Статья 'Криминологические подходы к решению проблем борьбы с терроризмом и его финансированием и особенности прокурорского надзора. Некоторые предложения по оптимизации борьбы с терроризмом и его финансированием на основе научных исследований' - журнал 'Национальная безопасность / nota bene' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Национальная безопасность / nota bene
Правильная ссылка на статью:

Криминологические подходы к решению проблем борьбы с терроризмом и его финансированием и особенности прокурорского надзора. Некоторые предложения по оптимизации борьбы с терроризмом и его финансированием на основе научных исследований

Паненков Александр Александрович

старший советник юстиции в отставке, Почетный работник прокуратуры РФ

364000, Россия, Нижегородская область, пгт. Ждановский, ул. Жемчужная, 4 копус 2

Panenkov Aleksandr Aleksandrovich

Prosecutor's Office of the Chechen Republic, Deputy Director of the department of State and Departamental Statistics

364000, Russia, Nizhegorodskaya oblast', pgt. Zhdanovskii, ul. Zhemchuzhnaya, 4 kopus 2

sashapan-55@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0668.2017.5.6832

Дата направления статьи в редакцию:

28-11-2015


Дата публикации:

18-11-2017


Аннотация: В статье автор на основе научных исследований 2010-2012 гг. раскрывает методику криминологических исследований и подходы к решению проблемы борьбы с терроризмом и его финансированием, приводит и анализирует отечественные и зарубежные статистические данные, с приведением примеров раскрывает особенности прокурорского надзора в данной сфере. По результатам 3 этапов исследования делает систему предложений по оптимизации борьбы с терроризмом и его финансированием в России на основе, в том числе международного опыта. Данное исследование основано на статистических данных и сравнительном анализе оперативно-розыскной работы, проведенной правоохранительными органами Российской Федерации. Принимая во внимание разнообразие используемых террористами источников и каналов получения финансовых и материальных средств, вопросы их выявления должны отрабатываться оперативным путем, в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление таких преступлений, как: хищение бюджетных денежных средств, направляемых на восстановление экономики региона пострадавшего от террористического акта, компенсацию лицам, потерявшим жилье и т.д.; незаконное изготовление, транспортировка и сбыт денежных знаков России и иностранных государств; незаконное производство и оборот оружия; хищение, подпольная переработка нефти, ее транспортировка и реализация на территории России; отмывание и легализация через российские коммерческие банки криминальных средств, полученных от контроля за деятельность коммерческих структур; отмывание криминальных средств посредством вывода их в зарубежные банки и компании, зарегистрированные в оффшорных зонах; производство фальсифицированных товаров потребительского рынка, их контрабандный экспорт и реализация; незаконное возмещение внутреннего и внешнего НДС с использованием фиктивных зарубежных контрактов.


Ключевые слова:

Юриспруденция, финансирование,, терроризм,, надзор,, прокурор,, выявление,, расследование,, преступление,, криминология, оптимизация

Abstract: Leaning on the scientific research conducted over the period of 2010-2012, the author reveals the methodology of criminological studies and approaches towards resolving the problem of counterterrorism and its financing,  provides and analyzes the Russian and foreign statistical data, exemplifying the peculiarities of prosecutorial oversight in this field. According to the results of the three-stage research, the author introduces system of propositions on optimization of the counterterrorism measures and its financing in Russia, taking into account the international experience. This work leans on the statistical data and comparative analysis of special investigative technique aimed at identification of such crimes as: embezzlement of public funds for restoration of economy of the region suffered from a terrorist act; compensation for those who lost their homes; illicit manufacture, transportation, and sale of currency of the Russian Federation; arms traffic; theft and surreptitious processing of oil, its transportation and realization in the Russian territory; laundering and legalization through the Russian commercial banks of criminal funds obtained from the control over the activity of commercial structures; laundering of funds acquired through withdrawal to foreign banks and corporations registered in the offshore zones; production of adulterated goods of consumer market, their illegal export and realization; unlawful refund of the domestic and foreign value added tax using the fictitious foreign contracts.


