Вопросы безопасности - рубрика Внутренний контур национальной безопасности
по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Вопросы безопасности" > Рубрика "Внутренний контур национальной безопасности"
Внутренний контур национальной безопасности
Паненков А.А. - К вопросу о применении статьи 16 Закона "О ветеранах" в отношении работников прокуратуры, действовавших на территории Чеченской Республики на постоянной или временной основе в 1994 - 1996 годах. c. 1-30

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.4.13169

Аннотация: Раскрываются некоторые особенности деятельности прокуроров в период активной фазы контртеррористической операции в Чеченской республтке, приводит количество невосполнимых потерь и раненых работников прокуратуры (на май 2005 г.), рассказывает о взаимодействии и координации действий с военной прокуратурой, командованием Объединенной группировки войск и сил в Северо-Кавказском регионе (ОГВс в СКР), подробно останавливается на характере выполнения задач прокурорами и следователями, делает вывод о необходимости признания работников органов территориальной прокуратуры (не менее 1000) ветеранами боевых действий. Используется сравнительно-исторический и статистический методы исследования, которые позволяют более точно определить роль и значение деятельности территориальной прокуратуры Чеченской Республики в период активной фазы контртеррористической операции Роль и значения деятельности территориальных органов прокуратуры Чеченской Республики в период двух вооруженных конфликтов немеждународного характера является мало исследованной и изученной. Между тем деятельность прокуроров и следователей органов прокуратуры Чеченской Республики имела большое значение в восстановлении конституционного порядка в республике, проведения референдума по Конституции республики и выбров первого Президента ЧР, защите конституционных прав человека и гражданина.
Шумов В.В., Гирник Е.С. - Обоснование направлений активности пограничной охраны на уровне государства и региона (на примере пограничной охраны США) c. 32-42

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.2.25983

Аннотация: Предметом исследования является модели обоснования направлений активности пограничной охраны на уровне государства и региона. Важнейшей задачей научного обеспечения государственной пограничной политики является задача обобщения международного опыта и его использования в отечественной практике. Авторским коллективом особое внимание в статье уделяется вопросам выявления принципов распределения ограниченных пограничных ресурсов по регионам и районам, а также формированию механизмов обоснования направлений активности пограничной охраны (направлений сосредоточения основных и вспомогательных усилий). Для решения указанной проблемы используются подходы теории пограничной безопасности, методы математического моделирования и пограничная статистика. Научная новизна исследования заключается в важности и актуальности для многих государств мира борьбы с терроризмом, контрабандой наркотиков и нелегальной миграцией. Учитывая ограниченность людских, материальных и финансовых ресурсов, авторским коллективом разработана математическая модель обоснования направлений активности пограничной охраны и выполнена ее верификация с использованием статистических данных о результатах оперативно-служебной деятельности пограничной охраны США.
Куклин А.А., Васильева А.В. - Анализ миграционного законодательства РФ в сфере регулирования иностранной рабочей силы и разработка рекомендаций по его совершенствованию c. 45-77

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.3.16127

Аннотация: В статье проведен анализ развития миграционного законодательства РФ в сфере регулирования иностранной рабочей силы в постсоветский период. На основе проведенного анализа сделан вывод, что для иностранных граждан из стран с визовым режимом въезда порядок получения разрешений на работу не подвергался существенным изменениям, в то время как эволюция процедуры оформления документов на работу для иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда представляло собой достаточно хаотичный процесс. Результат почти двадцати пяти лет поиска подходящих моделей трудоустройства иммигрантов в виде современной законодательной базы является достаточно спорным. В качестве основных ее достижений можно отметить следующие: 1) возможность легального трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда у физических и юридических лиц на равных условиях; 2) отмена системы квотирования для трудоустройства иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда. В качестве одного из главных ее недостатков можно отметить ориентацию на иностранных работников из стран с безвизовым режимом въезда, в то время как миграция из «визовых» стран обладает не меньшим потенциалом. Для научного обоснования низкой эффективности существующей в России системы квотирования иностранной рабочей силы предложена методология оценки потребности российского рынка труда в иностранной рабочей силе, которая соответствует дефициту рабочей силы и определяется как текущий спрос на рабочую силу за вычетом ее предложения, с разбивкой по профессиональным группам. На основе предложенной методологии произведена оценка покрытия дефицита трудовых ресурсов России иностранной рабочей силой в 2012 г., которая позволила сделать вывод, что установленные квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу не соответствовали реальной потребности российского рынка труда. Следовательно, методология оценки потребности в иностранной рабочей силе и установления квот на ее трудоустройство, утвержденная действующим миграционным законодательством (с 2015 г. – только для иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда в Россию), не отражает реальной потребности в иностранной рабочей силе для покрытия дефицита рынка труда. В условиях ограниченного информационно-статистического обеспечения предлагается использовать предложенную методологию в качестве методической основы для формирования квот на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам из стран с визовым режимом въезда в Россию. Для реализации положительного потенциала, заложенного в трудовой иммиграции, решения экономических задач инновационного развития и смягчения дисбалансов на региональных рынках труда предлагается введение нового дифференцированного подхода к привлечению и использованию иностранной рабочей силы как из стран с визовым, так и безвизовым режимом въезда в Россию. В качестве инструмента отбора «нужных» трудовых мигрантов в рамках разрабатываемого дифференцированного подхода предлагается каталог дефицитных профессий РФ.
Золотарев Е.В., Сергеев И.В., Лапенкова Н.В., Крупнов Ю.А. - Противодействие коррупции и незаконному обогащению как ее экономическому проявлению c. 95-110

