Статья 'Глобальные риски государства и общества в цифровой экономике' - журнал 'Вопросы безопасности' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:

Глобальные риски государства и общества в цифровой экономике

Бакулина Анна Александровна

доктор экономических наук

профессор кафедры государственного управления Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации

117454, Россия, г. Москва, ул. Просп Вернадского, 76

Bakulina Anna Aleksandrovna

Doctor of Economics

Professor, the department of State Administration, Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

MOSCOW,VERNADSKY AVE., 76

bakulinaanna89@gmail.com

DOI:

10.25136/2409-7543.2021.4.37104

Дата направления статьи в редакцию:

13-12-2021


Дата публикации:

20-12-2021


Аннотация: В данной статье рассматриваются уязвимости России в цифровой среде, а также такие феномены современной цифровой экономики, как криптовалюты, блокчейн, Big data, искусственный интеллект и роботизация. Также поднимается вопрос о стоящих перед человечеством рисках в цифровом пространстве, появление которых повлекут за собой новейшие технологии и их внедрение в общество. Также поднимается вопрос о стоящих перед человечеством рисках в цифровом пространстве, появление которых повлекут за собой новейшие технологии и их внедрение в общество. Помимо самих рисков, в статье приводятся пути их минимизации. В статье освещается, разработанная Правительством РФ, программа «Цифровая экономика», которая предназначена для создания устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения большого количества данных, доступной для всех организаций и домохозяйств. Также рассматриваются современные предприятие в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и концепции по защите от краж персональных данных.   Помимо всего прочего, автор статьи выделяет немало важную роль IT-специалистов в цифровизации. Основными выводами данного исследования являются то, что в цифровом пространстве для национальной безопасности основной угрозой являются хакерские атаки, направленные на кражу персональных, данных интеллектуальной собственности и т.д. Автор пришел к выводу, что для минимизации выявленных в ходе исследования рисков необходимо обеспечить технологическую возможность для России хранить собранные данные на своей территории, а не за рубежем. И только комплексное воздействие государства на исследовательскую и законодательную сферу, законодательное ориентирование стимулирование развития инновационных технологий способно обеспечить безопасную и результативную интеграцию социально-экономической сферы в цифровое пространство.


Ключевые слова:

цифровая экономика, риски цифровизации, информационные технологии, угрозы национальной безопасности, роботизация, криптовалюта, минимизация рисков, цифровые технологии, глобальные риски цифровизации, экономическая безопасность

Abstract: This article explores the vulnerabilities of Russia in the digital environment, as well as such phenomena of modern digital economy as cryptocurrencies, blockchain, big data, artificial intelligence, and robotics. The question is raised on the risks that humanity faces in the digital space, which entail the implementation of the latest technologies in society. The author offers the ways for their minimization. The article covers the project “Digital Economy” developed by the Government of the Russian Federation, which is intended for creation of sustainable and secure information and telecommunications infrastructure for high-speed transmission, processing and storage of data bulk, accessible to all organizations and households. Analysis is conducted on the modern enterprise in the sphere of information and communication technologies and the concept on the protection against personal data theft. The crucial role of the IT specialists in digitalization is highlighted. The conclusion is made that in digital space, the major threat to national security is the hacker attacks aimed at the theft of personal data, intellectual property, etc. The author believes that the minimization of risks detected in the course of research requires providing technology opportunity for the Russian Federation to store the collected data locally, rather than abroad. The all-round government influence on the research and legislative sphere, legislative orientation towards stimulating the development of innovation technologies would ensure safe and effective integration of socioeconomic sphere into the digital space.


Keywords:

digital economy, risks of digitalization, information technologies, threats to national security, robotization, cryptocurrency, risk minimization, digital technologies, global risks of digitalization, economic security

Актуальность исследования глобальных рисков государства и общества в современном цифровом пространстве обусловлена тем, что развитие информационных технологий на протяжении последних двух десятилетий приводит к формированию совершенно новой, неизведанной цифровой реальности.