Keywords:

Optimization, Criminology, Crime, Investigation, Detection, Prosecutor, Oversight, Terrorism, Financing, Jurisprudence

«Верим в Россию. Ей и служим»[1]

В борьбе с терроризмом, в первую очередь, следует разрушать инфраструктуру международных террористических организаций[2] на территории России[3] путем активной идеологической и воспитательной работы, уменьшая социальную базу террористов, работая с молодежью, втянутой в банды, и нейтрализуя активных членов организованных преступных формирований (ОПФ) террористической направленности, у которых «руки по локоть в крови», и которые оказывают ожесточенное вооруженное сопротивление при задержании. При этом сотрудники правоохранительных органов и спецслужб России действуют в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, и их действия находятся в рамках правового поля, и не должны влечь уголовной ответственности. Тем не менее, в некоторых публикациях СМИ, на сайтах правозащитных организаций и некоторых правоохранительных органов описание боестолкновений или спецопераций по блокированию участников ОПФ излагаются необъективно, например: «в ходе боестолкновения убит боевик Н.» или «в ходе перестрелки убит предполагаемый боевик Н.» и т.д. Поскольку сотрудники правоохранительных органов и спецслужб выполняют боевой приказ, задачу по задержанию вооруженного правонарушителя, они действуют правомерно и юридически точно будет использование глагола «нейтрализовать» или в крайнем случае «уничтожить» (но ни в коем случае не «убить»), ибо убийство предусмотрено ст.105 УК РФ и в случае его совершения необходимо возбуждать уголовное дело и проводить предварительное следствие. Термин «нейтрализовать» является более предпочтительным.

Например, вот как в экспресс – информации Информационного центра Национального антитеррористического комитета (НАК) на сайте изложен эпизод блокирования активного вооруженного участника организованного преступного формирования (ОПФ) террористической направленности Х., которое также занималось вымогательством денег у предпринимателей (то есть вымогательство - один из внутренних источников финансирования организованной террористической деятельности в России): «Сегодня (то есть, 11 октября 2012) в ходе оперативно-разыскных мероприятий в отношении участников бандподполья, действующего в отдельных районах Дагестана, органами безопасности была получена информация о местонахождении в частном доме села Эндирей Хасавюртовского р-на активного участника т.н. «хасавюртовской» бандгруппы 22-х летнего Халимбека Халимбекова. Территория, прилегающая к дому, была блокирована силами правопорядка. Чтобы избежать напрасных жертв решением руководителя оперативного штаба в РД с заблокированным бандитом были проведены переговоры, которые велись несколько часов. Привлеченные к переговорам родители Халимбекова попытались уговорить сына сдаться властям. Однако, боевик отказался и открыл стрельбу из автоматического оружия по сотрудникам спецподразделений, ранив одного из них. В результате ответного огня бандит был уничтожен. По имеющейся в правоохранительных органах информации, Халимбеков ранее оказывал бандитам пособнические услуги, а в мае т.г. «ушел в лес» и вступил в т.н. «хасавюртовскую» бандгруппу. На счету этой банды − убийства сотрудников правоохранительных органов, вымогательства денежных средств у предпринимателей и разбойные нападения на них. На месте боестолкновения обнаружены автомат, пистолет, большое количество боеприпасов. В результате спецоперации пострадавших среди населения и потерь среди личного состава правоохранительных органов нет…»[4].

Внимательное изучение этой экспресс – информации НАК позволяет любому непредвзятому читателю сделать ряд выводов: сотрудники правоохраны действовали правомерно, они предприняли меры не только по блокированию участника ОПФ, но и по обеспечению безопасности мирных граждан, предпринимались меры к переговорам, которые велись длительное время, даже с участием родителей участника банды, ожесточенное вооруженное сопротивление Х. привело к его нейтрализации. В некоторых случаях на сайтах НАК обоснованно помещаются фотографии изъятого оружия, самодельных взрывных устройств (СВУ), патронов, поясов взрывника (неправильный термин «пояс шахида» (правильно «пояс взрывника») и террорист не может быть «шахидом»). Именно подробное и четкое изложение на сайтах правоохранительных органов и спецслужб России событий оперативно-боевых мероприятий по нейтрализации лидеров, активных участников, эмиссаров международных террористических организаций, наемников, задействованных, в том числе, в строго законспирированной и высоколатентной системе финансирования терроризма, свидетельствует о возросшем профессионализме сотрудников правоохраны, улучшении координации и взаимодействия между правоохранительными структурами. В этом случае можно и должно говорить о культуре проведения оперативно-разыскных мероприятий, спецопераций, оперативно-боевых мероприятий при задержании и нейтрализации участников ОПФ.

