяволом). Очевидно, было бы наивно игнорировать то, что в мире, похоже, действуют злые силы. Однако многие религиозные люди, определяя добро и зло, говорят, что их религия представляет собой добро, а все другие или некоторые другие представляют только зло, с которым надо бороться.

Фактор 7. «Вера в существование ада». Большинство монотеистических религий учат, что Бог будет судить людей после смерти и отправлять их либо на Небеса в Рай, либо под Землю в Ад. Большинство религиозных людей считают, что они и большинство их единоверцев окажутся на небесах, в то время как большинство или все последователи других религий пойдут в Ад. Точно так же многие фундаменталистские течения считают, что будут спасены, отправятся на небо и встретятся с Богом. Те же, кто не достоин спасения останутся на Земле, чтобы испытать самый большой геноцид, который когда-либо видел мир.

Так, исламские фундаменталисты верят в буквальное толкование Священного Корана и хадисов, и пытаются внедрить шариат в каждый аспект исламской общественной жизни. Исламский фундаментализм усилился в последние годы и в настоящее время существует как базовый для правовых систем во многих исламских государствах мира. Однако опрос, проведенный Исследовательским центром Pew среди мусульман в 39 странах, показал, что не все мусульмане хотят права шариата, официального юридического кодекса, основанного на Коране и других исламских писаниях в их стране. Спектр этих убеждений очень широкий: в Афганистане (99%), Ираке (91%) и Пакистане (84%) большинство поддерживает законы шариата в качестве официального права. Но в Восточной Европе и Центральной Азии, включая Турцию (12%), Казахстан (10%) и Азербайджан (8%) - относительно мало мусульман ратует за реализацию закона шариата [24].

Фактор 8. «Козел отпущения». Люди всегда имели тенденцию избегать личной ответственности за свои действия. Одним из примеров является убеждение, что их проблемы вызваны другими людьми, а не ими самими. В религиозной сфере это приводит к «слепой» вере в то, что все проблемы в мире вызваны людьми, принадлежащими к другим (ложным) религиям. Тогда эти другие и становятся «козлами отпущения». Другими словами, любой, кто не согласен с религиозными убеждениями адепта религии выступает против религии, обманывается Дьяволом или работает на Дьявола и его следует уничтожать. Так в июне 2014 г. в Кении сомалийские боевики из организации Аш-Шабаба (связана с Аль-Каидой) терроризировали и уничтожали горожан. Они стучались в двери домов и требовали у тех, кто отвечал назвать исповедуемую религию. «Мой муж сказал им, что мы были христианами, - сказала одна женщина, - и они застрелили его в голову». Десятки людей были убиты таким образом. Согласно информации ООН, сегодня резкая эскалация откровенного религиозного насилия «высоких уровней» охватила в полной мере половину стран Ближнего Востока и Северной Африки [25].

Фактор 9. «Конечная инстанция». Многие религиозные люди считают, что их религия представляет собой конечную инстанцию, поэтому они борются за справедливое дело, опираясь не на высшую власть, а именно на Бога. В связи с этим, во что они верят или, что они делают, справедливо в конечном итоге. Это позволяет этим адептам оправдывать почти все, что необходимо для победы в окончательной битве за веру. Так, в свое время террорист № 1 Усама бен Ладен заявил, что имеет право выдавать фетву для убийства американцев и евреев: «Решение убить американцев и их союзников - гражданских и военных - является индивидуальной обязанностью каждого мусульманина, который может это сделать в любой стране, в которой возможно сделать это» [26].

Фактор 10. «Цель оправдывает средства». Чувство окончательного оправдания легко приводит к тому, что цели могут оправдать средства - любые средства. Некоторые люди считают, что, поскольку они живут ради Бога, то приемлемо нарушать законы, убивать других людей во имя Бога, хотя практически каждая религия определяет убийство как грех. Например, Угандийское правительство вот уже длительное время сталкивается с мятежом на севере своей страны. В его основе лежит заявление руководства Армии сопротивления Бога, которое требует прямого божественного откровения для своей организации. Лидер ЛРА (Армии сопротивления Господа) Д. Кони утверждает, что духи разговаривают с ним и что ЛРА сражается за Уганду как свободное государство, управляемое Десятью Заповедями.