Цифровые технологии проникают в устоявшиеся отношения и институты (например, интернет-банкинг, электронные библиотеки и др.)). Как известно, в июле 2017 года правительством была утверждена национальная программа «Цифровая экономика», которая нацелена на создание экосистемы цифровой экономики, которая обеспечит эффективное взаимодействие всех объектов социально-экономической сферы в цифровом пространстве.

В цифровой среде перед государством стоит проблема, связанная с актуальной и адекватной оценкой угроз государства как во внутренней, так и во внешней сфере. Исходя из вышеизложенного, можно выделить основополагающий фактор, способствующий успешному и устойчивому развитию страны, который заключается в способности прогнозировать, выявлять и анализировать потенциальные угрозы для общества и страны в целом.

Угрозы национальной безопасности в цифровом пространстве

Проблема глобальных рисков страны и общества в рамках передового цифрового пространства и проблемы национальной безопасности тесно связаны друг с другом, так как термин «национальная безопасность» подразумевает состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В рамках цифрового пространства национальная безопасность может столкнуться с проблемами в военной, международной, экономической, энергетической, информационной и иных сферах деятельность государева.

В военной сфере принцип политического реализма, по-прежнему, доминирует над существующими геополитическими реалиями. Для России приоритетом для безопасности страны является способность защитится от потенциальных угроз, то есть ее силовая составляющая.

На международном уровне основными угрозами национальной безопасности можно выделить возможность въезда на территорию страны террористов и территориальные войны. Россия, в свою очередь, "не имеет территориальных претензий к другим государствам, отвергает любые территориальные претензии и ведет дело к бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления государственной границы и делимитации морских пространств".

Также можно выделить ряд иных международных рисков, таких как: криминализация населения соседних стран или активизация военных действий на их территории, контрабанда оружия и наркотиков, деятельность трансграничной преступность. Данные риски можно отнести к рискам высокого уровня, так как возможные последствия от наступления того или иного описанного события способны нанести серьезный ущерб населению России.

Экономическая безопасность страны напрямую зависит от функционирования ее финансовой системы. На сегодняшний день главными угрозами для финансовой системы РФ являются общее замедление мировой экономики, усиление геополитических трений в части торговых споров и санкций, а также неопределенность политики западных центральных банков в отношении ключевых ставок, которые будут определять приток капитала в Россию или его отток.

Уязвимость России в области энергетической безопасности состоит в том, что страна, являясь крупнейшим экспортёром нефти и газа, полностью зависима от ресурсов и их цен на мировом рынке. Такого рода зависимость делает Россию чувствительной даже к незначительным колебаниям курса валют и цен на природные ресурсы.

В условиях цифровизации область информационной безопасности является наиболее подверженной различным угрозам, так как в последнее время происходит большое количество хакерских атак и краж персональных данных. В настоящее время существует множество государственных сервисов, при помощи которых граждане могут получить любые необходимые услуги, например, как сайт Госуслуги. На подобного рада сервисах хранятся личные данные граждан, такие как паспортные данные, страховые данные, номера банковских карт и т.д. – все это является целью мошенников. Именно поэтому первостепенной задачей государства в целях обеспечения национальной безопасности является создание безопасной цифровой среды для персональных данных граждан.

Особого внимания в России требует интеллектуальная безопасность, а также её обеспечение, ведь основная проблема в этой сфере – это так называемая «утечка мозгов». В свою очередь социальному обеспечению уделяется мало внимания, а оно тесно связанно с экономическим благополучием. Вместе со снижением темпов экономического развития и ростом объёма неплатежей, в нашей стране ежедневно наблюдается рост безработицы, вопреки тому, что Россия является социально ориентированным государством. Приведённые выше факторы, без сомнений, катализируют рост социальной напряжённости в стране.

Внутриполитическая безопасность РФ характеризуется следующими факторами:

• расслоением общества;

• коррупцией;

• снижением уровня доверия к власти;

• снижением социально-экономического уровня жизни.