Такого рода экспресс – информации повышают доверие законопослушных граждан к сотрудникам спецслужб и правоохранительных органов, оказывают предупредительное и профилактическое воздействие на молодых людей, вовлеченных в организованную террористическую деятельность, дают возможность участникам ОПФ террористической направленности и их родственникам уяснить, что лучше быть привлеченным к уголовной ответственности, но остаться в живых, заставляет их задуматься о терминологии: «неотвратимость наказания», «акт возмездия», «сколько веревочке не виться, а концу быть».

Не стоит питать иллюзии по поводу быстрого решения проблемы борьбы с терроризмом и его финансированием в России. В 2002 году по указанию прокурора Чеченской Республики автор статьи выступал с лекцией в г. Грозном перед военными комендантами Чеченской Республики[5]. Наряду с военной тематикой, старшие офицеры обратили внимание на то, что «за годы первой и второй чеченской компании было пролито много крови, выросло целое поколение молодых людей, которых лидеры Чеченской Республики Ичкерия воспитывали в ненависти к России и «федералам», стремлении к сепаратизму и наживе любой ценой, и поэтому спокойствие на Кавказе наступит не скоро». По результатам встречи с военными комендантами Чеченской Республики было подготовлено и разослано горрайпрокурорам Информационное письмо за подписью прокурора Чеченской Республики. Это один из примеров координации и взаимодействия военной прокуратуры, прокуратуры Чеченской Республики и силовых структур по борьбе с терроризмом. Казалось бы, замкнутый круг, и нет света в конце туннеля. В то же время автор статьи на кирпичном здании по дороге Моздок – Грозный неоднократно видел плакат с надписью на русском языке «Понять, чтобы простить»[6]. Это простое по форме, но глубокое по содержанию предложение на плакате, написанное чеченцами, позволяет проникнуть в суть проблем боевых действий и выявить причинный комплекс преступлений террористической направленности на Северном Кавказе. Основная цель террористов - нарушение федеральной (федеративной) безопасности России, любой ценой отторжение российских земель и образование нового эфемерного государства «Всемирного исламского халифата», основанного на нормах шариата. Подавляющее большинство чеченцев поняли это и встали на сторону «федералов», России.

Террористическую деятельность на Северном Кавказе нельзя рассматривать изолированно от внешнего фактора. Научные исследования, проведенные в виде анкетирования и интервьюирования лиц, осужденных за преступления террористической направленности, подтверждают наши выводы. Вот, что по поводу внешнего фактора сказал в ходе интервью осужденный к пожизненному лишению свободы за террористическую деятельность Крымшамхалов Ю.И.: «…Я думаю, что нельзя Россию рассматривать изолированно, без внешнего фактора. Например, нефтепроводы идут через РД, Азербайджан в Новороссийск. Шамиль и Хаттаб в 1999 году нападают на РД и нефть пошла по невыгодному для Азербайджана трубопроводу: в Турцию через Грузию. Действия Хаттаба и Басаева были выгодны для Турции в 1999 году…»[7].