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.38714

EDN: XDZDSC

Аннотация: На сегодняшний день, коррупция в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года рассматривается в качестве одной из ключевых внутренних угроз экономической безопасности страны. Однако практика показывает, что она не только разрушает механизм государственного управления изнутри, но и все чаще используется Западом для оказания давления и склонения к противоправному сотрудничеству отдельных российских должностных лиц, имеющих незаконные активы за рубежом. В этой связи создание и развитие эффективных механизмов противодействия незаконному обогащению должностных лиц будет способствовать подрыву экономических основ коррупции. В работе использованы диалектический и сравнительно-правовой методы, системный подход, табличная интерпретация эмпирико-фактологической информации. В статье исследован генезис правового института ответственности за незаконное обогащение, зарубежный опыт его нормативного закрепления. Проанализированы попытки криминализации незаконного обогащения в России. Рассмотрены позиции отечественных ученых относительно целесообразности его криминализации на современном этапе развития правовой системы России. Предложен авторский подход по закреплению в уголовном законе России ответственности за незаконное обогащение должностных лиц. Авторы приходят к выводу о том, что характерной чертой и конечной целью всех коррупционных правонарушений является ориентированность на получение выгоды (незаконное обогащение). Незаконное обогащение должностных лиц является серьезной угрозой экономической безопасности Российской Федерации. В связи с этим в уголовном законе России необходимо предусмотреть ответственность за приобретение должностным лицом в собственность или в пользование активов, стоимость которых значительно превышает законные доходы этого лица и его супруги (супруга), а также за приобретение таких активов в интересах третьих лиц.
Леденёва М.В., Плаксунова Т.А., Кулакова С.А. - Развитие социальной сферы как условие воспроизводства человеческого капитала (на примере Волгоградской области). c. 103-127

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.6.18007

Аннотация: Накопление человеческого капитала является одним из главных «моторов» экономического роста, ключевым фактором экономического и социального благосостояния современных обществ. Предметом исследования является процессы и условия воспроизводства человеческого капитала. Объектом исследования является состояние "человекоформирующих" отраслей в регионах России (на примере Волгоградской области). Авторы анализируют процессы накопления человеческого капитала в Волгоградской области (в сравнении с РФ и регионами ЮФО) и предлагают пути обеспечения его прироста.Особое внимание уделяется последним изменениям в законодательстве РФ, обусловившим урезание социальных расходов как на федеральном, так и на региональном уровнях. В процессе исследования использовались общенаучные методы: анализ, синтез, диалектический метод, системный анализ, компаративный анализ. При расчете прироста человеческого капитала субъектов ЮФО использовалась методология расчета прироста национального богатства, предложенная М.В. Леденёвой, статистические и математические приемы. Авторы приходят к выводу, что воспроизводство человеческого капитала региона и страны в целом осуществляется в результате комплексного взаимодействия государства, населения и бизнеса, а важнейшими источниками инвестиций в человеческий капитал выступают расходы государства на финансирование системы образования, здравоохранения и социальной защиты, а также личные доходы граждан, и прежде всего заработная плата. Для накопления человеческого капитала необходимо формирование инвестиционной базы для воспроизводства и развития человеческого капитала, а также более активное участие государства в лице федеральных и региональных органов власти в организации процесса его накопления, укрепляя и развивая для этого государственные структуры в данных сферах. Рассчитан прирост человеческого капитала субъектов ЮФО за 2010–2014 гг. по формуле относительного прироста человеческого капитала, предложенной М.В. Леденёвой. Выявлены тенденции в развитии человеческого капитала Волгоградской области.
Раньжина И.В. - Поиск модели федеративных отношений в современной России как идея государственной безопасности c. 144-152