В связи с этим цифровая экономика вместе с «цифровизацией» повседневной жизни становится глобальной реальностью. Безусловно, под цифровизацией имеется виду оцифровывание большого количества различных сфер человеческой деятельности. Но стоит отметить, что наряду со всеми преимуществами и выгодами для людей в целом и суверенных государств в частности, скрывается ряд опасностей и определённых рисков.

Риски внедрения новых цифровых технологий

Риски новых цифровых технологий сознательно игнорируются или не обсуждаются. Для государства и общества Российской Федерации, наряду с возможностями новых информационных технологий, будут рассмотрены риски внедрения информационных технологий.

Выход на новый уровень комфорта, появление на свет новых различных функций, а также ускорение платежей и всяческих коммуникаций приводят к таким последствиям как:

• появление новых уязвимостей;

• кража личных данных;

• слежка;

• утрата конфиденциальности;

Роботизация, в свою очередь, приводит к безработице и потере рабочих мест, порождает социальную напряженность в стране и приводит к появлению так называемого слоя паразитов.

Такие факторы, как появление новой технологической структуры, непрерывное развитие цифровой экономики, а также новое лицо сельского хозяйства и традиционной промышленности являются новой ступенью в процессе цифровой колонизации, который управляется извне и служит интересам других, а не нашей стране соответственно.

Для нейтрализации этих рисков в ближайшее время для Российской Федерации необходимо сосредоточиться на развитии отечественных цифровых технологий: автоматизированные системы управления, информационная безопасность, игры, поисковые системы и др.

Разработанная Правительством РФ программа «Цифровая экономика», предназначена для создания устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения большого колличества данных, доступной для всех организаций и домохозяйств. Приоритетными направлениями являются: кибербезопасность, развитие искусственного интеллекта, а также различных подходов и инструментов обработки объемного массива данных (Big Data).

Большие данные являются очень чувствительной сферой, в которой зарождается большое количество рисков, например:

• риск слежки со стороны глобальных компаний;

• риск слежки со стороны зарубежных спецслужб;

• риск нарушения прав граждан страны на защиту их личной жизни.

Чтобы минимизировать вышеуказанные риски следует в рамках закона снизить оборот больших пользовательских, а также персональных данных жителей Российской Федерации для зарубежных компаний при этом данные должны использоваться и храниться только на территории РФ, в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми актами.

Внедрение технологии искусственного интеллекта (ИИ) и использование роботов в различных сферах жизни общества несет за собой ряд проблем правового регулирования, которые очевидно встают на пути внедрения подобных технологий. Спектр проблем правового регулирования варьируется от защиты данных до разграничения ответственности, когда человеку был причинен вред роботами или же системами искусственного интеллекта. Минэкономики РФ разработала концепцию, направленную на развитие регулирования в сфере искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года. В данной концепции заложены два основных принципа, направленные на решение проблемы защиты персональных данных:

1. Принцип «стимулирование прежде регулирования», основной которого является минимальное ограничение в деятельности разработчиков (ограничения могут вводиться только если есть риск от внедрения инноваций).

2. Принцип человеко-ориентированного подхода. Суть принципа проста: применение искусственного интеллекта не должно нести какого-либо вреда человеку.

Одним из ключевых инструментов развития регулирования в области ИИ и робототехники Минэкономики выделяет экспериментальные правовые режимы, который позволяет правительству делать точечные изменения в действующем законодательстве.

Блокчейн. Несмотря на содействие блокчейна теневому бизнесу, данную технологию развивают и все больше применяют для развития цифровой экономики во всем мире, благодаря её прозрачности и децентрализации. Технология блокчейна также активно применяется и в России. Центробанк одобрил цифровую платформу «Норильского никеля» по выпуску и обращению токенов, которые будут обеспечены биржевыми товарами. Технология имеет огромный потенциал на рынке недвижимости. Блокчейн позволяет токенизировать недвижимость, то есть поделить актив на цифровые части – токены. Сделки совершаются в цифровой среде, а информация о них такая, как денежные переводы, расчеты по операциям, передача прав собственности на недвижимость, закрепляется в блоках с помощью системы блокчейна. Благодаря такой технологии невозможно изменить содержание сделки, отсутствуют третья сторона, то есть перекупщик, что гарантирует прозрачность и безопасность сделки.