Фактор 11. «Конфликт психологии и религии». Священные книги большинства религий были написаны в донаучную эпоху. Например, в Библии содержится множество отрывков, в которых бури, цунами, наводнения и другие стихийные бедствия посылаются Богом, чтобы наказать людей. Дословная интерпретация данных описаний приводит к тому, что многие религиозные лидеры опасаются, что Бог может подвергнуть их паству стихийным бедствиям из-за действий, имеющихся в их стане секуляристов, феминистов, прогрессивных адептов, организаций, стремящихся к равенству по закону для лесбиянок, геев, бисексуалов и т.д. Этот страх вызывает ненависть, выраженную против гуманистов, религиозных либералов и секуляристов. Так, сравнительное исследование между мусульманами турецкого или марокканского происхождения и христианами в шести европейских странах (Германия, Франция, Голландия, Австрия, Бельгия, Швеция) показало, что «почти 60% мусульман не хотят иметь гомосексуального друга, против 13% среди христиан» [27].

Фактор 12. «Состояние государственно-религиозных отношений». Сегодня давление на религиозные конфессии со стороны государственной власти осуществляется во многих странах. Три четверти населения мира проживает в странах, где свобода вероисповедания находится под угрозой. Во многих странах это является результатом действий правительственных чиновников, социальных групп или отдельных лиц, поддерживающих националистические позиции. Как правило, эти националистические группы или отдельные лица стремятся ограничить иммиграцию религиозных и этнических меньшинств или призывают к усилиям по пресечению или даже ликвидации конкретной религиозной группы во имя защиты доминирующей этнической или религиозной группы, которую они называют угрозой для социума.

Например, в 2015 г. правительства 38 европейских стран (84%) преследовали религиозные группы в ограниченных или широко распространенных формах, тогда как правительства 24 стран в Европе (53%) использовали и некоторые виды насилия против религиозных групп. Усиление конфронтации между государством и религиозными конфессиями в Европе (2015) произошло после того, как 1,3 млн. чел. мигрантов подали ходатайство о предоставлении им убежища на континенте. При этом более 50% просителей убежища прибыли из мусульманских стран Сирии, Ливии, Афганистана и Ирака. В 2016 г. в общей сложности 83 страны (42%) имели высокий или очень высокий уровень общих ограничений на ту или иную религию. Следует отметить, что этот показатель постоянно растет - 80 стран (40%) в 2015 г. и 58 стран (29%) в 2007 г.

Если обратиться к статистике по другим регионам, то и там можно отметить безрадостную картину. Доля стран, где те или иные религиозные общины преследуются на государственном уровне, выглядит следующим образом: «Ближний Восток и Северная Африка - 95%. В странах Африки к югу от Сахары, в Северной и Южной Америке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе отмечаются более низкие доли правительственных преследований или применения силы против религиозных групп, хотя более 7 из 10 стран в каждом регионе имели эти типы государственных ограничений. В общей сложности 32 правительства европейских стран (71%) специально преследовали мусульман в 2015 г., по сравнению с 27 правительствами (60%) в 2014 г. Регион Ближнего Востока и Северной Африки был единственным регионом, который имел большую долю стран, в которых преследовали мусульман (75%)» [28]. Приведем некоторые примеры.

Так, в Индии, некоторые правительства штатов ограничили религиозное обращение, а другие запретили убийство коровы (многие индуисты рассматривают корову как священное животное, поэтому эти законы могут непропорционально влиять на мусульманское население меньшинства, а также на других неиндусов). В Египте правительство не может защитить христиан от убийств, похищений и вымогательств (коптская церковь). В Нигерии мусульмане и христиане, составляющие почти половину нигерийского населения, сообщают о дискриминации, основанной на их религиозной принадлежности в тех районах, где они составляют меньшинство. В Мьянме более 1 млн. мусульман, проживающих в штате Ракхайн, лишены гражданства и права голоса. В Малайзии, где свобода вероисповедания гарантирована конституционно, Государственный исламский департамент развития заявил, что исламское право должно применяться и к немусульманам. В Индонезии, где миллионы немусульман пользуются легально защищенными свободами в самой большой мусульманской стране, предпринимаются попытки использовать законодательство для запрета продажи алкоголя и межконфессиональных браков.

В 2017 г. в самой «демократичной стране мира» – США, после избрания нового президента мусульмане отмечают много моментов дискриминационного характера в отношении своей религиозной группы, слушают публичные издевательства нового президента Д. Трампа и считают, что их коллеги-американцы не видят ислам как часть религиозной составляющей основного американского общества.

