Электронный журнал Philharmonica. International music journal - №4 за 2017 г - Содержание, список статей. ISSN: 2453-613X - Издательство NotaBene
по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 04, 2017
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 27-02-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2017
Философия музыки
Петрова Ю.С. - Виды музыки: музыка легкая и музыка серьезная (исследуя концепцию Теодора Адорно) c. 1-6

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.4.25544

Аннотация: Объектом настоящей статьи стали исследования социологии музыки, созданные известнейшим немецким философом и музыковедом Теодором Адорно. Рассматриваются взгляды ученого на феномен музыки и ее разделение на два вида (две формы) - массовую и элитарную. В основе всей музыки, по словам Адорно, лежит это разделение, что сказывается на жанровой, языковой и содержательной концепциях каждого отдельно взятого музыкального произведения. В статье прослеживаются высказывания и теории Адорно, производится типология видов музыки. В качестве основного метода в статье избран метод комплексного анализа, позволяющий в рамках одной работы охватить труды и исследования Адорно разных годов, проследить эволюцию его взглядов. Новизна работы заключена в том, что специфика видовой классификации музыки, выдвинутой Адорно, до сих пор в музыкознании не находила должного освещения. И, несмотря на свою временную удаленность, классификация ученого до сих пор является весьма актуальной и требует большего обобщения и применения в науке.
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Хохлова А.Л. - Когнитивный подход как перспективный базис современных научных разработок в сфере музыкального искусства c. 7-20

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.4.25119

Аннотация: Объектом исследования является теория интерпретации в музыкальном искусстве. Предметом исследования – когнитивная модель интерпретации в музыкальном искусстве. Особое внимание уделяется изучению вопросов интерпретации музыкального текста с позиций когнитивных научных установок, что означает познание законов и путей эволюции музыкальной культуры, осмысление функций, структуры, содержания и языка музыкального искусства, анализ механизмов музыкального мышления. Расширение возможностей познания музыкального искусства сопровождается процессом углубления знаний о природе самого музыкального познания. Методологической основой работы является когнитивный подход, позволяющий рассматривать интерпретацию в музыкальном искусстве как явление, связанное с процессами музыкального мышления, сознания, памяти, с познавательной деятельностью в целом. Новизна исследования заключается в следующем: автором разработана и предложена методика когнитивного анализа музыкального текста, позволяющего охватить исследуемое явление как художественное целое в широких взаимосвязях с познающим субъектом, его интеллектом, опытом, уровнем ментальной активности и с окружающим миром. Основные выводы проведенного исследования: когнитивная модель интерпретации в музыкальном искусстве является методологическим инструментом, в фокусе которого проявляются грани познавательного процесса субъекта музыкального восприятия, связанные с усвоением специальных знаний, со способами их ментальной организации, с формированием художественных идей и их воплощением в акустической, вербальной и невербальной формах. Методологические основания когнитивного подхода позволяют расставить новые акценты, указывающие на значительные перспективы в понимании смысловой структуры интерпретации в музыкальном искусстве в ее многообразных связях с познающим субъектом, его интеллектом, опытом, уровнем ментальной активности.
История музыки
Петров В.О. - Год 1936… Шостакович и Сталин c. 21-26

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.4.25530

Аннотация: Статья посвящена фигуре величайшего композитора ХХ столетия Дмитрия Шостаковича. Рассматриваются противоречия его творческого наследия 1930-х годов, когда композитор вынужден был пойти на так называемые в музыковедении компромиссы. Эти компромиссы были связаны, в первую очередь, с желанием писать такую музыку и работать в таких жанрах, которые отвечали эмоциональности самого композитора. С другой же стороны, Шостаковичу приходилось сочинять «поверхностную» музыку в угоду действующему политическому режиму, который следил за каждым творческим шагом композитора. В статье предпринят исторический ракурс рассмотрения наиболее противоречивых произведений 1930-х годов, созданных в театральных жанрах – оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей». Исторический подход потребовал привлечения источников того времени – фрагментов статей из газет и журналов, в которых в том или ином ракурсе затрагивается имя Шостаковича. Такой подход придает новизну рассматриваемой теме. Отмечается, что музыка Шостаковича всегда будет актуальна, в какую бы эпоху не существовало человечество и она явится для будущих поколений подлинным свидетельством истории ХХ столетия.
История и теория исполнительского искусства
Решетникова С.В. - А была ли ошибка Мануэля Гарсиа? Попытка развеять миф о главном секрете школы Гарсиа. c. 27-31

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.4.25177

Аннотация: В данной статье повествуется о педагогической деятельности Мануэля Патрисио Родригеса Гарсиа, анализируется и обосновывается разница между вариантами издания труда «Полный трактат об искусстве пения» 1840-1847 гг. и 1856 г., которые на протяжении долгого времени вызывали вопросы у певцов и вокальных педагогов. Несмотря на то, что труд «Полный трактат об искусстве пения» был неоднократно изложен на русском языке, по настоящее время не стихают споры о его принципах и даже обсуждаются в СМИ. Теоретико-методологической основой данного исследования послужили: анализ музыкально-педагогических проблем, культурно-исторический анализ, сравнительный анализ. В данной статье проясняется вопрос о рекомендации автора об использовании различных типов дыхания в трактате 1840-1847 гг. и 1856 г. В середине XIX века вокальная педагогика развивалась сообразно исполнительской практике эпохи романтизма, новым эстетическим установкам, именно поэтому автор трактата Мануэль Гарсиа-младший усовершенствовал свой труд и рекомендовал певцам использовать грудо-диафрагматическое дыхание, вместо малого (ключичного).
Музыкальная этнография и фольклор
Усманова А.Р. - К проблеме стратификации жанров вокального творчества тюркских этнических групп контактной зоны Нижнего Поволжья: аспекты диалектного, наддиалектного и регионального c. 32-42

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.4.25419

Аннотация: Существующие в настоящее время публикации музыкального фольклора тюркских этнических групп контактной зоны Астраханской области: татар, ногайцев-карагашей, туркмен, казахов крайне малочисленны. На основе экспедиционных материалов, исторических, библиографических источников, производится стратификация музыкального фольклора тюркских групп Нижнего Поволжья путем выявления диалектных, наддиалектных и общерегиональных слоев традиций, а также активно действующего общетюркского регионального слоя музыки устной традиции. При сохранении самоидентификации культуры тюркских этнических групп, рассматриваются музыкально-жанровые взаимопараллели и обмены, ведущие к обогащению культурного наследия этих традиций и выявлению полиэтнического пространства культуры Нижневолжского региона. Живые процессы в устной музыкальной традиции продолжаются и в настоящее время, что доказывает актуальность и перспективность тематики статьи. Рассмотрение этих фольклорных традиций в сравнительном аспекте дает основание для более точных трактовок вопросов современности, связанных с идентификацией и самоидентификацией тюркских этнических групп Астраханского края.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.