Криптовалюта же является областью, подвергающая серьёзной угрозе экономическую независимость РФ. Из-за большой криминальной составляющей, в данном вопросе нужно быть крайне осторожным. Для России обращения иностранных валют, с неконтролируемой эмиссией, на внутреннем рынке – недопустимо. Следовательно, можно подвести небольшой итог: России нужно создать, контролируемые законами, шлюзы на внешний рынок, а также биржи и криптовалюты.

Изменение потребности в кадрах при цифровизации

На начальном этапе развития цифровизации социально-экономической сферы человек играет ключевую роль, именно поэтому для успешного внедрения инновационных технологий крайне важным является уделять большое внимание профессиональному развитию специалистов в области информационно коммуникационных технологий. Правительство разработало специальную программу «Кадры для цифровой экономики», основной целью которой является "обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики" [7].

Современные предприятия в сфере ИКТ уходят от конкуренции к сотрудничеству и социальной ответственности; уходят от единообразия подходов, которые работали ранее, переходят к системности мышления; уходят от эгоцентризма компаний к сотрудничеству и взаимодействию. Отсюда формируются требования к современным менеджерам в сфере ИКТ. Среди которых особое место занимают: умение говорить, умение слушать, умение ставить приоритеты и управлять задачами. Совокупность указанных навыков поможет обеспечить активное развитие информационных технологий для безопасной цифровизации социально-экономической сферы.

В настоящее время в России существует нехватка квалифицированных специалистов в области ИТ и информационной безопасности. Во время пандемии коронавируса, когда все компании были экстренно переведены в режим удаленной работы, участились случаи мошенничества и краж данных. Так, за первое полугодие 2020 года 86% российских компаний столкнулись с мошенничеством, так как имеющиеся ИТ-специалисты не смогли обеспечить корректную работу программ удаленного доступа к данным, в результате чего некоторые сотрудники получили доступ к конфиденциальной информации. Такая ужасающая статистика доказывает, что в Россия нет достаточной базы технологий и специалистов для безопасной цифровизации и страна не готова к полному переходу в цифровое пространство.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что ИТ-специалисты играют не маловажную роль в цифровизации, так как обеспечение технической оснащенности, развитие технологии искусственного интеллекта, обеспечение безопасности персональных данных и разработка технологий для их защиты – все это является основной задачей специалистов в области информационно коммуникационных технологий.

Минимизация рисков цифровизации

В целях минимизации рисков связанных с цифровизацией первостепенной задачей для государства является активная поддержка и финансирование научной отрасли страны. России необходимо создавать собственные платформы и инновационные технологии, только так возможно обеспечить национальную безопасность и сохранить суверенитет. Создание собственного рынка высокотехнологичных продуктов также стимулирует приток иностранных инвестиций в страну и даст возможность России выходить на новые международные рынки. В настоящий момент правительство активно разрабатывает различные программы для развития информационных технологий, такие как национальная программа «Цифровая экономика РФ».

Второй, но не менее значимой задачей является создание передового законодательства, целью которого является предотвращение и минимизация возможных рисков и проблем, а также регулирование цифровой среды. Основным инструментом здесь являются так называемые «песочницы», то есть отрасли или регионы, в которых испытывают нововведения без непосредственного законодательного ограничения, но под строгим контролем регулирующих органов. Это необходимо для выявления непредвиденных рисков при использовании технологии.

Ключевым инструментом, оказывающим влияние на успешность работы «песочниц», является процедура быстрой обратной связи, способствующая быстрой реакции законодательства на выявленные в ходе эксплуатации высокотехнологичных продуктов рысков и проблем.