Заключение

Таким образом, проведя исследование процесса воздействия дисфункциональных факторов религии на процесс взаимоотношений сторон в социуме можно сделать следующие обобщающие выводы:

во-первых, религиозное единство и религиозное противостояние являются в современном мире существенной характеристикой человечества и выступают одними из основных характеристик экстремистской деятельности;

во-вторых, осознаваемая идентификация человека или группы людей по религиозной принадлежности дает возможность говорить о высокой степени вероятности возникновения межконфессионального противостояния с применением крайних форм насилия;

в-третьих, религиозные противоречия не всегда являются основным источником религиозного экстремизма. За многими проявлениями экстремизма стоят иные, более конкретные и земные причины, нежели религиозная нетерпимость, поэтому роль религии в качестве источника возникновения экстремизма не стоит преувеличивать;

в-четвертых, вероятность перерастания межконфессионального противостояния в экстремистскую деятельность определяют следующие условия: бесконтрольное распространение в регионе противостояния оружия и боеприпасов, наличие в регионе незаконных вооруженных формирований, исповедующих фундаменталистские религиозные воззрения, психологическая готовность адептов той или иной религии к применению насилия, особенно его крайних форм в отношении представителей других конфессий, а также политическая воля религиозных лидеров.

Библиография
1. Сорокин П. Религия как социальный феномен // Салахов М.Р. История религий. – Казань: ТГГПУ, 2009.-С. 94.
2. Дударенок С.М. Конфликт как одна из составляющих религиозной жизни современного российского общества: (на примере Дальнего Востока) // Христианство на Дальнем Востоке. Ч. 1: материалы междунар. науч. конф. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. – С. 197–200.
3. Мировые вероучения: статистика. [Электронный ресурс]. URL: http://inance.ru/2015/01/veroucheniya-statistika/ (дата обращения: 23.08.2018).
4. Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bible-center.ru/bibletext/lu/10:25-37 (дата обращения: 23.10.2018).
5. Violent extremism: is religion the problem or the solution? [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2017/05/violent-extremism-religion-problem-solution (дата обращения: 03.08.2018).
6. Бахтияров О.Г. SOS-экстремизм // Политик HALL № 26, март 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://politikhall.com.ua/issue/64 (дата обращения: 03.08.2018).
7. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России.-М.: Институт правовых и сравнительных исследований, 2005.-216 с.
8. Верховский А. Религиозная ксенофобия или рост фундаментализма в РПЦ. [Электронный ресурс]. URL: http://sektoved .narod.ru/funda.html (дата обращения: 03.08.2018).
9. Журавский A.B. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога.-М.: Наука, 1990.-128 с.
10. Нуруллаев A.A., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2003, № 4.-С. 83-92.
11. Яхьяев М.Я. Феномен религиозного фанатизма.-Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. – 230 с.
12. Журавский А. Религиозный экстремизм в конфликте интерпретаций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.religare.ru/article7157.htm (дата обращения: 23.08.2018).
13. Плужников Е. Понятие религиозного экстремизма и его проявление в современной России. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-religioznogo-ekstremizma-i-ego-proyavleniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 23.08.2018).
14. Islamic Violent Fundamentalism and Extremism [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanreligions.info/islam_fundamentalism.html (дата обращения: 23.08.2018).
15. Библия. Левит 20:13. [Электронный ресурс]. URL: http://allbible.info/bible/sinodal/le/20 (дата обращения: 23.08.2018).
16. Библия. Евангелие от Луки 14:23. [Электронный ресурс]. URL: https://bible.by/verse/42/14/23/ (дата обращения: 23.08.2018).
17. Библия. Евангелие от Матфея 10: 34-39 [Электронный ресурс]. URL: http://allbible.info/bible/sinodal/mt/10 (дата обращения: 23.08.2018).
18. Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 20.
19. Ветхий завет. Второзаконие. [Электронный ресурс]. URL: http://www.my-bible.info/biblio/biblija/vtorozak.html (дата обращения: 21.12. 2017).
20. Коран. [Электронный ресурс]. URL: http://quran-online.ru/9/saadi (дата обращения: 21.11. 2018).
21. Тафсир. Толкование Корана. [Электронный ресурс]. URL: http://tafsir.ru/tafsir-as-saadi-sura-at-tauba-ayat-29/ (дата обращения: 21.10. 2018).
22. Kressel N. Bad Faith: The Danger of Religious Extremism. Электронная книга. Цифровое издание Amazon Kindle. Издано Prometheus Books, Нью-Йорк, США, 2007. Глава 2 «Воинствующий ислам: настоящая опасность», цифровое расположение. P. 529-541.
23. Europe: Une étude confirme que le fondamentalisme islamique est largement répandu. [Электронный ресурс]. URL: http://www.postedeveille.ca/2013/12/le-fondamentalisme-islamique-est-largement-repandu-en-europe-etude.html/ (дата обращения: 23.08.2018).
24. The global religious landscape. Muslims. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pewforum.org/2012/12/18/global-religious-landscape-muslim (дата обращения: 23.08.2018).
25. Carroll J. Religious extremism: The answer is more religion. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bostonglobe.com/opinion/2014/06/22/religious-extremism-the-answer-more-religion/XI5McL6cDMV30JHFn3QYDK/story.html (дата обращения: 23.08.2018).
26. Аллах не любит Америку: Фрагмент: Аллах приказывает убивать американцев (фетвы Усамы бен Ладена, 1998). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ultraculture.ru/2003/04/25/allah-passage/ (дата обращения: 23.08.2018).
27. Georgen A. Le fondamentalisme islamique serait plus répandu qu'on ne le pense en Europe. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slate.fr/monde/81159/fondamentalisme-islamique-plus-repandu-europe. (дата обращения: 13.11.2018).
28. Government harassment, use of force against religious groups increased sharply in Europe in 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/04/11/government-harassment-use-of-force-against-religious-groups-increased-sharply-in-europe-in-2015/ (дата обращения: 23.10.2018).
29. Зеленков М.Ю. Экстремизм в современном мироустройстве и Российской Федерации XXI века (политико-правовой аспект): монография.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 351 с.
30. Зеленков М.Ю. Криминологическая специфика фундаментализма как идеологии религиозного экстремизма // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения, 2017. № 4. С. 36-41.
References
1. Sorokin P. Religiya kak sotsial'nyi fenomen // Salakhov M.R. Istoriya religii. – Kazan': TGGPU, 2009.-S. 94.
2. Dudarenok S.M. Konflikt kak odna iz sostavlyayushchikh religioznoi zhizni sovremennogo rossiiskogo obshchestva: (na primere Dal'nego Vostoka) // Khristianstvo na Dal'nem Vostoke. Ch. 1: materialy mezhdunar. nauch. konf. – Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2000. – S. 197–200.
3. Mirovye veroucheniya: statistika. [Elektronnyi resurs]. URL: http://inance.ru/2015/01/veroucheniya-statistika/ (data obrashcheniya: 23.08.2018).
4. Evangelie ot Luki, Glava 10, stikhi 25-37 [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.bible-center.ru/bibletext/lu/10:25-37 (data obrashcheniya: 23.10.2018).
5. Violent extremism: is religion the problem or the solution? [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.weforum.org/agenda/2017/05/violent-extremism-religion-problem-solution (data obrashcheniya: 03.08.2018).
6. Bakhtiyarov O.G. SOS-ekstremizm // Politik HALL № 26, mart 2006. [Elektronnyi resurs]. URL: http://politikhall.com.ua/issue/64 (data obrashcheniya: 03.08.2018).
7. Burkovskaya V.A. Kriminal'nyi religioznyi ekstremizm v sovremennoi Rossii.-M.: Institut pravovykh i sravnitel'nykh issledovanii, 2005.-216 s.
8. Verkhovskii A. Religioznaya ksenofobiya ili rost fundamentalizma v RPTs. [Elektronnyi resurs]. URL: http://sektoved .narod.ru/funda.html (data obrashcheniya: 03.08.2018).
9. Zhuravskii A.B. Khristianstvo i islam: sotsiokul'turnye problemy dialoga.-M.: Nauka, 1990.-128 s.
