Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №3 за 2016 г. - Содержание - список статей. ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 05-12-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Саамишвили Н.Н. - "Эмили" Кайи Саариахо - моноопера-портрет c. 1-13

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.20952

Аннотация: «Эмили» — новейшая из трех опер известнейшего современного финского композитора Кайи Саариахо, ее премьера состоялась в 2010 году. Как и в двух других музыкально-театральных сочинениях композитора — операх «Любовь издалека» (2000) и «Мать Адриана» (2004–2005) в центре — женский образ. Героиня монодрамы «Эмили» — французский математик и физик, муза Вольтера Эмили дю Шатле. Задача настоящей статьи — продемонстрировать особенности драматургии и композиционно-технической стороны оперы. В работе использовались методы системного и исторического подходов, сравнительного и стилевого анализа, работа с литературными и музыкальными источниками. В «Эмили» проявились многие характерные качества стиля Саариахо, и в то же время в нем просматриваются новые черты, не свойственные более ранним операм композитора. Это, прежде всего, опора на некие повторяющиеся мелодические, ритмические, звуковые комбинации, комплексы, которые в той или иной степени соотносятся с образно-драматическими линиями либретто. Но, впервые прибегнув к жанру монооперы, композитор экспериментирует с новой для нее структурой и музыкальными средствами создает невероятно живой и богатый портрет личности, терзаемой внутренними конфликтами и противоречиями, подобных которому еще не было в ее оперных произведениях.
История музыки
Федотова В.Н. - «Импрессии» для фортепиано Панчо Владигерова c. 14-20

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.21030

Аннотация: Жанровая палитра наследия болгарского композитора Панчо Владигерова необычайно широка и включает инструментальные пьесы, вокальные миниатюры, камерные опусы, масштабные симфонические произведения, сочинения для музыкального театра. Многое из того, к чему он обращался в своем творчестве, было новым для болгарской культуры. Его музыка звучала и издавалась в 1920–1930 годы в Европе, а сам композитор был одним из популярных авторов венского издательства «Universal Edition», печатавшего почти все его произведения, написанные в то время. Особое место в наследии композитора заняла фортепианная музыка – отдельные пьесы и более тридцати циклов, созданных с 1914 по 1978 годы, среди которых «Импрессии» (1920, опус 9). В процессе анализа цикла автор исходила из специфики стилистического анализа, а также других аналитических приемов музыковедения. В музыке «Импрессий» можно отметить не только символистские, но и романтические и неоклассицистские черты, что связано с особенностями «ускоренного развития» болгарской культуры. Возможно это наложило отпечаток и на творческую индивидуальность музыканта, в наследии которого можно найти разнообразие образов, эмоций и яркую красочность звуковых образов.
История и теория исполнительского искусства
Махан В.В. - О зарождении сольного исполнительства на трехструнной домре в дореволюционный период c. 21-31

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.21213

Аннотация: Страницы отечественной музыкальной культуры, связанные с предпосылками сольного исполнительства на домрах, первыми исполнителями и их репертуаром остаются неизвестными. В тени по-прежнему находятся биографии первых выдающихся домристов – П. П. Каркина, В. В. Кацана и других, деятельность которых нуждается в осмыслении и оценке. Данное обстоятельство обусловлено прежде всего тем, что на протяжении первых лет после реконструкции домра функционировала преимущественно в качестве оркестрового инструмента и редко выдвигалась на первый план. Автором были изучены разнообразные архивные материалы, проанализированы публикации различного характера. В процессе подготовки материала использовались искусствоведческий подход и сравнительно-исторический метод, а также формы архивной работы. В статье представлены первые попытки сольного исполнительства на домрах, даты первых выступлений домристов, основные художественные тенденции – опора на переложения популярной классики и тяготение к произведениям кантиленного характера. Отмечено преобладание ансамблевых форм домрового исполнительства – дуэтов, трио, квартетов. Выяснены и уточнены даты жизни и деятельности первого исполнителя на домре альт П. П. Каркина, некоторые детали биографий первых домристов П. И. Алексеева, В. В. Кацана, их репертуар, даты первых сольных выступлений домристов.
Рецензии и критика
Саамишвили Н.Н. - Заметки о международной научной конференции «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования», прошедшей в Государственном институте искусствознания 24–26 октября 2016 года c. 32-37