DOI:
10.7256/2409-7543.2015.6.18181

Аннотация: Объектом статьи является федерализм как форма государственного устройства, которая вправе решать внутренние государственные проблемы этнического, национального, социально-экономического, политико-правового характера. Предметом является поиск модели государственного устройства современной России, в результате чего происходит преобразование федеративных отношений. В статье раскрываются основная сущность федерализма и проблемы развития федеративных отношений в современной России. В исследуемых подходах к определению модели государственного устройства Российской Федерации, автор делает попытку найти оптимальный, поскольку затрагиваются те вопросы, которые отвечают за государственную и национальную безопасность. Среди них автор определяет следующие: суверенитет, самостоятельность субъектов федерации и стремление многих народов, этнических групп к национальной консолидации и процессами интеграции российского общества, имеющими социально-экономическую обусловленность. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ проблем, возникших между специфическими интересами народов, которые чётко выявились в ходе развернувшихся реформ, и необходимостью их согласования, взаимного поиска компромиссов при их реализации, между необходимостью согласованного проведения экономических, политических и социальных реформ на всей территории РФ.
Шабунова А.А., Калачикова О.Н., Егоров В.К. - Социально-демографические проблемы национальной безопасности c. 158-205

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.3.13085

Аннотация: В работе рассмотрены концептуально-теоретические основы понимания национальной безопасности в контексте глобализации и с учетом биосоциальной природы человека. Предметом исследования является демографическая безопасность как один из видов национальной безопасности страны. Рассмотрены основные социально-демографические проблемы России, являющиеся угрозами демографической безопасности: депопуляция, потеря территориальной целостности и социокультурной идентичности, в т.ч. за счет выраженной социально-экономической атомизации общества. Результаты исследования свидетельствуют о сохранении актуальности дальнейших социально-демографических исследований. В данной статье содержатся результаты исследований, проведенных в Вологодской области силами Института социально-экономического развития территорий РАН. Исследователи надеются, что, отталкиваясь от имеющегося опыта организации и проведения социологических исследований, используя оригинальную методику и средства сравнительного анализа, они смогли получить результаты и сделать выводы, раскрывающие заявленную тему. Принципиальной особенностью концептуального свойства настоящей работы также является осознанное самоограничение преимущественно демографическим аспектом общей проблемы с использованием иных аспектов в качестве контекста и дальнейших объектов исследований. К основным социально-демографическим проблемам страны авторы относят низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности и заболеваемости населения, прогнозируемое «возвращение» естественной убыли к 2020 г.; обезлюживание Центральной России и Северо-Запада страны, особенно заметное в сельской местности; демографическое старение населения и значительную дифференциацию доходов.
Паненков А.А. - Криминологическая обусловленность государственной политики по борьбе с преступностью является залогом успеха обеспечения федеральной безопасности России, а также борьбы с терроризмом и его финансированием c. 188-236
Аннотация: В статье автор приводит аргументы о необходимости криминологической обусловленности государственной политики по борьбе с преступностью, видит в этом залог успеха в обеспечении федеральной безопасности в России, в том числе в борьбе с терроризмом и его финансированием. Раскрывает особенности влияния внешнего фактора на преступность террористической направленности, останавливается на проблемах выявления источников и каналов финансирования терроризма по результатам научных исследований, частично приводя их.
Ноянзина О.Е., Гончарова Н.П., Максимова С.Г., Авдеева Г.С. - Современные вызовы безопасности: оценка риска подверженности экстремистким и террористическим угрозам в условиях региональных социумов c. 213-254
Аннотация: Представлен анализ социологического исследования проблем воспроизводства социальных рисков национализма, экстремизма, ксенофобии и терроризма. На основе данных по шести регионам Российской Федерации сделаны выводы о том, что экстремистские практики сегодня присутствуют практически во всех сферах общественной жизни и носят универсальный, неспецифический характер. Выявлено, что содержание таких показателей, как установки по отношению к представителям других национальностей, страх стать жертвой на почве национальной неприязни, ощущение враждебности, исходящей от представителей других национальностей, имеет региональную специфику. Можно отметить определенную склонность респондентов оценивать вероятность теракта в их населенном пункте как высокую вне связи с рациональной оценкой реальной ситуации. Страх теракта и оценка его вероятности – взаимосвязанные переменные. В целом восприятие вероятности теракта определяется скорее психологическими причинами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.