Некоторые осужденные в своих интервью подтверждали достаточно тесные экономические связи с Турцией, причем не только в период 1991-1999 г., но и в период контртеррористической операции (КТО) в Чеченской Республике (1999-2009 гг.). По оперативным данным и материалам уголовных дел четко были зафиксированы каналы финансирования терроризма из Турции. В ходе интервью в Республике Дагестан другой осужденный А.[8] подтвердил личное участие в Антитеррористическом центре (АТЦ) Чеченской Республики, достаточно тесные связи с Турцией граждан России, проживавших на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, выезд на лечении в Турцию своего брата: «…Я поехал за младшим братом в г. Грозный в 1999 году. Брат Алибек учился там в Исламском институте с 1998 года (в центре Грозного, около дома печати). Я нашел брата в 9-й горбольнице с осколочным ранением от российской ракеты на базаре. На лечение брата увезли в Турцию по указанию кого-то из правительства. Брату было около 21 года. Его ранили на базаре. Брат сейчас находится в Турции, учится в Стамбуле, в Исламском институте. Мы не богатая семья. К нам из Турции приезжала одна женщина-дагестанка, мы отдавали ей один раз 7000 рублей и 2 раза по 10000 рублей. Мой брат Алиев Алибек Адылович 10.03.1977 года рождения, чеченец, уроженец с. Осман-юрт, холостой, занимал у нее деньги. Она привозила от брата вещи. Ее имя Изура. Прошлым летом она приезжала из Турции, она занимается бизнесом. Я два месяца жил с боевиками в антитеррористическом центре (АТЦ) в г. Грозном в 1999 году. Оружия у меня не было, хотя в приговоре указан автомат АКМ. Я ходил в АТЦ к Залимхану Мажидову, охраннику Исрапилова Хункара. Их обоих убили в 2000 году федералы. Я только признаю, что жил с участниками НВФ с сентября по октябрь 1999 года в г. Грозном в АТЦ. Причины осуждения: я был в г. Грозном в АТЦ, - в АТЦ было 40-45 человек, все чеченцы, брату Алибеку ампутировали правую руку выше локтя, он не был в НВФ, изучал коран в Исламском институте, у меня есть недовольство тем, что федералы разбомбили г. Грозный, в 1991 году я думал, что ЧР должна отделиться от РФ, в ЧР идет беспредел с 1994 года, страдает мирный народ, нашей семье материального ущерба не причинено, тетка моя контужена в результате обстрела федералами в Гудермесском районе, ей 60 лет, она больная. Дом наш не разрушен. Предложения по профилактике терроризма: прекратить беспредел со стороны силовых структур, дать работу, чтобы обеспечить семью, в ЧР в семьях уважали стариков, в городах - нет, мне было интересно с боевиками жить, они мне казались героями. Дудаев для меня- герой, Басаев, Хаттаб- бандиты. После освобождения думаю жениться. За границу не уеду. По ТВ и радио выступать не буду»[9].

Очень важно, что политическое руководство России в борьбе с терроризмом использует криминологические подходы.На расширенной коллегии ФСБ России 25 января 2011 года Д.А. Медведев сказал так: «…Большинство угроз безопасности России, о которых мы говорили ещё в прошлом году, очевидно, сохраняются. И нужно честно сказать: эти угрозы носят для нашей страны пролонгированный характер. Они не исчезнут за год, но нужно вести максимально активную работу по профилактике терроризма и экстремизма. Прежде всего, с молодёжью, которая из-за отсутствия жизненного опыта или оказавшись просто в трудной ситуации очень часто попадает в сети откровенных преступников…»[10]. По нашему мнению, следует также активно работать с представителями кавказских диаспор во всех регионах России, в том числе за рубежом.

Выступая 22 февраля 2011 года на заседании Национального антитеррористического комитета Президент России Д.А.Медведев сказал о борьбе с терроризмом следующее: «…Давайте будем честными перед самими собой, не надо самообманываться и вводить граждан в заблуждение, это большая, сложная проблема, по которой нам придётся предпринимать очень серьёзные усилия на протяжении очень длительного периода. Но вывод совершенно очевиден – никто, кроме нас, порядок в этой сфере навести не сможет. Общие подходы также понятны: развитие регионов, всемерное развитие регионов Северного Кавказа; развитие социальных программ; создание рабочих мест, рутинная работа по созданию рабочих мест, по развитию образовательных программ, по поддержке просвещения и, наконец, по максимально широкой поддержке российского ислама…Тот, кто готов измениться, должен получить шанс. Тот же, кто хочет крови, захлебнётся своей кровью. Других подходов быть не может ни у нас, ни в других странах…»[11].

В своей программной статье Председатель Правительства России В.В.Путин в газете «Известия» 16 января 2012 года в разделе «О новом этапе в глобальном развитии» уточнил: «…Хорошо помню текст перехваченной в то время ФСБ информации, которую послал своим подельникам за границу один из наиболее одиозных и кровавых международных террористов, убивавших наших людей на Северном Кавказе – Хаттаб. Он писал: "Россия слаба как никогда. Сегодня у нас есть уникальный шанс: отобрать Северный Кавказ у русских". Террористы просчитались: Российская армия при поддержке чеченского и других народов Кавказа отстояла территориальную целостность нашей страны и единство российского государства…Но фактом остается то, что в 1999 году, когда я стал Председателем Правительства, а затем и Президентом – наше государство находилось в состоянии глубокого системного кризиса. И именно та группа единомышленников, которую суждено было сформировать и возглавить автору этих строк, опираясь на поддержку абсолютного большинства граждан, на национальное единение вокруг общих задач – вывела Россию из тупика гражданской войны, переломила хребет терроризму, восстановила территориальную целостность страны и конституционный порядок, возродила экономику и обеспечила на протяжении 10 лет один из самых высоких в мире темпов экономического роста и повышения реальных доходов наших людей…»[12].