Подводя итог, необходимо отметить, что только комплексное воздействие государства на исследовательскую и законодательную сферу, законодательное ориентирование не на ограничения, а на совершенствование и стимулирование развития инновационных технологий способно обеспечить безопасную и результативную интеграцию социально-экономической сферы в цифровое пространство.

Библиография
1. Афанасьев С. Военно-стратегические реалии международной обстановки: вызовы и угрозы безопасности России // Зарубежное военное обозрение.-2019.-No 1.-С. 3–10.
2. Герасимович Л. В. Вызовы и угрозы национальной безопасности //Вестник экономической безопасности.-№ 2. – 2017. – С. 174–176.
3. Дробот Г.А. Информационная составляющая современной мировой политики// Информационное общество. – 2018.-№ 2. – С. 20–25.
4. Зорькин В. Право в цифровом мире // Российская газета-Столичный выпуск. – 2018.-№ 115(7578). – C. 10–15.
5. Малков С. Ю. О рисках информационного общества // Информационное общество. – 2018.-№ 2 – С. 30–36.
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации www.consultant.ru
7. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» https://www.economy.gov.ru/material/directions/chelovecheskiy_kapital/kadry_dlya_cifrovoy_ekonomiki/
References
1. Afanas'ev S. Voenno-strategicheskie realii mezhdunarodnoi obstanovki: vyzovy i ugrozy bezopasnosti Rossii // Zarubezhnoe voennoe obozrenie.-2019.-No 1.-S. 3–10.
2. Gerasimovich L. V. Vyzovy i ugrozy natsional'noi bezopasnosti //Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti.-№ 2. – 2017. – S. 174–176.
3. Drobot G.A. Informatsionnaya sostavlyayushchaya sovremennoi mirovoi politiki// Informatsionnoe obshchestvo. – 2018.-№ 2. – S. 20–25.
4. Zor'kin V. Pravo v tsifrovom mire // Rossiiskaya gazeta-Stolichnyi vypusk. – 2018.-№ 115(7578). – C. 10–15.
5. Malkov S. Yu. O riskakh informatsionnogo obshchestva // Informatsionnoe obshchestvo. – 2018.-№ 2 – S. 30–36.
6. Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii www.consultant.ru
7. Federal'nyi proekt «Kadry dlya tsifrovoi ekonomiki» https://www.economy.gov.ru/material/directions/chelovecheskiy_kapital/kadry_dlya_cifrovoy_ekonomiki/