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.21285

Аннотация: Репортаж посвящен событию, представляющему значительный интерес для музыкальной науки: международной научной конференции «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования», прошедшей в Москве в Государственном институте искусствознания 24–26 октября 2016 года. Интерес к русскому музыкальному барокко в настоящее время возрастает как в России, так и за рубежом, и проведение конференции предоставило возможность обсуждения самых актуальных вопросов, связанных с освоением наследия той эпохи. Тематика докладов охватывала проблемы, связанные с историей и теорией партесного многоголосия, своеобразием жанровой системы раннего многоголосия, реконструкцией биографий и творческого наследия музыкантов, эволюцией теоретической мысли о музыке той эпохи. В процессе научной работы использовались методология теоретического анализа и источниковедения, исторический и стилевой подходы, методы системного и сравнительного анализа. Русское музыкальное барокко впервые стало темой фундаментальной международной конференции, которая была призвана выявить новейшие тенденции в изучении этой эпохи, синтезировать современные научные достижения и дать импульс для новых изысканий, помочь воссозданию цельной и вместе с тем многосторонней картины отечественной культуры второй половины XVII – середины XVIII века, отразившей связи с музыкантами Польши, Италии, Германии, Франции. Впервые в рамках научного мероприятия был представлен широчайший диапазон мнений, излагаемый как корифеями отечественной науки, так и молодыми начинающими учеными, среди которых было немало зарубежных гостей.
Федотова В.Н. - Концерт трио Владигеровых в Московской консерватории c. 38-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.21140

Аннотация: 17 сентября в Рахманиновском зале Московской консерватории прошел концерт болгарских музыкантов Екатерины, Константина и Александра Владигеровых, посвященный 150-летию знаменитого музыкального вуза нашей столицы. Музыканты активно гастролируют и в Европе и в Новом Свете, с большим успехом принимают участие во многих международных джазовых фестивалях, их авторские сочинения также представлены на CD. В концерте прозвучали композиции разных поколений семьи Владигеровых в аранжировках, а также миниатюры Дмитрия Шостаковича. В публикации изложение материала обусловлено традиционным для жанра рецензии сравнительным анализом, а также историческим ракурсом представления события. В рецензии подчеркнуто высокое исполнительское мастерство музыкантов, безукоризненное владение многими музыкальными инструментами, заразительный артистизм, тонкие и разнообразные темброво-звуковые градации исполнения. Искрящийся темперамент, отличающий национальный болгарский характер и так ярко представленный замечательным трио Владигеровых, был с большим энтузиазмом воспринят московской публикой.
Fedotova V.N. - The concert of the Vladigerovs’ Trio at the Moscow Conservatory c. 42-45

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.21853

Abstract: On September 17, the Rachmaninov Concert Hall of the Moscow Conservatory held the concert of the famous Bulgarian musicians Ekaterina, Konstantin, and Alexander Vladigerovs dedicated to the 150th Anniversary of the prominent Russian university. The musicians actively tour in Europe and the New Word, and successfully participate in various international jazz festivals. Their works are also available on CD. The concert contained the compositions of various generations of the Vladigerov family in arrangements and Dmitri Shostakovich’s miniatures. The material presentation in the article is determined by comparative analysis, traditional for reviews, and the historical angle of presentation of the events. The review underlines the high-level mastery of the musicians, perfect command of musical instruments, remarkable artistic impression, refined and versatile timbre and sound scales of performance. The musicians' sparkling temperament, typical for the national Bulgarian character, was enthusiastically welcomed by Moscow audience.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.