Финансирование организованной террористической деятельности в России из-за границы продолжается. По данным ФСБ России, летом 2011 года готовились взрывы на вокзалах, в аэропортах и церквях и мечетях РФ. На эти цели международная террористическая сеть «Аль-Каида» выделила более 1 миллиона долларов. Перебросить в Россию террористов, прошедших подготовку в Пакистане, планировалось под видом гастарбайтеров из соседних стран – Узбекистана и Таджикистана[13].

По данным полпреда президента РФ в СКФО Александр Хлопонина ежегодно в качестве финансирования банд из-за рубежа только на Северный Кавказ поступает до 30 миллионов долларов США[14].

В то же время имеется информация о том, что в некоторых республиках Северного Кавказа (например, Республика Ингушетия) перекрыты внешние каналы финансирования организованной террористической деятельности: «Спецслужбам Ингушетии удалось перекрыть зарубежные каналы финансирования, которые подпитывали местных боевиков, сообщил в пятницу руководитель УФСБ республики Юрий Серышев. "Террористические группы сейчас не представляют собой единой структуры в плане управления и финансирования. Сейчас можно говорить, что зарубежных каналов финансирования у боевиков в Ингушетии уже не имеется", - заявил он на пресс-конференции, посвященной 20-летию создания управления. По его словам, оставшиеся боевики ставят перед собой основную задачу - выжить…»[15].

Наши исследования в июле 2012 года свидетельствуют том, что полностью перекрыть зарубежные источники и каналы финансирования терроризма в Республике Ингушетия не представилось возможным. Сотрудники ЦПЭ МВД России по Республике Ингушетия достаточно объективно оценивают криминальную ситуацию в Республике, проблемы борьбы с финансированием терроризма, понимают, что участники «джамаатов» преследуют цель отделения Республики Ингушетия от России. Эту цель им поставили из-за границы. Их цель создать исламское государство Халифат от моря до моря, разрушить территориальную целостность России, ее федеративное устройство, то есть террористы посягают на федеральную безопасность России.

Эти выводы подтверждаются интервью проведенными, например, с офицером Центра противодействия экстремизму МВД Республики Ингушетия: «…Вопрос: Какие источники и каналы финансирования терроризма вы можете выделить в РИ? Ответ: 1) Вымогательство денег у предпринимателей: у Н. (есть уголовное дело)[16], А. (заявление не писал, но на словах мне признался в том, что у него вымогали деньги), Э. (кажется, есть дело) (2010-2011 гг.). У нас была запись разговора Е. по сотовому телефону, но мы не смогли идентифицировать его голос, провести фоноскопическую экспертизу. 2)Получение денег от сочувствующих ваххабитов – по мелочи. У каждой группы вахабитов есть старший, который собирает эти деньги, не только в мечети, но и дома. 3)Направление товара из-за границы, из России в РИ для реализации, чтобы не ввозить наличные деньги. 4)Деньги поступают НВФ от правозащитных организаций, например, «Мемориал» и других. Они ничего не делают, но хорошо живут. У меня нет конкретных доказательств финансирования НВФ правозащитными организациями, но я так думаю потому, что заграница просто так деньги не дает. За каждую копейку перед «заграницей» необходимо ответить, отчитаться. Какую цель преследуют участники джамаата, НВФ в Республике Ингушетия? Ответ: Участники джамаатов преследуют цель отделение от России. Эту цель им поставили из-за границы. Их цель разрушить Россию. Цель Д. Умарова, руководителей вилайятов и джамаатов разрушение России, отделение республик СК от России, создание Исламского халифата от моря до моря…»[17].

Совершенствование прокурорского надзора по борьбе с терроризмом и его финансированием

В подавляющем большинстве субъектов России отсутствуют данные о возбуждении и успешном расследовании уголовных дел по фактам финансирования терроризма. Поэтому наиболее слабым звеном в надзорной деятельности органов прокуратуры следует признать недостатки в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе именно с финансированием терроризма. Эта проблема носит длительный и системный характер.

В поле зрения руководства Генеральной прокуратуры РФ всегда находились вопросы борьбы с терроризмом и его финансированием. Генеральный прокурор Российской Федерации в своем выступлении в Совете Федерации 22.06.2011 г. отметил, что «…большие резервы надзорной и координационной деятельности лежат в плоскости эффективного противодействия экстремистским и террористическим проявлениям. Необходимо в равной степени заниматься и вопросами ранней профилактики экстремистских проявлений и перекрытием финансовой подпитки и проблемами распространения запрещенной информации…»[18].