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Глобальные риски государства и общества в цифровой экономике
Цифровая трансформация экономики определяет развитие многих ее сфер на современном этапе. Цифровые технологии активно проникают в бизнес-практику, государственное управление, общественный сектор, социальную сферу. Это способствует повышению качества предоставляемых клиентам и гражданам продуктов и услуг, сервисов, а также и экономическому развитию в целом. Вместе с тем, цифровая трансформация экономики и государства сопряжена с рядом рисков, которые в настоящее время только начинают проявляться и эффективные методы управления которыми только предстоит найти. Статья посвящена исследованию проблем идентификации, оценки и управления рисками государства и общества в цифровой экономике.
В статье выделены 4 раздела: «Угрозы национальной безопасности в цифровом пространстве», «Риски внедрения новых цифровых технологий», «Изменение потребности в кадрах при цифровизации», «Минимизация рисков цифровизации». В первом разделе автор выделяет угрозы национальной безопасности для России в основных направлениях – военной безопасности, на международном уровне, экономической, энергетической и отдельно останавливается на информационной безопасности в условиях цифровизации. Во втором разделе автор рассматривает уязвимости для информационной безопасности применительно к новым цифровым технологиям, услугам, сервисам и продуктам. Особняком здесь выделены уязвимости в области больших данных, блокчейн, криптовалюты, последнее особенно актуально в контексте планируемого в 2022 г. внедрения цифрового российского рубля. Третий раздел посвящен проблеме необходимости совершенствования и разработки новых программ подготовки кадров в условиях цифровой траснформации и нарастания угроз кибербезопасности. В четвёртом разделе автор рассматривает государственное регулирование и поддержку науки и исследований в области цифровоизации и обеспечения национальной безопасности в ее условиях как ключевые направления государственной политики, приходя к выводу, что «законодательное ориентирование не на ограничения, а на совершенствование и стимулирование развития инновационных технологий способно обеспечить безопасную и результативную интеграцию социально-экономической сферы в цифровое пространство».
В статье в целом речь идет в первую очередь о рисках наднационального уровня – государственных. Риски для общества в условиях цифровой трансформации – такие как социальное разобщение и единение как ответ на него, социальное неравенство, протестные ситуации – в статье не анализируются. Риски бизнеса также идут «вторым планом». В связи с этим считаем целесообразным уточнение заголовка либо более подробный обзор самих рисков цифровизации для общества и бизнеса.
Методологическую основу исследования составляют анализ, синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, логический и исторический метод, а также иные общенаучные методы.
Автор не использует возможности иллюстрации результатов исследования в статье. Таблицы и рисунки отсутствуют. В связи с этим предлагаем представить вариант классификации или характеристики идентифицированных рисков в таблице или на схеме. Полагаем, что это способствует повышению уровня восприятия читателями результатов проведенного авторского исследования.
Актуальность статьи не вызывает сомнений. Цифровая трансформация является одним из ключевых трендов развития современной экономики и государства. В России в 2017 г. принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», направленная на повышение конкурентоспособности российской экономики за счет формирования институциональных и инфраструктурных условий развития использования цифровых данных как ключевого фактора производства. При этом выявление ключевых угроз, рисков и возможностей их преодоления в пространстве развития цифровой экономики и общества способствует обеспечению устойчивого развития государства.
Статья имеет практическую значимость, поскольку полученные автором результаты могут быть использованы в рамках совершенствования управления ключевыми рисками цифровой экономики. Вместе с тем, конкретные практические рекомендации по результатам исследования в тексте статьи отсутствуют. Полагаем целесообразным их сформулировать.
В статье в явном виде не представлены элементы научной новизны. Вместе с тем, полагаем что новыми могут быть подходы к идентификации, оценке, характеристике и классификации рисков цифровой трансформации экономики, которые, очевидно, имеются в исследовании. Необходимо их сформулировать и представить в статье в формализованном виде.
Стиль изложения является научным и соответствует требованиям журнала.
Библиография представлена 7 источниками: исследованиями отечественных ученых, а также федеральными документами в области развития цифровой экономики. Однако, ссылки на приведенные в списке литературы источники по тексту не указаны. Количество источников (менее 10-15), а также отсутствие ссылок не соответствует требованиям журнала. Отсутствие анализа мнений различных ученых, в том числе зарубежных исследователей, не позволило автору развернуть научную дискуссию, внедрить элементы научной полемики в статью, тем более что выбранная тема это предполагает.
К преимуществам статьи следует отнести, во-первых, актуальность и значимость выбранного направления исследования. Во-вторых, широкий взгляд автора на охват исследуемых рисков. В-третьих, определение места рисков цифровизации в уязвимостях национальной безопасности в целом.
К недостаткам отнесем следующее. Во-первых, необходимость конкретизации и обоснования научной новизны проведенного исследования, объяснение его полезности и практической ценности. Во-вторых, отсутствие иллюстративного материала. В-третьих, недостаточное использование источников и отсутствие ссылок на список литературы по тексту статьи. В-четвертых, отсутствие формализованной характеристики или классификации идентифицированных рисков, упущение из фокуса внимания рисков цифровой трансформации для общества и бизнеса.
Заключение. Статья посвящена исследованию проблем идентификации, оценки и управления рисками государства и общества в цифровой экономике. Статья способна вызвать интерес широкой читательской аудитории журнала. Рекомендуется принять к публикации в журнале «Вопросы безопасности».
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.