10. Nurullaev A.A., Nurullaev Al. A. Religiozno-politicheskii ekstremizm // Vestnik RUDN. Seriya «Politologiya». 2003, № 4.-S. 83-92.
11. Yakh'yaev M.Ya. Fenomen religioznogo fanatizma.-Makhachkala: IPTs DGU, 2006. – 230 s.
12. Zhuravskii A. Religioznyi ekstremizm v konflikte interpretatsii. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.religare.ru/article7157.htm (data obrashcheniya: 23.08.2018).
13. Pluzhnikov E. Ponyatie religioznogo ekstremizma i ego proyavlenie v sovremennoi Rossii. [Elektronnyi resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-religioznogo-ekstremizma-i-ego-proyavleniya-v-sovremennoy-rossii (data obrashcheniya: 23.08.2018).
14. Islamic Violent Fundamentalism and Extremism [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.humanreligions.info/islam_fundamentalism.html (data obrashcheniya: 23.08.2018).
15. Bibliya. Levit 20:13. [Elektronnyi resurs]. URL: http://allbible.info/bible/sinodal/le/20 (data obrashcheniya: 23.08.2018).
16. Bibliya. Evangelie ot Luki 14:23. [Elektronnyi resurs]. URL: https://bible.by/verse/42/14/23/ (data obrashcheniya: 23.08.2018).
17. Bibliya. Evangelie ot Matfeya 10: 34-39 [Elektronnyi resurs]. URL: http://allbible.info/bible/sinodal/mt/10 (data obrashcheniya: 23.08.2018).
18. Antsupov A., Shipilov A. Konfliktologiya.-M.: YuNITI-DANA, 2002. S. 20.
19. Vetkhii zavet. Vtorozakonie. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.my-bible.info/biblio/biblija/vtorozak.html (data obrashcheniya: 21.12. 2017).
20. Koran. [Elektronnyi resurs]. URL: http://quran-online.ru/9/saadi (data obrashcheniya: 21.11. 2018).
21. Tafsir. Tolkovanie Korana. [Elektronnyi resurs]. URL: http://tafsir.ru/tafsir-as-saadi-sura-at-tauba-ayat-29/ (data obrashcheniya: 21.10. 2018).
22. Kressel N. Bad Faith: The Danger of Religious Extremism. Elektronnaya kniga. Tsifrovoe izdanie Amazon Kindle. Izdano Prometheus Books, N'yu-Iork, SShA, 2007. Glava 2 «Voinstvuyushchii islam: nastoyashchaya opasnost'», tsifrovoe raspolozhenie. P. 529-541.
23. Europe: Une étude confirme que le fondamentalisme islamique est largement répandu. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.postedeveille.ca/2013/12/le-fondamentalisme-islamique-est-largement-repandu-en-europe-etude.html/ (data obrashcheniya: 23.08.2018).
24. The global religious landscape. Muslims. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.pewforum.org/2012/12/18/global-religious-landscape-muslim (data obrashcheniya: 23.08.2018).
25. Carroll J. Religious extremism: The answer is more religion. [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.bostonglobe.com/opinion/2014/06/22/religious-extremism-the-answer-more-religion/XI5McL6cDMV30JHFn3QYDK/story.html (data obrashcheniya: 23.08.2018).
26. Allakh ne lyubit Ameriku: Fragment: Allakh prikazyvaet ubivat' amerikantsev (fetvy Usamy ben Ladena, 1998). [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.ultraculture.ru/2003/04/25/allah-passage/ (data obrashcheniya: 23.08.2018).
27. Georgen A. Le fondamentalisme islamique serait plus répandu qu'on ne le pense en Europe. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.slate.fr/monde/81159/fondamentalisme-islamique-plus-repandu-europe. (data obrashcheniya: 13.11.2018).
28. Government harassment, use of force against religious groups increased sharply in Europe in 2015. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/04/11/government-harassment-use-of-force-against-religious-groups-increased-sharply-in-europe-in-2015/ (data obrashcheniya: 23.10.2018).
29. Zelenkov M.Yu. Ekstremizm v sovremennom miroustroistve i Rossiiskoi Federatsii XXI veka (politiko-pravovoi aspekt): monografiya.-M.: YuNITI-DANA, 2017. – 351 s.
30. Zelenkov M.Yu. Kriminologicheskaya spetsifika fundamentalizma kak ideologii religioznogo ekstremizma // Rassledovanie prestuplenii: problemy i puti ikh resheniya, 2017. № 4. S. 36-41.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования – имеющиеся в различных религиозных конфессиях (христианство, иудаизм, ислам, индуизм, буддизм) дисфункциональные факторы, проявление которых имеет деструктивные (в том числе экстремистские) последствия для социума.