Значительное число молодых прокурорских работников не знает систему сбора и анализа информации по борьбе с терроризмом (БТ) и борьбе с финансированием терроризма (БФТ) в период активной фазы контртеррористической операции (КТО) в Чеченской Республике (КТО в ЧР: 1999-2009 гг.).

Ранее действовало совместное Указание[19] о ежеквартальном сборе, анализе информации по БФТ и направлении ее в Главное управление в ЮФО и в 27 управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации. По всей видимости, в настоящее время блок борьбы с финансированием терроризма (БФТ) включен в годовые и полугодовые докладные записки по борьбе с терроризмом (БТ)[20].

Борьба с терроризмом и БФТ - это дело не одного года и не десятилетий. Это один из самых общественно опасных сегментов организованной преступности, которая исчезнет вместе с государством. Поэтому БТ и БФТ нуждается в постоянной корректировке и научном сопровождении (обосновании), разработке новых подходов и методик.

Прокурорам, специализирующимся на вопросах борьбы с терроризмом и его финансированием следует знать приказ Руководителя Следственного комитета Российской Федерации, которым Заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям подразделений центрального аппарата СК России, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, руководителям межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений СК России по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России, а также их заместителям (далее - руководители следственных органов) в пределах установленных полномочий при решении задач в сфере уголовного судопроизводства предложено сконцентрировать усилия на раскрытии каждого преступления, полном, всестороннем и объективном его расследовании, выявлении и устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления[21].

Председатель Следственного Комитета России (СК России) требует от подчиненных лично выезжать на место убийства, совершенного без очевидцев, двух и более лиц, акта терроризма, аварии, возникновения чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, повлекших человеческие жертвы, значительные разрушения и иные тяжкие последствия, а также преступлений, имеющих большой общественный резонанс, с целью организации квалифицированного проведения первоначальных следственных действий и взаимодействия с оперативно-розыскными подразделениями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления[22].

Сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, а также преступлений в отношении несовершеннолетних и престарелых лиц. Бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывающих содействие криминальным структурам, вне зависимости от занимаемого ими должностного и общественного положения[23].

На Северном Кавказе масштабы коррупционных проявлений за последнее время приобрели угрожающий для национальной и федеральной безопасности страны характер. «…В сообщении ГУ МВД России по СКФО говорится о том, что наиболее подверженными коррупционным проявлениям на протяжении последних лет продолжают оставаться органы госвласти и местного самоуправления, в особенности в сферах распределения и расходования бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию национальных проектов и целевых программ, выделения земельных участков, а также сферы образования и здравоохранения. На территории Северо-Кавказского федерального округа за 8 месяцев 2012 года зарегистрировано 1 тыс. 665 преступлений коррупционной направленности, из них 1 тыс. 581 преступление выявлено подразделениями по экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, ГУ МВД России субъектов округа, по ним возбуждено 1 тыс. 202 уголовных дела. Из выявленных преступлений данной категории — 994 тяжких и особо тяжких; 295 совершены в крупном или особо крупном размерах. Причиненный ущерб по оконченным производством уголовным делам по преступлениям коррупционной направленности составил более 548 млн. рублей. В этом году подразделениями по экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, ГУ МВД России субъектов округа выявлено 174 преступления, предусмотренных статьей "получение взятки"…»[24].

Таблица 1

Динамика удельных весов экономической преступности, мошенничества в структуре преступности Российской Федерации (РФ), ЮФО, Республиках Дагестан (РД), Ингушетии (РИ) и Чеченской Республике (ЧР) в 1999-2011 гг.

Годы

Удельный вес в структуре преступности экономической направленности

Удельный вес в структуре преступности мошенничеств

РФ

ЮФО (СКФО)

РД

ЧР

РИ

РФ

ЮФО (СКФО)

РД

ЧР

РИ

1999

10,122

11,026

14,169

1,899

19,653

2,786

3,320

5,254

-

5,459

2000

12,748

13,396

16,180

12,601

22,795

2,759

2,966

5,073

5,273

3,150

2001

12,883

14,161

18,584

12,369

27,989

2,671

2,827

4,985

3,586

4,943

2002

14,843

Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.