Методология исследования основана на сочетании теоретического и эмпирического, исторического и системного подходов с применением методов контент-анализа, опроса, сравнения, обобщения, синтеза.

Актуальность исследования обусловлена важной ролью религии в современном обществе и, соответственно, необходимостью исследования религиозных факторов, которые могут носить дисфункциональный характер, включая эскстремистские проявления.

Научная новизна связана с обоснованием автором выводов о том, что каждая мировая и национальная религия обладает рядом дисфункциональных факторов, которые при воздействии на адептов определённых внешних и внутренних условий способны сформировать в религиозном сознании нетерпимость к представителям других религий и проявиться в радикальных, в том числе экстремистских взглядах и действиях.

Стиль изложения научный. Статья написана русским литературным языком.

Структура рукописи включает следующие разделы (в виде отдельных пунктов не выделены, не озаглавлены): Введение (религия как фактор стабилизирующий и конфликтогенный, компаративистский анализ священных текстов, религии как регулятор земного бытия верующего человека, источники межрелигиозных противоречий, перерастающих в практические экстремистские действия, контент-анализ исторических текстов, церковь как защитник прав человека), Дисфункциональные факторы религиозного экстремизма (1. «Святая вера в то, что существует только одна истинная религия», 2. «Только исповедуемая религия дает абсолютную истину», 3. «Фундаментализм», примеры – христианство, иудаизм, ислам, индуизм, буддизм, 4. «Утверждение, что существует только одна правильная интерпретация догматики религиозного учения», 5. «Утверждение, что церковные лидеры представляют Бога», 6. «Эпическая битва», 7. «Вера в существование ада», 8. «Козёл отпущения», 9. «Конечная инстанция», 10. «Цель оправдывает средства», 11. «Конфликт психологии и религии», 12. «Состояние государственно-религиозных отношений»), Заключение (выводы), Библиография.

В виду значительного объёма рукописи целесообразно разделение её на пункты с озаглавливанием соответствующих разделов. Абзацев, состоящих из одного предложения, следует избегать.

Содержание в целом соответствует названию. Желательно более подробно пояснить что понимается авторами под экстремизмом в целом и под религиозным, в частности.

Библиография включает 32 источника отечественных и зарубежных авторов – монографии, научные и публицистические статьи, канонические тексты. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
1. Сорокин П. Религия как социальный феномен. М., 1993.
2. Дударенок С.М. Конфликт как одна из составляющих религиозной жизни российского Дальнего Востока конца ХХ – начала ХХI веков. URL: https://rusoir.ru/03print/03print-01/03print-01-30 (дата обращения: 23.08.2018).
6. Бахтияров О.Г. SOS-экстремизм // Политик HALL. 2006. № 26.
10. Нуруллаев A.A., Нуруллаев Ал. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. : Политология. 2000. № 4.
14. Kressel N. Bad Faith: The Danger of Religious Extremism. N. Y. : Prometheus Books, Год издания ???. P. 529–541.
18. Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. М., 2002.
22. Donnelly J. Universal Human Rights in Theory and Practice. Cornell University Press, 2013.
Библиографические описания источника «Библия» можно привести один раз с указанием конкретных книг / частей, фрагментов в основном тексте. Номера цитируемых страниц также следует указывать в основном тексте, например: [18, с. 20], [22, р. 157]. Возможно излишнее самоцитирование (Зеленков М.Ю.).

Апелляция к оппонентам (Сорокин П.. Дударенок С.М., Бахтияров О.Г., Бурковская В.А., Верховский А., Журавский A.B., Нуруллаев A.A., Нуруллаев Ал.А., Яхьяев М.Я., Плужников Е., Kressel N., Анцупов А., Шипилов А., Donnelly J., Carroll J., Georgen A. и др.) имеет место.

Замечен ряд опечаток: Например, Иисус Христос говорил о Добром Самарянине, который в отличии от священника и левита помог жертве, которая не принадлежала к его вере (От Луки 10: 25-37).[4] – Например, Иисус Христос говорил о Добром Самарянине, который в отличие от священника и левита помог жертве, которая не принадлежала к его вере (От Луки 10: 25-37) (УДАЛИТЬ ТОЧКУ) [4]; Однако это только теория и события описанные в Священных книгах – Однако это только теория и события, описанные в Священных книгах; На это в свое время обратил внимание Д. Маршалл: «Злоупотребление религией часто связано с двумя факторами: убеждениями и поведением». [5] – На это в своё время обратил внимание Д. Маршалл: «Злоупотребление религией часто связано с двумя факторами: убеждениями и поведением» (УДАЛИТЬ ТОЧКУ) [5]; Например, только в российском социуме исповедуют православие, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм, которые считаются традиционными религиями и множество других верований – Например, только в российском социуме исповедуют православие, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм, которые считаются традиционными религиями, и множество других верований.

Аббревиатуру ЛРА при первом упоминании нужно привести полностью.

В целом рукопись соответствует основным требования, предъявляемым к научным статьям. Материал представляет интерес для читательской аудитории и после доработки может быть опубликован в журнале «Вопросы безопасности» (рубрики «Гуманитарное обеспечение национальной безопасности», «Человек и гражданин в системе безопасности»).
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.